Курсовая развитие ребенка в детском саду

Курсовая развитие ребенка в детском саду thumbnail

Московский Государственный Педагогический Университет

им. Шолохова

Курсовая работа:

Роль детского сада в воспитании и развитии ребенка.

Выполнила

студентка 2 курса

факультета психологии

.

Руководитель:

кандидат психологических наук

.

Москва 2006

План.

I.Описание ситуации в системе дошкольного образования………………….3

II.Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка…………………4

III.Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду……………..6

IV. Влияние детского коллектива на развитие ребенка……………………….9

Список литературы…………………………………………………………….11

Введение

От того, в каких условиях будет развиваться ребенок зависит его будущее. В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы такие как память, восприятие ,мышление ,речь .

В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт. Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья .Именно из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений ,где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной ) жизни.

Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Такая помощь возможна при доверии, сотрудничестве и взаимодействии родителей и сотрудников детского сада . Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения в детском саду, подготовить его к школе. Он общается с другими детьми, учиться с ними взаимодействовать, усваивает правила общения.

В этом плане детский сад играет незаменимую роль. Это первое общественное учреждение куда попадает ребенок. Там он с помощью «грамотного» воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения.

I. Описание ситуации в системе дошкольного образования

Согласно данным управления дошкольного и общего образования Департамента образования правительства г. Москвы в столице живет 450 тысяч детей в возрасте от 8 месяцев до 6 лет, однако в руки воспитателей родители отдают лишь 200 тысяч из них. Это 0,05 процентов малышей в возрасте 8 месяцев до 1 года, 9,6 процентов — 1-2 лет,33,6 процентов — 2-3 лет. В садики ходят 67 процентов ребятишек 3-4 лет,75 процентов — 4-5 лет и 79 процентов москвичей 5-6 лет.

Но за последние 15 лет Москва лишилась почти тысячи детских садов. Об этом на заседании столичного правительства заявил руководитель департамента имущества Владимир Силкин.

«В 1991 году мы имели 2924 детских сада. Сейчас в городе работают 1984 дошкольных учреждения, то есть за 15 лет мы потеряли почти 1000 детских садов и из города, имеющего профицит мест для детей, мы стали городом, который не может предоставить места для 10 процентов детей», — сказал чиновник. Главной причиной сокращения является незаконная приватизация детских садов, что привело к их сокращению.

В данный момент проводится работа по возращению государству детских садов, так же проводиться строительство новых дошкольных учереждений. В настоящее время в Москве в очереди в государственные дошкольные образовательные учреждения числятся 11 тысяч 482 ребенка. По данным Департамента образования Москвы, очередь на места в детские сады расписана до 2009 года.

Наряду с сокращением числа детских садов идет и сокращение педагогических кадров. Число воспитателей с высшим образованием в дошкольных учреждениях резко сократилось после появления негосударственных детских садов .Так как выпускники педагогических вузов не ориентированны на практическую работу с детьми в системе практического дошкольного образования, основную часть работников детских садов составляют специалисты со средним специальным образованием.. И в связи с этой тенденцией мы можем говорить о том что качество дошкольного образования может не удовлетворить многих родителей. Исходя из этого, мы частично можем объяснить недовольство родителей системой воспитания и образования. Анализ содержания программы по подготовке специалистов показывает ,что они не отвечают потребностям и состоянию современной практики дошкольного воспитания. Наконец, нужно отметить низкий уровень материального обеспечения педагогических работников в системе дошкольного воспитания .Это ведет к снижению материального и социального статуса работника дошкольного учреждения .Низкая престижность этой профессии среди специалистов (психологов и дефектологов) затрудняет попытку привлечь новых специалистов ,в которых так нуждаются детские сады. Так же низкий социальный статус дошкольного воспитателя привел к тому, что на дошкольных факультетах в педагогических университетах, не только нет конкурса, но и существует постоянный недобор абитуриентов.

II. Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка.

Во времена нашего детства родители практически всегда отдавали ребенка в детский сад потому что как правило, ребенка было не с кем оставить .Но сейчас ситуация выглядит немного иначе :после принятия закона о увеличении оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (с двух месяцев до трех лет),значительная часть матерей отдала предпочтение воспитывать своих детей в домашних условиях, а потом отдавать в детский сад. Сейчас в дошкольных учреждениях количество детей младше трех лет резко сократилось.

