Бородич методика развития речи ребенка

Бородич методика развития речи ребенка thumbnail

Бородич методика развития речи ребенка

Одна из самых рекомендуемых работ, которую родителям стоит изучить по теме речевого развития, – книга «Методика развития речи детей» Алисы Бородич. Она была написана еще в начале 70-х годов прошлого века, но и сейчас это исследование не потеряло своей актуальности и высоко ценится логопедами и педагогами из разных точек мира.

Этапы становления речи ребенка

Бородич выделяет три этапа становления речиБородич выделяет три этапа становления речи

Научно-методическая работа кандидата педагогических наук Алисы Бородич направлена на совершенствование речи дошкольников на ранних стадиях их развития. Формирование правильного звукового произношения как составляющей грамотной, связной речи – цель автора.

Специалист выделяет следующие возрастные этапы формирования навыка говорения:

Подготовительный

От 3-х месяцев. В этот период малыш осваивает и «гукание», и лепет как реакцию на звуковые сигналы от родителей.

Если ответ от грудничка отсутствует, родителям стоит проконсультироваться со специалистом.

Владение слогами и словами

1 – 1, 7 лет.  К этому времени ребенок складывает воедино слоги и знает уже около 10 элементарных слов с идентичными слогами.

Усвоение новых слов происходит в три этапа:

  1. Понимание значения слова;
  2. Повтор слова и появляющийся при этом ассоциативный ряд;
  3. Употребление слова в вопросе, повествовании, утверждении, просьбе – в обиходе.

Произношение двусоставных предложений

С 1 года и 7 месяцев. Если до этого слово являлось целым предложением, то теперь ребенок может связывать его с другими словами, добавлять описание или действие, побуждение и т.д. В 2 года лексикон малыша значительно расширится в связи с увеличением потребностей и общим речевым развитием. Теперь слова – его главный инструмент выживания.

В дошкольном возрасте речь применяется для того, чтобы адаптироваться к той или иной ситуации, транслировать ее или решить какую-то задачу.

Более связными предложения становятся чуть позже, когда необходимость познания мира потребует все больше речевых ресурсов.

Правильная среда

Формирование речи у ребенка во многом зависит от его родителейФормирование речи у ребенка во многом зависит от речевого поведения его родителей

Разъяснив возрастные разграничения, Бородич акцентирует внимание на речевой среде вокруг малыша, которую создают, в первую очередь, сами родители. В связи с этим, требования ко взрослым в этом случае самые высокие. Каждый пункт говорит о том, что речь родителя – эталон для ребенка.

Итак, речь взрослых должна быть:

  • содержательной и конструктивной;
  • правильной, чистой, ясной и грамотной;
  • доходчивой, доступной.

Помимо научных исследований, новейших технологий Бородич приводит анализ методик, которые передаются из поколения в поколение. Далеко не всегда и не все родители имели под рукой логопедический справочник, они воспитывали своих детей, исходя из собственного опыта и опыта предыдущих поколений.

Среди них приемы лучших педагогов прошлых лет и современности. Например, применение наглядных материалов – иллюстраций, видео и аудио, словесных и практических методик.

Но вернемся к дошкольникам и их небезупречной речи. Автор пособия рассматривает перечень задач для речевого развития детей, которым предстоит пойти в первый класс.

Увеличение словарного запаса, освоение грамматических принципов, постижение правил устной речи и освоение навыков рассказывания, побуждение интереса к чтению - одни из ключевых задач речевого развития в преддверии школыУвеличение словарного запаса, освоение грамматических принципов, навыков рассказывания, постижение правил устной речи и побуждение интереса к чтению — одни из ключевых задач речевого развития в преддверии школы

Расширение лексикона

На успешность решения этой задачи влияет окружение ребенка и то количество словарных единиц, которые употребляют в речи взрослые вокруг него.

Базовые принципы грамматики и их понимание

Правильное построение слов и предложений не возникает из пустоты, над этим нужно усердно работать. Один из популярных и действенных приемов – практиковаться в словообразовании с помощью наводящих вопросов. «Кому ты отдашь свою игрушку?». Ответ требует дательного падежа, соответствующего окончания и места в предложении.

Восприятие звуковой структуры языка

Усвоение фонетического устройства слова, постановка правильного ударения, использование верной интонации – все это достигается путем подражания.

Формирование разговорной речи

Здесь подразумевается не набор жаргонных слов, а умение разговаривать с собеседником, участвовать в диалоге, задавать вопросы и отвечать на них, соблюдая правила приличия в ходе общения.

