Когнитивное развитие ребенка музыкой
Влияние музыкальной деятельности на развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста.
Развитие когнитивной сферы очень важно в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте закладывается образный фундамент интеллекта, а усвоение образных форм познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления. В конце дошкольного возраста у ребенка складывается первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе и на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.
Когнитивное развитие — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже
Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы, в частности – восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления .
Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
Существует взаимосвязь когнитивных и музыкальных способностей: уровень развития музыкальных способностей соответствует уровню развития когнитивных способностей. Исследования показали, что у детей регулярно занимающихся музыкой уровень IQ выше в 2 — 2,5 раза, чем у их сверстников не посещающих подобные занятия. И ещё, благодаря тому, что музыка и пение активизирует работу обоих полушарий мозга, у детей, регулярно занимающихся пением, музицированием и слушанием музыки, значительно быстрее развивается навык чтения, письма и счёта! Этому свидетельствует совместная методика двух выдающихся педагогов Н. Зайцева и Г. Струве! Творческая деятельность развивает чувства детей, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию внешних психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость.
Методики, основанные на разных видах деятельности, игровой процесс и частая смена (видов деятельности) способствуют, в большей степени, формированию стойкого навыка усидчивости и концентрации внимания, которые так нужны не только дошкольникам, но и школьникам для успешного процесса обучения. Основная форма образовательной деятельности с детьми в МБДОУ №51 детского сада «Аленький цветочек» Г.о. Балашиха – музыкальные занятия. В ходеактивной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Всё это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности
Но не надо забывать, что огромные возможности для интеллектуального развития так же имеют и другие формы организации музыкальной деятельности ребенка, такие как нерегламентированная: совместная с педагогом и самостоятельная, а так же музыкальное воспитание в семье и в социуме.
Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы.
На музыкальных занятиях дети сопоставляют произведения, что рождает проблемную познавательно-оценочную ситуацию.
«Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно, особенно если ребенок начинает заниматься рано. Имеет смысл всех детей учить музыке не для приличия, а потому что это очень сильное воздействие на мозг. И какие зоны? Много разных зон. Но, как это ни парадоксально, основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые. Поэтому даже говорят о синтаксисе музыки, как там с ним мозг разбирается. Но это отдельный, довольно длинный разговор, потому что музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь». -Татьяна Владимировна Черниговская — выдающийся и авторитетный российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки Российской Федерации СПбГУ
Таким образом ,музыка и звукотерапия способствуют концентрации внимания, координации движений, укреплению памяти, увеличению скорости мышления и диапазона восприятия звуков, развитию творческих способностей, а также способностей к изучению иностранных языков. Раннее развитие ребенка с использованием музыки, песен, музыкальных инструментов способно в целом оптимизировать деятельность мозга, повышают природный интерес к учению, повышают эффективность учебных процессов, что положительно сказывается на физическом, психическом здоровье детей и их интеллектуальном развитии.
Источник
Елена Парамонова
Конгнитивное развитие ребенка в условиях музыкальной деятельности
Парамонова Е. В.
Музыкальный руководитель
I квалификационной категории
г. Арзамас
МБДОУ «Д/с №26»
«Конгнитивное развитие ребенка в условиях музыкальной деятельности»
Статья «Конгнитивное развитие ребенка в условиях музыкальной деятельности» раскрывает теоретические основы работы в области развития интелектуальных способностей с детьми дошкольного возраста. Рассматривается актуальность работы с детьми в детском саду в данном направлении. В статье есть обзор методов, приемов и репертуара в соответствии с возрастными возможностями. Раскрывается взаимосвязь когнитивных и музыкальных способностей.
Когнитивное (умственное) развитиечеловека определяется рядом факторов: генетическими факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием школы, личностными особенностями ребенка и родителей. Что же такое когнитивное развитие?
За изменениями веса и роста новорожденного следить легко. Но не так просто понять, что происходит внутри его мозга по мере развития.
