Источники социального развития ребенка

Источники социального развития ребенка thumbnail

Источники и движущие силы социального развития ребенка

Социальное развитие личности представляет собой количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно имеет непрерывный и неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности.

Человек, появившись на свет, развивается, формируется и становится личностью. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмом его реализации, который с рождения включает определенные для каждого человека биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации (Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.). Индивидуальные возможности ребенка определяются основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.

Источники — «это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека» [12, 54]. Они подразделяются на внутренние (присущие с рождения) и внешние (на основе которых происходит реализация внутренней обусловленности человека).

К основным, наиболее существенным внутренним источникам социального развития, по мнению Л. В. Мардахаева, относятся:

  • • Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был потенциально предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе) в частности.
  • • Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального факторов человека. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается на социальном, и наоборот.
  • • Органы чувств и уровень их развития. С их помощью ребенок познает среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формируется. Характерно, что своеобразие познания ребенка окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают для него значительные трудности при взаимодействии со средой жизнедеятельности и ее изучении. При этом восприятие среды имеет индивидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями его органов чувств.
  • • Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания [12, 55-561.

К внешним источникам, стимулирующим социальное развитие и воспитание ребенка, относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. Например, на микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные коллективы, неформальные групповые объединения, отдельные личности. На ме~ зоуровне — СМИ, искусство, литература, которые во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него (М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, Н. Н. Михайлова, Р. В. Овчарова).

Движущие силы — один из важнейших факторов, которые обеспечивают реализацию потенциальных источников социального развития, воспитания и обучения ребенка. Они также подразделяются на внутренние и внешние (Л. В. Мардахаев).

Внутренние движущие силы, обеспечивающие развитие личности ребенка, способствуют реализации его индивидуального потенциала в процессе социализации. К основным из них относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы.

Неосознаваемые механизмы развития человека обусловлены физиологическими и психическими потенциями, которые получает ребенок от рождения. Их характерной особенностью является то, что они функционируют на уровне подсознания (рефлекторно), им присуща ранняя активность и стабильность. Наиболее существенное влияние они оказывают на психологическое и социальное развитие растущего человека.

К наиболее важным движущим силам, обеспечивающим функционирование неосознаваемых механизмов человека, Л. В. Мардахаев относит:

A) Устремленность в самом раннем возрасте к тому человеку, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищенность, преимущественно к матери.

Б) Эмоциональная заразительность ребенка. Уже на первом месяце жизни ребенка можно наблюдать, что вид улыбающейся мамы, подходящей к нему, вызывает у него улыбку.

Читайте также:  Задержка развития ребенка в утробе

B) Эмоциональная обусловленность активности и устремленности ребенка. Ребенок с момента рождения нуждается во внимании и ласке, что способствует поддержанию и укреплению его эмоциональной обусловленности. Неразумность в проявлении любви к ребенку нередко приводит к вседозволенности, формированию эгоцентризма.

С таким ребенком приходится тяжело взаимодействовать его социальному окружению.

  • Г) Подражательность. Благодаря подражательности ребенок неосознанно усваивает первый (изначальный) социальный опыт: отношения к чему-либо, нормы поведения, действий и поступков.
  • Д) Внушаемость в раннем детстве выступает значительным двигателем действий и поступков ребенка, его отношения к различным явлениям, реакциям на что-либо и пр. Внушаемость воздействует на подсознание. Влияние внушения достаточно сильно, если оно направлено на оценку, характеристику или перспективу безопасности человека, его здоровья и благополучия. При наличии у человека негативного опыта, соответствующего внушаемому воздействию, его влияние значительно возрастает. Например, «дети улицы», имеющие негативный опыт поведения, объединяются в «стаю». Для них лидер «стаи» является авторитетом. Его пример, действия обладают внушающим воздействием и побуждают невольно подражать ему в отношениях и поведении, беспрекословно подчиняются его указаниям.
  • Е) Потребность человека в социальном общении появляется с рождения и требует удовлетворения. Такая потребность получает именно в семье наибольшую возможность в реализации.
  • Ж) Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
  • 3) Активность присуща ребенку с рождения. Она проявляется в общей динамике поведения, способствуя формированию организма ребенка в целом [12, 59-601.

Осознаваемые механизмы социального развития обусловлены всевозрастающей ролью сознания человека с учетом его возраста и способствуют дальнейшему социальному развитию, воспитанию и обучению. В основе их лежит влияние формируемого сознания на саморазвитие и самовоспитание. К осознаваемым механизмам развития относят:

  • А) Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека: саморазвитие психики человека, эмоциональная восприимчивость, волевая активность.
  • Б) Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания: социальная предрасположенность к развитию; уровень развития сознания человека как основы социальной перспективы; интеллектуальные потребности, желания, интересы, устремления, цели, идеалы; самокритичность и самоуправление своими эмоциями, поведением.

