Этапы развития приемного ребенка физическое эмоциональное

Этапы развития приемного ребенка физическое эмоциональное thumbnail

Для приёмных детей характерна неравномерность в развитии. Все мы делаем предположения относительно поведения  людей и уровня их развития на основе их возраста. Это действует, потому что у большинства людей развитие идет нормально. Большинство аспектов их развития соответствуют возрастным нормам. Это означает, что восьмилетний ребёнок физически, эмоционально, интеллектуально, академически и социально находится на уровне восьми лет развития.

Если бы мы посмотрели на мозаику, представляющую развитие этого ребенка, то на всех ее кусочках было бы указано — «восемь лет». Но для детей, в чьей жизни имели место обстоятельства, приведшие к задержке развития, нереально ожидать, что их развитие будет соответствовать их возрасту. Их жизненный опыт привел к тому, что в некоторых зонах их развитие может быть нормальным, но может демонстрировать задержки в других зонах. 

Например, у ребёнка может быть нормальное умственное и физическое развитие для его возраста, но его эмоции, социальные и академические навыки и умения могут функционировать на уровне, соответствующем возрасту, много меньшему, чем собственный возраст ребёнка.

Развитие приёмного ребёнка можно сравнить с мозаикой, где на каждом кусочке обозначены разные возрасты или уровни развития. Приёмным родителям и усыновителям важно определить достоинство каждого кусочка мозаики и понять уровень функционирования каждого аспекта развития ребёнка.

Посмотрите на мозаику развития Андрея.

Андрей, 8 лет, с задержками в развитии

Андрей, 8 лет, без задержек в развитии

хронологический возраст — 8 лет  

внешний облик — 7лет  

хронологический возраст — 8 лет

внешний облик — 8 лет

интеллектуальный  возраст — 8 лет

школа, 1-ый класс — 7 лет

интеллектуальный возраст — 8 лет 

школа — 8 лет

эмоциональный  возраст — 1 год

 социальный возраст — 2-3 года

эмоциональный  возраст — 8 лет

социальный возраст — 8 лет

культурный, этнический и религиозный опыт                  

жизненный опыт — 17-18 лет  

культурный, этнический и религиозный опыт                  

жизненный опыт — 8 лет

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (правый столбик)

Если бы Андрей воспитывался в любящей его семье и (или) не пережил боль разлуки и потери, то его развитие соответствовало бы норме. Т.е., в 8 лет он выглядел бы на свой возраст, был интеллектуально развит на 8 лет, учился бы во 2-м классе, имел бы эмоциональное и социальное развитие на данный возраст. Его жизненный опыт был примерно таким же, как и у других 8-ми летних детей.

МОЗАИЧНОЕ РАЗВИТИЕ (левый столбик)

Но Андрей рос в условиях психической депривации. Поэтому в 8 лет он выглядит моложе, но при  этом его жизненный опыт (то, что он повидал в своей жизни) соответствует опыту, практически, взрослого человека. Но этот опыт ребёнок не в состоянии «переварить», т.к. его эмоциональное и социальное развитие значительно отстает от нормы. Мы ожидаем от него, как от 8-летнего ребёнка, что он: обладает сильным чувством справедливости и честной игры, верит в важность правил, любит проявление ласки со стороны взрослых, нуждается в их помощи, пытается отвечать сам за себя и может заботиться о младших в семье, временами действует независимо и уверенно, любит работать и играть с другими и один, развивает чувство осознания самого себя частично через успехи в школе, обладает чувством коллективизма, осознаёт себя через то, что говорят о нём сверстники (эмоциональное и социальное развитие, соответствующее норме).

На самом деле он, как маленький ребёнок, проявляет негативизм в поведении, на все пытается сказать: «НЕТ», т.к. только начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, пытается определить границы дозволенного, как правило, с помощью нарушений в поведении, постоянных и чрезмерных требований (провоцирует наказания взрослых), пытается выяснить, что принадлежит именно ему (на все пытается сказать: «Моё». Стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи.

Случай 1. Из воспоминаний усыновительницы.

