Народное творчество в эстетическом развитие ребенка

Зульфия Бикмурзина
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством русского народного творчества

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др).

Работая в старшей группе, мы взяли для себе приоритетным художественно-эстетическое направление, в частности, организовали кружок народного творчества «Горенка»,охватив все виды фольклора: русские народные песни, сказки, знакомились с русским прикладным искусством, отмечали народно- обрядовые праздники: «Масленицу», «Праздник русской берёзки – Троицу». В октябре месяце мы обязательно праздновали «Капустницу»— праздник квашения капусты. Специально для таких мероприятий были сшиты русские народные костюмы. Праздники проходили очень весело,а в конце мероприятий детей обязательно ожидало угощение: на масленицу – блины, на капустницу –пироги с капустой и т. д. Так же нас интересовал быт и одежда русского народа.Для ознакомления мы использовали сохранившуюся у бабушек и дедушек настоящую домашнюю утварь: угольные утюги, прялки, посуду, кто-то из родителей принёс настоящий русский сарафан. Дети поражались, с какой красотой и фантазией были изготовлены предметы русской старины. С удовольствием дети рассматривали вышитые скатерти, вязаные половички, корыта для рубки капусты и многое другое. Дети с удовольствием разучивали русские народные танцы, водили хороводы, играли в русские народные игры

«Прялица», «Горелки», «Селезень». К концу года дети знали много народных песен, хороводов, народных игр. Ознакомились с народными промыслами: хохлома, гжель, игрушками из Дымкова и Филимонова. С удовольствием сами изготавливали игрушки из глины и расписывали их, прониклись уважением и гордостью к труду народных умельцев. Т. е., параллельно с художественно- эстетическим развитием, дети получили ещё и патриотическое воспитание. Проделанную работу мы считаем важной и актуальной.

Актуальность художественного – эстетического воспитания дошкольников через русский фольклор:

1. Русский фольклор не перестаёт удивлять своим полным содержанием и безупречной формой. Он постоянно изучается историками, искусствоведами, педагогами.

2. .При наблюдении за дошкольниками во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений по народным сказкам, при знакомстве с различными формами народного фольклора, виден их неподдельный интерес и познавательная активность.

3. В результате занятий с фольклорными методами у детей рождается интерес к обычаям и культуре своего народа, слаженно развиваютсянравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские потешки, пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только раскрывают всю красоту родного слова, согласовывают речь, но и обогащают словарный запас ребенка, воспитывая гармонично развитую личность.Цель: сформировать интерес к познанию культуры наших предков у детей дошкольного возраста. Способствовать художественно- эстетическому развитию дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, природе, русскому языку).

4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.

5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.

6. Объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Проблема художественно- эстетического развития дошкольников через русский фольклор в научно- методической литературе.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по- иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили? Как работали и отдыхали? Что их радовало? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?

Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI, если мы будем озабочены воспитанием души ребёнка, а не только передачей знаний.», писал Д. С. Лихачёв.

Программа «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, Т. И. Гризик и др. уделяет внимание созданию традиций группы, одним из которых является проводимый раз в неделю «Сладкий вечер». За празднично сервированным столом, в непринуждённой обстановке дети осваивают соблюдение застольного этикета. Для того, чтобы этот вечер был по-настоящему тёплым, интересным, были задуманы тематические вечера для детей с использованием русского фольклора.Каждое мероприятие требует подготовки: это и подготовка костюмов, и изготовление атрибутов. И подготовка демонстрационного материала, кукол для драматизации сказки. В содержание фольклорных тематических вечеров включены русские народные сказки, потешки, загадки, подвижные игры и игровые хороводы, народные песни. Мероприятия заканчиваются чаепитием, которое подчёркивает ощущение праздника, подчёркивает интерес дошкольников к народной культуре, способствует художественно- эстетическому развитию ребёнка.

Читайте также:  Ребенок 4 года развитие знания умения

Данной проблемой озадачены не только научные работники, но передовые педагоги, работающие в дошкольных учреждениях. Авторы парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва предлагают новые ориентиры в художественно-эстетическом развитии детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фольклор по самой своей природе педагогичен, он всегда включает в единое действие и детей, и взрослых. Русский фольклор открыт для всего нового, изобретательности, создавал богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на развитие личностных качеств подрастающих и взрослых поколений. В фольклоре зачастую используется игра на разнообразных народных музыкальных инструментах. Утренники, праздники, массовые мероприятия с применением фольклора вызывают у детей самый большой отзыв. В большинстве своём фольклор интегративен: он сочетает в себе и устное народное творчество, и музыкальный фольклор, и прикладное искусство, и народный театр, что определенно оказывает содействие художественно- эстетическому росту ребенка, формированию образного мышления, музыкальных способностей,

индивидуального творчества, активизирует речь детей. Например, ознакомление с подвигами богатырей из русских народных сказок развивает силу воли и мужество, русский хоровод позволяет девочкам стать «лебёдушкой», а мальчикам «ясным соколом», народные игры и театрализованные представления народных сказок помогают в развитии коммуникативных качеств личности ребёнка. Каждый народный праздник для ребёнка — встреча со сказкой, поэтому для всех педагогов и родителей дошкольного учреждения основной целью является — сотрудничество. Педагоги проводят не только дополнительную работу в группе по ознакомлению детей с обычаями и традициями русского народа, но активно и творчески исполняют роли, готовят атрибуты вместе с детьми. Родители шьют костюмы, пекут угощение, учат роли с детьми. Только все вместе,педагоги совместно с родителями, могут воспитать гармонично- развитую личность.

