Диагностический журнал комплексная оценка развития ребенка

Диагностический журнал комплексная оценка развития ребенка thumbnail

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир: мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасыщаемая жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.

Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для подражания, источника знаний – энциклопедиста, источника оценочных суждений – эксперта, помощника и защитника. Взрослый связывает ребенка и общество, обеспечивает не только удовлетворение его естественных нужд, но и перестройку психической жизни. В совместной со взрослым деятельности ребенок приобретает способность планировать и ставить цели, прогнозировать развитие событий, выделять главное и отвлекаться от второстепенного, следовать правилам и оценивать свои действия и результаты, контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психическими процессами. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной, творческой, начинает подчиняться перспективным целям и приводить к получению общественно важного результата. Важнейшим условием развития дошкольника является включение его в целесообразно организованный образовательный процесс.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены и введены в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

Программа предполагает наличие системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Таким образом, образовательный процесс будет иметь диагностическую основу, тем самым наиболее полно удовлетворять образовательные потребности воспитанников.

Нами разработана модель мониторинга качества освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в основу которой положены Федеральные государственные требования. В 2011 году она опубликована в издательстве «Учитель». Данная модель обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Модель мониторинга определяет процедуру мониторинга и применима к разным образовательным программам. Тем самым создаются условия для унификации достижений ребенка-дошкольника, ведь к 7 годам дети, независимо от содержания образовательной программы, должны достигнуть итоговых показателей освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которыми являются интегративные качества, характеризующие достижения воспитанников в психическом развитии.

В то же время содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей с точки зрения тех диагностических процедур, с помощью которых выявляются качественные параметры достижений ребенка (промежуточные и итоговые показатели), и тех образовательных задач по выявлению достижений развития дошкольника, на решение которых и направлено диагностическое обследование.

В данном диагностическом журнале представлены методики, обеспечивающие диагностическую составляющую мониторинга к примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы». Содержание диагностического альбома разработано с учетом концепции данной программы, которая определяет направленность образовательного процесса на формирование универсальных видов детской деятельности. Структура диагностического альбома соответствует структуре данной программы и отражает логику ее построения.

Диагностический журнал разработан с учетом требований, определенных ФГТ:

– предполагает использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

– позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей как внутри возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов;

– направлен на исследование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формируемых в разных видах детской деятельности;

– включает наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально-ориентированные методики нетестового типа, методики критериально-ориентированного тестирования, то есть предполагает сочетание низкоформализованных и высокоформализованных методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

– обеспечивает сбалансированность методов, что исключает переутомление воспитанников и нарушение хода образовательного процесса.

Диагностический журнал адресован руководителям и старшим воспитателям, а также педагогам-психологам, воспитателям музыкальным руководителям и инструкторам по физической культуре дошкольного образовательного учреждения.

Технология диагностической работы

Обоснование

Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Диагностический журнал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».

В основе данной концепции лежит принцип личностно-деятельностного подхода, который раскрывает следующую идею. Смысл дошкольного детства состоит в освоении ребенком специфически человеческих видов деятельности, имеющих универсальный характер. В них формируются важнейшие личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды.

Читайте также:  Аверин развитие личности ребенка

В основу разработки диагностического журнала были положены теоретические идеи А. В. Запорожца, О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы, Д. Б. Эльконина:

1. Развитие ребенка осуществляется в его деятельности, которая является формой активного отношения человека к окружающему. От особенностей стимулирования детской деятельности зависят достижения в физическом и психическом развитии. Амплификация (обогащение) развития происходит на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

2. Реализация возможностей дошкольного возраста предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается с помощью использования особых средств. Основное направление дошкольного образования определяется как развитие ребенка через его осмысленное обращение к построению новых, культурных способов взаимодействия с действительностью.

3. Подлинное развитие характеризуется не просто механическим овладением новыми действиями с предметами, достижением определенных результатов, а прежде всего самоосознанием и овладением новым способом предметных действий с опорой на функциональное назначение предмета, выработанным произвольным его построением и использованием; а значит, подлинное развитие предполагает особую гибкость в организации условий такого процесса.

4. Каждый из видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами и оказывает специфическое влияние на психическое развитие ребенка, способствует познанию ребенком своих сил и возможностей.

5. Образовательный процесс есть не что иное как особый целостный процесс совокупной коллективной деятельности педагога и детей. В процессе такой деятельности дети под целенаправленным руководством педагога активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры (знание, мораль, искусство, труд), созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы, что и определяет развитие их личностных качеств. Таким образом, происходит формирование основ базовой культуры личности, развитие способностей.