Мы с мужем усыновили 10-тилетнего мальчика, энергичного, не перестающего болтать ни на минуту, забавного и дружелюбного. Он обладал множеством замечательных качеств, несмотря на тот факт, что пережил трагедию физического и эмоционального насилия в разных её проявлениях за его недолгую десятилетнюю жизнь. В результате его мозаика развития выглядела таким образом: возраст — 10 лет, внешний облик — 9 лет, интеллектуальные способности — 8 лет, школьные умения в чтении и письме — на уровне первого класса, 7 лет, социальный возраст — 3 года, эмоциональный возраст — от младенца до года, жизненный опыт — на уровне взрослого. Однажды, когда нашему сыну исполнилось 19 лет, я разговаривала с подругой. Я была обескуражена отсутствием прогресса в развитии нашего сына. Я сказала подруге: «Ему 19, и он только справился с одним годом ПТУ, ему пришлось 7 раз сдавать экзамен на получение водительских прав, он может работать только неполный рабочий день, у него только один друг, у него было единственное свидание, и он любит проводить время рядом с нами. Я не думаю, что мы сможем дожить до его независимости!». Моя подруга сказала: «Помнишь ту мозаику развития, когда ему было 10 лет: чтение на уровне первого класса, отсутствие друзей, недоверие к взрослым?» «Я помню», — сказала я. Моя подруга сказала: «Через девять лет он смог пойти в ПТУ. И через девять лет этот недоверчивый, необщительный ребёнок,  неуверенный в себе, смог сдавать экзамен до тех пор, пока не сдал, задержался на одной работе дольше года и привязался к своим родителям. Если иметь в виду то, где он начал девять лет назад, то поймёшь, что он вовсе не отстает… этот ребёнок развивается огромными темпами!» Поэтому, когда наш сын пришёл домой, я сказала ему: «Знаешь, я очень горжусь тобой. Я люблю тебя». И наш сын сказал: «Я знаю, мама, спасибо».

Читайте также:  Развитие зрения новорожденного ребенка

Не существует мелочей, когда речь идёт о воспитании здоровых детей. Разлучение детей с теми, кто небрежно или жестоко относился к ним, всего лишь прекращает небрежное и жестокое обращение. Это не может автоматически гарантировать нормальное развитие ребёнка.

Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что человек в своём развитии проходит через несколько определённых стадий, и что ни одна стадия не может быть пропущена.

ВНИМАНИЕ!!!

Новая семья должна начать заботу о ребёнке на основе его эмоционального развития, а не хронологического возраста, и помочь ребёнку продвинуться к следующей стадии.

Дети отличаются друг от друга в показателях их роста и развития. Что типично в рамках одного возраста или стадии, может быть необычным для другого. Например, вспышки злости, когда ребёнок падает на пол с воплями и стучит ногами, не являются чем-то необычным для двух лет. То же самое поведение у десятилетнего ребёнка вызывает тревогу. Интерес к сексуальному общению вполне ожидаем среди подростков, но подобный интерес в четыре года является проблемой.  Большинство приёмных детей имеют в своем жизненном опыте одно или более условий, мешавших нормальному росту и развитию.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Определите уровни развития приемного ребенка

Определите уровни развития (физического, эмоционального/ социального, интеллектуального) ребенка

Случай 1. Наташа, 15 лет — Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинно-следственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)

Случай 2. Миша — 5 лет — Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова «НЕТ», Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других.

Источник

В рамках спецпроекта «Школа приемных родителей» мы подготовим для вас серию интервью с психологами, педагогами и экспертами Управления по опеке и попечительству, чтобы рассказать о всех тонкостях процесса подготовки к усыновлению приемного ребенка.  Корреспондент ГорОбзор.ру пообщалась с детским практическим психологом Юлией Федоровой, чтобы узнать о потребностях, кризисах и этапах развития приемных детей.

—  Какие первоначальные потребности возникают у приемного ребенка?

— Здесь все зависит от возраста. Потребности у него такие же, как и у всех детей – это забота, внимание, материнская ласка, а там уже в зависимости от возраста эти потребности расширяются. Единственное, что приемный ребенок, скорее всего, будет иметь опыт депривации (сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности, — прим. ГорОбзор.ру) и поэтому многие этапы развития, которые свойственны для более старших детей, для них не свойственны. Например, трехгодовалый ребенок по своему уровню развития будет как двухгодовалый, даже может быть чуть меньше. Многие процессы, которые естественны для детей в 3-4 лет будут еще пока не естественны. Это все зависит от опыта, все зависит от того, где ребенок был, сколько времени он провел и в какой семье, может быть он жил в интернате или в семье неблагополучной. Все зависит от ситуации.

