Ребенок 5 лет рисует монстров

Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста очень любят рисовать. Обычно взрослые всячески поддерживают творческое развитие детей.
Но иногда рисунки ребенка могут вызывать тревогу и волнение у родителей. Чаще это происходит, когда, к примеру, ребенок рисует черным цветом и предпочитает его всем остальным. Или рисует монстров и другие настораживающие и пугающие сюжеты.
СПЕШУ ВАС УСПОКОИТЬ! НЕ ВСЕ ТАК СТРАШНО.
Существует несколько мифов, касающихся детских рисунков.

МИФ 1. ИНТЕРПРЕТИРУЯ ДЕТСКИЙ РИСУНОК, МОЖНО СО 100% УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ, ЧТО НА ДУШЕ У РЕБЕНКА.
Это исковерканное мнение о рисуночных тестах, которое получило распространение среди людей, которые далеки от профессиональной психологической диагностики.
Рисуночные тесты – это достаточно большой спектр методик, и профессиональный специалист никогда не будет делать 100% выводов на основании только этого метода психологической диагностики. А сам по себе рисунок, без беседы по этому рисунку, вообще не имеет никакой диагностической ценности.
ХОТИТЕ ЗНАТЬ ПОЧЕМУ?
Например, что значит, если ребенок рисует маму на расстоянии? Если взять этот факт отдельно, то он говорит о том, что ребенок воспринимает маму изолированно от семьи, дистанционно. Неужели у мамы с малышом потерян контакт?!
А если поговорить с малышом? Спросить у него: «А что ты здесь нарисовал? Что изображено?». Он может рассказать, что это его папа забрал из детского садика, и они идут домой, а это — мама, которая тоже едет домой с работы.
И это может быть действительно реальный каждодневный опыт ребенка: папа его забирает из садика, и с мамой они встречаются уже дома. А время проведения встречи психолога и ребенка может быть как раз уже после сна, когда малыш уже ждет папу. Соответственно, в данном случае разделения семьи в восприятии ребенка нет.
ТАКЖЕ НУЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК, РИСУЯ ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ МЕТОДИКУ, ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ В КОНТАКТЕ СО СПЕЦИАЛИСТОМ, ПРОВОДЯЩИМ ДАННЫЙ ТЕСТ.
Одно дело, когда ребенок рисует для любимой мамочки: он старается, чтобы все вышло красиво.
И совсем другое дело, когда ребенок рисует для какого-то взрослого, который сейчас к нему пристал и что-то от него хочет, и стараться для которого желания нет вовсе.
И тогда взрослые могут подумать, что ребенок плохо рисует. Хотя, во втором случае рисунок может быть очень формальным: вполне вероятно, что ребенок рисовалтолько для того, чтобы отвязаться побыстрее и пойти играть дальше.
Такой рисунок не будет нести никакой диагностической ценности!
Не стоит интерпретировать детские рисунки на основании лишь того, что изображено на них. Все рисуночные тесты относятся к широкому спектру методик, который носит название «Проективные методы», и все они не достаточно объективны.
Мы смотрим на рисунок сквозь призму своего восприятия, что может искажать суть рисунка.
Отвечая на вопрос «Что значит, если ребенок рисует брата очень далеко?», мы ошибочно можем подумать, что отношения с ним в семье холодны. А на самом деле может оказаться, что это старший брат, и он сейчас в командировке в другом городе.
ВЫВОД №1:
1) По одному рисунку нельзя сделать на 100% точные выводы о состоянии ребенка.
2) Если рисунок ребенка покажется вам странным, не пугайтесь раньше времени! Поговорите с ребенком: расспросите его о том, что он нарисовал. И сделайте это доброжелательно и позитивно!
МИФ 2. ПЛОХО, КОГДА РЕБЕНОК РИСУЕТ ЧЕРНЫМ ЦВЕТОМ!
Сюда же можно отнести опасения родителей, когда ребенок чаще всего выбирает для своих рисунков темные цвета: темно- синий, коричневый), а также красный.
Давайте разберемся, почему ребенок рисует черным карандашом?
Давно доказано, что цветовые предпочтения детей до 4 — 5 лет не имеют никакого значения при интерпретации детского рисунка, так как до 5 лет у детей только формируется цветовосприятие в полной мере.
То есть, когда ребенок в год, два или три рисует черным – это вообще ни о чем не говорит. Это говорит лишь о том, что черный цвет очень хорошо контрастирует с белой бумагой. Его просто лучше видно.
Взрослея, дети постепенно знакомятся с новыми цветами и их оттенками, и цветовые предпочтения могут быстро меняться.
ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК ПО ЦВЕТУ МОЖНО ТОЛЬКО В КЛЮЧЕ С АССОЦИАЦИЯМИ РЕБЕНКА.
Надо спросить: «Этот красный как что?», » А что еще бывает красным?»
Ответы могут вас удивить! Ребенок может ответить, что этот цвет как букет цветов, который он недавно видел и ему очень понравился.
На вопрос: «Этот черный цвет как что?» Ассоциации также могут быть позитивными — как звездная ночь, как любимая черная машинка.
Если ребенок старше пяти лет, то его надо спросить — на что похож цвет, которому он отдает предпочтения в рисунках. И только тогда можно говорить о ценности данной информации.
Рассмотрим пример.
Ребенок недавно пошел в первый класс и теперь рисует преимущественно черными красками. И на вопрос «на что похож этот цвет?» ребенок отвечает – на темноту. А вы знаете, что он боится темноты. В данном случае это будет говорить о наличии дискомфорта во внутреннем мире ребенка, каких-то страхах и тревогах. На это следует обратить пристальное внимание.

