Нравственное развитие ребенка в 2 года

Скрипко Марина
Нравственное воспитание детей 2-х и 3-х лет

Маленький ребенок впервые знакомитея со многими, совершенно неизвестными ему явлениями, предметами, пытается по ближе их узнать, лучше понять. Свое отношение к ним он строит, опираясь на то, что слышит, видит вокруг себя, главным образом в своей семье. Объяснения, мнения, действия родителей определяют его отношение к окружающему. Ребенок перенимает особенности взаимоотношений окружающих его людей.

Повседневные, незаметные на первый взгляд влияния на ребенка со стороны близких людей являются по существу очень действенными. Они создают у него те или другие черты характера, формируют его поведение.

Поэтому, воспитывая ребенка, совершенно необходимо заниматься не только его физическим и умственным развитием, но не менее важно позаботиться и о формировании его поведения, о его нравственном воспитании.

Нравственное воспитание ребенка от двух до трех лет

В двух-, трехлетнем возрасте отношение ребенка к людям, вещам, явлениям, его действия, поступки в большой мере зависят от его эмоций. Он скорее поделится игрушками, когда у него вызовут сочувствие к другому ребенку, чем подчинится строгому, даже и обоснованному, приказу сделать это. В зависимости от того, какие чувства — положительные или отрицательные — преобладают у ребенка, у него создается то или другое настроение, формируется то или другое поведение (бодрое, жизнерадостное, вялое, пассивное, возбужденное).

Поэтому взрослые, воспитывающие ребенка, должны стараться как можно чаще вызывать у него положительные чувства и предупреждать, а по возможности и не допускать возникновения отрицательных эмоций — проявления гнева, страха, неудовольствия, раздражения.

Часто источником тяжелых переживаний ребенка является односторонняя сильная его привязанность к одному из близких. Если ребенок привык быть только с матерью, если она постоянно держит его на руках, целует обнимает, забавляет, то причин для слез у такого ребенка много. Ведь мать при всей своей любви к ребенку не может быть всегда с ним; уход же ее будет вызывать у него возбуждение, крик, плач.

Ребенку нужна любовь и ласка матери, но его интересы не должны быть связаны только с ней. Если он активный, деятельный, умеет играть, заниматься один и, помимо матери, связан с другими членами семьи, то он будет спокойно переносить ее отсутствие. В этом возрасте малышу уже можно объяснить, что «мама пошла на работу», «мама пошла в магазин и сейчас придет» и т. д.

Будут ли. у ребенка преобладать положительные или отрицательные эмоции в большой мере зависит от того, как организована его жизнь и какие эмоции своим поведением вызывают у ребенка старшие. Если, например, старшие дети не считаются с малышом, дразнят его, а родители постоянно лишь упрекают, разговаривают раздраженно, не считаются с его интересами, то и ребенок не может быть бодрым, спокойным и проявлять интерес и сочувствие к другим.

Знакомя ребенка с окружающим, рассказывая ему сказки, смотря с ним картинки, надо вызывать у него соответствующее отношение к тому, что он воспринимает,учить его оценивать поступки: «Мальчик бьет собачку — это плохо, так делать нельзя», «Школьник помогает подняться упавшей старушке — это хорошо. Надо всем помогать».

Одним из существенных моментов воспитания является формирование положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Общительность, приветливое, ласковое обращение с окружающими, сочувствие, посильная помощь, умение считаться с интересами других, не мешать им — все эти положительные качества могут быть уже воспитаны у детей 2—3 лет.

В яслях, где малыши много общаются между собой и где им прививаются положительные взаимоотношения, можно часто наблюдать проявление нежного, внимательного отношения детей друг к другу, заботы, сочувствия, привязанности, умения хорошо, дружно совместно играть.

Ребенок очень легко перенимает особенности взаимоотношений взрослых. Поэтому, желая выработать у ребенка то или иное поведение, взрослые сами должны вести себя соответствующим образом. Если они вежливы друг с другом, всегда спокойны, доброжелательны, внимательны к другим, то и ребенок ведет себя так же. Не надо в присутствии малыша ссориться, выяснять отношения.

