Связь между развитием руки и развитием ребенка

Связь между развитием руки и развитием ребенка thumbnail

Одним из важнейших критериев оценки развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики рук. К сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что родители узнают о моторных нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью.

Какая же связь между умением проводить мелкие манипуляции пальчиками и развитие лексического словаря, произношение букв и построение сложных предложений? Оказывается, самая прямая.

Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевой зоны. Активизация участка в связи с какой-либо деятельностью руками стимулирует центр речи, «заставляя» его включаться в работу.

Вот такая нехитрая взаимосвязь. На деле этот процесс оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка и формирование его речи.

За что «отвечает» мелкая моторика

Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:

  • внимания;
  • мышления;
  • зрительной памяти;
  • воображения;
  • пространственной ориентации;
  • связной речи.

На практике дети, имеющие слабую моторную функцию, обладают недостатком произвольного внимания, памяти, логического мышления, быстро утомляются во время занятий, имеют те или иные проблемы с речью. Нельзя не отметить и тот факт, что неподготовленные пальчики плохо владеют карандашом и ручкой. Это значит, что начало обучения в школе будет отягощено дополнительными трудностями.

Многие крупные ученые подчеркивали тот факт, что движения пальцев рук оказывает прямое стимулирующее воздействие на формирование центральной нервной системы ребенка. Доказано, что формирование активной речи начинается только после того, как мелкая моторика развивается до определенного уровня.

Когда развивать мелкую моторику

Знаменитая фраза Сухомлинского о том, что истоки способностей детей находятся на кончиках их пальцев, известна многим. Однако, к большому сожалению, детство современных детей протекает в условиях, дающих не очень много стимулов для улучшения работы мелкой моторики и двигательной активности в целом.

Поэтому начинать стимулирование мелкой моторики следует с самого раннего возраста. В Японии, к примеру, уже с двух лет проводится целенаправленная тренировка работы рук и пальцев. И это также полностью соответствует заключению ученых о том, что именно в раннем возрасте мозг ребенка «настроен» на овладение речью, формированию высших психических функций.
Специальные исследования детей с нарушениями речи показали, что в подавляющем большинстве случаев у них наблюдалось также отклонения в моторном развитии. Даже при отсутствии неврологической симптоматики такие дети отстают как в области крупной, так и мелкой моторики. И если первая, как правило, к школьному возрасту выравнивается, то недостаточная развитость второй остается заметна и позднее.

Читайте также: Возрастные этапы психического развития ребенка

Нормы развития мелкой моторики

Для того, чтобы понять, все ли в порядке у вашего ребенка с мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется. Врач обратит внимание на способность проводить ручные действия, в некоторых случаях может попросить выполнить некоторые тесты (нарисовать, заштриховать и т. п.). Однако это касается дошкольников, а как не упустить время в более раннем возрасте?

В принципе, отставание в развитии ручной моторики хорошо заметно по усвоенным (или нет) навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и прочее. С другой стороны, большой выбор «упрощающих» работу рук видов детской одежды могут ввести вас в заблуждение. Наличие застежек на липучках и молниях не дают проявиться некоторым навыкам. На всякий случай обращаем ваше внимание на некоторые средние нормы формирования моторных навыков:

  • С 2-3 месяцев ребенок тянет ручки к заинтересовавшим его предметам, к родителям, хватает пальцами сначала себя, а потом окружающих. Это первые знакомства с собственной моторикой.
  • С 3 месяцев до полугода проявляется умение захватить рукой предмет.
  • В год ребенок может перекладывать предмет из руки в руку, положить один в другой. Кроме того, в этот период должен сформироваться так называемый «пинцетный захват» — умение взять небольшой предмет двумя пальцами.
  • В районе 1 года дети начинают производить с предметами действия, подражая взрослым.
  • В полтора года или чуть позже в них зарождается «художник» — ребенку удается нарисовать так радующие родителей первые каракули. В этом возрасте дети умеют переворачивать книжные страницы, держат карандаш, ложку.
  • В 2 года освоено умение нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой.
  • К 3 годам дети способны рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки.
  • В 3-4 года ребенок уже вполне умелый «творец» — ему по плечу справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обводить контур рисунка или строить башню из значительного количества кубиков.
  • В 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные «картины». По образцу может копировать печатные буквы и цифры. В плане бытовых навыков осваивается шнурование обуви и застегивание пуговиц.
  • В 6 лет написание букв и цифр детям вполне по плечу, подготовка к школьному обучению идет полным ходом. Осваиваются различные виды штриховок, обведение по пунктирному контуру, изображение геометрических фигур, аккуратное вырезание ножницами и создание аппликаций.

