Роль взрослого в развитие ребенка по ушинскому

Роль взрослого в развитие ребенка по ушинскому thumbnail

30 Март 2014      

admin      

     Просмотров:  
2531

портрет великого педагога К. Д. УшинскогоИдея развивающего обучения – одна из важнейших традиций русской педагогики и одна из основных в дидактической теории великого русского педагога К. Д. Ушинского. Учение, по его мнению, это труд, полный мысли. Надо добиваться, чтобы ученик в процессе обучения был активен и деятелен. Но легко и приятно мечтать, а думать трудно, поэтому важнейшая задача педагога – приучение детей к умственному труду и забота об умственном развитии ребенка.

О системе знаний

Говоря о том, что ум – это система знаний, Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

Великий педагог подвергал резкой критике такое учение, при котором голова учащегося набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными, когда учитель все гонит вперед, не оглядываясь назад, пока не привозит «пустую телегу» — «Пустая голова не мыслит».

Самым опасным Ушинский считает укоренение у детей привычки ничего не усваивать прочно и быстро все забывать. Задача учителя – соблюдать преемственность между познавательной деятельностью ребенка до школы и учением его в школе, упорядочить конкретные представления и опыт детей, строго отбирать учебный материл, добиваясь его прочного и осмысленного усвоения учащимися.

К. Д. Ушинский о значении родного языка

Ушинский рассматривает родной язык как сокровищницу всех знаний, как основу всякого понимания и умственного развития.

«Между другими предметами обучения, — пишет К. Д. Ушинский, нет ни одного столь способного развить человека, как изучение языка». Родной язык он рассматривает как источник богатейших знаний и всестороннего развития ребенка: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, отражается вся история духовной жизни народа. Уже при умелом обучении грамоте, показывает Ушинский, развивается внимание, устная речь и мышление ребенка, обогащается его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов.

К. Д. Ушинский о природе

Важнейшее значение в умственном развитии Ушинский отводит знакомству с природой, считая, что логика природы – самая доступная для понимания детей логика. Знакомство с природой развивает умение наблюдать окружающую жизнь, содействует развитию логического мышления и воображения, возбуждает внимание и любознательность, изгоняет суеверия и делает смешными предрассудки.

О наглядности в обучении

Анализируя роль наглядности в обучении, К. Д. Ушинский рассматривает ее как средство развития наблюдательности, умения верно выражать словах результаты наблюдения и делать из них логические выводы, видеть предметы всесторонне. Он стремится показать, как совершается переход от непосредственных наблюдений конкретных предметов и явлений к абстрактному мышлению. Верное логическое мышление, по его словам, возникает из верных и точных наблюдений.

В учебниках для начальной школы Ушинский дает образцы того, как учить детей «отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, потом сравнивать между собою несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие…»

Цитаты:

  • Детская природа ясно требует наглядности.
  • Дитя  мыслит  формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе.
  • Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его  руководством  ощущения  дитяти  превращались  в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

мальчик читает книгуО развитии памяти

Ушинский подробно разработал методику повторения учебного материала, отмечая, что современная ему школа много сыплет в детей и редко справляется, остается ли что из насыпанного. Повторение, по его мнению, должно проводиться систематически, в тесной связи с изучением нового материала, быть избирательными, заставляя школьника выражать свои мысли своими словами. Надо воспитывать у детей  уверенность в своей памяти, не допускать забывания ими изученного материала, понемногу приучать их упорно его припоминать.

О внимании

С развитием мышления детей тесно связывается и воспитание внимания —  этой единственной двери души, через которую проходит все, что есть в сознании. Научить детей держать эту дверь открытой Ушинский считал делом большой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Привычка владеть своим вниманием, отрывая его от предметов, которые привлекают, и направляя на предметы, вовсе не привлекательные.

Одной из задач обучения Ушинский считал приучение детей по возможности долго и сильно сосредоточивать свое внимание на изучаемом предмете. Развитие такого активного внимания он связывал с воспитанием волевых качеств личности.

О самостоятельной работе

Развитие умственных способностей учащихся немыслимо без самостоятельной работы. К. Д. Ушинский писал, что не уметь выражать своих мыслей – недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший, что самостоятельные мысли вытекают из самостоятельно приобретенных знаний. Поэтому очень важно развить у ребенка желание и способность самостоятельно приобретать новые знания, дать ему средство извлекать полезные сведения не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий. Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь. А именно это и составляет одну из главных задач школьного обучения.

Но сначала необходимо научить детей учиться. А потом уже поручать дело им самим. Всякая самостоятельная работа должна быть посильной для учащихся, не слишком легкой и не слишком трудной.