Между внутренними движущими силами (неосознаваемыми и осознаваемыми) социального развития человека существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодополнение. Учет их своеобразия обеспечивает наиболее действенное направление и интенсивное индивидуальное развитие и воспитание ребенка.

Выделяют внешние движущие силы, обеспечивающие реализацию личностного потенциала ребенка. Они стимулируют, активизируют или сдерживают социальное развитие и воспитание ребенка. К ним относятся:

A) Среда непосредственного воздействия на микроуровне: уход за ребенком; семья; среда жизнедеятельности и воспитания; коллективы и группы, в отношения с которыми вступает ребенок; отдельные личности, мнение и деятельность которых имеют особое значение для ребенка; воспитание.

Б) Среда непосредственного и опосредованного воздействия на ребенка на мезоуровне: средства массовой коммуникации, компьютерные технологии, искусство, литература и пр.

B) Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: доверие; соответствие групповым ожиданиям (выполнение ролевых предписаний, стереотипы действий и поступков); наличие референтной группы (имеет особую значимость при оценке поступков ребенка) и авторитета; взаимопомощь, поддержка (М. А. Галагузова, И. С. Кон, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик и др.).

Между всеми внутренними и внешними движущими силами социального развития ребенка существует тесная взаимосвязь и взаимодополнение. Характерно, что развитие ребенка в одном направлении стимулирует и активизирует его развитие в других сферах творчества и жизнедеятельности. Следует отметить, что направленная активность ребенка не означает разносторонность его становления, а лишь способствует созданию условий для этого. В этом случае необходимы направленные усилия по стимулированию активности ребенка, его самопроявления в других сферах с целью достижения его наиболее разностороннего развития.

Источник

Человек, появившись на свет, развивается и формируется как личность. Индивидуальные возможности ребенка определяются источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмами его реализации.

Потенциальные возможности развития и самореализации человека включают биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные задатки. Они либо реализуются, либо нет. В первом случае происходит их укрепление, приобретение нового качественного содержания и возможностей.

Реализацию потенциала человека можно сравнить с природой бутона красивого цветка. Он может созреть и раскрыться во всей своей красоте, либо увянуть, так и не раскрывшись. Потенциальные возможности развития особенно велики с рождения, когда ребенок предрасположен к значительной динамике роста. Их полная реализация позволяет человеку достичь высокого уровня самосовершенства.

Читайте также:  Заключение о развитии ребенка в антенатальном периоде

Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазвития ребенка, воспитателю необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят.

В результате изучения главы 8 студент должен:

знать

  • • внутренние и внешние источники и движущие силы социального развития, социализации человека;
  • • роль самого ребенка в социальном самосовершенствовании;

уметь

• учитывать потенциал внутренних и внешних источников и движущих сил в стимулировании социального развития, социализации ребенка;

владеть

• знаниями, необходимыми для учета индивидуальных возможностей (источников и движущих сил) в процессе стимулирования (коррекции) социализации ребенка.

Источники социального развития, социализации человека

Источники – это то, что питает социальное развитие и на основе чего происходит социализация человека. Они подразделяются на внутренние – присущие уже новорожденному, и внешние – те, на основе которых осуществляется реализация его внутренней социальной обусловленности.

К наиболее существенным внутренним источникам социального развития человека относятся следующие.

  • 1. Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь при соответствующих условиях человек может достигнуть именно того уровня, к которому он потенциально был предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом, в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе), в частности.
  • 2. Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается и на социальном. Возможна и обратная зависимость.

Человек, не получивший возможность активного социального развития в самом раннем возрасте, ограничен в жизненном цикле по сравнению со своими сверстниками. Известно, что «Маугли» долго не живут. Особенно тесно взаимосвязаны психическое и социальное. Задержка в социальном плане особенно сказывается на психическом развитии ребенка и наоборот. Об этом свидетельствуют данные воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и воспитываемых в домах ребенка, интернатах, детских домах.

3. Органы чувств, уровень их развития. Ребенок познает среду жизнедеятельности с помощью органов чувств. Восприятие носит индивидуальный характер, обусловленный уровнем и своеобразием развития органов чувств. Недостатки в структуре развития органов чувств создают для ребенка значительные трудности во взаимодействии со средой жизнедеятельности, познании ее, оказывают влияние на адекватность его развития, действий и поступков.