Читайте также: Диагностика и коррекция задержки психического развития ребенка

Как развивать мелкую моторику

Современная детская индустрия всегда готова оказать помощь родителям в развитии их сокровищ. Большую пользу приносят различные игры-шнуровки, вкладыши, паззлы, всевозможные конструкторы и пирамидки.

Однако не стоит забывать и о классических способах, которые всегда при вас. С раннего детства всем известные пальчиковые игры помогают малышу развиваться. Это и «Сорока», и «Пальчик-пальчик, где ты был?», и «Ладушки». Для более старших детей нет ничего полезнее, чем помогать родителям в быту — разложить вещи в шкафу, самостоятельно раздеться, помыть посуду, разминать тесто и печь пироги вместе с мамой или бабушкой.

А для занятий можно использовать подручные материалы, которые есть у всех дома:

  • рисовать на манке;
  • перебирать крупы;
  • играть в театр теней;
  • сматывать нитки в клубок;
  • создавать поделки.

Несомненно, мелкая моторика — не единственный фактор, стимулирующий интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Но достаточно весомый. Поэтому игры и целенаправленные занятия обязательно принесут пользу и в бытовой жизни, и при поступлении в школу.

Источник: https://karkusha.su/vzaimosvyaz-melkoy-motoriki-s-umstvennyim-i-rechevyim-razvitiem/

Источник

Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки. 

Читайте также:  Развитие мелкой моторики для ребенка 7 лет

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

Связь моторики и речи

Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.

Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.

Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».

Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте

По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.

Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.

Игра пальчиками

Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.

По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.

Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:

  • в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
  • действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.

Примером тренировки пальчиков и развития речи в 3-4 года может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.

Зайка

Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:

  1. «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
  2. «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием — Action rhyme.

Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.

Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.

Дни недели

Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:

  • Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
  • Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
  • Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
  • Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

Развитие моторики

  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

мозаика

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!

Читайте также:  Педагогика уровни развития ребенка

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.

Источник

Марина Шалаева
Взаимосвязь ручной моторики и мелкой моторики рук с развитием речи детей

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Георг Вильгельм Фридрих Гегель). В последние годы все чаще отмечается тенденция увеличения детей с патологией речи. Это связано, прежде всего, с неблагоприятными факторами, которые негативно сказываются на развитии речи детей.К ним можно отнести: плохую экологическую обстановку, различные инфекции, осложненное течение беременности и родов, недостаточное уделение внимания воспитанию детей, которое связанно с занятостью родителей, психологические травмы у детей в раннем детстве и т. д.

Проблема исправления и коррекция речи в наше время является достаточно распространенной. Учитывая, что речевые отклонения возникают на раннем этапе развития малыша, то необходимо распознать нарушение речи, и своевременно начать бороться с этой проблемой, чтобы обеспечить достойное будущее вашему ребенку. Для того, чтобы обеспечить полноценную коррекционную помощь, работа над развитием речи должна быть всесторонней, и затрагивать все аспекты, которые положительно повлияют на этот процесс.

Одним таким немаловажным аспектом является работа над мелкой моторикой и тонкой моторикой пальцев рук. Уже достаточно давно была установлена взаимосвязь между речью и моторикой рук, то есть уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Также мы можем наблюдать следующую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и сама речь. И действительно, на практике при диагностическом обследовании, у 80 % детей имеющих патологию речи, наблюдаются низкие показатели развития общей моторики и моторики рук. (1). Дети, страдающие общим недоразвитием речи, имеют разной степени выраженности недостаточность в развитии общей моторики и подвижности пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией. В дальнейшем, это сказывается на отношение к обучению в школе, уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики, является важной составляющей в коррекционной работе с детьми по преодолению речевых расстройств. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики, свидетельствует о функциональной зрелости головного мозга у ребенка. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на активизацию речевых зон коры головного мозга, а в следствии и на благоприятное развитие речи. Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга и развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Поэтому придается большое значение к использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на речевое развитие, но и подготавливает малыша к рисованию, лепке, а в дальнейшем и развивает руку к письму. В следствии такой целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Всё это создает благоприятную базу для улучшения качества речи и более успешному обучению в школе.

В ходе работы над моторикой пальцев рук, можно наблюдать положительную динамику в речевом развитии, сначала начинает появляется артикуляция слогов, а затем слов и предложений. Речь ребенка становится более активной, свободной, ему легче общаться со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно смело заявлять, что кисть руки – это орган речи ребенка, которую необходимо развивать начиная с самого раннего возраста. Известный педагог В. А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

Существует один метод определения речевого развития ребенка: Необходимо попросить малыша показать один, два и три пальчика (сначала самому взрослому показать, как это нужно сделать). Те дети, которые легко выполняют изолированные движения пальчиков, уже хорошо говорят. Если пальчики не слушаются, вялые или же поднимаются все вместе, необходимо более интенсивнее развивать речь. (4) Конечно бывают и исключения из правил. Бывают дети с хорошо развитой речью, но слабой моторикой рук или наоборот.

