Коммуникативное развитие ребенка в возрасте 2 лет

Елена Рябкова
Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников 2–3 лет

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Развитие и воспитание детей 2-3 лет в современном образовательном пространстве позиционируется как проблема международного уровня. В частности, по инициативе ЮНЕСКО в сентябре 2010 г. в Москве проходила Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, основные идеи которого были заложены в концептуальном документе «Создание богатства наций». Большое внимание в этом документе уделяется детям 2-3 лет, их развитию, сенситивным периодам, возможностям и особенностям воспитания.

Этот возраст определяется как чувствительный период, характеризующийся резким изменениям в физическом, когнитивном, речевом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения ребенка в период дошкольного и школьного периода жизни, и может сохраниться до конца жизни.

Возраст 2-3 лет знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождения, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирование в пространстве, растут познавательные возможности.

Современные подходы к изучению познавательной и когнитивной деятельности в онтогенезе в детском возрасте в основном базируются на исследованиях известных ученых прошлого века: Д. Эльконина, Л. Выготский, Л. Венгера, В. Мухиной, А. Костюка, А. Запорожца и др. Научное видение с тех пор изменилось мало. Но изменилась социальная ситуация развития современного ребенка раннего возраста:

— в обществе имеют место теории свободного саморазвития ребенка, которые сводят роль взрослого на нет;

— среди молодых родителей существует мнение о необходимости форсированного умственного развития ребенка с рождения (изучение иностранных языков, курсы развивающего обучения, развитие логического мышления с детства т. д.);

— акцентуация внимания некоторых педагогов и родителей на широком использовании компьютерных технологий, привлечение к ним ребенка с детства, не учитывая его морфо-функциональные особенности и состояния здоровья;

— развитие психики ребенка экспериментально исследуется в основном в психологическом аспекте, а в педагогическом — процесс развития ребенка рассматривается в рамках детской деятельности.

Основной целью данной работы является: изучение особенностей социально-коммуникативного развития дошкольников 2-3 лет.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1. Дать общую характеристику развития детей в возрасте 2-3 лет;

2. Определить возрастные особенности социально-коммуникативного развития;

3. Выделить основные задачи и показатели социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет;

4. Сформулировать советы родителям по социально-коммуникативному развитию детей 2-3 лет.

Для написания работы были использованы работы следующих авторов: А. Петровского, М. Ибука, И. Мамайчук, Л. Обухова.

Процесс психического развития ребенка происходит путем присвоение им историко-культурного опыта человечества. Основой для такого усвоения является познавательная и эмоциональная деятельность. Формирование у детей активного отношения к окружающей действительности и инициативы – одна из главных линий воспитания, поскольку собственная активность ребенка является одним из условий его полноценного психического развития.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ

Возраст от 2-х до 3-х лет является одним из ключевых в жизни ребенка. За это время ребенок овладевает прямой ходьбой, предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии, а речь – средством общения, зарождаются игровая и изобразительная деятельность, развиваются различные формы общения со взрослыми и сверстниками, интенсивно формируются новообразования в познавательной и личностной сфере ребенка [1, с. 108].

Особенностью социальной ситуации развития в этом возрасте является совместная деятельность ребенка со взрослым на правах сотрудничества. Раскрывается она в отношениях «ребенок – предмет – взрослый». Содержание совместной деятельности заключается в усвоении ребенком специально выработанных способов использования предметов. В конце младенческого возраста он выделил предметы как нечто постоянное, наделенное устойчивыми свойствами. Теперь он хочет научиться действовать с ними.

Ребенок выполняет индивидуальное действие в соответствии с заданным взрослым образцом, иначе он не сможет достичь правильного результата. Поэтому ведущей для него становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение – средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на овладение ребенком назначению предметов, умение действовать с ними в соответствии с заложенными в них функциями [1, с. 109].

Основными направлениями развития предметной действия ребенка являются:

— переход от совместного со взрослым до самостоятельного ее исполнения. Следствием этого является выделение взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать;

— развитие средств и способов ориентации ребенка при выполнении предметной действия. Это способствует овладению специфическими способами использования предмета, переносу действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую, а в целом – к обобщению действия и возникновения игрового действия. Вследствие этого социальная ситуация развития распадается, возникает предметное отношение к действительности, при которой ребенок не только узнает о назначении, а о функции предметов, а также возникает личная действие, осознанное «Я сам» [4, с. 93].