Крик, возбужденное состояние передаются ребенку, отрицательно действуют на его нервную систему. Он перенимает неправильные поступки взрослых, свидетелем которых был: сначала в игре с куклой, а затем и в своем отношении к брату, сестре, даже матери он начинает проявлять себя так, как это делали окружающие взрослые в его присутствии.

На третьем году жизни у ребенка нужно воспитывать умение выполнять элементарные правила общежития. Прежде всего спокойно выполнять такие требования взрослых, как вести себя тихо, не мешать, например, когда взрослые читают, отдыхают и т. п.Он должен соблюдать уже некоторые правила вежливости: здороваться, прощаться, говорить «спасибо», «пожалуйста», подать упавшую вещь взрослому; спокойно, не мешая окружающим, вести себя в автобусе, в гостях, у врача.

Надо учить детей доводить начатое до конца (например, убрать все игрушки на место); настойчиво преодолевать затруднения (надеть ботинок, застегнуть пуговицу); терпеливо ждать (мама занята и не сразу может дать что-либо); преодолевать желание, если оно невыполнимо, сдерживать слезы (не плакать, если из-за дождя нельзя пойти гулять, без капризов возвращаться с прогулки домой).

Какие же для этого имеются способы? Чтобы ребенок выполнял требования взрослых, они должны быть обоснованы и посильны ему. Двухлетний и даже трехлетний ребенок не может, например, спокойно стоять и ждать, пока мама, держа его за руку, разговаривает с встретившейся ей на улице знакомой. Но он в состоянии уже выполнить требование заняться чем-нибудь и не шуметь, пока брат учит уроки. Зная, что чувства детей играют большую роль в их жизни, надо требования к ребенку делать эмоционально привлекательными, вызывающими у него положительное к ним отношение.

Читайте также:  Ребенок 2 года 3 месяца не говорит вообще

Если вы, предлагая ребенку сделать что-то для него неприятное, например пойти спать, когда не хочется,скажете при этом: «Ведь ты уже большой. Сейчас папа увидит, как ты научился расшнуровывать ботинки и как сам умеешь аккуратно складывать одежду», то он захочет это показать и охотно пойдет спать.

Потребовав что-либо от ребенка, надо непременно проследить, как он это выполнит. Тогда у него войдет а привычку обязательно выполнять требования взрослых.

Требования к сыну или дочке не должны меняться в зависимости от настроения близких или от того, кто их предъявляет. Часто бывает, что мама требует, чтобы дочка ела обязательно сама, а бабушка «жалеет» внучку и кормит ее. Или сегодня разрешают лечь в кровать с игрушкой, а завтра категорически запрещают.

Различные требования одного и того же лица или несогласованность, отсутствие единства в требованиях и воспитательных приемах у разных членов семьи дезорганизуют ребенка. В таких случаях у него не могут быть выработаны определенные навыки поведения и ожидать от него послушания не приходится. Иногда даже вследствие такой несогласованности у ребенка могут возникнуть нервозность, повышенная раздажительность, упрямство.

С желаниями ребенка обязательно надо считаться. Если же вопреки его желанию необходимо выполнить то или другое требование, следует объяснить ребенку, почему это необходимо. Например, ребенок увлекся какой-либо игрой, но пора идти гулять.Нельзя неожиданно категорически предложить ему: «Оставь свою игру, давай одеваться». Следует предварительно, минут за пять,предупредить его: «Кончай играть, скоро пойдем гулять». Если ребенок продолжает с увлечением играть, а одевание на прогулку уже нельзя откладывать,надо сказать: «Ты не убирай кубики, оставь все так. Придем с прогулки, и ты снова будешь строить».

Учитывая большое влияние чувств на поведение ребенка, надо обязательно поощрять и хвалить его, когда он поступает правильно, и высказывать неодобрение, если ребенок поступает неправильно.