Например, слепому ребенку непонятна гамма цветов, красок, света. Для него значительно богаче восприятие гаммы звуков, тепла. Данный фактор определяет отличное от сверстников социальное развитие ребенка с особыми нуждами и его проявление в среде жизнедеятельности.

Органы чувств динамичны. Чем раньше их начинают целенаправленно развивать, тем большего уровня они достигают и, наоборот, нереализованный потенциал того или иного органа чувств, ведет к его затуханию.

4. Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, реализовывать индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания.

К внешним источникам (факторам) социального развития ребенка, стимулирующим его воспитание, относится то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует.

На микроуровне – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные трудовые коллективы, неформальные группы и объединения, отдельные личности. Также важное значение имеют предметы, с которыми взаимодействует ребенок, познавая окружающую среду – это игрушки, игры, мебель.

На мезоуровне – это средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литература. Они во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него.

Источник

Источники — это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека. Они подразделяются на внутрен-ние — присущие новорожденному и внешние, на основе которых происходит реализация его внутренней социальной обусловленности.

А. Внутренние источники социального развития человека.

К основным, наиболее существенным внутренним источникам социального развития относятся:

Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности.

У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был потенциально предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе) в частности.

Читайте также:  Диагностический журнал комплексная оценка развития ребенка

Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального факторов человека. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается на социальном и наоборот. Известно, что маугли долго не живут. Другими словами, жизненный цикл человека, не имевшего возможностей для активного социального развития в самом раннем возрасте, ограничен по сравнению с циклом его сверстников. Отставание в социальном плане особенно сказывается на психическом развитии ребенка. Об этом свидетельствуют результаты формирования детей, личностей, оставшихся без попечения родителей, воспитываемых в доме ребенка, интернатах, детских домах. Таким образом, психическое и социальное развитие тесно взаимосвязаны.

Органы чувств, уровень их развития. С их помощью ребенок познает среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формируется. Характерно, что своеобразие познания ребенком окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают для него значительные трудности при взаимодействии со средой жиз-недеятельности, изучении ее. При этом его восприятие среды имеет индивидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями его органов чувств. Например, слепому ребенку непонятны цвета, краски, свет. Для него значительно богаче гамма звуков, тепла и пр. Данный фактор определяет отличное от сверстников социальное развитие ребенка с особыми нуждами и его проявление в среде жизнедеятельности.

Органы чувств динамичны в своем развитии. Чем с более раннего возраста они целенаправленно развиваются, тем большего уровня достигают, и наоборот, нереализация потенциала того или иного органа ведет к затуханию его деятельности.

Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе социального разви-тия и воспитания.

Б. Внешние источники (факторы) социального развития ребенка.

К ним, стимулирующим социальное развитие и воспитание человека, относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. На микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные трудовые коллективы, неформальные группы и объединения, отдельные личности. На этом уровне важное значение имеют все предметы, с которыми взаимодействует ребенок и с помощью которых происходит познание им среды: игрушки, игры, мебель, предметы и т.д.

На мезоуровне — это средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литература и пр. Они во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него.

Еще по теме § 1. Источники социального развития человека:

  1. § 1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений
  2. § 1. Социальное развитие человека
  3. 10. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  4. § 2. Движущие силы социального развития человека
  5. § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
  6. Молодость как социально-историческая категория. Границы возраста. Развитие личности в молодости. Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентации. Становление индивидуального жизненного стиля. Кризис молодости. Социальная активность в молодости. Человек для самого себя и для других. Любовь, брак, создание семьи. Профессиональное са-моопределение и обретение нового социального статуса.
  7. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства. Игра и другие виды деятельности. Общение со взрослыми и сверстниками. Развитие восприятия и мышления ребенка; развитие внимания и опосредованного поведения; развитие памяти; развитие воображения. Развитие личности дошкольника.
  8. Протяженность развития во времени: филогенез, антропогенез, онтогенез, микрогенез. Периодизация развития человека. Предмет психологии развития.
  9. 4. Социально-индивидуальный человек и историческая динамика социально-политической психологии
  10. 13.2. ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ НИТРАТОВ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
  11. Социальные источники предрассудков
  12. § 3. Источники информации о внешнем облике человека
  13. 13.2. Признаки внешности человека и источники информации о них
  14. 2. Признаки внешности человека и источники информации о них.
  15. 2. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
  16. СОЦИАЛЬНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА
  17. 2. Социальные влияния как элементы расстройства, обусловленные ходом развития: задачи развития

Источник