— Зачастую приемные дети разыгрывали трагичные ситуации, возможно, из прошлой жизни. Есть ли какие-то способы бороться с этим?

— Одного рецепта на все ситуации не дашь. Каждая ситуация уникальна и все зависит от того, насколько эта ситуация трагична для детей. Они ее проигрывают почему? Потому что они зафиксировались на ней и глубоко переживают, или об этом говорят в семье, или это то, что стало ярким впечатлением. В индивидуальной работе с психологом, а у нас в Уфе есть много центров психологической помощи таким семьям, я думаю, все решится. Не надо бояться обращаться к психологу, ведь он может помочь решить многие травмирующие ситуации, которые были у ребенка. Часто у опекунов бывают случаи, когда ребенок оказывается у них после смерти родителей. Кажется, что если про горе и утрату не разговаривать, то это быстрее пройдет.

Нам всегда кажется, что если детей оставить в покое, то все пройдет, но это не так. Должно пройти время, нужно разрешить им плакать, нужно разрешить себе плакать, нужно отгоревать. И действительно, через какое-то время появятся и ресурсы, и силы на то, чтобы это преодолеть, и работа с психологом здесь эффективна, ведь он может дать возможность выхода этим негативным эмоциям. Поэтому, сказать, как себя вести в той или иной ситуации я не смогу. Наверное, надо слушать своего ребенка. Мы стараемся вооружить их теми знаниями, которые будут им полезны, чтобы они понимали, что с ними происходит. А то, когда у них случается кризис трех лет, например, родители, которые воспитывали своего ребенка три года, вдруг говорят «он у нас стал абсолютно непослушным», то есть их система воспитания просто рассыпалась. А здесь нужно просто понимать, что он бунтует, он ищет свое «Я», он пытается отделиться от мира, занимается своей автономией, так помогите ему, ему сложно, он маленький. Разрешите ему протест, который он хочет и через какой-то промежуток времени, в зависимости от его характера и особенностей, вы получите обратно своего замечательного почемучку, который будет задавать вопросы.

Читайте также:  Кризисы и аномалии развития ребенка

Этапы развития приемного ребенка физическое эмоциональное

— Что приемная семья должна знать об этапах развития приемного ребенка и их особенностях?

— Ну, тут речь идет о возрастных особенностях, прежде всего, о кризисах, с которыми он сталкиваются дети, а еще о том, какие основные психологические и физиологические новообразования происходят у ребенка. Знаете, есть разные психологические концепции относительно ребёнка – это чистый лист или семечка? Вот, например, в советской школе предпочитали думать, что это чистый лист. Это как берешь и рисуешь на нем все, что хочешь, хочешь – плохие стихи, хочешь – хорошие. Но ребенок — это все-таки семечка, потому что из тыквы помидор не вырастишь, какие бы усилия человек не прилагал. Нужно понимать, что у него есть свои особенности, у него есть особенности генетические, он чувствует, как его ждали, хотели делать аборт или нет, как мама физически заботилась о своем здоровье, употребляла наркотики и алкоголь или нет. Быть может, в свои три месяца жизни он имеет опыт алкогольной и наркотической интоксикации в три раза больший, чем любой из взрослых. Нужно понимать и принимать этот опыт, тогда уже будет понятно, что с ребенком происходит и как он развивается.

— Расскажите подробнее о возрастных кризисах.

— Есть такой стандартный набор кризисов – это в год, три, семь и тринадцать лет. Если в год кризис незаметный, в три – это бунт, в семь лет ребенок из маленького почемучки превращается в большого и тогда начинается некое манерничество, позерство. Он идет в школу и ему нужно перестраиваться из игровой деятельности в учебную и часто, кстати, при обращении родителей, большая проблема не в интеллектуальном развитии детей, ведь они прекрасно считают, пишут, ориентируются в литературе. Часто проблема заключается в зрелости социальной и в неспособности сидеть за партой, заниматься учебной деятельностью, сосредотачиваться, переключать внимание с одного объекта на другой.