успешное обучениеОб успешном обучении

Непосильные задания подрывают детскую память и уверенность ребенка в своих силах. Превращение же учения в игру и забаву, когда ребенок освобождается от всяких серьезных обязанностей, крайне вредно сказывается и на его воспитании. Рассматривая проблему интереса в обучении, К. Д. Ушинский резко выступал против пустой развлекательности. Содержание не должно приноситься в жертву занимательности. Детей необходимо приучать к серьезному труду, соразмерному их силам. Учение «должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас».

Учение – не игра, а серьезная обязанность. Обучение, как справедливо считал Ушинский, не может быть развивающим, если для детей оно не стоит никаких усилий. Вместе с тем он требовал учитывать в обучении интересы и возможности детей, утверждая, что особую силу нашим интересам, нашей деятельности придают чувства, эмоции. Процесс обучения призван возбуждать положительные эмоции. Классная скука – величайший враг учения. Но интерес к учению должен основываться на том, чтобы ученик полюбил учебный труд и находил удовлетворение в исполнении своих обязанностей.

Читайте также:  Особенности познавательного развития ребенка младенческого возраста

Для успешного обучения ребенку необходимы волевые усилия, так как учение – труд, требующий достижения определенных целей. Для воспитания воли в процессе обучения надо воспитывать привычку к труду, к преодолению трудностей, возбуждать желание учиться и интерес к обучению.

К. Д. Ушинский был непримиримым противником так называемой «потешающей педагогики». Под развивающим обучением понимал многостороннее развитие личности ребенка, включающее в себя воспитание не только умственных способностей и познавательных интересов, но также чувств, воли, характера школьника, его моральных качеств.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник

Какой родитель не мечтает достойно воспитать своих детей? А как это сделать? На этот вопрос ответ нужно поискать у  выдающихся педагогов.  Нам, взрослым, нужно учиться мудро воспитывать своих детей, изучая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого. К классикам нужно возвращаться вновь и вновь…

К.Д. Ушинский. «Только личность может влиять на воспитание ,развитие другой личности».

              К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».  

      К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненного опыта ещё не достаточно, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Именно наблюдение является оптимальным «инструментом» обучения с точки зрения психологии. Ребенку что-то легче сделать, если он видел, как это делают другие люди: мама, папа, дедушка, учителя, соседи, сверстники.

   Часто можно услышать от родителей или взрослых такие слова: «Врать нехорошо, сынок». А через некоторое время та же самая мама просит сказать сына по телефону, что ее нет дома. «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его»/К.Д.Ушинский/

   Ушинский отводил большую роль в воспитании ребенка матери.  «Женщина, как кумир, вечно отдыхающая от лени на ложе из роз, самое нелепое создание развращённого воображения французских романистов. такое понятие о женщине, весьма распространённое в модном свете, оскорбительно и для женщины и для мужчины»./К.Д. Ушинский/.

Теория «свободного воспитания»

«Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи».

Л. Н. Толстой

Неоценимый  вклад в развитие русской педагогики внес великий писатель и выдающийся педагог Л. Н. Толстой. Толстой был против муштры, зубрежки, формализма и деспотизма в обучении и воспитании детей, призывал уважать личность ребенка, развивать в нем самостоятельность и творческие силы. Он выдвинул теорию «свободного воспитания» и практически претворял ее в жизнь в Яснополянской школе 

Л.Толстой открыл в Ясной Поляне школу и всякий желающий мог там учиться. Лев Николаевич был для ребят и учителем, и отцом, и старшим товарищем. В толстовской школе не нужно было платить за учение, не было никаких наказаний, учиться было весело и дети делали это с охотой. Вот что говори Л.Н.Толстой о воспитании: «Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

В основу воспитания детей в семье — считал писатель, — должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей. Почему в современном воспитании преобладает сознательное внушение, нравоучение? Потому, что общество живет двойной  жизнью. Воспитание будет сложным и трудным делом до тех пор, пока люди хотят воспитывать детей, при этом не воспитывая себя. Если же они поймут, что воспитывать других можно только через себя, через свой личный пример, то отпадет  один вопрос и останется второй, как самому жить истинной жизнью? Правда — вот первое и главное условие воспитания. Но чтобы не стыдно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной. 

Тысячи людей называют Льва Николаевича Толстого учителем. Имя это он заслужил своими публицистическими произведениями, педагогическими статьями, томами художественных произведений, которыми зачитывается уже не одно поколение читателей и стар и млад, даже его художественные произведения несут стремление учителя передать будущим поколениям то знание о мире, что сам он постиг. Для Толстого это стремление было естественно, потому что желание учиться новому не покидало писателя на протяжении всей его долгой жизни.

Право быть собой

«Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно».