Отделы головного мозга ребенка, контролирующие функции организма, полностью сформированы и не будут меняться. Малыш умеет дышать, есть, спать и какать. Но те отделы, которые отвечают за понимание ребенком самого себя и окружающего мира, будут меняться и развиваться.
Мозг новорожденного не способен полностью использовать такие функции, как восприятие, мышление, запоминание, речь и физическая координация. Процесс, при котором ребенок постепенно учится использовать эти навыки, называется когнитивным развитием. Музыкальная деятельность имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. В связи с этим возрастает роль целенаправленного развития когнитивных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) в содействии музыкальному образованию дошкольников, так как данные способности обеспечивают эффективность овладения знаниями общих и специальных дисциплин, а также являются благоприятным условием адаптации воспитанников. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка. Музыка развивает эмоциональную сферу, эмоциональную отзывчивость. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство,основанное на опыте восприятия: пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения.
Творческая деятельность развивает чувства детей, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию внешних психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость.
Существует взаимосвязь когнитивных и музыкальных способностей: уровень развития музыкальных способностей соответствует уровню развития когнитивных способностей. Исследования показали, что у детей регулярно занимающихся музыкой уровень IQ выше в 2 — 2,5 раза, чем у их сверстников не посещающих подобные занятия. И ещё, благодаря тому, что музыка и пение активизирует работу обоих полушарий мозга, у детей, регулярно занимающихся пением, музицированием и слушанием музыки, значительно быстрее развивается навык чтения, письма и счёта! Этому свидетельствует совместная методика двух выдающихся педагогов Н. Зайцева и Г. Струве!
Методики, основанные на разных видах деятельности, игровой процесс и частая смена (видов деятельности) способствуют, в большей степени, формированию стойкого навыка усидчивости и концентрации внимания, которые так нужны не только дошкольникам, но и школьникам для успешного процесса обучения. Основная форма образовательной деятельности с детьми – музыкальные занятия. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Всё это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности. [4]
Но не надо забывать, что огромные возможности для интеллектуального развития так же имеют и другие формы организации музыкальной деятельности ребенка,такие как нерегламентированная: совместная с педагогом и самостоятельная, а так же музыкальное воспитание в семье и в социуме.
Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы.
На музыкальных занятиях дети сопоставляют произведения, что рождает проблемную познавательно-оценочную ситуацию. Для сопоставления музыкальных произведений, на занятиях используются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковым названием (например, «Вальс» Н. Леви и «Вальс» С. Майкопара, разные музыкальные произведения, но с одним настроением (например, «Полька «Олечка» Т. Ломовой и «Веселые дети» в обр. Т. Ломовой).
Так же эффективнейшей педагогической технологией для когнитивного развития детей является ТРИЗ и РТВ. Закрепление и систематизация знания детей о прослушанных музыкальных произведениях, композиторах, музыкальных инструментах проходит с помощью Кругов Луллия. На них располагаются предметные картинки. С помощью стрелок ребенок может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, вроде бы несовместимые признаки объектов. Дети выявляют и разрешают противоречия, тем самым решая задачу умственного и творческого развития,для чего я использую два типа заданий:
1 тип: Ребенок объединяет с помощью стрелки подходящие к заданию картинки.
2 тип: Объясни необычное сочетание. Здесь рассматривается случайное соединение карточек. Можно представить как будет называться музыкальный инструмент, соединенный случайно (например, барадудка, скрипофон, фортегитара и т. п.). Для развития исполнительской деятельности можно применять пособие на первом круге которого расположены картинки четырех времен года, на втором – музыкальные инструменты, которые в дальнейшем будут использоваться для сочинения мелодии или аккомпанемента. Ребенок пытается с достаточной степенью достоверности объяснить их сочетание.
Следующий метод это обучение составлению рассказа по алгоритму «Волшебная дорожка». Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки». При использовании данного алгоритма активизируется словарный запас, развивается мышление с небольшой образной подсказкой.