Умение рассказывать

Уметь вести монолог тоже непростое искусство. Но уже будучи дошкольником, ребенок должен уметь повествовать, используя при этом свой активный лексический запас и выстраивая грамотную цепочку предложений. Здесь будут полезны пересказы небольших текстов, придумывание коротких рассказов, аудиальное восприятие текстов без визуального сопровождения.

Пробуждение интереса к произведениям художественной литературы

Чтение малышам на ночь, совместное заучивание стихов, прослушивание аудиосказок и даже аудиоспектаклей с последующим обсуждением сюжета и главных героев — все это поможет привить любовь ребенку к чтению и литературе, показать ему, какой силой может обладать слово.

В финале нашего обзора оставляем видео о нормах речевого развития, чтобы у вас, дорогие родители, было понимание, чего ожидать от ребенка, от развития его речевого навыка и к чему нужно стремиться.

Читайте также:  Советы по развитию творчества ребенка

Заключение

Методика развития речи детей Алисы Бородич написана научным языком, так как она предназначена для специалистов и студентов вузов. Но и родители, которые не являются профессионалами в этой сфере, смогут понять и взять на вооружение основные идеи автора и следовать ее советам.

Источник

Методика развития речи детей, написанная А. М. Бородич в 1981 году вобрала в себя бесценные материалы, на которые опираются педагоги дошкольных учреждений.

Книга Алисы Михайловны Бородич - Развитие речи детейГрамотная, правильная и многообразная речь у детей дошкольного возраста, к сожалению, явление очень редкое. От её развития напрямую зависит и качество мышления, и полноценное познание окружающего мира, и возможность свободно рассуждать на родном языке. Сознательные родители это понимают и всеми способами стараются работать над речью ребёнка, ищут действенные и доступные методики, знакомятся с трудами великих педагогов.

Одной из полезнейших книг, которую стоит изучить по данной теме, является «Методика развития речи детей». Написанная Алисой Михайловной Бородич ещё в 1981 году, она вобрала в себя бесценные материалы, на которые и по сей день опираются педагоги дошкольных учреждений.

В данном пособии рассмотрены все ключевые вопросы и проблемы, связанные с совершенствованием речи у детей дошкольного возраста, особое внимание уделено развитию связной речи и методике формирования её звуковой культуры. И это не случайно, ведь именно в дошкольном возрасте ребята наиболее восприимчивы к освоению языка и его закономерностей.

О возрастных особенностях развития речи

Подготовительный этап формирования речи малыша начинается ещё в 3-месячном возрасте, когда тот гукает, а потом лепечет. Эти ответные голосовые реакции на эмоциональное общение с родителями уже контролируются слухом грудничка, и, в случае их отсутствия, взрослым следует насторожиться и проконсультироваться со специалистами.

К году появляются слитно произнесённые слоги и около 10 простых слов. И родителям, и воспитателям дошкольных учреждений автор предлагает изучение слова в три этапа:

  • уяснение значения слова;
  • произвольный повтор его при восприятии предмета;
  • употребление слова – с помощью вопросов («Где матрёшка?»), игр («Кинь маме мяч»), поручений («Давай соберём все кубики в корзину»).

Вплоть до 1,5–1,7 лет слово будет для ребёнка равнозначно целому предложению. Ближе к 1 году и 10-11 месяцам появляются первые двухсловные фразы. С этого момента темпы развития речи заметно увеличатся, и к 2 годам она будет основным средством общения малыша.

В раннем дошкольном возрасте речь детей носит ситуативный характер, она богата жестами и мимикой и понятна лишь в конкретной ситуации. Связной она станет позже, когда усложнение познавательной деятельности крохи вынудит его высказываться яснее и понятнее.

Правильная среда

Говоря о возрастных нормах и этапах становления языка речи у детей, Бородич предъявляет и к речи взрослых, окружающих ребёнка строгие требования. Являясь эталоном для малышей, она должна быть:

  • содержательной (о чём и сколько сообщает);
  • правильной (чистое звукопроизношение, чёткая дикция, грамматическое построение);
  • доходчивой (иметь возрастную и педагогическую направленность).

Дети, рождаясь, получают «готовый язык». Задача родителей и воспитателей – активно приобщать ребёнка к освоению норм речи, руководить и контролировать его языковое развитие.