Сейчас мы можем говорить о том, что в детских садах произошло изменение возрастной структуры контингента. В этой связи можно говорить о намечающейся тенденции все большей специализации дошкольных учреждений на воспитании детей старшего дошкольного возраста .Одним из возможных последствий этой тенденции будет все большая специализация системы дошкольного воспитания и по своим целям, и по своему содержанию, и по методам работы на подготовку детей к школе .И все таки, подобная специализация довольно опасна ,потому что на второй план отодвигаются ключевые психолого-педагогические аспекты возрастного развития, например, полноценное усвоение игровой деятельности.

Главным доказательством эффективности детского сада является поступление ребенка в школу. Ведь в последнее время условия школ по приему первоклассников несколько изменились, а программы образования в детском саду остаются пока на уровень ниже школьных.

Насколько хорошо воспитатели подготовят ребенка в детском саду к школе зависит его будущее. Смогут ли они развить способности ребенка, привить ему интерес к учебной деятельности так, что бы у ребенка было желание учиться.

И теперь очень многие родители принимая решение отдать ребенка в детский сад, ориентируются ,прежде всего на то, что может детский сад дать их детям? Насколько хорошо ребенок будет подготовлен к школе после посещения детского сада?

Читайте также:  Развитие ребенка как субъекта продуктивной деятельности

III. Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду

Перед тем как отдать ребенка в детский сад многие родители интересуются уровнем профессиональнойквалификации воспитателя. Родителям очень важно знать и иметь представление о человеке, который будет проводит время с их ребенком. Что это за человек, нравится ли он ребенку, — очень важный момент. Будет ли ребенок доверять этому человеку, возникнет ли у него желание сотрудничать и слушаться этого человека. Насколько он профессионален в своем ремесле? Какие знания он даст ребенку?

Давайте рассмотрим данные опроса из книги «Социология семейного воспитания» (В.С. Собкин ,Е.М .Марич, Москва 2002,247 стр.).

Данные полученные в ходе опроса свидетельствуют о том ,что 68,8% родителей удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя, около 12% родителей в разной степени не удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя. При этом явно негативно оценивающих профессиональную квалификацию единицы, таких родителей 1%.

Данные этого опроса говорят о том ,что большинство родителей доверяют воспитателю ,что они полагаются на его профессионализм. Именно воспитатель в детском саду является главным источником знаний для ребенка.

В детском саду воспитатель заменяет ребенку близкого взрослого. Он занимается воспитанием, организацией досуга. Иногда бывает так ,что взрослые, отдавая ребенка в детский сад ,таким образом снимают с себя часть ответственности за воспитание ребенка и перекладывают эту ответственность на воспитателя. С одной стороны родители считают, что воспитатель сможет больше объяснить ребенку и больше передать знаний и умений. Это может быть и хорошо ,потому что у воспитателей ,как правило ,большой опыт общения с детьми и всегда есть ответы на типичные «детские» вопросы .

Но как показывает практика, большинство родителей, отдавших ребенка в детский сад, частично отстраняются от обязанности его воспитывать, таким образом возлагая эту ответственность на воспитателей. Но вклад в развитие ребенка должны делать не только близкие взрослые или только воспитатели, а только их взаимодействие привет к тому ,что ребенок будет быстрее получать знания и умения и перенимать культурно-исторический опыт.

Д.Б. Эльконин пишет: «В процессе совместной деятельности взрослые постепенно передают общественно выработанные способы потребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют деятельность ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий…».

IV. Влияние детского коллектива на развитие ребенка.

Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных ,потому что куда пойти и что делать решает взрослый.

Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок

общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту , силе , детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры , учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей.

К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры ,как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым.

С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки ,учиться подчиняться и выполнять правила других ,учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства и желания своего ребенка а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развить ребенку основные качества общения:

· Деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности) ,

· Познавательные (другой человек как источник информации),

· Личностные (интерес к другому человеку как к личности) .

(По М. И. Лисиной.)

Очень часто взрослые, наблюдая за тем как тяжело наладить ребенку общение со сверстниками, принимают решение не отдавать ребенка в детский сад. Но рано или поздно ребенку придется столкнуться с этой проблемой. И чем раньше он ее решит, тем легче ему будет общаться со сверстниками в будущем.