Есть и возрастные особенности, когда ребенок в шесть лет становится взрослым, он начинает понимать, о чем вы разговариваете, он начинает включаться в разговор, он общается со взрослым не только ради того, чтобы получить информацию, а ради общения, и научить его учиться – это, наверное, одна из главных задач. Нужно помочь ему быть продуктивным, чтобы он понял, что он может быть специалистом в какой-то области. Ну и еще один важный кризис – это подростковый. Если рассматривать его как один из спиральных кризисов с трехлетия, то становится все понятно, то есть подростковый кризис — это тоже самое, что и трехлетний, только в немного другом формате. Это опять «моя территория», бунт на фоне желания понять, какой я есть и что я из себя представляю. Для подростка важно решать свои проблемы в трех плоскостях – это взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, это тело, которое абсолютно изменяется, ну и третье — это ум, ведь у него проходит последняя эволюция мышления и мозг становится логически мыслящим, как у взрослого человека, и он видит недостатки своих родителей, своего окружения, и здесь у родителей такая сложная задача спуститься с позиции родителя на позицию ребенка и услышать его.

— Как говорить с ребенком о половом созревании?

— А вы когда хотите начать о нем разговаривать? Тут все зависит от того, какие вопросы задают дети. Самое страшное, наверное, когда ребенок спрашивает: «Что такое секс?» и родитель сразу вспоминает все, что он знает и теряется в догадках, краснеет. Вы спросите сначала, а что он имеет в виду? Я своим слушателям всегда рассказываю пример о двух мальчиках, которые ездили в деревню. Одному пять лет, другому четыре. И они спрашивают: «Мама, а ты знаешь, что такое секс?», мама смутилась, говорит, нет, не знаю, а они довольные такие, радостные отвечают «А мы знаем, сейчас мы тебе расскажем!». Мама напряглась, а они рассказывают: «Мы сидим во дворе, а петух за курицей бегает, вот это секс». Так что вы спросите, о чем ребенок хочет поговорить.

На первом этапе полового воспитания ребенку нужно понять, что мама и папа любят друг друга, что он появился из животика, что принято ездить в роддом для того, чтобы забирать детей. Этого будет достаточно. Главное, я думаю, про аистов и капусту не рассказывать, потому что, когда ему будет шесть или семь лет, они в классе будут это обсуждать и он скажет, что дети появляются из капусты, а ему скажут: «Да ты дурак, сейчас мы тебе все расскажем». Родителям важно сохранить доверительность, когда нет смущения в обсуждении, когда нет запретных тем, когда нет оскорблений и оценок действия, ведь у приемного ребенка может быть сексуализированное поведение. Это вполне закономерно. У него может быть абсолютно разный опыт, в том числе и жестокого обращения, насилия. Тут необходимо создать доверительную обстановку, где на тебя не будут вешать ярлыки. Кстати, с маленькими детьми часто ярлыки того, что это плохо и ужасно вешают именно взрослые. Дети ведь не понимают, что это такое и социальной окраски у детей еще нет. Это может быть непонятно, либо больно, но настолько социально негативное отношение у взрослых. Ну, и с подростком, конечно, не удастся сохранить такое исключительно доверительное отношение, когда он будет рассказывать обо всех своих подробностях влюбленности и первого полового опыта, но создать ситуацию доверия, чтобы он пришел именно к родителям, если случится что-то не то, мне кажется — это главное.

Читайте также:  Гимнастический мяч для развития ребенка

Этапы развития приемного ребенка физическое эмоциональное

— Если приемный ребенок в прошлом и правда подвергался насилию или жестокому обращению, что делать приемным родителям?

— Работать с психологом. Прежде всего, здесь нужна квалифицированная помощь. Есть различные техники и методики работы, и психолог здесь будет просто необходим. Работать с ним нужно не только ребенку, но и родителю. Не делать эту тему исключительно запретной и, с другой стороны, не акцентировать на ней внимание, не пытаться ее обсуждать. Всему свое время. Может быть, в какой-то момент, ребенок вспомнит и расскажет, а может это просто будет закрытый от сознания элемент.

— Какие особенности развития и поведения у ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению?