Цель и задачи диагностической работы

Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности самой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а во-вторых, изучить специфику формирования в разных видах детской деятельности базовых личностных качеств.

Цель диагностической работы – изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.

Задачи:

1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.

2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.

3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.

4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.

Структура диагностического журнала
и организация проведения диагностического обследования

Диагностический журнал включает два диагностических блока: «Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности» и «Диагностика развития базовых личностных качеств».

Структура первого блока соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Соответственно диагностические методики распределены по четырем направлениям, определенным программой «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Диагностика по каждому направлению обеспечивается процедурами педагогической диагностики и психологической диагностики.

В каждом направлении выделены образовательные области и разделы, к которым предлагаются диагностические карты для педагогической диагностики. Она направлена на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как побуждения, знания и представления, умения и навыки.

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. А также педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы» для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.

Побуждения оцениваются по критериям:

– устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;

– неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает и ребенок переключается на другие занятия;

– ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;

– не проявляет.

Знания, представления оцениваются по критериям:

– четкие, содержательные, системные;

– четкие, краткие;

– отрывочные, фрагментарные;

– не оформлены.    

Умения, навыки оцениваются по критериям:

– выполняет самостоятельно;

– выполняет с помощью взрослого;

– выполняет в общей со взрослым деятельности;

– не выполняет.

Критерии вносят в диагностические карты.

Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.

Для каждого обозначенного в программе направления представлены также методики психологической диагностики, которая направлена на изучение психологических параметров видов деятельности.

Читайте также:  Центр развития ребенка в добром

Второй блок включает методики психологической диагностики, предполагающие изучение тех личностных достижений, которые формируются в разных видах деятельности: самосознания, волевых проявлений, эмоций, способностей.

Все психологические методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования. Описание цели, материала и процедуры диагностики дополнены разработанными критериями и диагностическими картами.

Педагогическая и психологическая диагностика предполагает выделение не малоинформативных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие воспитанника под определенный жесткий стандарт и обесценить его индивидуальность. Для этого к каждой диагностической карте разработаны характеристики достижений ребенка, которые вносятся в примечание.

Итак, представленные в диагностическом журнале способы сбора информации о ребенке предполагают качественную оценку развития разных видов деятельности и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности.

Таким образом, реализуются принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы». Мониторинг образовательного процесса – отслеживание результатов освоения образовательной программы – обеспечивается педагогической диагностикой, а мониторинг детского развития – проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка – психологической диагностикой.

Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для разработанной нами мониторинговой процедуры, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамику становления интегративных качеств.

Автор-составитель пособия выражает благодарность авторскому коллективу программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.  

Содержание

Введение    3

ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ РЕБЕНКОМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление психолого-педагогической работы «Физическое развитие»    7

Направление психолого-педагогической работы «Социально-личностное развитие»    17

Направление психолого-педагогической работы «Познавательно-речевое развитие»    34

Направление психолого-педагогической работы «Художественно-эстетическое развитие»    63

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ    77

Литература    83

Источник

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Структура и содержание диагностического журнала разработано с учетом подходов, которые в ФГОС ДО определяются как приоритетные для развития дошкольного образования и задают направленность образовательного процесса на освоение ребенком универсальных видов детской деятельности. Диагностический журнал разработан с учетом следующих требований:

– предполагает использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки;

– позволяет осуществлять оценку динамики развития детей и их образовательных достижений как в течение возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов;

– направлен на исследование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формируемых в разных видах детской деятельности;

– включает наблюдения за ребенком как ведущий метод диагностики, а также метод беседы, экспертные оценки, критериально-ориентированные методики нетестового типа.

Разработка методик осуществлялась на основе идей личностно-деятельностного подхода. Они предполагают изучение развития ребенка как субъекта специфически детских видов деятельности. Смысл дошкольного детства состоит в освоении ребенком специфически человеческих видов деятельности, имеющих универсальный характер. В них формируются важнейшие личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды.

В основу разработки диагностического журнала были положены теоретические идеи А. В. Запорожца, О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы, Д. Б. Эльконина:

1. Развитие ребенка осуществляется в его деятельности, которая является формой активного отношения человека к окружающему. От особенностей стимулирования детской деятельности зависят достижения в физическом и психическом развитии. Амплификация (обогащение) развития происходит на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

2. Реализация возможностей дошкольного возраста предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается с помощью использования особых средств. Основное направление дошкольного образования определяется как развитие ребенка через его осмысленное обращение к построению новых, культурных способов взаимодействия с действительностью.