Заключение

В данной работе была сделана попытка кратко рассказать о роли детского сада в развитии дошкольника. Мы рассмотрели основные проблемы государственных дошкольных учереждений г .Москвы: значительное уменьшение муниципальных детских садов , снижение количества педагогических кадров, недостаточное обеспечение населения такими учреждениями ,снижение престижности профессии воспитателя и детских садов в целом.

Так же мы попытались подробнее рассказать о роли воспитателя в учебном процессе, о влиянии коллектива на развитие ребенка.

В целом можно сделать вывод, что нахождение ребенка в детском саду положительно сказывается на его развитии, и что детский сад является самой приемлемой средой для получения знаний и умений.

Но чтобы дать более раскрытое описание ситуации сложившейся в детский садах на данный момент, нужно провести более детальное

Список литературы

1.В.С.Собкин,Е.М.Марич, «Социология семейного воспитания.»,М.,2002 г.,247 с. 2.Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов»М,2003, 3.Е.О.Смирнова, «Детская психология»,М,2003 г.368 с.

4.ЭльконинД.Б.»Детская психология» М,1960г.

5.ЛеонтьевА.Н. »Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте» ,М,1948 г.

6.Л.С.Выготский «Детская психология» М,1984,433 с.

7.В.С.Собкин ,П.С. Писарский «Типы региональных образовательных ситуаций

в Российской Федерации» М ,1998,96 с.

Источник

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

План.

Введение … ……………………………………………………………… ………2
I .Описание ситуации в системе дошкольного образования ……………… ….3
II .Роль детского са да в воспитании и образовании ребенка ……………… …4
III .Влияние воспита телей на развитие ребенка в детском саду …………… ..6
IV . Влияние детског о коллектива на развитие ребенка ……………………… .9
Заключение …………………… ………………………………………………..10
Список л итературы …………………………………… ……………………….11

Введение

От того , в каких условиях будет раз виваться ребенок зависит его будущее. В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы такие как память, восприятие ,мышление ,речь .
В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мир а, он развивает свой словар ный запас, перенимает культурно-исторический опыт. Первым социальным ин ститутом в жизни ребенка является семья .Именно из общения с близкими вз рослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институ том в жизни ребенка является детский сад. Когда ребенок приходит в детск ий сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений ,где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной ) жизни.
Основная функция детского сада , как социально-образовательно го учреждения, оказывать педагогическую помощь и подде ржку семьям своих воспитанников , а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Такая помощь возможна при доверии, сотрудничестве и взаимодействии родителей и сотрудников детского сада . Одной из основ ных задач детского сада вовлечь в процесс обучения в детском саду, подго товить его к школе. Он общается с другими детьми, учиться с ними взаимоде йствоват ь , усваивает правила общения.
В этом плане детс кий сад играет незаменимую роль . Это первое общественное учреждение куда попадает ребенок. Там он с помощью «грамотно го» воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общен ия.