При воспитании ребенка нужно как можно реже пользоваться порицаниями («Ты непослушный», «Какой ты упрямый, нехороший!», чаще указывать, как ему следует в том или ином случае поступить.

На поведение ребенка отрицательно влияют чрезмерно частые одергивания и запрещения. Они нарушают его уравновешенное поведение, вызывают возбуждение. Однако это отнюдь не означает, что ребенку все должно быть разрешено и его нельзя ни в чем ограничивать. Но запрещений не должно быть слишком много, и чем младше дети, тем и запрещений должно быть меньше. Надо так организовать жизнь ребенка, чтобы дозволенного было больше, чем недозволенного. А самое главное — надо удовлетворять возрастные потребности ребенка — в движении, в разнообразной деятельности, в частом общении со взрослыми.

В возрасте 2—3 лет следует постепенно приучать ребенка руководствоваться в своих поступках не только собственным желанием (хочу — не хочу, приятно — неприятно, но уже установленными правилами и считаться с оценкой своих поступков старшими. Поэтому надо не только прекращать нежелательное поведение ребенка,но необходимо объяснять ему, что так поступать или делать нельзя и почему именно нельзя, и обязательно подсказать, как же надо сделать, поступить.

Поведение взрослых должно быть образцом для ребенка. Трудно требовать от ребенка, чтобы он обязательно мыл руки перед едой, если он видит, что старший брат или отец садятся за стол, не выполняя этого правила. Легче приучить ребенка к порядку, если он постоянно видит, как аккуратно обращаются с вещами взрослые.

Однако, хотя пример окружающих имеет большое значение в воспитании ребенка, одного примера совершенно недостаточно. Надо активно упражнять ребенка в положительных поступках и действиях. Надо, чтобы он делился сластями, уступал свои игрушки другим детям, жалел маленького братишку, наливал котенку молоко, кормил птичек и т. п.

Только в процессе активной деятельности создаются и закрепляются необходимые навыки, нравственные привычки и чувства.

В процессе повседневной жизни надо приучать ребенка уважать и ценить труд людей: «Вытирай ножки, видишь, мама вымыла пол»; «В комнате было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их на место»; «Какое красивое платье сшила тебе бабушка, иди поцелуй ее и скажи спасибо»; «Папа починил тебе игрушечную коляску, а ты опять садишься на нее и снова сломаешь» и т. п.

Положительное отношение к труду окружающих людей, желание самому принять в нем посильное участие, первые «трудовые» действия, радостное удовлетворение от результата своих усилий — все это лишь начальные,. но очень ценные трудовые качества, и их уже возможно, а значит, и нужно, воспитывать у маленьких детей.

С ранних лет надо прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным. Это обогатит его ум и чувства, сделает его жизнь более интересной и яркой, разовьет пытливость ума. Он будет расти отзывчивым, мягким. Вы не раз, наверное, видели, с каким интересом ваш ребенок наблюдает, например, за бабочкой, как радуется при виде детенышей животных, какое удовольствие доставляют ему красивые, яркие цветы, их запах, гладкие камешки и т. п. И от нас с вами зависит развить эти переживания, научить ребенка не только с интересом наблюдать мир природы, видеть красоту вокруг себя и глубже воспринимать ее, но и бережно, заботливо относиться ко всему живому.

Читайте также:  Ребенок 2 года ест только фрукты

Оставьте ребенка без внимания, предоставьте его самому себе — и он может сорвать и тут же смять и бросить цветок, без сожаления наступить на жука, схватить котенка за хвост и т. п. Из этих невинных на первый взгляд поступков и действий маленьких детей в дальнейшем могут сформироваться отрицательные черты поведения, такие, например, как отсутствие чуткости, грубость и даже жестокость в обращении с окружающими.

Мы знаем, что на ребенка больше всего действует пример близких людей. Но мало, как уже говорилось, дать положительный образец поведения, нужны и более активные меры обучения ребенка. Иногда ребенок не обращает внимания на то, что повседневно окружает его, — не прислушивается к пению птиц, не замечает, что листья стали совсем желтые, и мимо многого другого проходит, как бы совершенно не замечая. Мы должны сами, сознательно вызывать у малыша интерес и привлекать его внимание к разнообразию и красоте окружающей природы.