Читайте также:  День рождения ребенка 5 лет волгоград

ВЫВОД № 2:
Выбор цвета при рисовании до 5 лет не имеет значения. Если ребенок старше пяти лет, то его надо спросить — на что похож цвет, которому он отдает предпочтения в рисунках. И только тогда можно говорить о ценности данной информации.
МИФ 3. ЕСЛИ РЕБЕНОК РИСУЕТ МОНСТРОВ – ЗНАЧИТ ОН АГРЕССИВЕН.
Многие взрослые пугаются, когда дети рисуют «войнушку» или маму с длинными когтями. Хотя все может быть гораздо проще и не следует делать поспешных выводов.
Расскажу случай из практики.
Девочка нарисовала маму с длинными черными когтями. Если брать только рисунок, без беседы по нему, то это говорит о том, что дочь воспринимает маму как агрессора.
Я спросила у нее: «Расскажи, что ты нарисовала?»
И девочка пояснила, что у мамы всегда красивые длинные ногти.
И, действительно, в тот день за ней пришла мама с маникюром, исполненным черным цветом и сохраняющим длину ногтей. Для дочки такие ногти – это знак красоты.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО РИСУЕТ МОНСТРОВ, КРОВЬ, И ТОМУ ПОДОБНОЕ. ТО ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ ДВА ВАРИАНТА.
* Либо он пересмотрел телевизор/компьютер/планшет. Тогда следует убрать данные предметы на время из его жизни.
* Либо, если это не связано с компьютерными играми и фильмами, то, скорее всего, таким образом ваш ребенок выплескивает свои негативные эмоции.
Обязательно смотрим на поведение ребенка.
Если он при этом не дерется, не истерит, то данный рисунок является для него средством выплеска негативных эмоций, накопившихся за день.
Пусть рисует! Ведь самый хороший и мирный способ справиться с негативными эмоциями — творчество.
Пусть рисует! Ведь самый хороший и мирный способ справиться с негативными эмоциями — творчество.