Наши знания о прямой взаимосвязи мелкой моторики и речи детей необходимо применять на практике. Ведь наша задача, как педагогов, способствовать наиболее полному раскрытию творческого и умственного потенциала ребенка, заложенного природой. Поскольку первой естественной деятельностью малыша является движения рук и пальчиков, необходимо организовать среду, которая будет предоставлять максимальный простор для развития мелкой моторики. Только такой подход, основанный на следовании заложенной в нас природе, поможет воспитать гармоничного и счастливого ребенка.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики у ребенка монтессори

На собственном опыте я убедилась что действительно, верный и точный подход к развитию мелкой моторики малышей способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитие речевой функции.

Свой проект по саморазвитию «Влияние мелкой моторики на развитие речи» я начала с малышей от 1,5-2 лет. Для целенаправленной помощи воспитанникам первой младшей группы был создан кружок “Веселые пальчики”. Где в основном работа велась при помощи техники Су — Джок терапии. (3)

Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

Мы применяли Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат). Ежедневный тщательный массаж кистей рук от кончиков пальцев до предплечья очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт с ребенком.

Для малышей были подготовлены различные дидактические пособия такие как:

«Тактильный квадрат» (на фанеру квадратной формы приколачиваются разноцветные канцелярские гвозди и прилагаются бухгалтерские резиночки)

Игры с этим пособием развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, сообразительность и творческие способности, мелкую моторику пальчиков, что благотворно воздействует на умственный потенциал малыша.

«Пальчиковый бассейн» (в контейнере размером с небольшую коробку на крышке проделываются два круглых отверстия таким размером, чтобы рука ребенка с легкостью проходила, края обрабатываются наждачной бумагой во избежании травматизма. Далее заполняем контейнер фасолью или гречкой, можно периодически менять содержимое, и прячем от малышей некий клад который они с удовольствием будут искать.

Во время поиска предметов происходит самомассаж кистей и пальцев рук что способствует: нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема амплитуды движений пальцев рук, формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.

Такое дидактическое пособие как «Шумовые яйца» учат детей дифференцировать неречевые шумы, развивать логическое мышление, внимательность, память.

Так же на развитие мелкой моторики и развитие мышц кистей рук способствую игры с прищепками.

Ну и конечно же пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры способствуют не только речевому, но и всестороннему развитию малыша. Этим веселым занятиям посвящены многие книги.

Для овладения правильной артикуляцией к нам в гости приходил язычек и рассказывал свои удивительные истории. Вырабатывали правильные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для четкого произношения звуков

С двух лет мы с детьми начали знакомиться со звуковой стороной речи. Погрузились в удивительный мир звуков, открыли особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии. Используя подражания и показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или иной звук, изображали жужжание жука, шипение змеи или же пели песенку водички, комара. При этом обращали внимание на правильную артикуляцию при произношении конкретного звука.

К трем годам при помощи мнемотаблиц развивали монологическую речь. Строили описательные рассказы каких — либо предметов. Развивали мышление, фантазию. Обогащали словарный запас. Учились составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

После проведенной диагностики анализ результатов обследования речи детей трех лет показал заметный скачек. Малыши регулярно участвующие в проекте «Влияние мелкой моторики на развитие речи» показали результат сходный с результатом детей старше на год. Малыши свободно строили предложения, активно участвовали в беседах, словарный запас был богат для детей данного возраста. Самостоятельно находили речевые ошибки и исправляли их. Владели простейшими навыками словообразования.

Дети, не посещавшие проект (вновь прибывшие дети в детский сад) заметно отличались от сверстников. Звуковая сторона речи имела большие дефекты. Речь больше походила на фразовую. Ответы на вопросы состояли из двух – трех словных предложений. В описании предметов возникали трудности.

Этот проект еще не закончен, но уже в середине его,мы можем сформулировать следующие выводы: основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте; развитие мелкой моторики пальцев полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи; упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Таким образом, можно смело заявлять, что кисть руки – это орган речи ребенка, которую необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.

Целенаправленное, систематическое и планомерное использование упражнений для мелкой моторики стимулирует речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции речи детей, дает возможность для совершенствования психических процессов, которые тесно связаны с речью, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на эмоциональную сферу, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными, а речь совершенствуется.

1. Н. Н. Лобанова // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.

2. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Играем пальчиками – развиваем речь.

3. Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. / Л. А. Ивчатова. -Логопед – 2010. № 1.

4. Методы обследования нарушений речи у детей М., 1982. 161 с.

Источник