— Нужно понимать, что этот ребенок может проявлять агрессию сам. Часто дети, которые подвергались жестокому обращению являлись жертвой. Это может быть не обязательно насилие, это может быть эмоциональная жестокость. Они сами транслируют такое поведение, ну и нужно помнить, что в этом случает дети буду привлекать внимание теми способами, к которым они привыкли. Если ребенка постоянно физически наказывали, то, для того чтобы привлечь внимание, он будет вести себя так, чтобы его физически наказали. Тут нужно помнить, что нельзя включаться в этот процесс. Если он будет себя так вести, и вы его будете наказывать, то вы это будете еще больше закреплять, он будет вести себя так и дальше. Лучше подойти, обнять и сказать, что вы любите его. Если он ведет себя агрессивно, дерется, то тут лучше сказать: «Я не позволю тебе ударить, ни животное, ни меня, ни кого-то еще, но я не буду давать тебе сдачи и не буду за это ругать». Мне кажется в этом случае объятия – это самое лучшее лекарство.

— Каким образом психологи работают с такими детьми?

— Психологические техники бывают разные: игра, рисунок, песок – это те основные методы, которые работают с детьми, и они наиболее эффективны, потому что разговорные техники не особо эффективны. С подростками те методы, которые применяют с шестилетними детьми не работают, тут нужно воспринимать его как взрослого, относиться к нему с уважением. Иногда простой вопрос: «Что ты об этом думаешь? Как ты это понимаешь?» решает огромный пласт проблем, потому что до этого родители относились к нему, как к маленькому и не давали возможности высказаться.

— Получают ли психологическую поддержку приемные дети и родители после того, как семья уже сформировалась в случаях, когда семьи против работы с психологами?

— Ну, насильно мил не будешь. Поэтому семья – это все равно закрытая система. В определенной степени, после появления приемного ребенка трансформируется вся семейная система. Изменяются отношения и с кровными детьми, потому что нельзя сказать, что, вот появился приемный ребенок, а значит он будет адаптироваться под семью, этого не будет. Нужно понимать, что появится приемный ребенок и вся система будет меняться. Будут меняться отношения внутри семьи, между родителями, между родственниками и близкими, придется всем подстраиваться, в том числе и тем детям, которые есть в семье. Если ребенок находился в особых условиях, то органы опеки порекомендуют общение с психологом. Здесь все добровольно.

Этапы развития приемного ребенка физическое эмоциональное

— Что делать, если кровный ребенок не наладил контакт с приемным?

— Ну, вообще, изначально, об этом нужно было как-то договариваться, ребенка подготовить. Причем для него это даже больший стрессовый этап, нежели для родителей, потому что у него не было такого опыта решения и теперь если появится сложный ребенок, то ему придется адаптироваться и подстраиваться, и он часто лишается той заботы, которая у него была. Здесь надо все внимательно взвешивать и воспринимать каждого ребенка как единственного и ни в коем случае не сравнивать, потому что это будут разные дети по опыту, это разные люди. 

— В семьях бывают случаи, когда приемный ребенок убегает из дома, что делать в этом случае?

— Вопрос почему ребенок бежит из семьи — это главный вопрос. То есть он не может доверять, не может открыться, взаимодействовать. Что с этим делать? Ну, пытаться решать этот вопрос с органами опеки. Куда он убегает? Если он занимается бродяжничеством, то нужно узнать, как давно он этим занимается. Если это ребенок из интернатного учреждения, то, может, он не имеет опыта семейного проживания, выполнения элементарных семейных обязанностей по дому. Опять же, все это индивидуально.

— Каково ваше личное отношение к семьям, которые готовы пойти на такой серьезный шаг, к усыновлению ребенка?

— Я с большим уважением отношусь к людям, которые принимают такое решение, потому что они принимают решение изменить не только свою жизнь, но и жизнь своей семьи. Они ведь берут не на один или два дня, они берут на всю жизнь нового члена семьи, который достаточно травмирован, у которого есть различный опыт, и я, если честно, восхищают этими людьми. К нам часто приходят те, кто хочет решить какую-то свою проблему, и это, наверное, не хорошо и не плохо, это просто есть. Поэтому к тем, кто иногда получают отказ, я отношусь с большим сочувствием и желанием помочь, чтобы они свои трудности разрешили. Не знаю, решилась бы я на такое сама или нет, не уверена.

Источник