ВЫВОД № 3:
Если ребенок только рисует агрессивные сюжеты, а в жизни он не агрессивен, то и не надо приставать к ребенку) Пусть себе выплескивает негатив на бумаге.
МИФ 4. ПО РИСУНКУ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ГОВОРИТЬ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ РЕБЕНКА.
Есть такая, на мой взгляд, уже устаревшая методика, в которой по тому, как ребенок рисует человека, берутся судить об интеллектуальных способностях ребенка.
Да, такая методика может быть полезна в некоторых ситуациях. Например, при выпуске из детского сада с ее помощью можно узнать о готовности поступления ребенка в школу.
И если ребенок нарисует человека как «палка, палка, огуречик», то для 6 лет это может говорить о незрелости. И непрофессиональный диагност вам может сказать, что ребенок плохо рисует для его возраста, а значит к школе не готов.
Но давайте вспомним еще раз, что только по одному рисунку никогда не делаются выводы.
* Во-первых, это может говорить об отсутствии контакта со специалистом, проводившим данное исследование. «Мне не нравится эта тетя/дядя, нарисую побыстрее, лишь бы отстали».
* Во-вторых, ребенок может быть просто не замотивирован. «Вот бы побыстрее досмотреть мультик, нарисую побыстрее и побегу дальше играть».
* В-третьих, его могли просто не научить рисовать по-другому.
В данном случае, вы можете дома попросить его «Давай вместе порисуем?».
«Вот это наш человечек. Шейку давай нарисуем не одной палочкой, а двумя. Руки – не одной палочкой, а двумя, они ведь у нас толстые, а не как веточки».
И если вы увидите, что ребенок обучаем, что он пробует рисовать и по-другому. Значит все хорошо!
А вот если помимо плохого рисунка есть другие неприятные «звоночки» (например, он плохо понимает инструкцию), то стоит пройти полную диагностику, которая уже будет включать в себя не только рисуночные тесты, но и множество других методик.
Больше общайтесь со своим ребенком, вместе рисуйте, разговаривайте по рисункам, прислушивайтесь к его ассоциациям и вы сможете в нужный момент всегда уловить его внутреннее состояние.

Источник

Если дети рисуют монстров.

    Сейчас, когда активно популяризируется психология, все заинтересованные взрослые знают-по детским рисункам можно понять, что думает и как чувствует себя ребенок. Желая лучше понять своего малыша, помочь ему, многие родители внимательно и настороженно всматриваются в его рисунки. С одной стороны, это очень хорошо. А с другой — бывает, что неумелое использование психологических знаний приносит вред. Оно травмирует детей, вызывает напряженность в их отношениях с родителями. Что же необходимо знать взрослым о детских рисунках, чтобы эти знания приносили пользу, а не вред?

Рисунки детей, несомненно, содержат определенную информацию о жизни и переживаниях их авторов. Но необходимо постоянно помнить, что «жизнь» и «переживания» — понятия очень широкие. Каждый детский рисунок может быть:

-«моментальной фотографией» сиюминутных чувств ребенка, выплеском злости, обиды, смущения, любви;

-выражением чувств, мыслей и состояний, которые типичны для маленького человека в тех или иных ситуациях: страх темноты, беспокойство за здоровье родителей, горячая привязанность к хомячку и пр.

-отражением картины мира, которая сложилась у малыша: семья состоит из…, праздник — это когда…, война — это когда…,

Читайте также:  Как сделать чтобы ребенок слушался 5 лет

-результатом послушного следования инструкции взрослого: что, как, где и каким цветом надо рисовать.

Дети младше 6 лет чаще рисуют свои сиюминутные чувства. Надо заметить, что эти чувства могут меняться прямо в процессе рисования, и рисунок, начаты про «одно» может быть закончен про «другое». Ребята старше 10 лет, как правило, решают в рисунке живописные задачи. Причем задачи, понимаемые ученические: нарисовать рисунок таким, каким его хотят видеть взрослые. Задачи осмысления мира и выражения своих типичных чувств посредством рисунка чаще решают дети от 6 до 10 лет. Однако чаще не значит всегда.

         Взрослому, который хочет делать выводы на основании детского рисунка, обязательно следует помнить, что независимо от возраста автора его рисунок может отражать любой из перечисленных типов информации или несколько сразу. Что рисунок отражает на самом деле, можно только от самого ребенка, если конечно, он захочет рассказать. Дети же далеко не всегда хотят это делать. К 6-7 годам дети начинают понимать что ни все и ни всегда можно говорить другим людям, в том числе даже самым близким. Ребята из проблемных семей осваивают эту истину раньше, баловни судьбы — позже. Но, в целом, дети старше 6 лет не торопятся раскрывать перед взрослыми те свои переживания, которые, как они знают по опыту, огорчат, взволнуют или вызовут недовольство родителей. Много лет занимаясь с детьми арт-терапией, мы неизменно в конце занятий предлагаем им забрать любые их рисунки по желанию. «Проблемные рисунки, те, которые были связаны со значимыми тяжелыми переживаниями, наши подопечные предпочитают оставлять нам. Если ребенок рисует дома, то, заметив пристальное внимание со стороны взрослых, он начинает или прятать рисунки, которые по его мнению, могут вызвать недовольство родителей, или же делает их тайком. В некоторых случаях дети вообще перестают рисовать дома, что является, несомненно, печальным результатом «повышенной психологической грамотности» родителей. Многие продолжают рисовать дома, но становятся очень дипломатичными, отвечая на вопросы. Их изобретательность и такт просто поразительны. Например, на вопрос, почему ребенок не нарисовал кого-то, кто, сточки зрения взрослых, должен был присутствовать на рисунке, дети могут ответить, что «не хватило места», что этот человек «в доме» или «пошел в магазин» и так далее. Называемые причины обычно невинны, убедительны и правдоподобны. Взрослым необходимо относиться с уважением к нежеланию ребенка обсуждать те или иные рисунки, отвечать на те или иные вопросы. В некотором смысле детские рисунки можно считать аналогом листков личного дневника взрослого. Представьте себе, что кто-то настойчиво пытается заглянуть в ваш дневник и расспросить вас о том, что после прочтения кажется ему недостаточно ясным.

