Как развить речи ребенка при помощи развития моторики

Как развить речи ребенка при помощи развития моторики thumbnail

Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки. 

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

Связь моторики и речи

Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.

Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.

Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».

Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте

По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.

Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.

Игра пальчиками

Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.

По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.

Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:

  • в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
  • действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.

Примером тренировки пальчиков и развития речи в 3-4 года может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.

Зайка

Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:

  1. «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
  2. «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием — Action rhyme.

Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.

Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.

Дни недели

Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:

  • Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
  • Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
  • Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
  • Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

Развитие моторики

  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

мозаика

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.

Читайте также:  Время влияние на развитие ребенка

Источник

Надежда Поташова
Развивая мелкую моторику-развиваем речь

Развивая мелкую моторику — развиваем речь

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

В. В.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии и для самих мышц и для других органов.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.

Последовательность развития навыков мелкой моторики:

1. От рождения до двух лет.

В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия

2. От двух до четырех лет.

Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

3. От четырех до восьми лет.

В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

Пальчиковая гимнастика.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Песочная терапия.

Вырезание ножницами.

Аппликации.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Шнуровки.

Рисование, раскрашивание.

Графические упражнения.

Штриховка.

мозаика

В своей педагогической работе мы используем следующие нетрадиционные виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей:

Составление фигур из счетных палочек (старший дошкольный возраст)

Счетные палочки развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.

Использование прищепок (младший дошкольный возраст)

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными.

Использование сухого бассейна

Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную крупой, песком, бусинками, шариками и т. д. Можно рисовать прямые или извилистые дорожки, шагать по ним пальчиками, найти спрятанную игрушку и наощупь определить, что это.

Нанизывание

Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями.

Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока.

Игра с пазлами.

Пазлы – это картинка, — головоломка, которую надо составить из отдельных кусков.

В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук. Пазлы бывают разного размера и выполнены из разного материала

Вдавливание деталей в пластилин

Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.

Самомассаж

С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук. Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения.

Для этой цели хорошо использовать шарики Су-Джок они укалывают детские ладошки, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Определи наощупь

Детям предлагается определить наощупь сколько фасоли в мешочках: много, мало, одна, ни одной. При перебирании пальчиками фасоли, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.

Сортировка круп

Детям предлагаются перемешанные в одной коробке крупы, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной штучке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами.

Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком

Для этого нужно подобрать сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предлагается малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы детям нравится закрыть бутылку крышкой и погреметь содержимым.

Читайте также:  Отличие детского сада от центра развития ребенка

Раскручивать и закручивать крышек

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

Функциональные застежки

Следует начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков — навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться. Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. В результате того что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки футболку, а вместо куртки на пуговицах куртку на молнии. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцев.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

Рекомендуемые формы работы по данной проблеме:

родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей»;

Мастер класс для родителей «Развитие мелкой моторики – это просто и интересно»

консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».

рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту,

различные памятки по теме.Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка»

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Таким образом, если работу по развитию мелкой моторики проводить в систематически,то будут развиваться пальцы рук, и, как следствие, речь и мышление ребенка.

Источник

 У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время  речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с  речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Все эти симптомы в различной степени проявляются у каждого ребенка  в группе компенсирующей направленности, что подтверждает проведенная мною диагностика речевого, психического и моторного развития каждого ребенка  при  поступлении в группу.
         Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии  использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся  детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений,  так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму.
         Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми в группе компенсирующей направленности. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. По данным М. М. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции.  Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов сказал: «… развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа   должна   соответствовать   уровню   общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям; 
-работа должна приносить ребенку радость.
          Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией — сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип «от простого к сложному». Этому же принципу подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему.
         Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются           «Пальчиковые игры».
       «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства я составила картотеку «пальчиковых игр», куда вошел практический материал различных авторов.
Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.

Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
          Упражнения, в которых используется поверхность стола, нужно проводить, не поднимая детей со стульчиков. Такие упражнения полезно, конечно же, сочетать с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить дошкольникам двигательную активность.
При рассмотрении привычного набора занятий для развития мелкой моторики через «пальчиковую гимнастику» можно отметить два факта:
-при проведении упражнений, действия главным образом приходятся на «социальную» зону руки — большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец практически не используются в упражнениях;
-в основном используются движения захвата предметов, сжатия, редко — растяжения пальцев и почти никогда — расслабления, что может приводить к повышению тонуса.
Поэтому при выполнении заданий по развитию ручной моторики я предлагаю детям:
задания на: сочетание сжатия, растяжения и расслабления, гибкости пальцев и кистей рук; изолированные движения каждого из пальцев.
           Игры с карандашом:
-Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперед назад.
-Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.
 -Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки,  встряхнуть кисти. Далее можно продолжить,захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.
-«Ножницы» Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой — средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.
           Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально я предлагаю собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетико-фонематической сферы.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми и в увлекательном задании «собери бусы», «найди сокровища».
            Игры с песком:
-В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т.п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.
Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток.
Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно — двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.
          Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Я предлагаю детям два вида графических упражнений:
-упражнения на нелинованной бумаге;
-упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.
 Эти упражнения проводятся на протяжении двух лет работы  с постепенным усложнением заданий.
         Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:
— «дорожки», когда задача ребенка — провести прямые, волнистые, зигзагообразные  линии  в середине  «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;
— обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;
-штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На протяжении двух лет обучения предлагаются различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям предлагаются задания по «копированию» предметов. Задача ребенка — срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что все задания выполняются в красочных тетрадях.
В тетрадях в крупную клетку выполняют задания:
— рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий.  В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее очень хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывает затруднения, то я точками намечаю предстоящую работу. С помощью этой опоры ребенок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.
            Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе со шнуровками, играми — вкладками, сбору пазлов. Пособия подбираю с учетом лексической темы.
Точность и координация движений развиваются у ребенка и    в процессе застегивания и «пришивания» пуговиц различного размера.
           Работа с различными по фактуре материалами — еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме. Интересна и увлекательна и работа с «каштанами» (резиновыми мячиками с шипами). С помощью «каштанов» дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. Упражнения с «каштанами» я провожу по практическому пособию к программе «Гармония развития ребенка через гармонию развития движений». Помимо работы с «каштанами», в комплекс самомассажа включены упражнения с карандашами, палочками, задание на растирание в руках мешочков с горохом и фасолью.
         Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными. В приложении  можно ознакомиться с коррекционным планом по развитию мелкой моторики на два учебных года.
         В конце каждого учебного года я проводила контрольную диагностику моторики кистей и пальцев рук. Результаты явно отражают положительное влияние комплексной работы на развитие мелкой моторики детей.
         Результаты речевого обследования детей группы в конце каждого года обучения так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития мелкой моторики на речь детей с  нарушением речи.

Читайте также:  Центр развития ребенка баку

Источник