Методы, передаваемые из поколения в поколение

[ads1]

Люди, не обладающие методической теорией, уверена Алиса Михайловна, воспитывают детей вслепую на основе лишь своих предположений. В своей методике она подробно описывает основные педагогические методы и приёмы, выработанные целыми поколениями лучших педагогов.

Среди них выделяются наглядные (иллюстрации, картинки, диафильмы и др.), словесные (пересказ, беседа, чтение книг, заучивание стихотворений) и практические (игры, инсценировки, дидактические упражнения).

Кроме этого, автор методики выделяет ряд задач развития речи у детей дошкольного возраста:

Увеличение словарного запаса

Зависит от разнообразия слов, которые употребляют взрослые, и собственных ориентировок ребёнка.

Понимание грамматического строя речи

Грамматически правильная речь не появляется сама собой. Она вырабатывается по мере того, как часто воспитатели и родители практикуют малыша в словообразовании при помощи общения и игр. Например, «Подумай, чего недостаёт?» — склонение слов в родительном падеже; «Я начну, а ты продолжишь!» — употребление распространённых предложений.

Восприятие звуковой культуры языка

Усваивание основных правил фонетики и орфоэпии (постановка ударения в словах, произношение, интонационная палитра) происходит у детей путём подражания.

Формирование разговорной речи

Имеется в виду умение вести диалог – слушать и понимать взрослых, поддерживать разговор, правильно вести себя во время беседы.

Обучение рассказыванию

В процессе монолога выявляется запас слов дошкольника, умение строить предложения. Реализуется данная задача в пересказах, составлении собственных простейших рассказов, прослушивании текстов без сопровождающейся наглядности.

Приобщение к художественной литературе

Уже в дошкольном возрасте необходимо прививать деткам любовь к чтению. Малыши могут запоминать и читать наизусть простые произведения, слушать и понимать доступные сказки и рассказы, высказывать суждения о главных героях.

Читайте также:  Доречевая стадия развития ребенка

Первые шаги к обучению грамоте

Сюда входит звуковой анализ слова, составление предложений и их членение на слова. Данная работа проводится с детьми 6 лет.

Методика, описанная в книге, подаётся научным языком, ведь она создана в первую очередь для студентов педагогических ВУЗов. Однако и неподготовленным родителям будут вполне понятны и полезны основные идеи автора.

Источник

Аннотация книг. Методика развития речи.

Аннотация книги: А.М. Бородич

«Методика развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Методика обучения детей русскому языку – это отрасль педагогической науки. Методика развития речи – это педагогическая наука, которая изучает педагогическую деятельность, направленную на формирование речи у детей дошкольного возраста. Эта методика, как и другие методики изучает:
— чему учить;
— как учить;
— почему именно так учить.
Методика нужна для установления ряд твёрдых норм, например: необходимость специальных приёмов обучения рассказыванию, определённая структура занятия по чтению и заучиванию стихотворений. Методическая теория, развивается в единстве с методической практикой. Воспитатель, не знающий теории, даст не правильное воспитание детям, используя только свои навыки и опыт других. Речь – важнейшее средство развития личности ребёнка, и воспитатель, не знающий теорию методики, введёт ребёнка в заблуждение.
Е.И. Тихеева указывала, что «родной язык», его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания.

Задачи развития речи
Первым звеном в системе образования, является детский сад. Поэтому одна из главных задач детского сады – развитие устной речи детей, освоение языка, его грамматического строя.
Разделяют 7 основных задач развития речи детей:
1. Развитие словаря.
2. Формирование грамматической стороны речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Формирование разговорной речи (диалогической).
5. Обучение рассказыванию (монологической речи).
6. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка к обучению грамоте.
Большинство задач решается в возрастных группа детского сада.

Методы и приёмы развития речи.
Существует несколько групп методов.
Наглядные методы – осмотр помещения, экскурсия, рассматривание предметов, картин или фотографий, игрушек, с последующим их описанием.
Словесные методы – чтение, заучивание наизусть, пересказ.
Практический метод – дидактические игры, игра – драматизация, настольная инсценировка

Приём – это элемент метода.
Речевой образец – правильная речевая деятельность воспитателя. Образец для повторения.
Повторение – неоднократное использование речевого элемента (слова, фразы, звука).
Объяснение – раскрытие воспитателем какого-либо образа действия.
Указания – разъяснение, как надо правильно действовать для достижения результата.
Словесное упражнение – многократное повторение какого-либо речевого упражнения.
Оценка детской речи – мотивированное суждение об ответе ребёнка.
Вопрос – обращение, требующее ответа.
Наглядные приёмы – картинки, игрушки, движения.

