Ленты времени для развития ребенка

Марина Волошина
Технология «Лента времени» как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида

города Искитима Новосибирской области

Технология: «Лента времени» как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила: старший воспитатель Волошина М. А.

В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.

Старшие дошкольники понимают суть многих событий, могут разнообразить и понять их смысл, восстановить картину событий. Педагог, занимающий позицию сотрудничества, помогает детям пережить реальность освоения мира, самостоятельно моделировать будущее.

Одной из форм работы со старшими дошкольниками в рамках реализации регионального проекта «Дошкольник Белогорья» является «Лента времени».

Цель данной формы работы: систематизировать и углублять знания детей об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам по типу «Древность, старина, современность», а также научить детей устанавливать пространственно-временные связи.

Данная формы работы предусматривает взаимодействие с родителями как участниками образовательной деятельности.

Задачи:

— обогащение представлений детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира через развитие интереса к самостоятельному познанию и совершенствование умений использовать различные способы познания;

— оказание поддержки личностных проявлений детей в совместной и индивидуальной творческой деятельности;

Новизна формы работы «Лента времени» заключается в развитии познавательного интереса, активности у детей дошкольного возраста, формировании и обогащении у них представлений о человеке в истории и культуре.

Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой. У данного педагога эта технология называется «Река времени». По словам автора, путешествие по «Реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» — символы материальной цивилизации.

«Лента времени» — это карта-панно это длинный бумажный лист размером может быть 50 на 100 или160 см или 60 на 180 см, который символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями (картинками, например, «древность»«старина»«наше время», которые педагог заранее наклеивает на панно.

Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные педагогом. Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями. Педагог обсуждает вместе с детьми высказанные идеи, предположения. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала. На этом этапе педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.

Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно «Лента времени». Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Форма работы «Лента времени» может использоваться в рамках тематической недели и служить наглядным иллюстративным материалом к определенной теме Карта-панно символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность»«старина»«наше время». Педагог заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени. Панно «Лента времени» должно быть в открытом доступе для детей и открыто для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их.При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших исследований.

Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Работа с дошкольникамирешает следующие задачи:

Читайте также:  Этапы развития ребенка по месяцам в утробе

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Например, «Лента времени» под названием «Чудеса на колесах – от телеги до современных машин», может найти большой отклик у мальчишек. Главной задача этого панно – раскрыть перед дошкольниками удивительный, многообразный рукотворный мир человека, вызвать восхищение людьми труда. Показать, как человек изменял транспорт, делая его более удобным, безопасным.

Большой интерес может вызвать создание «Ленты времени» по теме «Мой родной город» так как будет способствовать патриотическому воспитанию, познакомит детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут.

Опыт работы показывает, что технология «Лента времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Использование данной формы работы позволяет детям – находиться в условиях обеспечения успешной индивидуализации и социализации; обогатить представления об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира; развить интерес к самостоятельному познанию; развить умения использовать различные способы познания; обеспечить полноценный переход на следующий уровень системы непрерывного образования. Родителям — увидеть динамику развития детей через создаваемые продукты совместной деятельности; стать участниками совместной образовательной деятельности; использовать предлагаемый инновационный продукт в домашних условиях для разнообразия домашнего досуга.

Работа с «Рекой-лентой времени» охватывает все направления развития детей дошкольного возраста.

Художественно- эстетическое развитие.

Изготовление «ленты» представляет художественно -эстетический процесс в самом начале. Дети рисуют, вырезают,наклеивают изображения предметов. Особую ценность представляет умение детей изображать предметы будущего, где детям необходимо передать не только внешний вид задумки, но и добавить ему новые функции.

На занятиях с «лентой»часто используется музыка: ритуальные танцы древних людей, хороводы старины, пение песен при лучине и т. д.

Рассматривая одежду старины, отмечаем красоту русских узоров, их многообразие. В дальнейшем дети используют увиденное в свободном рисовании, лепке и другом творчестве.

Социально-коммуникативное развитие.

Процесс работы с «рекой времени» предполагает общение со взрослыми и сверстниками. Дети советуются друг с другом, проводя опыты и эксперименты. Рассматривая на «ленте» длинный путь преображения вещи, дети понимают, как не просто её было изготовить. В связи с этим, у них формируется уважительное отношение к людям труда и бережное отношение к рукотворному миру. Таким образом, у детей расширяются знания о своей стране, ее культуре, истории.

Познавательное развитие.

Работа с «рекой времени» способствует развитию у детей любознательности и познавательных интересов. Именно «лента» помогает детям понять ретроспективу окружающего мира. Трудно представить без наглядности такие слова, как «древность», «старина», «современность», «будущее». Формирование представлений о времени вызывают особые трудности у дошкольников. Ведь абстрактные понятия можно осознать лишь с помощью «ленты-реки времени».Именно «лента» помогает дошкольнику понять, что человек целенаправленно изменяет предметы вокруг себя, делая их более удобными и полезными. Благодаря «реке» дети представляют наглядно, что цивилизация продвигается вперед благодаря человеку, который создает и совершенствует рукотворный мир.