Источник

Районное методическое объединение для воспитателей по художественно-эстетическому развитию воспитанников

Сообщение по теме:

«Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников»

Подготовила и провела:

Н.А. Городецкая,

 старший воспитатель

МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»

г. Семенов

2016 г.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства — симметрия и ритм. Развитие гармоничной, самодостаточной, творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

 Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения. В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты. В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни  – оно нашло свою нишу в педагогике.

Читайте также:  Красивая история развития ребенка

 В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. А наш район (округ) богат мастерами! Издавна Семеновский уезд (район)  знаменит Хохломой, Семеновской матрешкой, Федосеевской игрушкой, резными и инкрустированными соломкой деревянными изделиями, берестяной посудой. И кому как не нам, в воспитании наших детей,  использовать приобщение дошкольников к  народному декоративно-прикладному искусству?

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, помогает видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Очень радует то, что в настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественно-эстетическом развитии детей в детских садах нашего города. Оно влияет на декоративно – прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения.  Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно – практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество. В результате декоративно – прикладной деятельности появляется художественно выполненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цветовое сочетание, композиция, другие средства художественного воплощения. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества.

Для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах, их свойствах, видах искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении.

Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно – прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изображения. В подтверждении этого Т.Я.Шпикалова, отмечая синкретичность народного искусства, говорит о необходимости включения в декоративно   —  прикладную деятельность  других его видов.

Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества исследователи считают взаимосвязь народной музыки, декоративно – прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. По их мнению, феномен интегрированного подхода в процессе приобщения дошкольников к народной культуре  обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например изобразительного. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка в зависимости от возраста

Интегрирование разного содержания в воспитательной – образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно – действенным и наглядно – образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества. И мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны (слитность, неразделенность.). Синкретизм  мышления у  дошкольников проявляется в нерасчлененности психических функций на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечают синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов.

Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно — часто в форме игры или манипулирования словами — переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.

Поэтому, народное искусство в воспитательно – образовательной работе с детьми, используется в интегрированной форме как в непосредственно образовательной деятельности, деятельности в режимных моментах, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.

Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декоративно – прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов  и технологий. На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого. Мастер декоративно-прикладного искусства присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры. Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие). Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.

Наиболее высоким педагогическим потенциалом обладает уникальный вид декоративно-прикладного искусства – народная игрушка, – поскольку она носит интерактивный (игровой) характер и доступна для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).

Список  литературы:

  1. Богуславская И.Я. Дымковская игрушк.Л.,Детство –пресс, 1988 -65с.
  2. Выгодский Л.С.   Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.  Психологический  очерк  2 –е изд. – М.:1967.
  3. Возвращение к истокам. Народное искусство  и детское творчество,/Под ред. Т.Я.Шпикаловой,М.Владос, 2000. -105с.
  4. Григорьева  Г.Г.  Игровые  приемы  в  обучении  дошкольников  изобразительной   деятельности. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., Просвещение 2004  -97с.
  6. Грибовская А.А. Народное  искусство и детское творчество. М., Владос, 2004 -107с.
  7. Домарова  Т.С.  Детское  художественное  творчество. – М.: 1995.
  8. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 -4 лет рисованию, лепке.
  9. Доронина Г.В. Использование дымковской игрушки в работе с детьми/Дошкольное воспитание №12 -1990. -65с.
  10. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С –Пб. Детство  — Пресс.1998 -98с.
  11. Комарова Т.С.  Детское  художественное  творчество. – М .: 2005.
  12. Комарова Т.С.  Изобразительная  деятельность  в  детском  саду. – М.:2006.
  13. Комарова Т.С.  Народное искусство в воспитании дошкольников. – М.: 2005
  14. Кожахина  С.К.  Путешествие  в  мир  искусства. – М.: 1996.
  15. Казакова  Р.Г.  Рисование  с  детьми  дошкольного  возраста: Нетрадиционные  техники, планирование, конспекты  занятий – М.:ТЦ Сфера, 2005.
  16. Казакова  Т.Г.  Теория  и  методика  развития  детского  изобразительного  творчества:  учеб. пособие. – М .: 2006.  
  17. Лыкова И.А. Развитие художественного творчества. М.Сфера.2005  -86с.
  18. Народное искусство в воспитании дошкольников/Под ред. Т.С.Комаровой. Педагогическое общество России, 2005 -256с.
  19. Сакулина Н.П.  Рисование  в  дошкольном  детстве. – М., 1965.
  20. Сухомлинский  В.А.  Сердце  отдаю  детям. – Киев, 1969.
  21. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М. Сфера.2005 -112с
  22. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Основы народного искусства. М. Просвещение.2004. -168с.
  23. Флерина Е. А.  Эстетическое  воспитание  дошкольника. – М.: 1981.

Источник