Читайте также:  Пиаже теория интеллектуального развития ребенка

I . Описание ситуации в системе дошкольного образования

Согласно данным управления дошкольного и общего образования Департамента образ ования правительства г. Москвы в столице живет 450 тысяч детей в возрасте о т 8 месяцев до 6 , однако в руки воспитателей родители отдают лишь 200 тыся ч из них. Это 0,05 процентов малышей в возрасте 8 месяцев до 1 года, 9,6 процентов — 1-2 лет,33,6 процентов — 2-3 лет. В садики ходят 67 процентов ребятишек 3-4 лет,75 процен тов — 4-5 лет и 79 процентов москвичей 5-6 лет.
Но за последние 15 лет Москва лишилась почти тысячи детских садов. Об этом на заседании столичного правительства заявил руководитель департамен та имущества Владимир Силкин.
«В 1991 году мы имели 2924 детских сада. Сейчас в городе работают 1984 дошкольных уч реждения, то есть за 15 лет мы потеряли почти 1000 детских садов и из города, име ющего профицит мест для детей, мы стали городом, который не может предост авить места для 10 процентов детей», — сказал чиновник. Главной причиной со кращения является незаконная приватизация детских садов, что привело к их сокращению.
В данный момент проводится работа по возращению государству детских са дов, так же проводиться строительство новых дошкольных учереждений. В н астоящее время в Москве в очереди в государственные дошкольные образов ательные учреждения числятся 11 тысяч 482 ребенка. По данным Департамента о бразования Москвы, очередь на места в детские сады расписана до 2009 года.
Наряду с сокращением числа детских садов идет и сокращение педагогичес ких кадров. Число воспитателей с высшим образованием в дошкольных учреж дениях резко сократилось после появления негосударственных детских са дов .Так как выпускники педагогических вузов не ориентированны на практ ическую работу с детьми в системе практического дошкольного образован ия, основную часть работников детских садов составляют специалисты со с редним специальным образованием.. И в связи с этой тенденцией мы можем го ворить о том что качество дошкольного образования может не удовлетвори ть многих родителей. Исходя из этого, мы частично можем объяснить недово льство родителей системой воспитания и образования. Анализ содержания программы по подготовке специалистов показывает ,что они не отвечают по требностям и состоянию современной практики дошкольного воспитания. Н аконец, нужно отметить низкий уровень материального обеспечения педаг огических работников в системе дошкольного воспитания .Это ведет к сни жению материального и социального статуса работника дошкольного учреж дения .Низкая престижность этой профессии среди специалистов (психолог ов и дефектологов) затрудняет попытку привлечь новых специалистов ,в кот орых так нуждаются детские сады. Так же низкий социальный статус дошколь ного воспитателя привел к тому, что на дошкольных факультетах в педагоги ческих университетах, не только нет конкурса , но и существует постоянный недобор абитуриентов.

II . Рол ь детского сада в воспитании и образовании ребенка.

Во времена нашего детства родители практически в сегда отдавали ребенка в детский сад потому что как правило, ребенка был о не с кем оставить .Но сейчас ситуация выглядит немного иначе :после прин ятия закона о увеличении оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (с д вух месяцев до трех лет),значительная часть матерей отдала предпочтение воспитывать своих детей в домашних условиях, а потом отдавать в детский сад. Сейчас в дошкольных учреждениях количество детей младше трех лет ре зко сократилось.
Сейчас мы можем говорить о том, что в детских садах произошло изменение в озрастной структуры контингента. В этой связи можно говорить о намечающ ейся тенденции все боль шей специализации дошкол ьных уч реждений на воспитании детей старшего дош кольного возраста .Одним из возможных последствий этой тенденции будет все большая специализация системы дошкольного воспитания и по своим це лям, и по своему содержани ю, и по методам работы на подготовку детей к школе .И все таки, подобная спе циализация довольно опасна ,потому что на второй план отодвигаются ключ евые психолого-пед а гогич еские аспекты возрастного развития, например, полноценное усвоение игровой деятельности.
Главным доказательством эффективности детского сада является поступл ение ребенка в школу. Ведь в последнее время условия школ по приему первоклассников несколько изм енились, а программы образ ования в детском саду остаются пока на уровень ниже школьных.
Насколько хорошо воспитатели подготовят ребенка в детск ом сад у к школе зав исит его будущее. Смогут л и они развить способности ребенка, привить ему интерес к учебной деятель ности так, что бы у ребенка было желание учиться.
И теперь очень многие родители принимая решение отдать ребенка в детски й сад, ориентируются ,прежд е всего на то, что может детский сад дать их детям? Насколько хорошо ребено к будет подготовлен к школе после посещения детского сада?