У детей формируются простейшие связи, на пример,дети могут рассуждать так : «Ружей не было в древности, так как тогда еще не придумали металл, порох», «Люди писали на скалах, потому что тогда не придумали еще бумагу», «Пушкин писал пером, потому что не было еще ручек» и т. д.

Речевое развитие.

Знакомясь с предметами древности и старины, дети узнают много новых слов, у них расширяется словарный запас.

Изучая освещение дети узнали слова — лучина, светец, керосинка;

при изучении жилища- пещера, иглу, изба; одежды- лапти, кушак, армяк, капор и т. д. Свои знания об истории дети применяют в сюжетно-ролевых играх, их речь становится при этом более интересная и связная.

Физическое развитие.

Все занятия с «рекой времени» проходят динамично. Переходя «от времени к времени», дети выполняют задания, делают опыты. При этом сохраняется принцип выбора. Дети выбирают,чем они будут заниматься: наклеивать картинки, рисовать, лепить или проводить опыты. Дети двигаются, используя все пространство группы. Физминутки проходят в виде танцев, хороводов, логоритмики, пантомимы.

Читайте также:  Как протестировать ребенка на развитие в 4 года

Отражается на «ленте» и история спорта, возникновение Олимпиады, различных видов спорта.

Интеграция образовательных областей при работе с «Лентой времени» хорошо вписывается в проектный метод, который по ФГОС ДО является ведущим методом в работе с детьми.

Источник

Лента времени замечательный образовательный инструмент. Она помогает школьнику не утонуть в каше из дат, имен и событий мировой истории. Помогает визуализировать такое абстрактное понятие как время, сравнить периоды развития разных культур и цивилизаций друг с другом и наглядно увидеть, как долго шли те или иные эпохи, важные исторические периоды, как они сменялись и из-за чего. Но только для того, чтобы лента действительно работала и помогала ребенку хорошо ориентироваться в истории, ему нужно самому принимать участие в создании и ведении ленты времени.

Существует масса вариантов оформления ленты времени, и мы сейчас расскажем о большинстве из них, однако, сколько бы их ни было, они делятся всего на два типа — настенную и переносную.

НАСТЕННАЯ ХРОНОЛОГИЯ

Настенный вариант ленты времени потребует от вас пространства. Если лента времени ограничена только Древним миром, Средневековьем, историей Московской Руси или другим коротким промежутком времени, то вам хватит, пожалуй, и одной стены. Можно даже на постере уместить основные события. А вот если вы решили подойти к изучению истории основательно, то ленте времени придется отдать гораздо больше места, возможно, не одну стену и даже не одну комнату.

Расположить историю в хронологическом порядке можно на бумаге, это самый первый вариант, который приходит на ум. Рулон недорогих обоев, разрезанный вдоль пополам, или много склеенных листов плотной бумаги разместите на уровне роста ребенка, чтобы он мог работать с лентой времени, просто подходя к ней: читать, приклеивать картинки, подписывать даты и события. Можно заменить бумагу пробковыми панелями, однако, это сильно дороже.

Дешевый и удобный в обращении вариант — «хронология на прищепках»: на стене размещается прочная нить — бечевка или бельевая веревка, и на нее прищепками прикрепляются карточки с иллюстрациями и краткой информацией о событиях. Этот вариант удобен еще тем, что события, даже если их будет много, вы легко сможете вставить между уже имеющимися на веревочной ленте датами. Вам нужно будет просто раздвинуть их.

Если для изготовления ленты времени совсем нет времени, даже чтобы прибить бечевку, то самый быстрый вариант — приклеить вдоль стены цветную изоленту (декоративный скотч), и прямо над ним и под ним приклеивать все нужные записки, рисунки, карточки, тоже на скотч. Вместо изоленты можно взять ленту-липучку, а все карточки с обратной стороны снабдить кусочком второй половины ленты-липучки.

Вертикальное расположение ленты времени не самое удобное, но оно может вас выручить, если в комнате очень мало места: обратную сторону двери или узкий промежуток между кроватью и шкафом можно заполнить вертикальным узким плакатом или полоской изоленты, идущей сверху вниз.

ПОРТАТИВНАЯ ХРОНОЛОГИЯ

Историю мира можно носить с собой в рюкзаке, если это тетрадь, листы в которой склеены в длинную ленту и сложены гармошкой. Такую ленту можно постоянно увеличивать, доклеивать. Если этому аккордеону подогнуть нижний край, то получится ширма с кармашками, в которые удобно класть дополнительную информацию.