Наблюдая вместе с детьми за изменениями природы, нужно давать им доступные объяснения, учить их радоваться прекрасному,бережно относиться к живому: «Идет снег, какой он пушистый, как тихо вокруг»; «Солнце садится, смотри, какое красивое небо»; «Слышишь, курочка зовет цыплят. Она боится, чтобы они далеко не убежали»; «Это васильки, они синие. А эти беленькие цветы — ромашки. Поставим их в воду, чтобы они не завяли»; «Смотри, дождевой червяк. Не раздави его — он полезный».

Привлекайте своего малыша к уходу за цветами, домашними животными. Давайте для игры шишки, камешки и другой природный материал. Все это будет способствовать развитию его моральных и эстетических чувств.

Источник

«Развитие нравственного воспитания через искусство у детей 2-3 лет»

Воспитатель: Столярова Н.Ю.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золушка»

Нравственное воспитание – активный процесс формирование нравственных качеств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально – общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умению дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Первые «крупицы» нравственного воспитания ребенок получает в раннем возрасте. В этот период дети усваивают навыки культурного поведения, начинают понимать мотивы общественной значимости, выполняют поручения взрослого. И наша задача (взрослых) помочь воспитать в маленьком человечке отрицательное отношение к грубости, жадности; формировать бережное отношение к природе, внимательное отношение к родителям; способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Одно из основных средств педагогического воздействия, направленного на воспитание нравственных представлений и навыков культурного поведения является искусство.

Целенаправленная работа по ознакомлению детей с искусством начинается со 2-й младшей группы, но это не означает, что в 1-й младшей группе в этом направлении ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, художественной литературой, музыкой составляет, по сути, подготовительный этап в ознакомлении с искусством детей третьего года жизни.

К концу третьего года жизни у детей формируются основные представления о цвете, величине, форме. Они слушают сказки, заучивают песенки – потешки, знакомятся с книгой и правилами обращения с ней, рассматривают иллюстрации, учатся отгадывать загадки, рассматривают пейзажи, вместе с воспитателем вспоминают, что видели на прогулке. В этом возрасте мы знакомим с народной игрушкой, игрушкой – забавой из дерева.

Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Работу по ознакомлению детей с правилами поведения мы проводим в форме мини – бесед, содержание которых опирается на литературные произведения. Например, после прочтения сказки «Репка» можно специально остановиться на дружной работе героев: «Кто самый сильный? А кто самый маленький? Почему удалось вытащить репку? (Все дружно тянули репку, не ссорились)». В заключение воспитатель делает вывод: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно!». Здесь также помогут литературные произведения, например стихотворение Михалкова:

  Когда живется дружно,

  Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

В процессе повседневного общения дети проявляют по отношению друг к другу не только внимание и доброжелательность, но и грубость, они не могут играть одной игрушкой вместе, что приводит к ссорам. В этом случае мы используем сказку «Вредная ворона» (Т.А.Шарыгина «Вежливые сказки»). И при возникновении ссоры мы напоминаем детям: «Наверное, к вам прилетела вредная ворона?». 

Были такие ситуации, что поссорившись, дети очень долгое время друг с другом не разговаривали, они игнорировали друг друга в игре («Я не хочу ему давать руку»). На помощь пришли шуточные песенки – потешки:

«Сушки – сушки, мы теперь подружки»,

«Пряники – пряники вы мои племянники»,

Читайте также:  Ребенку 2 года что можно дать от глистов

«Петушки распетушились, а подраться не решились, если сильно петушиться, можно перышек лишиться».

В первой младшей группе продолжается работа по формированию у детей навыков самообслуживания, используя стихи, рассказы, сказки, например, стихотворение А.Барто «Маша растеряша». Некоторые строки из него целесообразно использовать в повседневной жизни, например: «Надо вещи убирать, не придется их искать».

