Как подготовить ребенка к школе по развитию речи

Как подготовить ребенка к школе по развитию речи thumbnail

«Речевая подготовка детей к школе»

Речь — это форма мышления. Основная функция речи — общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это — устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.

Не все родители понимают значимость процесса развития речи детей. Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают, что у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них сделает. Мною в группе №8 был проведён опрос среди родителей по теме «Как Вы развиваете речь своему ребёнку?» Предлагала я и папам, и мамам ответить на поставленный мною вопрос, но от пап получила категорический отказ. Из чего сделала вывод о том, что папы совершенно не занимаются развитием речи своих детей. Результаты опроса оказались предсказуемыми. Большинство родителей мало внимания уделяют развитию речи у ребёнка. Вот некоторые ответы родителей: «Читаем по слогам», «Пишем», « Возим в цирк». По данным результатам можно сделать вывод, что родители не понимают, какими методами и способами нужно развивать речь своему ребёнку.

Есть, конечно, и другие ответы: «Составляем рассказы по картинкам», «Развиваем мелкую моторику», «Читаем книги», «Придумываем загадки», «Разговариваем об окружающем мире». Но это ответы тех мам, которые сами являются педагогами, либо у кого уже есть старшие дети.

Поэтому основная роль по развитию речи лежит на педагогах ДОУ: воспитателях, психологах, логопеде.

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения. Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке — на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.

Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), я предлагаю некоторые развивающие игры и методические рекомендации:

Игры, развивающие устную речь ребёнка:

* Испорченный телефон.

* Съедобное — несъедобное.

* Назвать любые слова на определённую букву

* Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)

* Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)

* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)

* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)

* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

* Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.)

* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.

Некоторые рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:

* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

* Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.

* При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость »как-бы поёт», не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому — пойте вместе с ним.

* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.

* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.

* Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.

* Учить придумывать смешные истории.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Читайте также:  Развитие речи неговорящего ребенка 2 года

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

— создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

— не ругать ребенка за неправильную речь;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Источник

Игры и упражнения для развития речи.

Подготовка детей к школе.

Начало обучения в школе — очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

Ребенок шести — семи лет очень активен, он, как правило, стремится к познанию окружающего его мира. Разрозненные в очень конкретные представления об окружающей действительности у него начинают складываться в единую картину, представления становятся более четкими и определенными, появляется первое осмысление реальности. В этом возрасте его привлекают задачи и упражнения, в которых надо «подумать».

Играя с ребенком, следует особенное внимание обращать на то, каким образом он выполняет игровые задания. Использование неправильных способов действий может привести к неверно сформированным навыкам. В последующем это может стать серьезным препятствием в учебе. Ведь учить всегда легче, чем переучивать.

Чтобы ребенку было интересно выполнять задания, а также для получения максимального эффекта занятия с ребенком следует выстраивать комплексно. Например, начинать с игр со словами, затем делать пальчиковую гимнастику (естественно, не всю, а осваивая предлагаемые упражнения постепенно, переходя к следующим заданиям по мере достижения успеха с предыдущими) или выполнять упражнения на развитие графического навыка.

1. Овладение звуковым составом слова.

Особенное значение в этом возрасте приобретает развитие фонематического слуха: способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, К шести годам на основании формирования звуковых образов отдельных звуков и слов ребенок осваивает нормы правильного произношения. Если же в речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует обеспечить его занятия с логопедом — в противном случае неправильное произношение приведет к сложностям в овладении грамотой.

Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача — освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух». Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

2. Понимание грамматического строя.

Читайте также:  Йод для развития ребенка

 Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу, развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача — если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных  понятий. Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6-7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий — они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов. Поэтому специалистами в области обучения грамоте рекомендуется использовать игры и упражнения, в которых особое внимание обращается на само слово — это позволяет познакомить младшего школьника с речью как с языковой действительностью, со словом как с единицей речи и сформировать у него правильные представления о предложении, слове, слогах и буквах.

3. Развитие словарного запаса. 

Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи — используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%). Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка — обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможностей ребенка в построении сложных предложений.

Если не уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы:

Недостаточность развития фонематического слуха:

• неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

• неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

Недостаточный словарный запас.

Неумение выстроить сложную и развернутую фразу.

В возрасте шести-семи лет ребенок обладает повышенной чуткостью к языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать эти возможности ребенка — без должного развития «чувство языка» с возрастом «притупляется».

Игры для овладения звуковым составом слова

«Длиннее-короче»

Ребенку предлагают сравнивать слова. Ему говорят: «Я буду называть по два слова, а ты должен сравнить, какое из них длиннее». Особое внимание ребенка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не вещи, которые они изображают. Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усы — усики, собака — собачка, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок и т.д.

«Чудесный мешочек»

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенка просят отчетливо произнести их названия, при этом в первый раз он произносит слово так, чтобы наиболее отчетливо прозвучал первый звук (ммашина), а во второй — выделяет голосом последний звук каждого слова (машинаа). Затем все игрушки помешают в мешочек, в который ребенок опускает руку, ощупывает игрушку, называя, определяя первый и последний звук в слове-названии. После того как ребенок назвал игрушку, ее достают из мешочка. Если название угадано верно, ее кладут на левую сторону стола. Если ребенок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещают на правый край стола. В конце игры подсчитывают количество правильных ответов.

«Подбери слово»

Ребенку предлагают подобрать слова, соответствующие определенным условиям:

1. Подбери слово, чтобы первый звук был р (рама, рак…), а и т.д.

2. Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний ш.