Читайте также:  Упражнения для развития ребенка до года

III . Вли яние воспитателей на развитие ребенка в детском саду

Перед тем как отдать ребенка в детский сад многие родители интересуются уровнем п рофессиональной квалифи кации воспитателя. Родителям очень важно знать и иметь представление о ч еловеке, который будет проводит время с их ребенком. Что это за человек, нр авится ли он ребенку, — очень важный момент. Будет ли ребенок доверять этом у человеку, возникнет ли у него желание сотрудничать и слушаться этого ч еловека. Насколько он профессионален в своем ремесле? Какие знания он да ст ребенку?
Давайте рассмотрим данные опроса из книги «Социо логия семейного воспитания» (В.С. Собкин ,Е.М .Марич, Москва 2002,247 стр.) .
Данные полученные в ходе опроса свидетельствуют о том ,что 68,8% родителей у довлетворены профессиональной квалификацией воспитателя, около 12% роди телей в разной степени не удовлетворены профессиональной квалификацие й воспитателя. При этом явно негативно оценивающих профессиональную кв алификацию единицы, таких родителей 1%.
Данные этого опроса говорят о том ,что большинство родителей доверяют воспитателю ,что они полагаются на его профессионал изм. Именно воспитатель в детском саду является главным источником зна ний для ребенка.
В детском саду воспитатель заменяет ребенку близкого взрослого. Он зани мается воспитанием, организацией досуга. Иногда бывает так ,что взрослые , отдавая ребенка в детский сад ,таким образом снимают с себя часть ответс твенности за воспитание ребенка и перекладывают эту ответственность н а воспитателя. С одной стороны родители считают , что воспитатель сможет больше объяснить ребенку и больше передать знаний и умений. Это может быть и хорошо ,потому что у воспитателей ,как прави ло ,большой опыт общения с детьми и всегда есть ответы на типичные «детски е» вопросы .
Но как показывает практика, большинство родителей, отдавших ребенка в д етский сад, частично отстр аняются от обязанности его воспитывать, т аким образом возлагая эту ответс т венность на воспитателей. Но вклад в развитие ребенка должн ы делать не только близкие взрослые или только воспитатели, а только их взаимодействие привет к т ому ,что ребенок будет быстрее п о лучать знания и умения и перенимать культурно-исторический опыт.
Д.Б. Эльконин пишет: « В процессе совместной деятельно сти взрослые постепенно передают общественно выработанные способы пот ребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют дея тельность ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий…».

IV . Вли яние детского коллектива на развитие ребенка.

Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достато чно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и уси ливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных ,потому что куда пойти и чт о делать решает взрослый.
Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок
общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находи т себе товарищей равных по интеллекту , силе , детей со схожими интересами . Вместе они выбирают правила игры , учатся согласовывать и прислушивать ся к требованиям других детей.
К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочет ся играть в детские игры ,как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок и грает чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому реб енку в их компании играть намного интересней, чем с быстро утомляемым вз рослым.
С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки ,учиться подчи няться и выполнять правила других ,учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадыв ает чувства и желания своего ребенка а сверстники же плохо понимают и фо рмулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети ча сто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратить ся к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребено к легко научается в детском саду. Воспитатели в легкой ненавязчивой фор ме помогают развить ребенку основные качества общения:
· Деловые (другой человек как партн ер по совместной деятельности) ,
· Позн авательные (другой человек как источник информации),
· Личн остные (интерес к другому человеку как к личности) .
(По М. И. Лис иной.)
Очень часто взрослые, наблюдая за тем как тяжело н аладить ребенку общение со сверстниками, принимают решение не отдавать ребенка в детский сад. Но рано или поздно ребенку придется столкнуться с этой проблемой. И чем раньше он ее решит, тем легче ему будет общаться со с верстниками в будущем.

Заключение

В данной р аботе была сделана попытка кратко рассказать о роли детского сада в разв итии дошкольника. Мы рассмотрели основные проблемы государственных до школьных учереждений г .Москвы: значительное уменьшение муниципальных детских садов , снижение количества педагогических кадров, недостаточн ое обеспечение населения такими учреждениями ,снижение престижности п рофессии воспитателя и детских садов в целом.
Так же мы попытались подробнее рассказать о роли воспитателя в учебном процессе, о влиянии коллектива на развитие ребенка .
В целом можно сделать вывод, что нахождение ребенка в детском саду полож ительно сказывается на его развитии, и что детский сад является самой приемлемой средой для полу чения знаний и умений.
Но чтобы дать более раскрытое описание ситуации сложившейся в детский с адах на данный момент, нужно провести более детальное

Список литературы

1.В.С.Собкин,Е .М.Марич, « Социология семей ного воспитания.»,М.,2002 г.,247 с. 2.Поливанова К.Н. « Психология возрастных кризисов»М,2003, 3.Е.О.Смирнова, « Детская психология»,М,2003 г.368 с.
4.ЭльконинД.Б. » Детская психология» М,1960г.
5.ЛеонтьевА.Н. » Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте» ,М,1948 г.
6.Л.С.Выготский « Детская пси хология» М,1984,433 с.
7.В.С.Собкин ,П.С. Писарский « Т ипы региональных образовательных ситуаций
в Российской Федерации» М ,1998,96 с.

Источник