Что такое нормативное развитие ребенка

Что такое нормативное развитие ребенка thumbnail

Консультация  для педагогов

«Общие представления о нормальном и отклоняющемся развитии детей дошкольного возраста»

Понятия о нормальном и отклоняющемся развитии

     Личностно — ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией системы образования на всех её уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми навыками и знаниями, позволяющими ему обеспечить оптимальные условия развития не только среднестатистического ребёнка, но ребёнка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.

     Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей одного возраста. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения».

     Функциональная норма – это своего рода индивидуальная норма развития, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической помощи наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом отвечает тем требованиям, которые предъявляет социум в зависимости от возраста и уровня психосоциального развития.

     Л.Пожар пишет, «…Мы считаем ребёнка нормальным: когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста; когда ребёнок развивается в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения; когда ребёнок развивается в соответствии с требованиями общества… Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности и анормальности детей».

Основные условия для нормального развития ребёнка

   Можно выделить основные условия необходимые для нормального развития ребёнка, сформулированные Г.М.Дульневым и А.Р.Лурия:

     — нормальная работа головного мозга и его коры;

     — нормальное физическое развитие ребёнка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

     — сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребёнка с внешним миром;

     — систематичность и последовательность обучения ребёнка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Отсутствие либо недостаточность перечисленных выше условий обусловливает наличие отклонений в развитии детей.

Дети с проблемами в развитии

     Дети с проблемами в развитии – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, физическими, эмоционально-волевыми и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «дефективные» — «аномальные» — «с отклонениями в развитии» — « с особыми образовательными потребностями» — «с ограниченными возможностями здоровья».

     На педагогов дошкольных учреждений общего типа и специализированных возлагается особая ответственность по подготовке к школе детей с отклонениями в развитии. В дошкольном детстве формируется прочный фундамент для развития речи, моторики, всех психических процессов, разных видов деятельности, в том числе и учебной. Подавляющее большинство детей в массовом детском саду успешно овладевает всеми разделами программы дошкольного развития и воспитания, но дети, имеющие особенности в речевом, психическом развитии, нарушении слуха, зрения, опорно — двигательного аппарата, с этой программой не справляются. Принципиально важным являются своевременное выявление таких детей, всестороннее изучение их в целях дифференциальной диагностики и определение путей необходимого в каждом конкретном случае лечения и коррекционно-педагогической помощи.

     Дошкольная дефектология, для создания оптимально успешного развития ребёнка, опирается на учения Л.С.Выготского о структуре дефекта. Принципиально важным является правильное разграничение первичного и вторичного дефектов развития.

     Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализатора, отделов КГМ) вследствие воздействия патогенных факторов.

     Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития (ВПФ) и нарушения социального поведения с формирующимися патологическими чертами характера (замкнутость, тревожность, агрессия и т.д.).

     Для преодоления первичных дефектов необходимо медицинское воздействие, вторичные отклонения поддаются коррегирующим педагогическим воздействиям, где важное и определяющее значение играет компенсация дефекта. Л.С.Выготский – основоположник культурно-исторической теории, убедительно доказал, что «врастание нормального ребёнка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития — естественный и культурный – совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют единый ряд социально-биологического формирования личности ребёнка». Л.С.Выготский придавал большое значение включению аномального ребёнка в различную социально-значимую деятельность, необходимости создавать действенные формы детского опыта, во избежание «социального вывиха», преодолении патологических черт личности.

     Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма, возмещение нарушенных или утраченных функций за счет активизации сохранных функций и анализаторных систем.

     Дефект развития есть в большинстве своём факт биологический, ребёнок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, в занятии соответствующей социальной позиции, в установлении отношений с окружающими. Влияние дефекта на самом деле двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток, т.е. «минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Читайте также:  Нужно для нормального физического развития ребенка

     Однако для превращения потенциальных возможностей в действительные нужно знать те возможности ребёнка, которыми он уже располагает, (зона актуального развития) и те возможности, которые ещё не стали его достоянием и находятся в зачаточном состоянии (зона ближайшего развития).

     Воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том, что в самом детском организме заложены возможности компенсации и сверхкомпенсации дефекта, связанные с пластичностью основных систем развивающегося организма, включая ЦНС, именно они выступают на первый план развития ребёнка и должны быть включены в воспитательный процесс как его движущая сила. Это значит не смягчать тех трудностей, которые возникают из-за дефекта, а напрягать все силы для его компенсации, выдвигать только те задачи и в том порядке, какие отвечают постепенности становления и развития личности ребёнка.

Литература:

1.   БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008

 2. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011

Подготовила : учитель-дефектолог Лысова Н.В.