Рекомендуем посмотреть:

Бородич методика развития речи ребенка
Рассказывание в детском саду

Бородич методика развития речи ребенка
Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ

Бородич методика развития речи ребенка
Методическая работа в детском саду

Бородич методика развития речи ребенка
Обучение пересказу детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Педагогическая деятельность Сухомлинского

Система воспитания Сухомлинского

Сухомлинский о воспитании и обучении детей

Педагогические взгляды Сухомлинского

Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Границы моего языка означают границы моего мира.
Людвиг Витгенштейн

       

       ИБ — информационный блок

       Текст № 1.

       Сущность методики и ее методологическая основа.

       Методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания русского языка в начальной и средней школе. Каждая из них имеет свои цели, задачи и содержание.
       Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду.*   Предметом ее изучения являетсяпроцесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целе­направленного педагогического воздействия. Она изучает за­кономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков ре­чевого общения у детей дошкольного возраста.**

Бородич методика развития речи ребенка

       Основная задача методики — разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности.
       Основное содержание данного курса — формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими.
Методика развития речи, как и другие частные методики, дает ответ на такие основные вопросы:

1) чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей);

2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях);

3) почему именно так учить (какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи).
В методической теории отражены объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее в области методики развития речи, что создавалось в отечественном дошкольном воспитании и существует сейчас. Методикой устанавливается ряд твердых норм при решении тех или иных задач развития речи (например, необходимость специальных приемов обучения рассказыванию, определенная структура занятий по заучиванию стихотворений, разнообразие речевой деятельности детей на литературном утреннике и т. п.). Важно, чтобы эти нормы были достаточно аргументированы, осмыслены каждым педагогом.

Читайте также:  Центр развития ребенка дзержинске нижегородской области

Бородич методика развития речи ребенка

       Методическая теория развивается в единстве с методической практикой. На практике проверяется правильность, жизненность отдельных методических положений, сама практика выдвигает перед наукой важные, еще не решенные вопросы. Например, практика подсказала необходимость уточнений программы подготовки к обучению грамоте в детском саду (1962); в настоящее время ощутима потребность в более четких рекомендациях к календарному плану занятий по развитию речи, в разработке приемов активизации речи детей с различным уровнем речевого развития.
     Воспитатель, не знающий методической теории, воспитывает детей вслепую, исходя только из своих предположений или копируя опыт других. Он многое упускает, так как не может предусмотреть всего богатства приемов, методов развития речи, выработанных поколениями лучших педагогов и суммированных в методике.
       Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь — одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е. И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Овладевая той или иной методикой (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и т. д.), воспитатель должен усваивать и сведения по руководству речью детей, поскольку в любом виде деятельности ему приходится развивать их словарь, формировать навыки речевого общения (умение слушать, отвечать, спрашивать, умение связно рассказать о своем замысле, о проделанной работе и т. д.).
Методика развития речи, как и вся педагогическая наука, относится к общественным наукам.*

       Речевой навык — это речевое действие, достигшее сте­пени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включа­ют: навыки оформления языковых явлений (внешнее офор­мление — произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее — выбор падежа, рода, числа).

       Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых на­выков. А. А. Леонтьев считает, что навыки — это «складыва­ние речевых механизмов», а умение — это использование данных механизмов для различных целей. Навыки облада­ют устойчивостью и способностью к переносу в новые ус­ловия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает,то речевые умения включают комбинирование язы­ковых единиц, применение последних в любых ситуациях об­щения и носят творческий, продуктивный характер. Следо­вательно, развивать языковую способность ребенка — зна­чит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

       Различают четыре вида речевых умений: 1) умение го­ворить, т. е. излагать свои мысли в устной форме, 2) уме­ние аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформле­нии, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом изоб­ражении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.**

Бородич методика развития речи ребенка   Бородич методика развития речи ребенка

**М.М.Алексеева, В.И.Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

*  А. М. Бородич, » Методика развития речи детей», М., 1981 г.

Бородич методика развития речи ребенка

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

Обращаю внимание, что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

   Бородич методика развития речи ребенка       «Помощь по сайту» — нажмите на изображение стрелочки —  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу ( модуль 1).

                                                                                                                                                                                                                          Бородич методика развития речи ребенка

Источник