Я. Корчак

Януш Корчак (1879–1942) – врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса – угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы. Его самая известная книга для взрослых – «Как любить ребенка» (1918). Основная идея – нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе с ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка. 

Книга выдающегося польского педагога, врача, писателя, погибшего в 1942 году в фашистском лагере Треблинка, обращена к воспитателям, прежде всего родителям. Я. Корчак призывает: уважайте детей, их достоинство, их личность. 

Читайте также:  Таблица развития и прикорма ребенка

Я. Корчак стремится вовлечь читателей в поиск скрытых связей между воспитанием детей и судьбой нашего будущего, между детством и зрелостью. Со страниц этой книги он призывает нас освободить детство от лжи, суеты и безнравственности.

«Детей нет — есть люди» — это главный постулат гуманной педагогики Януша Корчака. Своим педагогическим опытом Корчак щедро делился с современниками как преподаватель, автор многочисленных статей и выступлений на радио, где он вел передачу под псевдонимом Старый Доктор.   «Детей нужно любить, а не умиляться над ними»- писал он в своих статьях.  «Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке». /Януш Корчак, 1878-1942/.  «Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко сыскать, скоро разочаруется», — писал он в одном из своих педагогических трудов. В художественных произведениях, он описывал и детские пороки. Но при этом верил, что в мире «добра в тысячу раз больше, чем зла».

Я уверена, что книги Я.Корчака о воспитании и сегодня не утратили актуальности. Писатель, педагог и врач Януш Корчак оставил нам замечательный рецепт, который годится каждому: «Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как это делается».

Не мешайте ребенку

 Свобода – это уникальное средство   максимально развить личность,

характер, ум и чувства ребенка.

М. Монтессори

 Среди известных методик необходимо отметить методики для раннего развития и воспитания детей : методику Монтессори.

Мария Монтессори (1870–1952) – педагог, первая в Италии женщина-врач. Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии: «Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, то есть от манипуляций руками к пониманию сути предмета»
   Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

.

Семья как коллектив

Методы воспитания трудом, формирования личности в коллективе развивал один из виднейших отечественных педагогов Антон Семенович Макаренко (1888–1936), автор «Педагогической поэмы», «Книги для родителей».

 В 1988 году ЮНЕСКО назвала четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.  Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики. 

 «Книга для родителей» написанная еще в начале ХХ века педагогом Макаренко,  рассказывает о структуре семьи, об отношениях между ее членами, о родительском авторитете, родительской любви, деньгах, о особенностях воспитания в неполной семье. Читается это произведение очень легко, т.к. изложение ведется в художественной форме рассказов о реальных жизненных ситуациях, с размышлениями автора об этих жизненных ситуациях. « В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это — самый правильный путь семейного воспитания». «Воспитание детей — это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается».

«О воспитании». В эту книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А.С.Макаренко. «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» — Макаренко А. С. « О воспитании».

Ученик и учитель, родители и дети – их добрые взаимоотношения формируются в совместном созидательном труде при взаимном уважении к личности, достоинству каждого – таков краеугольный камень педагогического воззрения Макаренко. «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» /А.С.Макаренко/.

Поддержать ребенка в трудную минуту, понять, — в этот задача родителей и педагогов. Открыть для ребенка дверцу в сад счастливого  детства- задача взрослых! И как важно не заморозить этот сад равнодушием, отстраненностью, непониманием… 

Источник

В работе рассмотрены взгляды Ушинского К. Д. на родной язык как на один из основных факторов воспитания и развития личности. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности.

Ключевые слова: культура речи, общение, развитие, ребенок, речь, язык.

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его

«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его» [1, с. 557].

Первый опыт общения, указывал Ушинский, ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении отечественного языка. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его речи. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей в старшем возрасте кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

К. Д. Ушинский отмечал, что речевая культура семьи зависит от ее духовного мира, а не от социального положения родителей в обществе. Чем беднее духовная сфера, в которой растет и развивается ребенок, тем скуднее его словарный запас. Родителям с низким уровнем речевой культуры труднее передать ребенку богатство мыслей, чувств, ощущений, объяснить ему причины различных явлений и поступков. Чем выше уровень речевой культуры в семье, тем больше возможностей в грамотном применении сложных языковых конструкций, распространенных предложений и т. д.

Читайте также:  Центр развития ребенка непоседа абакан

Изначально дети усваивают речь подражанием в соответствии с тем, что слышат вокруг. В этом отношении они непревзойденные мастера, соответственно проявления речевых особенностей взрослых быстро становятся особенностями детской речи. Осознавая значение собственного примера родителям необходимо соблюдать языковую норму, выбирать и употреблять языковые средства в соответствии с требованиями коммуникативного, этического компонента культуры речи, учитывая их социальный характер.