Источник

Что такое нормативное развитие ребенка

Ïîíÿòèå î íîðìå â ðàçâèòèè, îòêëîíåíèå îò íîðìû. Àíîìàëèè â ðàçâèòèè ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, â ïîâåäåíèè ÷åëîâåêà. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â óñëîâèÿõ äèçîíòîãåíåçà. Ïðèìåðû ïîâðåæäåííîãî ðàçâèòèÿ. Îñîáåííîñòè äèñãàðìîíè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ11.08.2016
Ðàçìåð ôàéëà90,4 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îãëàâëåíèå

Ââåäåíèå

1. Ïîíÿòèå î íîðìå â ðàçâèòèè, îòêëîíåíèå îò íîðìû

2. Íîðìàòèâíîå è îòêëîíÿþùååñÿ ðàçâèòèå

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

1. Áîÿðèíöåâà À. Íà ïóòè ê «ñàìîñòè» èëè Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ñàìîðàçâèòèÿ ðåáåíêà / À. Áîÿðèíöåâà // Äèðåêòîð øêîëû. — 2006. — ¹ 9. — Ñ. 72-77.

2. Ââåäåíèå â ñïåöèàëüíîñòü. ÓÌÊ ïî ïðîôèëþ «Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ». / Ñîñò. Òâàðäîâñêàÿ À.À. — Êàçàíü: ÊÔÓ, 2012. — 85 ñ.

3. Ãàëàãóçîâà Ì.À. Ñîöèàëüíàÿ ïåäàãîãèêà: êóðñ ëåêöèé / Ì.À. Ãàëàãóçîâà è äð. — Ì.: ÂËÀÄÎÑ, 2011. — 416 ñ.

4. Åñèëåíîê Ò.À. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïîäõîäû ê äèàãíîñòèêå äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ / Ò.À. Åñèëåíîê // Àêòóàëüíûå âîïðîñû ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè: ìàòåðèàëû II ìåæäóíàð. íàó÷. êîíô. — ×åëÿáèíñê: Äâà êîìñîìîëüöà, 2013. — Ñ. 47-49.

5. Æìóðîâ Â.À. Áîëüøàÿ ýíöèêëîïåäèÿ ïî ïñèõèàòðèè / Â.À. Æìóðîâ. — Ì.: Äæàíãàð, 2012. — 854 ñ.

6. Çåéãàðíèê Á.Â. Ïñèõîëîãèÿ ëè÷íîñòè: íîðìà è ïàòîëîãèÿ / Á.Â. Çåéãàðíèê. — Ì.: Ðå÷ü, 2011. — 416 ñ.

7. Ëåáåäèíñêèé Â. Â. Íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. — Ì.: Àêàäåìèÿ, 2013. — 148 ñ.

8. Ìàìàé÷óê È.È. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü äåòÿì ñ ïðîáëåìàìè â ðàçâèòèè / È.È. Ìàìàé÷óê. — ÑÏá.: Ðå÷ü, 2006. — 224 ñ.

9. Ìèëþêîâà Å.Â. Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ. Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Å.Â. Ìèëþêîâà. — Êóðãàí: ÊÃÓ, 2009. — 54 ñ.

10. Ìóäðèê À.Â. Ñîöèàëüíàÿ ïåäàãîãèêà / À.Â. Ìóäðèê; Ïîä ðåä. Â.À. Ñëàñòåíèíà. — Ì.: Àêàäåìèÿ, 2012. — 200 ñ.

11. Îñíîâû ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè: Ó÷åá. ïîñîáèå / Ïîä ðåä. Ë.Â. Êóçíåöîâîé. — Ì.: Àêàäåìèÿ, 2005. — 480 ñ.

12. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà: ÓÌÊ / Ïîä ðåä. Ë.À. Ôåäîðîâè÷. — Êðåìåí÷óã: Õðèñòèàíñêàÿ Çàðÿ, 2008. — 217 ñ.

13. Ðåäåöêàÿ Î.Ã. Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ. Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Î.Ã. Ðåäåöêàÿ. — Ì.: Åâðàçèéñêèé îòêðûòûé èíñòèòóò, 2011. — 351 ñ.

14. Ñàíàáàñîâà Ð.Ê. Êîððåêöèîííàÿ ïåäàãîãèêà ñ îñíîâàìè ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè: ÓÌÊ /ñîñò.: Ð.Ê. Ñàíàáàñîâà — Áëàãîâåùåíñê: ÁÃÏÓ, 2010. — 103 ñ.

15. Ñåìàãî Ì.Ì. Òèïîëîãèÿ îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ. Ìîäåëü àíàëèçà è åå èñïîëüçîâàíèå â ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè / Ì.Ì. Ñåìàãî. Í.ß. Ñåìàãî. — Ì.: — Ãåíåçèñ, 2011 — 400 c.

16. Ñåìàãî Í.ß. Îðãàíèçàöèÿ è ñîäåðæàíèå äåÿòåëüíîñòè ïñèõîëîãà ñïåöèàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ / Í.ß. Ñåìàãî, Ì.Ì. Ñåìàãî. — Ì.: Àðêòè, 2005. — 50 ñ.