Читайте также:  Фазы внутриутробного развития ребенка

Итак, в процессе предметной деятельности, используя ситуативно-деловым общением, ребенок под руководством взрослого овладевает умением действовать с предметами согласно их функционального назначения.

Таким образом, основными достижениями раннего детства, определяющие развитие его психики, являются:

— овладение прямой походкой;

— развитие предметной деятельности;

— овладение речью.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

На третьем году жизни постепенно уменьшается непроизвольное подражание. Увеличивается количество стимулов, вызывающих положительные эмоции (другие люди, игры, игрушки, деятельность, слова-оценки взрослых).

Особое место занимают социальные эмоции (появляется более устойчивое отношение к определенным лицам – симпатии, антипатии, страх и т. п.). Причины негативных эмоций в этом возрасте почти всегда связаны с физическим состоянием. Упал, ушибся – плачет, не выспался, голоден, давит тесная обувь, царапает шерстяной свитер – хнычет, капризничает, ноет. Как только причина дискомфорта устраняется, ребенок успокаивается. Дети реагируют плохим настроением на изменение погоды, перепады давления, магнитные бури. В этом возрасте впервые появляются первые страхи – темноты, чудовищ, собак и др.

На 3-м году жизни у ребенка формируется образ-Я, знания ребенка о себе: (девочка или мальчик, «Я – хороший», «Я – большой»); складывается отношение к себе («гордость за собственные достижения») появляются эмоции стыда: ребенок переживает, что потерял положительное мнение о себе; у него обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной чувствительности к признанию успехов ребенка со стороны взрослого; попытки преувеличить свои успехи и обесценить свои неудачи [3, с. 211].

Приобретает интенсивное развитие ситуативно-деловая форма общения с взрослыми. Это приводит к изменению взаимоотношений со взрослыми, возникает деловое, практическое сотрудничество.

Продолжается развитие эмоционально-практической формы общения со сверстниками. Возникает предсотрудничество со сверстниками, характерна «игра рядом, но не вместе». Формируется и выборочное отношение к детям, складываются первые «детские коллективы» (хотя они пока еще неустойчивые и немногочисленные) [1, с. 110].

Дети тяжело переживают, если их надолго отрывают от близких, так по-прежнему очень нуждаются в ласке, внимании взрослых к их деятельности, радуются, когда взрослые одобряют их действия и результаты труда.

К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения «ребенок – взрослый», перестраивается социальная ситуация развития. Ребенок начинает осознавать определенный уровень своих достижений в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослыми, направленных на расширение самостоятельности.

Детям свойственна импульсивность поведения, они действуют в основном под влиянием чувств и желаний. Постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости контролировать свои и чужие поступки. Появляется стремление к самостоятельности: «Я-сам» [2, с. 178].

На 3-м году жизни главная роль взрослого в социально-коммуникативном развитии ребенка заключается в предупреждении кризиса 3-х лет, который появляется как реакция на ограничение детской самостоятельности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

В соответствии с ФГОС ДО социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Основные задачи социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет:

1. Создавать благоприятные условия для развития элементарных форм самосознания ребенка; продолжить формировать представление о себе (внешний вид, собственные желания); развивать стремление к самостоятельному выполнению действий;

2. Развивать способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации;

3. Воспитывать положительное отношение к родным; учить выражать свои чувства любви к маме, папе, другим членам семьи ласковыми словами (мамочка, папочка, мама, интонацией, улыбкой, предложением помочь, заботой (отдохни, бабушка, ласковыми жестами и действиями (погладить по голове, поцеловать, принести нужную вещь, встретить, провести);

4. Способствовать развитию социального поведения и речи как средства общения со взрослыми и сверстниками;

5. Расширять представления о ближайшей социальной среде – семье и отношениях в семье (связь разных поколений в семье – мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки); воспитывать уважение, взаимную заботу друг о друге;

6. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, незнакомым детям; учить инициировать установление контактов со сверстниками; играть вместе (играя с игрушками, выполняя одно и то же действие, подражать игровым действиям другого ребенка;

7. Способствовать общению с незнакомыми людьми разного возраста; формировать умение знакомиться с ними;

8. Привлекать к отражению взаимоотношений между людьми в игровой деятельности; учить подражать действиям своего пола: девочка – мама, мальчик – папа (в самостоятельной игре, отображать сюжет, выполнять две-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль): по предложению взрослого, без показа, в самостоятельной игре;

Читайте также:  Критерии готовности ребенка к школе по развитию речи

9. Углублять знания о правилах общения, развивать умение благодарить за услугу, помощь, отвечать на приветствия, просить об услуге, а не мешать другим;

10. Создавать условия для ориентирования в понятиях «хорошо» и «плохо»; прививать привычки культурного поведения; формировать способность к морально-этическим оценкам собственных поступков и поступков других людей [3, с. 241].