Интересными и конгнитивными являются также методы символическая аналогия и мнемодорожки, а так же синектика и эмпатия. Суть метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В его основе лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту [6]. В музыкальной деятельностиего применение заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм. Возможна и словесная эмпатия, когда ситуация, музыка, композитор или музыкальный инструмент воспринимаются с другой точки зрения. Даётся задание придумать рассказ от лица например, заболевшей куклы (П. И. Чайковский «Болезнь куклы»). Описать словами, что думает она, (заболела, или обрадовалась, или торопится, или ей одиноко… почему, как вы думаете). Очень любят дети упражнения, раскрывающие их творческий потенциал, такие как «Придумай кукольный марш», «Сочини колыбельную капризному мишке», «Сочини мелодию булькающей каши», «Сочини песенку остывшей каши», «Как поет не вкусная каша?». Дети строят сказочные образы и направляют свою фантазию на решение разных задач.
Способствует развитию интеллектуальной компетенции процесс экспериментирования со звуками. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, улицы, группы; в поисках ассоциаций при работе со звуками природы, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок.
Интеллектуально-фантазийные игры, а так же пение по ручным знакам позволяет ребенку осознать связь между звучанием и знаком, и понять, что всевозможные линии и точки могут обозначать звуки. Эти загадочные графические письма развивают символическое мышление, творческую фантазию и слуховое воображение у детей. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
С внедрением ФГТ, а затем и ФГОС в ДОУ существует единое календарно-тематическое планирование, при решении задач которого используются интегративные технологии, создающие оптимальные условия для выявления и максимального развития интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. Дети с огромным удовольствием сочиняют, фантазируют, знакомятся с произведениями композиторов, художников. Заключительным этапом каждой темы становится интересное познавательное интегрированное развлечение. Итоговые занятия по пройденной теме проводятся в самых разнообразных формах (музыкальные КВН, путешествие по городу настроений, и т. д.
Музыкальное воспитание в детском саду оказывает ни с чем не сравнимое воздействие на общее развитие детей дошкольного возраста.
Психолог Б. М.Теплов считает: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».
Литература:
1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. —
СПб.: 1998. — 705 с.
2. Шадриков, В. Д.Введение в психологию: способности человека /
В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 2002. — 159 с.
3. Ананьев Б. Г—М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-230 с, Т. 2-287 с.
4. Методическое пособие для руководителей, методистов и музыкальных работников ДОУ. г. Тамбов, с. 1/6
5. Радынова О. П. Формирование личности ребенка средствами музыки //Управление ДОУ. — 2011. — № 7.
6. И. Мурашковская, Н. Валюмс Картинки без запинки/СПб: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС»; 1995г. -39с.
7. Т. Сидорчук, С. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок – М.: АРКТИ, 2010-28с.
Источник
Часто родители считают, что занятия музыкой не особенно важны для ребенка, если он не будет профессиональным музыкантом. Но ученые призывают все же знакомить своих детей с миром звуков и гармоний. Как показывают результаты последних исследований, музицирование повышает IQ и уровень грамотности, улучшает память и внимание, активизирует креативное мышление и воображение. Ученики музыкальных классов в сравнении со своими сверстниками более успешны в изучении иностранного языка, меньше тревожатся и умеют управлять своими эмоциями. Но чтобы ощутить воздействие всех этих полезных свойств музыки, заниматься ей нужно с увлечением и удовольствием.
Уроки музыки улучшают успеваемость
Свой вклад в дискуссию о пользе уроков музыки решили внести голландские ученые. В университете VU University Amsterdam (Амстердамский свободный университет) было проведено долгосрочное исследование, результаты которого опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience. «Несмотря на то, что музыка оказывает благотворное влияние на познание, этот предмет исчезает из учебных программ», – говорит Артур Яшке из университета в Амстердаме, ведущий специалист исследования. «Это побудило нас инициировать долгосрочное изучение возможного воздействия музыкального образования на познавательные навыки, которые могут лежать в основе успеваемости», – говорит он. В эксперименте приняли участие 147 детей из разных голландских школ. К их учебной программе начальной школы были добавлены и музыкальные занятия.
