Ранний период развития ребенка

Дети – цветы жизни, и для их полноценного и гармоничного развития необходимо знать о тех периодах, через которые они проходят в процессе взросления.

Многие родители понятие «развитие ребенка» связывают с возрастом от 3 лет и старше, полагаясь на то, что разного рода кружки и секции «сделают свое дело».

Жизнь зарождается в чреве матери, и о том, каким здоровьем будет наделен малыш, важно задуматься с самого момента наступления беременности.

Современные люди по-разному подходят к теме появления в их жизни ребенка.

  • Одни – планируют и подготавливают свои организмы к зачатию.
  • Другие – радуются сюрпризам.
  • Третьи – огорчаются от «неожиданной» новости (но эта тема для другого материала).

В медицинской литературе много информации о том, каким должен быть образ жизни у беременной женщины, с какими привычками следует расставаться и о других полезных вещах для будущих мам. Но, как показывает практика, прочитать – это не значит принять к действию.

Порой собственный эгоизм и неумение серьезно относится к важным для развития организма ребенка темам приводят к неприятностям и проблемам.

Отрывок из монолога мамы 8-летнего мальчика.
«У моего сына сложности в школе, ему трудно общаться со сверстниками, учитель говорит, что он неправильно выражает свои мысли…»

В ходе дальнейшей диагностики выяснилось, что мальчик заговорил достаточно в позднем возрасте, в 5 лет.

Изучая жизненную ситуацию семьи, мы выявили следующие детали:

  • у женщины и ее супруга были сложные отношения еще до брака. Они часто ссорились, расставались и мирились. Наступившая беременность подтолкнула их к решению создать семью;
  • в период ожидания ребенка скандалы продолжались. Беременность проходила достаточно тяжело.

Разбирая предметы конфликтов, определили разные темы:

  • ревность;
  • измены супруга;
  • сложные отношения с родственниками мужа.

Еще больше полезных и интересных тем на нашем канале в Телеграм: @podoroj. Кликните, чтобы подписаться!

Из диалога с женщиной:

— У супруга ко мне тоже были претензии. Ему не нравилось, что я курю. Но я всегда курю.

— Я правильно понимаю, что Вы курили и в период беременности?

— Да… — появилось молчание… — неужели этот фактор повлиял?

— Повлиять мог и не только этот фактор. На развитие малыша влияет и генетика, и особенность семейной ситуации, и внимание, которое он получал от родителей. Но то, что курение матери в период беременности может притормозить развитие важных систем в организме ребенка, стоить брать в учет.

— Мои подруги тоже курили. Но у них дети вовремя начали говорить…

Так рассуждают многие женщины, полагаясь на примеры подруг, которые не отказывались в период беременности от употребления алкоголя и никотина.

Цена вопроса высока, а цена риска еще выше. Выбор всегда остается за человеком… Тем более, когда этот человек еще и отвечает за жизнь другого, беззащитного маленького создания…

Безусловно, за последствия должны нести ответственность родители. Но в описанном примере весь груз проблемы лег на плечи мальчика-второклассника. Он с трудом закончил первый класс и продолжает мучиться во втором. Причина вся в том, что с 5 до 7 лет ему не хватило времени, чтобы наверстать те речевые навыки, которые развиваются в речи, начиная с 1,5-2 лет. Ведь именно в этом возрасте дети начинают говорить.

Мама мальчика поняла еще одну свою ошибку: она ругала сына за низкие оценки, не понимая, что его мозг был не готов к переработке такого уровня информации. В результате женщина принимает решение помочь ребенку более осознанно освоить программу первого класса за летний период и пойти учиться во второй класс заново, но в другую школу.

Разбирая сотни и тысячи подобных ситуаций, формируешь четкое убеждение в том, что зрелость не обусловлена возрастом. Но она имеет шансы пополняться новыми знаниями. Человеку лишь остается научиться умело ими пользоваться.  

Ожидая малыша, будущие мамы должны четко осознавать, что в каждую секунду и минуту их дней, недель и месяцев идет непрерывное развитие жизненно важных систем организма ребенка.

Помимо отказа от вредных привычек стоит помнить и о других составляющих успешного прохождения беременности.

  • Полноценный сон, полезное питание, прогулки на свежем воздухе, благоприятная атмосфера в семье – это те факторы, которые способствуют гармоничному развитию систем организма ребенка.
  • Большие физические нагрузки должны быть исключены. Занятия фитнесом для беременных необходимо согласовывать с доктором.
  • Следует быть очень внимательными при употреблении лекарств. Обязательно читать инструкции, в которых всегда есть пункт о приеме препарата во время беременности. Особенно опасен прием медикаментов в первый триместр беременности.
  • Беременность длится около 40 недель. В медицинской литературе есть интересная информация о том, какие изменения в развитии происходят каждую неделю. Быть в курсе таких шагов и радоваться, читая об этом еженедельно – и есть тот стимул, ради которого можно исключить свой собственный эгоизм.
Читайте также:  Отличие детского сада от центра развития ребенка

Малыш появляется на свет, но он по-прежнему продолжает зависеть от мамы. В период грудного вскармливания молоко матери несет в себе все то, что получает организм женщины. Это всем известно, и важно помнить, что малыш заслуживает принимать через молоко матери исключительно полезное, что позволит ему расти и быть здоровым.

Спасибо, что поставите лайк 🙂

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/7909

Источник

Особенности развития детей раннего возраста.

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.    

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.    

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее  активного  умственного  развития  ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.  

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.  Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию  или имеющих общее назначение.  Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при 
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Читайте также:  Формирование и развитие речи ребенка

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

— развитие предметной деятельности;

— развитие общения с взрослыми;

— развитие речи;

— развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

— развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Особенности развития детей раннего возраста

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.

В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.

Особенности развития детей раннего возраста с рождения

В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.

Читайте также:  Если ребенок опережает физическое развитие

В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.

Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.

Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет

В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.

Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.

Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.

Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:

· Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.

· Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.

· Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.

· Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.

· Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.

· Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.

· Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.

· Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).

На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.

Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.

Источник