17. Ñìèðíîâà Å.Î. Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ: ó÷åá. / Å.Î. Ñìèðíîâà. — Ì.: ÂËÀÄÎÑ, 2006. — 366 ñ.

18. Ñîðîêèí Â.Ì. Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åá. ïîñîáèå / Â.Ì. Ñîðîêèí; Ïîä ðåä. Ë.Ì. Øèïèöûíîé. — ÑÏá.: Ðå÷ü, 2013. — 216 ñ.

19. Ñïåöèàëüíàÿ ïåäàãîãèêà / Ë.È. Àêñåíîâà è äð.; ïîä ðåä. Í.Ì. Íàçàðîâîé. — Ì.: Àêàäåìèÿ, 2005. — 400 ñ.

20. Òåëèíà È.À. Ñîöèàëüíàÿ ïåäàãîãèêà / È.À. Òåëèíà. — Ì.: Ôëèíòà, 2014. — 87 ñ.

21. Øàïîâàë È.À. Ìåòîäû èçó÷åíèÿ è äèàãíîñòèêè îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / È.À. Øàïîâàë. — Ì.: ÒÖ Ñôåðà, 2005. — 320 ñ.

22. Øàïîâàëåíêî È.Â. Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ (Ïñèõîëîãèÿ ðàçâèòèÿ è âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ). Ó÷åáíèê / È.Â. Øàïîâàëåíêî. — Ì.: Ãàðäàðèêè, 2013. — 349 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, ðåëÿòèâèñòñêè-ñòàòèñòè÷åñêèå êðèòåðèè íîðìû. Èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû ñïåöèôèêè íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ îòå÷åñòâåííûìè ïñèõîëîãàìè. Çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â íîðìå è ïàòîëîãèè. Êëàññèôèêàöèÿ äèçîíòîãåíåçà.

    ðåôåðàò [37,6 K], äîáàâëåí 04.02.2013

  • Àíàëèç ïðîöåññà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â ðàçëè÷íûõ íåáëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ. Îáùèå è ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè. Äåïðèâàöèÿ è åå âèäû, ïðîáëåìû ðîäèòåëüñêîé æåñòîêîñòè. Íàðóøåíèå ïîâåäåíèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ.

    øïàðãàëêà [103,7 K], äîáàâëåí 03.02.2010

  • ×åì îïðåäåëÿåòñÿ ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà? Ãåíåòè÷åñêèå è ñðåäîâûå ôàêòîðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ÷åëîâåêà. Ðàçâèòèå êàê ìåòàôîðà ýïèãåíåòè÷åñêîãî ëàíäøàôòà. Ñòàäèàëüíîñòü è íåïðåðûâíîñòü ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïðîáëåìû ïåðèîäèçàöèè ðàçâèòèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [61,0 K], äîáàâëåí 28.11.2002

  • Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ãàðìîíè÷åñêèé èíôàíòèëèçì. Çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, õàðàêòåðèñòèêè èõ ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû. Äåòè ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â øêîëüíîì âîçðàñòå.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [30,7 K], äîáàâëåí 14.10.2008

  • Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ ÷åëîâåêà â îíòîãåíåçå. Ãëàâíûå îñîáåííîñòè âîîáðàæåíèÿ ìëàäøèõ äîøêîëüíèêîâ ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ðîëü ïàëü÷èêîâîé æèâîïèñè â ðàçâèòèè âîîáðàæåíèÿ ìëàäøèõ äîøêîëüíèêîâ ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [423,5 K], äîáàâëåí 22.06.2014

  • Ïðåäñòàâëåíèå î åäèíñòâå ãåíåòè÷åñêèõ è ñðåäîâûõ ôàêòîðîâ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè. Ïðîáëåìà âëèÿíèÿ ñðåäû è íàñëåäñòâåííîñòè íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè. «Íàñëåäñòâåííàÿ» è «ñðåäîâîâàÿ» äåòåðìèíàöèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Âîçðàñòíûå öèêëû â ðàçâèòèè ÷åëîâåêà.

    ðåôåðàò [25,6 K], äîáàâëåí 17.05.2009

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ó äåòåé. Óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå âíèìàíèÿ. Äèàãíîñòèêà øêîëüíîé çðåëîñòè ó ðåáåíêà. Ìåòîäû äèàãíîñòèêè âîñïðèÿòèÿ è âîîáðàæåíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [201,7 K], äîáàâëåí 10.06.2015

  • Ñîîòíîøåíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è îáó÷åíèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ïî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó. Ïðèíöèïû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïî Â.Ï. Çèí÷åíêî. Îñíîâíûå çàêîíû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

    ðåôåðàò [27,9 K], äîáàâëåí 03.07.2012

  • Èçó÷åíèå ïîíÿòèÿ «äèçîíòîãåíåç» — îòêëîíåíèé îò ñòàäèè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ, íà êîòîðîé íàõîäèòñÿ ðåáåíîê, âûçâàííûõ áîëåçíåííûì ïðîöåññîì. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà Â.Â. Ëåáåäèíñêîãî. Èñêàæåííîå è äèñãàðìîíè÷åñêîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå.