Через 2,5 года оценивалась успеваемость детей, а также различные познавательные навыки. Исследователи обнаружили, что дети, в программе у которых были уроки музыки, стали учиться намного лучше по сравнению с другими учениками. Они показали прекрасные результаты в способности запоминать информацию, рассуждать и формулировать мысли, планировать, организовывать и выполнять задания, а также контролировать эмоции. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что познавательные навыки, которые ребенок приобретает на музыкальных занятиях, переходят и на другие предметы, не связанные с музыкальной деятельностью.
Дополнительное доказательство пользы уроков музыки для развития когнитивных способностей предоставили ученые из Лондона. Они выяснили, что показатели по математике, чтению и письму у детей, которые посещали уроки музыки, улучшилась на 10–18 процентов по сравнению с немузыкальными классами.
Многие, наверное, знакомы с теорией о том, что произведения Моцарта повышают интеллект. Но дело здесь не только в музыке Моцарта. Психолог из Университета Торонто Гленн Шелленберг на конференции в Институте мозга в Мельбурне представил данные о том, что уроки музыки повышают IQ. В своем исследовании в течение одного года он тестировал четыре группы первоклассников. В первой дети учились играть на пианино, во второй пели, в третьей получали уроки актерского мастерства, в четвертой не посещали никаких творческих занятий. В конце учебного года уровень IQ вырос у всех детей неодинаково. Самый маленький прирост оказался у группы без творческих предметов – балл вырос на 3,9 пункта, а самый высокий в вокальной группе – на 7,6 пункта.
Занятия музыкой помогают изучать языки
Современные родители хотят как можно раньше научить ребенка иностранному языку. А между тем, его изучение будет намного эффективнее для ученика, знакомого со строением речи музыкальной. Занятия музыкой развивают слух и повышают умение различать оттенки разных тембров и высот. То же самое требуется и при изучении другого языка: мы должны четко слышать звуки речи и чувствовать ее интонацию.
Музыка и речь имеют очень много общего, считает нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская. «Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно… Основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые… Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь… Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая и изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет».
Это мнение подтверждает и исследование, проведенное в Северо-Западном университете (США). Его результаты показали, что музыкальные упражнения могут оттачивать развитие мозга, улучшать языковые навыки и грамотность даже в подростковом возрасте. В течение трех лет специалисты отслеживали успеваемость 40 учеников средней школы. Половина из них посещала уроки музыки, а другая половина проводила это время в спортивном зале. В итоге успехи в языковых предметах были отмечены у всех учеников, но большего достигли те, кто занимался в музыкальных классах. Записи мозговой активности показали у этих подростков более быструю реакцию на звук и большую чувствительность к его деталям.
Музыка стимулирует нестандартное мышление
Сегодня многие крупные корпорации тратят огромные средства и время на то, чтобы повысить оригинальность мышления своих сотрудников. Важно быть не только компетентным специалистом в определенной области. Нужно уметь мыслить, выходя за рамки привычных стереотипов. Именно уроки музыки могут научить мозг, как находить новое и нестандартное решение проблем, считает канадский психолог Сильвен Морено. Такой вывод основан на исследовании с двумя группами детей. Первая группа участвовала в 40-часовой программе музыкальной подготовки, где дети пели, слушали музыку и занимались ритмическими упражнениями. Вторая проходила программу художественного развития. Затем дети из обеих групп прошли тестирование. Оказалось, что ученики музыкального класса лучше справлялись с заданиями на концентрацию, внимание, запоминание и быстрее осваивали новую информацию, чем участники арт-группы.