Показатели социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет:

1. Имеет элементарные представления о себе (называет свое имя, выражает свои желания); стремится самостоятельно выполнять действия – «я сам»;

2. В разных жизненных ситуациях проявляет различные эмоции и чувства (нежность, любовь к ближнему, сострадание, жалость, обида, гнев, боязнь); способен понять эмоциональные состояния взрослых и детей (радость или печаль);

3. Отличает в социальном окружении значимых родных, близких от незнакомых людей; использует различные способы общения (речь, жесты, мимика) со взрослыми и сверстниками;

4. Имеет представление о своей семье, знает имена родных (мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедушки) относится ко всем членам семьи с уважением и любовью;

5. Проявляет готовность играть со сверстниками; доброжелательно относится к ним;

6. К незнакомым людям относится с интересом, изъявляет желание познакомиться с ними;

7. Отражает в игровой деятельности взаимоотношения между людьми; по предложению взрослого и в самостоятельной игре выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как продавец);

8. Осознает, что взрослый является организатором совместных действий, помощником, образцом;

9. Придерживается элементарных правил культурного поведения (благодарит за услугу, помощь, просит об услуге) ориентируется в понятиях «хорошо» и «плохо»;

10. Оценивает поведение других людей, героев знакомых произведений («хороший», «плохой», исходя из конкретной ситуации (Маша угостила конфетой – она хорошая; Саша ударил котика – он плохой) [4, с. 190].

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Для эффективного социально-коммуникативного развития детей в возрасте 2-3 лет родителям можно посоветовать следующее:

1. Верьте в своего ребенка, помогайте ему в преодолении трудностей, защищайте и уважайте его интересы;

2. Воспитывайте у ребенка уверенность в собственных силах; предоставляйте ему возможность удовлетворять потребности в движении, игре; уважайте право на проявление положительных и отрицательных эмоций;

3. Учите понимать настроение других людей и адекватно реагировать на него (расстроенный человек – нужно успокоить, пожалеть);

4. Расширяйте круг общения ребенка, поощряйте его к знакомству и совместным играм с другими детьми, взрослыми; играйте вместе на игровой площадке, посещайте детские центры развлечений;

5. Старайтесь придерживаться единых требований в воспитании ребенка (со стороны всех членов семьи); будьте последовательными, уравновешенными, не используйте в практике частые запреты. Если не позволяете что-то делать, обязательно объясняйте свое мнение доступным ребенку языком;

6. Помните, что Ваше поведение должно быть образцом для подражания ребенком. Он принимает как правильные, так и неправильные поступки взрослых и отражает их в играх с куклой, а в будущем – переносит на взаимоотношения с близкими и детьми. Примером для подражания является спокойный и ласковый тон взрослых, их вежливое обращение друг к другу, приветливое отношение к окружающим, справедливая оценка поступков и эмоциональное реагирования на них (что хорошо, а что плохо, интерес к детям, доброжелательность в отношениях с людьми;

7. Старайтесь обеспечить легкое прохождение адаптационного периода к новым условиям жизни ребенка в детском саду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этапе 2-3 лет общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослыми.

Общение с окружающими людьми формируется в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой является реакции сосредоточения, которые возникают у ребенка в первые дни жизни в контакте со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого.

Развитие коммуникативных умений и навыков ребенка формируется в процессах познания окружающего мира и общения со взрослыми и сверстниками.

С развитием речи общение ребенка становится более совершенным. Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но, в первую очередь, от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 2012. – 245 с.

2. Ибука М. После трех уже поздно / М. Ибука. – М. : Академия, 2014. – 452 с.

3. Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра / И. И. Мамайчук. – СПб. : Питер, 2015. – 432 с.

4. Обухова Л. Ф. Детская психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 2013. – 374 с.

Источник

Развитие коммуникативных навыков у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.