3. Подлинное развитие характеризуется не просто механическим овладением новыми действиями с предметами, достижением определенных результатов, а прежде всего самоосознанием и овладением новым способом предметных действий с опорой на функциональное назначение предмета, выработанным произвольным его построением и использованием; значит, подлинное развитие предполагает особую гибкость в организации условий такого процесса.

4. Каждый из видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами и оказывает специфическое влияние на психическое развитие ребенка, способствует познанию ребенком своих сил и возможностей.

5. Образовательный процесс есть не что иное, как особый целостный процесс совокупной коллективной деятельности педагога и детей. В процессе такой деятельности дети под целенаправленным руководством педагога активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры (знание, мораль, искусство, труд), созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы, что и определяет развитие их личностных качеств. Таким образом, происходит формирование основ базовой культуры личности, развитие способностей.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка шпора

Диагностическая работа в ДОО направлена на то, чтобы оптимально для развития каждого ребенка организовать образовательную деятельность, обеспечить индивидуализацию и позитивную социализацию.

Цель диагностической работы – изучение качественных показателей индивидуального развития ребенка и его образовательных достижений, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.

Задачи:

1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.

2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

3. Обеспечить контроль за решением образовательных задач и эффективностью педагогических воздействий, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.

Структура диагностического журнала соответствует Примерной основной образовательной программе и отражает принципы и логику ее построения.

Диагностический журнал состоит из пяти разделов, выделенных в соответствии с образовательными областями, определенными ФГОС дошкольного образования: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Каждый раздел, в свою очередь, включает два блока: «Педагогическая диагностика» и «Психологическая диагностика».

Педагогическая диагностика направлена на выявление освоения ребенком специфически дошкольных видов деятельности с точки зрения таких компонентов деятельности, как побуждения, представления и опыт.

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода развития ребенка, его эмоционального благополучия. Наблюдения дополняются свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок, предметов и т. п.

Побуждения оцениваются по критериям:

– устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;

– неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;

– ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;

– не проявляет.

Представления оцениваются по критериям:

– четкие, содержательные, системные;

– четкие, краткие;

– отрывочные, фрагментарные;

– не оформлены.    

Опыт деятельности оценивается по критериям:

– выполняет самостоятельно;

– выполняет с помощью взрослого;

– выполняет в общей со взрослым деятельности;

– не выполняет.

Критерии вносят в диагностические карты, анализ которых позволяет определить для каждого ребенка «зону ближайшего развития» и его образовательные потребности, то есть те особенности, которые определяют индивидуализацию форм, технологий, методов и приемов образовательной деятельности, педагогического общения.

В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются образовательные достижения ребенка в качественном выражении, сопоставление данных на начало и конец учебного года позволяет выявить динамику индивидуального развития ребенка.

Таким образом, педагогическая диагностика направлена не на оценку самого ребенка, а на оценку образовательной деятельности, в которую он включен.

Второй блок включает методики психологической диагностики, предполагающие изучение тех личностных достижений, которые формируются в разных видах деятельности: самосознания, волевых проявлений, эмоций, способностей и т. п.

Все психологические методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования. Описание цели, материала и процедуры диагностики дополнены разработанными критериями и диагностическими картами.

Педагогическая и психологическая диагностика предполагает выделение не малоинформативных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие воспитанника под определенный жесткий стандарт и обесценить его индивидуальность. Для этого к каждой диагностической карте разработаны характеристики достижений ребенка, которые вносятся в примечание.

Итак, представленные в диагностическом журнале способы сбора информации о ребенке предполагают качественную оценку развития разных видов деятельности и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности.

Предложенные способы обработки и интерпретации полученных данных имеют преимущественно не количественный, а качественный характер, поэтому позволяют определить «зону ближайшего развития» ребенка. Результаты, полученные в процессе педагогической диагностики, отражаются в карте индивидуального развития ребенка, а результаты психологической диагностики – в индивидуальных профилях развития ребенка.

Диагностический журнал адресован руководителям и старшим воспитателям ДОО, а также педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и инструкторам по физической культуре дошкольной образовательной организации.

Содержание

Введение    3

Образовательная область «Физическое развитие»    6

Педагогическая диагностика    6

Психологическая диагностика    13

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»    17

Педагогическая диагностика    17

Психологическая диагностика    31

Образовательная область «Познавательное развитие»    43

Педагогическая диагностика    43

Психологическая диагностика    57

Образовательная область «Речевое развитие»    61

Педагогическая диагностика    61

Психологическая диагностика    72

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»    74

Педагогическая диагностика    74

Психологическая диагностика    86

Литература    94

Источник