Нет сомнений, что творческие предметы закладывают фундамент нестандартного мышления. Возможно, именно уроки музыки помогут будущему ученому раскрыть тайну клетки или придумать более эффективные микрочипы. Так, физик-теоретик, автор теории относительности Альберт Эйнштейн большую часть своей жизни любил играть на скрипке. Он говорил, что музыкальные и научные идеи рождаются из одного источника и дополняют друг друга. Его старший сын вспоминал, что часто отец искал выход из тупиковых ситуаций с помощью музыки. Именно скрипичные этюды «возвращали ему душевное равновесие и способствовали анализу». Размышляя над какой-нибудь проблемой физики, Эйнштейн брал в руки скрипку и играл до тех пор, пока не останавливался со словами: «Я все понял!» В течение многих лет его излюбленным занятием была игра на рояле в четыре руки с матерью или младшей сестрой, а также сочинение вариаций на собственные музыкальные темы. Позже он говорил: «Такая импровизация столь же необходима для меня, как и работа. И то, и другое позволяет достичь независимости от окружающих».
Творчество «влияет на внутреннюю жизнь и мышление человека, делая его совсем непохожим на стандартный образец бездумного специалиста. Многие известные ученые делают свою жизнь богаче за счет музыки, искусства и литературы. Ученый-химик, нобелевский лауреат Манфред Эйген играет в камерном оркестре, политик Юджин Маккарти пишет стихи… Крупный бизнесмен Роберт Гэлвин коллекционирует старинные морские карты и изучает конституционную историю. Такая широта интересов, выходящая далеко за границы профессиональной области, является одним из важнейших качеств, которые современное образование и общество могут изжить… Это вредно, и не только для души – за счет узкой специализации снижается вероятность возникновения творческих прорывов, которым предстоит обогатить нашу культуру», – считает Михай Чиксентмихайи, американский профессор психологии. В течение 30 лет он изучал биографии известных ученых, политиков, бизнесменов, художников и музыкантов, чтобы понять, в чем секрет их успеха.
Уроки музыки развивают творческое отношение к жизни
Занятия музыкой кажутся многим бесполезными, потому что мы оцениваем их с точки зрения пользы, которая не так очевидна, как от решения уравнений по математике. Но именно музыка поможет развить в ребенке творческое отношение к жизни. Ведь музыкальные занятия обращены не столько к знаниям, сколько к душе ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость. Удивительно, но часто люди живут в каком-то обезличенном потоке, не задумываясь о том, что они чувствуют и почему. Творческий человек всегда знает, зачем он делает ту или иную вещь, он тонко ощущает боль, скуку, радость, заинтересованность и другие эмоции. Это помогает сделать повседневную жизнь более интересной, эмоциональной и продуктивной.
Неизвестно, чем будет заниматься ребенок в будущем, поэтому в начальной и средней школе он знакомится с разными областями науки и искусства, чтобы получить целостное представление о мире, в котором так много интересного. Попытаться разобраться в том, что в жизни нравится, а что не нравится. Никто, например, не сомневается в том, что важно знать творчество Пушкина или Шекспира. Музыка – это часть культуры, которую мы хотим передать ребенку. И было бы странно не использовать такой многообразный ресурс культуры из-за незнания, как он может повлиять на нашу жизнь.
Как и в любой дисциплине, многое, конечно, зависит от преподавателя, который сможет в ярких красках представить этот удивительный «звучащий» мир и раскрыть в ребенке творческий потенциал. Ведь никакого развития когнитивных навыков не произойдет, если творческие занятия превратятся в скучные лекции и монотонные упражнения. Ребенок с радостью побежит на музыку, если он там будет петь, играть на музыкальных инструментах и сочинять свои музыкальные истории. Участвуя в творческом процессе, человек чувствует, что живет насыщеннее, чем в прочие моменты. У него пропадает страх перед ошибками, появляется ощущение внутренней свободы. И только таким образом музыка сделает мир ребенка ярче и поможет настроить мозг для будущих профессиональных достижений.
Благодарим Вас за прочтение данной статьи! А если Вам понравилось — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления. До встречи!
Источник