Читайте также:  Игрушка для развития мелкой моторики ребенку 3 месяца

Игровая деятельность оказывает огромное значение в развитии ребёнка. Она влияет на все стороны его психического развития. Игра — важное средство в познании окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время лёгкая и радостная для ребёнка деятельность. Игра способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно — образного мышления, воображения, речи. В игре закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра помогает развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.Для развития навыков общения мы стараемся обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с ФГОС ДО и подбираем соответствующий дидактический материал с возрастом детей. Образовательная область «Социально — коммуникативное» развитие в ДОУ реализуется в нескольких направлениях. Одно из них и основное это игра. Игра в свете ФГОС ДО выступает как форма социализации ребенка. В игре ребенок учиться подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения со сверстниками и взрослыми, развивает свои познавательные способности, приобретает навыки общения. Поэтому работу в этом направлении считаю актуальной, очень важно подобрать игры, занятия и ситуации, которые способны подтолкнуть малыша к общению, развитию речи. Проблемой развития коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Ломов, Эльконин, Газман, Михайлова и многие другие. В данных работах рассматриваются особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. В ряде исследований Лисиной, Рузской отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка, влияют на общий уровень его деятельности. Делая вывод из этого в своей работе по развитию навыков общения выделила следующую цель и задачи. Цель: формирование коммуникативных навыков у детей 2–3 лет в процессе организации игровой деятельности. Задачи: Подобрать и систематизировать методическое и дидактическое обеспечение для формирования навыков общения у детей 2- 3 лет. Обеспечить развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности. Способствовать повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития навыков общения у детей младшего возраста. Педагогическая работа заключается в формировании навыков общения у детей 2–3 лет через организацию совместных игр со взрослым и сверстниками в процессе образовательной деятельности. Свою работу по развитию навыков общения у детей 2–3 лет, проводила и провожу по следующим этапам: На подготовительном этапе проводилась работа по: изучению индивидуальных особенностей детей 2–3 лет. В моей группе19 человек, из них на начало года только 6 детей имели навыки общения в соответствии с возрастом. Провела анкетирование родителей на тему «Общение с ребёнком», по результатам анкетирования на начало года только 36 % родителей создают условия для развития навыков общения у детей. Также изучила и проанализировала методическую литературу, в которой описываются теоритические основы и практический материал. Исходя из данного материала составила картотеку «Хороводные игры для детей 2–3 лет», данные игры способствуют формированию потребности в общении, способствуют развитию умения вступать в эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками. Изготовила дидактические игры «Наряди матрешку» данная игра формирует интерес к партнеру» Также изготовила наглядный материал «Эмоции», данный материал развивает способности различать человеческие эмоции. Использовала игры на развитие умение действовать согласованно, объединяться и взаимодействовать в группе, доброжелательно относиться к сверстникам.. На практическом этапе проводила игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению: например, игра «Покажу, как я люблю», «Ласковое имя». Игры на развитие навыков взаимодействия в группе: такие игры как «Передай мяч», «Паровозик». В ООД «Путешествие по сказке «Колобок», используется игра «Паровозик». Данная игра развивает навыки группового взаимодействия, помогает запоминать имена сверстников, отзываться на своё имя. Так же одним из обязательных условий по формированию навыков общения у ребенка становится культура семьи. В работе с родителями использовала различные формы и методы педагогического просвещения. Создание информационной среды: куда поместила информацию по темам «Развитие коммуникативных навыков у детей 2 – 3- х летнего возраста». Предполагаю разместить материал по данной теме на различных сайтах. Работа по формированию навыков общения проводится в системе организованной образовательной деятельности через совместную деятельность, самостоятельную деятельность и партнерство с родителями. Таким образом, в результате проделанной работы, наметилась определенная положительная динамика по формированию навыков общения у детей 2–3 лет: – Дети осознанно стали воспринимать речь взрослых (вслушиваются в речь окружающих, правильно действуют в соответствии с содержанием их речи); – активно пользуются двух- трехсложными словами, обозначающими предметы, действия, признаки; – проявляют интерес к сверстникам; – взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными; – умеют взаимодействовать друг с другом; – у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными и радостными; – у родителей сформировались представления о развитии навыков общения у детей 2–3 лет. – создание благоприятной психологической атмосферы способствовало снижению заболеваемости. Работа в этом направлении не закончена, продолжается.

Источник