Сензитивные периоды в речевом развитии ребенка

Сензитивные периоды в речевом развитии ребенка thumbnail

Составитель: учитель-дефектолог

Иванова А. Т.

«Сензитивные периоды развития речи»

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.  Это период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начи­нается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность мате­рей разговаривать со своим еще не родив­шимся ребенком, петь ему песни).

Наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизитель-ного возраста их наступления:

В возрасте от 0 до 4,5 месяца:

ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом воз­расте сознание ребенка еще не может выде­лить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется красная нить – речь;

поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит, су­ществует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом – весьма веская причина для обращения к врачу;

дети учатся подражать звукам, в это вре­мя они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала трени­ровки мышц речевого аппарата;

ребенок самостоятельно начинает рас­полагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные по­следовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около 1 года:

ребенок сознательно выговаривает пер­вое слово, впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли;

но одновременно ребенок попадает в си­туацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может вос­пользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

Выход из данной ситуации выглядит ес­тественным – с указанного возраста и при­мерно до 2-2,5 лет происходит лавинообраз­ное нарастание словаря ребенка.

В возрасте около 1,5 лет:

ребенок начинает выражать свои чувст­ва, желания. Это прекрасный возраст, когда он непосредственно говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику «приятно – неприятно» вместо «правильно – неправильно». Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе «воспитания»;

ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать пред­ложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о нали­чии специфического «детского» языка с осо­быми грамматическими нормами.

Отсюда следуют два важных вывода. Первый связан с категорическим запретом на «сюсюканье» взрослого с ребенком, на при­думывание родителями для общения специ­ального упрощенного «детского» языка. На­оборот, в этом возрасте, когда ребенок наибо­лее чувствителен к нормам языка, речь взрос­лого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали ис­торий, содержащих все богатство и разнообра­зие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого разви­тия ребенка в двуязычной среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два язы­ка. Причем можно быть уверенным, что вну­тренней путаницы с языками не произойдет и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто раз­говаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь — прекрасная и единст­венная возможность услышать в громкой ре­чи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сра­зу же проговаривается. Это не слишком дли­тельный этап в речевом развитии: постепен­но монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в даль­нейшем можно будет судить лишь косвен­ным образом.

В возрасте 3,5-4 лет:

ребенок начинает употреблять речь це­ленаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои пробле­мы и может, например, попросить закрыть окно. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим;

дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков – буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.;

они могут работать с подвижным алфа­витом, выкладывая друг рядом с другом бук­вы, обозначающие отдельные звуки, их соче­тания — вплоть до простых слов.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до 17 лет кулагина

Наконец, в возрасте около 5 лет ребе­нок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика ре­чевого развития. Поскольку процесс пись­ма – это выражение особым образом собст­венных мыслей, а процесс чтения предпо­лагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за эти­ми словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Нужно отметить основную мысль М. Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится де­лать что-то вне рамок соответствующе­го сензитивного периода, т. е. под принуж­дением (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Источник

Cензитивный период для развития речи (исходная статья тут) очень большой и занимает практически все дошкольное детство.

Начинается он еще во время внутриутробного развития, когда плод сквозь околоплодные воды начинает слышать речь и самой матери и звуки окружающего ее мира (начиная с седьмого месяца беременности, слуховой аппарат плода уже достаточно для этого развит). Именно тогда ребенок привыкает к тому, что речь — это то, что сопровождает жизнь человека практически постоянно, малыш уже в животе способен реагировать на интонации и настроение матери.

Новорожденный с самого начала своей жизни относится к речи очень внимательно, сам еще не умея произносить ни одного членораздельного звука, он с первых дней своей жизни замирает, если слышит разговор или обращение к себе, и внимательно прислушивается (это заметно по реакции всего тела, как будто он прислушивается не только ушами, а сосредотачивается весь организм целиком). Дети часто внимательно смотрят на рот говорящего с ними взрослого, оборачиваются к источнику звука, и по отсутствию этих проявлений с очень большой долей вероятности диагностируются проблемы со слухом даже у таких малышей. Маленькие дети очень любят, когда с ними общаются (обращаются к ним, просто что-то рассказывают, поют или читают стихи) но, к сожалению, до сих пор существует немало взрослых, убежденных в том, что «он все равно ничего не понимает» и пренебрегающих таким важным для ребенка моментом как общение.

В скором времени малыш и сам старается произнести свои первые звуки, он начинает гулить, затем агукать. И не стоит смеяться над матерями, которые радостно заявляют, что это их малыш так говорит, это самая что ни есть правда — ребенок действительно упражняется в произнесении звуков, делая первые шаги к тому, чтобы говорить уже по-настоящему. Следующим шагом на пути становления осознанной речи становится произнесение сочетаний звуков, слогов или даже слов, но происходит это неосознанно, ребенок тренирует только артикуляционный аппарат. Хотя слова, обращенные к нему, особенно наиболее часто повторяющиеся, он уже вполне способен понимать.