3. Какое слово получится, если к но прибавить один звук (нож, нос…)?

4. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у (бумага, луковица, дудочка…).

5. Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг» и т.д.

6. Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.

7. Назови все звуки по порядку в словах «небо», «туча», «крыша» и т.д. Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим?

«Назови слово»

Ребенка просят назвать как можно больше слов, которые:

• начинаются на звук «А» («Т», «О», «Р», «К» и т.д.);

• заканчиваются на звук «П» («И», «О», «С», «Л» и т.д.)

• в середине которых есть звук «Л» («Н», «Э», «Г», «Б», «Ф» и т.д.).

«Хлоп-хлоп»

Ребенку дают задание:

1-й вариант. Ребенка просят: «Как только услышишь слово, которое начинается со звука с (в, о, г, д и т.д.), сразу хлопай в ладоши». Варианты слов: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.

2-й вариант. «Как только услышишь слово, в котором есть звук к, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук г — хлопни 2 раза». Варианты слов: корова, кисель, гора, нора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

«Придумай новое слово»

Ребенку дают задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: «дом» — «дым». Примеры слов: сон, сок, мел, пил.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет; изменение последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

«Закончи слово»

Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога. Например: «ру», «лу», «ба», «го», «ми», «ве», «те» и т.д.

«Кто сильнее?»

Играют несколько человек. Всем участникам раздают равное количество карточек с изображениями букв. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой «А». Он кладет ее перед участником, сидящим слева, и произносит: «А», арбуз, что сильнее?» Этот игрок достает любую из своих карточек, например, карточку с буквой «Х», и отвечает: «Х», холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз». Игрок слева забирает себе карточки, у него очко. Затем берет любую из своих карточек и продолжает игру по часовой стрелке. Если же он не может подобрать подходящий ответ, то карточку оставляет у себя первый игрок. Он и получает очко. Так играют до тех пор, пока не кончатся карточки. Если у игрока карточки с буквами «Й», «Ъ», «Ь», «Ы», то он пропускает ход.

Читайте также:  Народное творчество в эстетическом развитие ребенка

«Буквы вокруг меня»

Ребенка просят назвать все предметы, которые окружают его, подбирая их так, чтобы название соответствовало определенным буквам алфавита. Например: Б — букет, В — ваза, Г — гардероб, Д — диван и т.д. Буквы в алфавитном порядке называются взрослым.

«Найди по букве»

Подбирают несколько картинок, которые нравятся ребенку. Ребенка просят найти на изображении все предметы, начинающиеся на определенную букву. Затем предлагают другую букву.

Вариант игры назвать все находящиеся в комнате предметы, которые начинаются на определенную букву.

«Найди слово с буквой…» Ребенку предлагают следующие задания.

Назови цветы, в названии которых есть звук «р». Назови музыкальные инструменты, которые кончаются на «н». Назови животных, в названии которых есть буква «о» и т.д.

 «Цепочка слов». Называется первое слово, например, «лук». Следующий участник игры должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например «кран». Слова, которые уже были названы, не должны повторяться.

Игры для развития словарного запаса ребенка

«Добавь слово»

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.

«Слово за слово»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: Животные на букву «К». Первый игрок начинает: крокодил. Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое, например: крокодил, куница. Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.

«Словесное домино»

Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока. Играют на время — не успевший придумать фразу за определенный промежуток времени выбывает из игры.

«Признаки слов»

Ребенку говорят:

1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром — ?; ветер — …, а снег — …; дождь -…, а солнце — … При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

3-й вариант. «Сравни по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко, по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности — веревку и нитку, камень и глину, по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте — куст и дерево, гору и холм».

«Слова-приятели»

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

«Четвертый лишний»

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

«Слова-неприятели»

Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

«Нарисуй слово»

Ребенку дается задание: «К каждому из названных мною слов сделайте какой-либо рисунок». Примерный перечень слов:

Грузовик, гнев, веселая игра, наказание, умная кошка, трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка, темный лес, радость, теплый ветер, деньги, день, хороший друг, глухая старушка. После окончания выполнения задания детей по рисункам просят вспомнить, какие слова были названы. Задание можно повторять несколько раз в различное время (с разными словами).

«Составь образ»

Ребенку дают спички. Взрослый диктует слова, а ребенок должен составить из спичек образ, который это слово вызывает (спички можно ломать). По окончании по созданным образам он должен воспроизвести слова. Возможно использование слов: дом, птица, самолет, коробка, ежик, елочка, кораблик и т.д.

«Уменьшение»

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч — это мячик, маленький стол — …, и так далее».

«Назови детеныша»

Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.

«Разноцветные слова»

Ребенку называют какую-либо тему: «Продукты», «Животные», «Птицы», «Плоды» и т.д. Его просят назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Например: Продукты — молочный, кремовый, салатный, кофейный; Минералы — изумрудный, бирюзовый, сапфировый, рубиновый и так далее.

«Найди слово»

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, — люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем — неживые.

«Смешные слова»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: только веселые слова, Первый игрок произносит «Смех», второй — «Клоун», третий — «Шутка» и т.д. Играют до тех пор, пока запас слов не иссякнет. Таким образом можно играть в колючие слова, зеленые слова (круглые, холодные, вкусные, твердые и т.д.).

«Магазин»

В магазине несколько отделов: «Посуда», «Мебель», «Орудия труда» и т.д. Ребенок подходит к нужному отделу и «покупает» товар. Он получает товар только тогда, когда он правильно формулирует свою просьбу и правильно называет товар. 

Литература:

Придумай слово. Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1996.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.

Источник