    ðåôåðàò [28,2 K], äîáàâëåí 28.10.2010

  • Õàðàêòåðèñòèêà ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü êàê ïðèîáðåòåíèå íîâûõ çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ. Îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîãî è ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Ñòàäèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [80,2 K], äîáàâëåí 04.05.2011

Что такое нормативное развитие ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Читайте также:  История развития международной защиты прав ребенка

Источник

Автор: Учитель -логопед 1 категории Шилова Оксана Викторовна

Более 150 лет в нашей стране разрабатывается и совершенствуется система помощи детям , которые из-за особенностей развития нуждаются в специальной помощи при воспитании и обучении.

Только родители могут дать своему ребенку любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод.

Они не специалисты и не обязаны разбираться во всех тонкостях развития ребенка. Но их внимание к особенностям развития и поведения поможет вовремя заметить признаки возможного неблагополучия и помочь ребенку их преодолеть. И именно родители определяют: попадет ли ребенок в поле зрения специалистов? Получит ли необходимую помощь? Как сложится его обучение? К какому результату оно приведет?

В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей.

На практике часто встречаются две крайности. Одни родители склонны все особенности развития и поведения своих чад «характером», «шустростью», «ленью», то есть по сути уходить от проблем. Другие болезненно переживают малейшие несоответствия в развитии собственного ребенка «нормам», подгоняют его, упрекают в несостоятельности, фиксируя его таким образом на собственной не успешности и программируя её дальнейшее развитие. И в том и в другом случае ребенок не получает необходимой помощи. Он оказывается заложником родительского самолюбия. Понимая и уважая чувства родителей, хочется направить их усилия в нужное русло: если вы отметили несоответствие между возможностями вашего ребенка и « нормативными» показателями развития, обратитесь к специалистам (психолог, невролог, психиатр, логопед)- только комплексный анализ недостатков развития, их причин и последствий может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребенку.

Когда желательна комплексная консультация специалистов? Тогда, когда какое- либо очевидное неблагополучие может повлиять на развитие в целом. Далеко не всегда  эти особенности являются проявлениями отставаниями в психическом развитии  или указывают на серьезные проблемы. Однако они могут привести к стойким  учебным  трудностям и поэтому должны стать поводом для комплексной диагностики особенностей развития.

Что же это за обстоятельства?

  • Ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (Тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах).
  • Ребенок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.)
  • В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.
  • Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас.
  • У ребенка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения.
  • Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы ( ДЦП, парезы, параличи, судорожные проявления).
  • Не способен следовать инструкции (не может сосредоточиться на деятельности, не понимает с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается).
  • Импульсивен (сначала делает, потом думает).
  • Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности.
  • Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора.
  • Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен.
  • Неуютно себя чувствует в обществе сверстников, склонен замыкаться или aгрессивен.
  • Быстро устает и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его.
  • Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему.
  • У ребенка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие-то особенности характера, поведение стало странным, непонятным.
Читайте также:  7 месяц ребенка как развитии

Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Поэтому, чем раньше будут приняты меры, тем лучше будут достигнуты результаты.

Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребенка и о предлагаемом пути обучения. Не стесняйтесь задавать вопросы — в результате консультации не должно остаться «темных пятен».

Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребенка. На успешность его развития и усвоения знаний.

Бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции — несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.

В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций.

  • До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребенок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается — ребенок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.
  • С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Педагоги обращают внимание на на его неумение вести себя на организованных мероприятиях; отчетливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. Детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотическая активность в игре, замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.
  • Более отчетливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребенок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.

Психологическое исследования  показывает, что дети с мозговыми дисфункциями:

  • часто плохо ориентируются в пространстве ( они путают правую и левую сторону, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении).
  • слуховое и зрительное внимание у них ограничено
  • часто упускаются мелкие детали
  • особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей
  • переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится

Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счетом) и нарушений поведения в школе.

Если обратить на это внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут скомпенсированы или хотя бы сглажены — и обучение станет более успешным.

Коррекция трудностей, возникающих у детей с ММД, включает и психолого  — педагогическое, медицинские мероприятия.

  • С помощью лекарств можно сделать ребенка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребенка.
  •  Психолого — педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений формирование знаний и представлений умения думать, обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Хороших результатов можно добиться, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребенку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.
Конечно, от специалистов зависит многое. Но от вас- еще больше. Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребенка. Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии обучении, коррекции проблем вашего ребенка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.

Источник