 В этом возрасте дети уже знают некоторые «вежливые» слова. Углубить представления о них помогут небольшие инсценировки, в которых обыгрываются ситуации из повседневной жизни. Хорошо взять за основу ситуацию, когда без вежливого слова просьба не выполняется, а с ним осуществляется как по волшебству (или как мы еще их называем «волшебные» слова). Каждодневное произнесение этих слов взрослыми, напоминание о них постепенно формируют у малышей привычку употреблять их в знакомых ситуациях.

Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на вежливых и невежливых героев; учим их сочувствовать положительным героям, выражать свое отношение к ним. Некоторые произведения (сказки, потешки) мы используем в играх, предлагая детям дополнить предложения словами вежливости, поизносить текст за персонажей, используя разные интонации (волк – грубый голос, коза — мягкий). Запомнить «вежливые» слова помогает игра «Колобок». Для игры используем игрушку – колобка. Дети перекатывают мяч друг другу, здороваются с колобком, говорят ему приятные слова.

С нашими детьми мы проводим беседы о семье ребенка, о его родных, о том, что в семье все должны заботиться друг о друге, помогать друг другу, после беседы обычно предлагаем малышам что–нибудь нарисовать и вечером подарить рисунок кому-нибудь из членов семьи. В ходе подобных бесед можно использовать художественные произведения, например:

Маму крепко поцелую,

Обниму ее родную.

Очень я люблю ее.

Мама солнышко мое.     Я. Аким.

В группе была проведена выставка елочных украшений, игрушек, сделанных руками родителей. Дети с гордостью заявляли: «Эту игрушку сделал мой папа (или моя мама)».

Дети с большим интересом смотрят театрализованные представления, радуются и переживают, печалятся вместе с героями сказок. Так, например, посмотрев сказку «Теремок», малыши предложили построить и «мишке» дом. Кроме того, театрализованные представления интегрируются с изобразительным творчеством. Например, можно предложить детям разрисовать крылья бабочки, рисунок на которых смыл дождь, или построить домик из кубиков для зверей.

В занятиях по изобразительной деятельности в первой младшей группе мы используем программу И.А.Лыковой «Цветные ладошки».

Целью занятий является – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, один из которых: способность эмоционального переживания. Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.) В конце занятия мы организовываем коллективные просмотры работ. Тем самым, приучаем детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

На занятиях музыки дети с радостью откликаются на предложение педагога «порадовать зайчика» и спеть про него песенку или сплясать танец.

Воспитывая гуманные чувства, воспитатель целенаправленно формирует у детей заботливое отношение к природе, интерес к ней. Стихи о природе, помогают детям почувствовать ее красоту. Например, стихотворение А.К.Толстого «Колокольчики мои…».

Стихотворение О.Высотской «Холодно» учит детей заботиться о животных:                            

Кто мяукнул у дверей?

— Открывайте поскорей! –

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

Педагогическая деятельность в процессе нравственного воспитания эффективней при активном взаимодействии с родителями. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье, с первой песенки, с первой сказки. Поэтому почти на каждом занятии с родителями (в семейном клубе «Школа родителя») я затрагиваю вопрос о нравственном воспитании.

Нередко мы, взрослые, в быту, в семье забываем о том, как чутко и восприимчиво сознание ребенка. А оно запечатлевает самые ранние влияния.

Знакомя детей с творениями народного творчества- песнями, сказками, с произведениями мастеров искусства, мы даем им ключ к поэтическому открытию мира. Литература и другие виды искусства мы называем источником радости и вдохновения, но они также источники идейного воспитания. Через свой особый, сложный, полный поразительных открытий мир искусство ведет наших детей в большую жизнь. И разбуженные им волнения чувств ставят юных перед необходимостью и возможностью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Нравственное воспитание в детском саду» М. – 2006г.
  2. С.Н.Теплюк «Воспитание и обучение в первой младшей группе» М. – 2007г.
  3. И.А.Лыкова Программа по изобразительной деятельности в детском саду «Цветные ладошки» М. – 2008г.

Источник