Если доклеивать страницы, превращая их в длинную сложенную ленту не хочется, то можно оставить обычную тетрадь как есть, просто на каждой странице примерно посередине прорисуйте широкую полосу — ленту времени.

Историю можно хранить в виде большой папки, сложенной гармошкой, это своего рода альтернатива настенной ленте времени, только меньшего размера, которую можно достать из-за шкафа в нужный момент. Размер папки может быть любым.

Хронологию можно организовать и в виде картотеки, ярлычки которой будут указывать года, а карточки между ними — события. Картотеку необязательно хранить в коробке или пластиковом контейнере, для хранения карточек можно использовать папки на кольцах.

Это лишь несколько идей, которые могут вдохновить вас на создание собственной ленты времени. Если не знаете пока, какой из вариантов будет более продуктивным для вашего ребенка, попробуйте все. Начните с какого-то одного, который больше всего понравился. Достаточно буквально 1-2 недель работы с выбранным вариантом, чтобы понять, работает он или нет.

  • Жанна Алибулатова
Читайте также:  Оценка развития ребенка в детском саду

Источник

Дидактическое пособие «Лента времени»

                                                                           «Лента времени» —  это «дорога» из     прошлого, через настоящие в будущее.

Время – понятие довольно абстрактное. Если говорить уж совсем откровенно, его и вовсе не существует. Человек придумал категорию «время» для собственного удобства. А поскольку в сознании прочно заложено, что прошлое было давно и находится где-то позади, а будущее – это то, к чему еще нужно идти, ничего удивительного, что и время воспринимается, как некая линия. 
Год назад на ней будет находиться где-то далеко, а каждый последующий месяц постепенно станет приближаться к центральной точке – настоящему.  
Детям трудно представить себе, что такое «это было давно», «недавно», «год назад» или «через 2 недели».
«Лента времени» — прекрасный способ научить детей чувствовать время и наглядно представить ход времени.

Дидактическое пособие «Лента времени» предназначено для детей 5-  7 лет. Представляет собой полосу черной ткани шириной 30-35 см, которая наматывается на деревянный держатель (типа скалки). На конце Ленты – красная полоска (шириной около 2 см), символизирующая настоящее. Вдоль ленты идет ось времени с делениями — это прямая линия, на которой отмечают в определенной последовательности разные годы, столетия и т. д.  Самая правая точка — год, в котором мы живем. Левее будут располагаться предшествующие годы или столетия, в зависимости от того, какое время мы хотим определить. 

Цель: раскрыть перед детьми удивительный мир, окружающий нас, формировать временные представления, развивать ретроспективный взгляд на предметы, события и т. д.

Задачи:

  1. развивать потребность к получению новых знаний и стремление передать их другому;
  2. Расширять представления детей о пространственно-временных связях, активизировать в речи соответствующие понятия.
  3. Учить использовать информацию, полученную из различных источников (литература, кино и т.д.).
  4. Формировать творческое мышление, воображение, активизировать память, развивать любознательность и познавательный интерес.

С чего следует начинать знакомство ребенка с данным материалом? Начинаем презентацию с показа  полосы черного цвета, которая наматывается на деревянную палку. Разматывая ленту, обращаем внимание детей на то, что лента похожа на «дорогу». Но это не обычная дорога, это время. Красная полоса — это настоящее «сейчас», подкрепляем слова картинкой или фотографией. С чего начался ваш день, что вы делали потом, а что  после, и так дети выстраивают последовательность событий до красной полосы. Все события подкрепляются картинками. Далее прослеживаем, как растет дерево, цветок и т. д., от семечка до взрослого растения. Также мы проследили этапы жизни человека, от рождения до старости. Как растет ребенок (на примере кого-то из воспитанников). Каждый год отмечаем на шкале времени, напротив выкладывая фотографию. По такому принципу  можно знакомить детей с прошлым, настоящим,  разных предметов, стран, эпох, и т.д.

Дети не только пользуются готовыми презентациями, но и сами принимают активное участие в составлении «ленты времени» интересующих их  объектов окружающего мира.

Дидактическое пособие «Лента времени» предназначено для самостоятельной работы дошкольников во время свободной деятельности. Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и  перенести на рабочий стол или на коврик. Обычно самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Работа носит индивидуальный   характер, поэтому рабочие коврики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения. Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает ребенку  только по его просьбе.

Просматривая энциклопедию «Как появилась жизнь на земле», дети заинтересовались и предложили составить «ленту времени » эпохи динозавров.

 На Ленте раскладываются фигурки, символизирующие развитие цивилизации – от простейших, кишечнополостных — до первобытного человека.

 Этот материал очень наглядно показывает эволюцию жизни на Земле.

Работа с данным пособием помогает сформировать у детей потребность в познании истории людей, стран, предметов и т.д. Осознать такие понятия как, настоящее, прошлое, будущее.

Источник