      Если вы все-таки считаете нужным понять «на все сто», что же рисует ваш ребенок, взвесьте хорошо ваши силы. Информация, которую получите из детского рисунка, может вас травмировать. Готовы ли вы принять тот факт, что давно ушедший из семьи отец, от которого даже алименты удается получить только через суд, остается для ребенка самым дорогим человеком? Сможете ли вы примериться с тем, что время от времени для своего малыша олицетворяете ведьму? Не принесет ли ваше новое знание вред отношениям с ребенком?

      Взрослым, рассматривающим детские рисунки, обязательно надо помнить народную мудрость: «Не всякое лыко в строку». Не на всяких мыслях и чувствах ребенка надо фиксировать внимание. Вспомните себя в некоторые минуты вашей жизни. Что было бы, если бы кто-то заглянул в ваши мысли тогда? Что бы он подумал? Как бы сложились ваши отношения с этим человеком дальше? В любом случае, если вы обсуждаете с ребенком его рисунки и хотите их интерпретировать, необходимо соблюдать три правила, -помните, что персонажи рисунка — это только персонажи; не путайте их с реальными людьми. На рисунках выполненных в течение одного часа, мама может предстать феей, ведьмой, фотомоделью, женщиной-пилотом и королевой. Все это разные аспекты ее образа. Но ни один персонаж не сливается с ней полностью.

-Ситуация, изображенная на рисунке, может очень напоминать реальную жизненную ситуацию ребенка, но все же это вымышленная ситуация, и нельзя путать ее с реальной. Если на рисунке персонаж, похожий на вашего сынишку, топит своего маленького брата в ванной или убивает своего отчима, это не значит, что ваш ребёнок собирается предпринять такие действия в реальности, хотя, конечно, говорит о некоторых его чувствах. Учтите, что к реальным людям малыш может испытывать и другие чувства, которые не нашли отражения на данном конкретном рисунке. Дети довольно быстро учатся понимать разницу между фантазией и реальной жизнью. Тем более нелепо вам — взрослому человеку — забывать об этой разнице.

  1. Никогда не говорите о чувствах, мыслях и действиях реальных людей. В крайнем случае,

        Можно сказать, что какие то события на рисунке напоминают вам определенные события из реальной жизни, похожи на них. Обычно в пособиях для специалистов-психологов перечисляется ряд конкретных признаков , на которые рекомендуется обращать внимание при анализе рисунков детей. Но именно специалисты хорошо знают, что все эти критерии могут играть только вспомогательную роль. Интерпретировать их надо очень осторожно и обязательно с учетом контекста. Ведь, например, черный цвет далеко не всегда выражает негативные эмоции. Это очень «сильный» цвет. След, который он оставляет на бумаге , ярче любого другого. Именно это привлекает к нему многих малышей. В таком случае черный служит выражением силы, энергии. Кроме того, ребенок может использовать в рисунке тот или иной цвет, подражая соседу. У него под рукой может просто не оказаться другого карандаша или он может быть сломан. Черный цвет может быть использован нетрадиционно в результате особенностей личного опыта ребенка. Одна шестилетняя девочка нарисовала все цветы черными. Это очень встревожило воспитателей. Расспросив малышку, они узнали, что на даче у подруги она видела черные тюльпаны. Эти тюльпаны поразили ее воображение, показались очень красивыми и необычными. В первую очередь, при анализе рисунков и специалисту и родителям необходимо ориентироваться на свое собственное непосредственное эмоциональное впечатление от рисунка и от того, как он соотноситься с тем, что вы знаете о ребенке и его жизненной ситуации. Если в детских рисунках с формальной стороны все правильно, но почему-то рисунок оставляет ощущение тревоги, тоски напряжения и пр., это должно насторожить. Взрослому следует насторожиться и в том случае, если рисунок ребенка идеален и смотреть на него приятно, но он вызывает ощущение жгучего несоответствия реальной жизненной ситуации. (Например, ребенок, у которого родители трудно разводятся, рисует жизнерадостную и доброжелательную атмосферу в семье).         Напротив, если малыш предпочитает работать черным фломастером или простым карандашом, но смотреть на его рисунки приятно, то беспокоиться не надо. ( То же самое относиться к рисованию монстров, военной техники и т. п.)