В возрасте уже ближе к году ребенок наиболее часто произносимые слова употребляет абсолютно осмысленно, малыш уже может пользоваться несколькими словами из серии «мама», «папа, «баба», «дай», «на». Первое произнесенное ребенком осознанное слово это настоящая революция — ведь он начинает использовать речь по ее прямому назначению — выражает свои мысли общепринятыми символами. До возраста примерно полутора-двух лет пассивный словарь ребенка существенно пополняется различными словами, однако в активном словаре слов по-прежнему не так много (много понятий ребенок знает, может показать или дать соответствующие предметы, но не всегда может произнести обозначающие их слова). Примерно в этом возрасте и происходит так называемый кризис речевого развития — ребенок интуитивно понимает, что речь это отличное средство взаимодействия и общения, но он ею овладел еще не все сто процентов и не умеет пользоваться ею в полной мере. Поэтому чуть позже малыш начинает стараться переводить все имеющие в его запасе слова в активный словарь, стремительно осваивает новые грамматические конструкции и очень много тренируется в «говорении». Этот возраст 1,5 — 2 (2,5) лет называют временем лавинообразного нарастания словарного запаса. Мария Монтессори предлагает использовать это время с пользой, помочь малышу сформировать систему понятий, а не архаические представления и неструктурированный набор слов при помощи расширения словарного запаса с классификацией. Речь идет о том, чтобы каждое новое понятие и слово, его обозначающее, занимало место в ряду других слов и понятий. Для этой цели отлично подходят наборы фигурок, карточек или тематические книги («Мебель», «Животные», «Цветы», «Птицы» «Транспорт», «Посуда» и т.п.), коих сейчас продается великое множество. Монтессори предъявляет к такому материалу следующие требования: картинки должны быть максимально реалистичны, размеры предметов внутри одной группы желательно должны соотноситься друг с другом, желательно наличие обобщающей карточки, на которой были бы изображены все картинки вместе.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка начинаем говорить

Ближе к двум годам дети научаются строить простые (а иногда и более сложные) предложения и вполне отчетливо выражают свои мысли. Именно в этом возрасте (и еще чуть позже) дети своими постоянными вербальными упражнениями доставляют серьезные проблемы родителям, которые вынуждены выслушивать рассказы обо всем, участвовать в разговорах на любые темы и отвечать на тысячи «зачем», «почему», «кто» и «откуда» в день. В этот период родителям нужно запастись терпением, но обязательно помочь ребенку адекватно его пережить, и как можно более полно удовлетворить все его желания пообщаться, и максимально серьезно ответить на все его вопросы. Такое положение дел совсем ненадолго (хотя порой родителям кажется, что постоянная болтовня никогда не закончится), и это, пожалуй, единственное в нашей жизни время, когда все то, что на уме, то и на языке. Ребенок комментирует все свои действия (так называемая эгоцентрическая речь) и процесс мышления нагляден как никогда позже в жизни.
В этом же возрасте около полутора-двух лет ребенок очень чувствителен к грамматическому строю языка и произношению.Поэтому если вы ранее грешили всяческими «би-би», «ням-ням» и «сюси-пуси», то самое время распрощаться с этими, не побоюсь этого слова, «словами-паразитами». Иначе ваш ребенок усвоит эти формы как настоящие разговорные обороты его родного языка.

Следующий серьезный шаг к развитию речи уже письменной ребенок делает в возрасте около трех с половиной лет, когда у детей формируется и развивается фонематический слух.Способность различать звуки в слове является основой письма. И здесь с Марией Монтессори можно не согласиться, но она предлагает сначала обучить ребенка письму (дети не умеющие писать, складывают слова из букв, и это тоже по сути считается письмом), а уж потом чтению, объясняя это тем, что при письме ребенок отражает свои собственные мысли (а это легче, чем читать, то есть воспринимать мысли чужие), кроме того, процесс анализа (разложение слова на звуки, чтобы его записать) первичен и потому легче для ребенка, чем процесс синтеза (складывание из букв целого слова и понимание его смысла). Кроме того, при такой системе обучения ребенок осваивает письмо и чтение практически параллельно (ведь, научившись писать, прочитать ты точно сможешь, и лишь позже годам к пяти дети в группах Монтессори осваивают правила чтения и овладевают этим умением в совершенстве). Чтобы помочь ребенку в этом возрасте нужно тренировать его способность слышать и различать различные звуки. Монтессори предлагает упражняться с выделением звуков сначала в начале, потом в конце и середине слов

.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, если говорить о занятиях развитием речи с более старшими детьми, состоит в том, что речь ребенка должна быть как можно более мотивированной. Не стоит провоцировать ребенка к немотивированной речи, например, так любимым педагогами и воспитателями рассказам по картинке, лучше и проще попросить ребенка рассказать о чем-то, в чем он лично участвовал, где сам был, можно с опорой на его фотографии. Гораздо важнее поощрять желание ребенка рассказывать о происходящем с ним и в его жизни, чем провоцировать к рассказам о том, что ему незнакомо и с ним лично никак не связано (я не говорю, что это умение не нужно вообще, но развить его лучше значительно позже).

Если грамотно помогать ребенку на каждом этапе становления его речи, то уже к возрасту пяти-шести лет он будет общаться примерно на том же уровне (словарный запас, за исключением специализированной лексики, грамматические конструкции, способности построить монологическую и диалогическую речь и т.п.), а может быть даже и более высоком, что и большинство взрослых.

Источник

Стр. 14

Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития

Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитнвным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.

Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воз-. действий (факторы риска),то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.

Читайте также:  Развитие самообслуживания ребенка в семье

Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы.

Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.

Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.

Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.

Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 дет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная система детей 5-б дет испытывает особое напряжение в процессе речи.

И это время можно наблюдать “сбои” речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функциональной системы в дошкольном возрасте, делают понятной причину ее избирательной непрочности при воздействии различных вредоносных факторов.

Знание закономерностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.

Источник