Язык, перенимаемый детьми у взрослых, не всегда безупречен: «богатый в одном

отношении, он бывает иногда чрезвычайно беден в другом, испещрен неправильностями, недомолвками, варваризмами. Кроме того, в язык ребенка входит множество уродливостей из окружающей его среды: в низшем классе – это провинциализмы, а в высшем — чужеземные слова и обороты» [5, с.124].

Ушинский отмечал, что в процессе общения со своими детьми родители передают им гораздо больше, чем просто слова, предложения. Они показывают им пример взаимодействия с другими людьми, умение решать определенные ситуации с помощью вербальных и невербальных средств общения. На основании этого опыта у ребенка формируется представление об окружающем его мире, осознание своего места в нем.

Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

Язык является одновременно и средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ребенка как личность.

Грамотная речь служит залогом его успешного обучения и развития. К. Д. Ушинский считал, что мировоззрение ребенка формируют все учебные предметы, но, ведущая роль в этом бесспорно принадлежит родному языку, так как «родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания» [4, с.356].

Когда дети приходят в школу, то они уже обладают «громадным сокровищем, даже превышающим детские потребности» [4, с.240]. У шестилетнего ребенка гораздо больше слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самих этих чувств и мыслей. «Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка, так что множество слов и оборотов, уже усвоенных дитятей в виде следов механической памяти, в виде нервных привычек, еще не сделалось вполне его духовным достоянием» [5, с.122]. Из этого вытекает важная для семьи и школы обязанность: исправлять и пополнять словарный запас детей в соответствии с правилами родного языка, вводя их не только в сознание ребенка, но и в число его привычек, «выполняемых с той

легкостью и быстротой, которых требует речь словесная и даже письменная» [5, с.124]. Необходимо заботиться о том, чтобы ребенок сознательно усваивал все богатейшие возможности русского языка.

К. Д. Ушинский указывал на единство речи и мышления. Язык — это органическое создание мысли, «коренящееся в ней и постоянно из нее вырастающее» [3, с.19]. Речь является важным показателем мышления, как человек говорит, так он и мыслит. Поэтому, развивая речь воспитанника, семья и школа развивают, прежде всего, мыслительные способности, умение грамотно и логично выражать свои мысли, что соответственно влияет на культуру поведения ребенка в обществе. Невозможно развивать язык отдельно от мысли, но и развивать его перед мыслью, ученым считал, вредным. Это приводит к одной из самых дурных человеческих привычек – «болтать чисто, гладко, изящно всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, не вытекающие одна из другой мысли» [3, с.124]. В этом отношении много зла приносит детям излишняя снисходительность родителей к детской

болтовне и слишком раннее изучение иностранных языков. Родители не должны допускать речевые ошибки детей, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для ребенка.

Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи воспитанников, т. е. точность, полноту, логичность выражений. «У нас же по большей части довольствуются тем, если угадывают мысль в бессвязном, заикающемся

ответе; а учителя других предметов и вовсе не обращают внимания на язык. Это положительно дурно»[6, с.77]. Сознательное изучение законов слова — это, по Ушинскому, есть единственный путь, который поможет ребенку сознательно постигнуть законы деятельности своей собственной души.

Первоначально дитя усваивает язык подражанием, но язык создан не подражанием, а самосознанием. «Способность самонаблюдения, или иначе самосознание, находит себе прямое выражение в слове, и где мы не находим такого выражения, там не имеем никакой причины предполагать и самосознания» [2, с.434]. Задача педагога в том, чтобы дети вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова, которое они усвоили подражанием, полусознательно, а иногда даже вовсе бессознательно, механически. По этой причине дети часто употребляют слова и обороты, не понимая их точного значения. Эта работа должна начинаться «с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главных работ воспитания» [5, с.123].

В этом отношении грамматическое изучение языка имеет чрезвычайную важность. Многие науки обогащают только сознание ребенка, давая ему новые факты. Грамматика,

преподаваемая логически, расширяет самосознание человека, поэтому К. Д. Ушинский относил грамматику к числу наук, очеловечивающих человека.

Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Наставник, раскрывая детям богатство родного слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка, по утверждению ученого, — это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

Ушинский отмечал, что язык народа является полным отражением его духовной жизни, и для ребенка — это лучший «истолкователь» окружающей его действительности. «Слово есть плоть духа. В каждом человеке дух должен воплотиться в слово, — иначе он не только не принесет плода, но не будет и сам развиваться, — вымокнет, как зерно под водой» [6, с. 76].

Материал взят из: Казанская наука. №1 2013г

(Visited 4 850 times, 1 visits today)

Источник