Читайте также:  Признаки остриц у ребенка 5 лет

      В любом случае, какие бы ощущения не вызывал у вас какой то конкретный рисунок, он еще не может быть поводом для серьезного беспокойства. Волноваться и думать об обращении к психологу следует, если:

  1. изменилось в худшую сторону поведение ребенка (например: он стал плохо засыпать, просыпаться от кошмаров; сделался плаксивым или агрессивным, необычно обидчивым, необщительным; утратил интерес и вкус к жизни, начал хуже учиться);

-многие рисунки ребенка при рассматривании вызывают у вас неприятные эмоции, о которых мы писали выше;

Если поведение и рисунки ребенка вас беспокоят, не следует думать, что, исправив рисунки, вы поможете ему. К сожалению, многие родители поступают именно так. «Зачем ты все черным нарисовал? Это некрасиво, возьми лучше синий фломастер», «Давай нарисуем этому зверю улыбку, пусть он будет добрым», — говорят они. Помощь ребенку и исправление рисунка — это совершенно разные вещи. Чтобы помочь малышу, заботиться надо непосредственно о нем. Какая у него психологическая нагрузка? Как переживает он то, что происходит в жизни семьи, мира? Помогите ребенку, уделите ему внимание, попытайтесь решить его жизненные проблемы — и рисунки изменяться сами.

Если взрослый будет просто «редактировать» детские рисунки он только усугубит проблемы ребенка. Малыш по-прежнему будет мучиться вопросом, почему ушел папа, бояться темноты и злиться на маму за несправедливое наказание. Но к тому же потеряет возможность облегчить свое состояние, выражая свою боль, страх, гнев, неутоленную жажду любви и другие эмоции в рисунках. В результате отрицательные эмоции найдут другой выход: капризы, драки, плохой сон и пр. Поэтому, чтобы ни рисовал ребенок, не настаивайте на изменение рисунка. Вы можете выразить свое мнение и чувства по поводу разворачивающихся событий или отдельных деталей рисунка. Можете высказать предположения насчет того, что следует предпринять персонажу, чтобы выбраться из трудной ситуации. Но не стоит уговаривать ребенка переделать рисунок или применять какие-то санкции, например запрещать смотреть телевизор, играть на компьютере, объясняя, что именно из-за этого у него на уме одни монстры и кровавые разборки. В статье приведены примеры детских рассказов по их собственным рисункам. Это рассказы абсолютно нормальных , здоровых детей. Тем не менее некоторым взрослым они могут показаться несколько необычными и, возможно, даже шокирующими. Дело в том, что эти рассказы очень искрение и непосредственные. Ребенок раскрывается в них до конца, без оглядки, без страха быть непонятым или осужденным. Авторы приводимых текстов были уверенны, что находятся в обстановке, где их поймут. Такие рассказы разительно отличаются от тех правильных «рассказов для других», которые дети придумывают, чтобы понравиться взрослым, чтобы те не волновались и отстали от цих со своими вопросами нравоучениями. Так ли рассказывают вам о содержании своих рисунков ваши дети? Или они используют ходульные выражения, стандартные образы и сюжеты? Такая «прилизанность» является показателем того, что ребенок не раскрывает своей души, хотя ни о какой заведомой лжи речь, конечно, не идет.

Литература

«Обруч» образование,ребенок, ученик. №2 — 2006г.стр.17.

Источник