Индивидуальный маршрут развития ребенка в школе по фгос образец
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика 8 класса Белашова Вадима
Пояснительная записка
Данный образовательный маршрут составлен для ученика, испытывающего трудности в освоении программы курса «Русский язык». Обучающийся пропустил много уроков по уважительной причине, в результате этого уровень подготовки ученика по русскому языку гораздо ниже уровня класса. Для повышения уровня знаний обучающегося необходимы систематические индивидуальные занятия, которые будут дополнять учебные.
Цель: ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащегося по курсу «Русский язык».
Задачи обучения:
— повторение программы 5-7 классов по русскому языку как создание необходимой базы для дальнейшего обучения;
— успешное освоение программы 8 класса по русскому языку;
— развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Ожидаемые результаты реализации ИОМ: — усвоение программы по курсу «Русский язык» за 8 класс на оценку «удовлетворительно»; — формирование привычки к самоконтролю и самооценке.
Срок — 1 четверть 2016-2017 учебного года
Реализация целей и задач предполагает несколько этапов работы.
1. Диагностический этап
Деятельность:
диагностика педагогом уровня сформированности компетентностей и различных УУД, связанных с проблемами данного ребенка;
Изучаются: — начальный уровень развития УУД;
— образовательные потребности и мотивы учащегося;
— предпочитаемые виды деятельности;
— особенности нервной системы, принцип переработки информации и т.д.
2. Этап формулировки цели и задач ИОМ, определение субъективно – значимых для данного ученика образовательных стандартов.
Опираясь на результаты диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута, определяет систему общих рекомендаций, включающих:
— содержание, подлежащее усвоению;
— виды деятельности по усвоению учебного содержания;
— ожидаемые индивидуальные результаты;
— формы контроля.
Положительную роль играет и самодиагностика учащегося (анкетирование):
- Чем бы я хотел заниматься на уроках или во внеурочной деятельности?
- Какие вопросы и проблемы являются для меня наиболее интересными?
- Что я буду делать, как заниматься?
- Что мне необходимо для занятий (материалы, приборы, книги)?
- В чём будут состоять мои результаты занятий к концу изучения тем?
3. Этап разработки мероприятий по достижению цели и реализации задач, составление учеником индивидуального образа познаваемой области. Ученик выстраивает первичный образ своей образовательной области — формирует предмет своего изучения, последующая работа ученика с индивидуальным образом сводится к достраиванию его до целостного вида.
На этом же этапе идет планирование ИОМ. Построение маршрута зависит от уровня знаний и компетентностей обучающегося, психологических особенностей (особенности памяти, внимания, работоспособности), уровня познавательной активности, потребности в опеке и внимании со стороны педагога.
4. Этап программирования учеником индивидуальной образовательной деятельности. Обучающийся с помощью учителя выступает в роли организатора своего образования. Исходя из индивидуальных особенностей обучающегося и имеющихся условий ИОМ может содержать различные виды деятельности.
Программа работы
№ | Дата | Тема | Форма занятия | Форма контроля | Форма отчета | Планируемый результат | Самооценка | |||
Самостоятельная работа | Консультация | Опрос | Тест | зачет | ||||||
1 – 2 | 02.09.16 06.09.16 | Правописание безударной гласной в корне слова. | + | + | + + | + | Работа по тематическим карточкам. Выполнение теста | Знает правило написания проверяемой безударной гласной в корне слова. Умеет применять правило, отличает корни с проверяемой гласной от корней с непроверяемой гласной. | ||
3-4 | 09.09.16 13.09.16 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | + | + | + | + | Работа по карточкам, работа на тренажере. Выполнение теста. | Знает правила о правописании чередующихся гласных А/О , Е/И в корнях. Умеет применять правило на практике, отличает корни с безударной гласной от корней с чередующейся гласной. | ||
5-6 | 16.09.16 20.09.16 | Правописание согласных в корне | + | + | + | Работа по карточкам. Выполнение теста. | Знает правила написания согласных к корне. Умеет применять правила. | |||
7 | 23.09.16 | Зачет по теме «Правописание гласных и согласных в корне» | + | Выполнение тестовой зачетной работы по теме «Правописание гласных и согласных в корне». | ||||||
8 | 30.09.16 | Причастие, образование причастий. Правописание суффиксов причастий. | + | + | + | Выполнение работы на карточках, на тренажере. Выполнение теста | Знает, что такое причастие, от чего и с помощью чего оно образуется, знает алгоритм правила написания суффиксов причастий. Умеет отличать причастие от прилагательного и глагола, умеет писать суффиксы причастий. | |||
9- 10 | 04.10.16 07.10.16 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | + | + | + | + | + | Работа по карточкам. Тестовая работа с самопроверкой. Выполнение мини-зачета. | Знает, что такое причастный оборот, условия обособления причастного оборота. Умеет находить в тексте причастный оборот и выделять его на письме. | |
11- 12 | 11.10.16 14.10.16 | Деепричастие, образование деепричастий. | + | + | + | + | Работа с тренажером. Выполнение тестового задания. | Знает, что такое деепричастие, как оно образуется. Умеет образовывать деепричастия, находить их в предложенном тексте. Умеет отличать деепричастия от глагола, наречия, причастия. | ||
13 | 18.10.16 21.10.16 | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. | + | + | + | + | + | Работа по карточкам, работа с текстом, выполнение теста, выполнение мини-зачета. | Знает, что такое деепричастный оборот, случаи обособления деепричастного оборота и одиночного деепричастия, знает, как отличить деепричастный оборот от причастного. Умеет находить в тексте деепричастный оборот, отличать деепричастный оборот от причастного, применять на практике правила обособления деепричастного оборота и одиночного деепричастия | |
14 | 25.10.16 | Зачетная работа по изученным темам. | + | + | Выполнение зачетной работы. |
Расписание учащегося на 1 четверть 2016-2017 учебного года.
День недели | Деятельность/время |
Пн – сб. | Обязательное посещение уроков |
Понедельник | Секция футбола в ФСК «Юность» |
Вторник | Индивидуальные занятия по русскому языку с педагогом во внеурочное время |
Среда | Индивидуальные занятия по математике с педагогом во внеурочное время |
Четверг | Секция футбола в ФСК «Юность» |
Пятница | Индивидуальные занятия по русскому языку с педагогом во внеурочное время |
Суббота | Индивидуальные занятия по математике с педагогом во внеурочное время |
5. Этап диагностики результативности мероприятий, рефлексивное осмысление учеником своей деятельности на каждом этапе в соответствии с поставленными целями и задачами. При помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности ученика и учителя.
Примерные вопросы для формирования навыков самоконтроля и самооценки:
- Какую цель я ставлю перед собой, приступая к изучению новой темы?
- Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
- С какими заданиями, видами работы я справлялся легко и успешно?
- Какие задания, виды работы вызвали затруднения? Удалось ли их преодолеть? Каким образом?
- Какие выводы я сделал? Над чем ещё нужно работать?
Мониторинг качества выполнения ИОМ
Критерии | Показатели | ||||
Информированность Отслеживается заместителя директора через анализ целей, задач и содержания ИОМ 1 раз в полугодие | Степень конкретности и измеримости задач Отслеживается через экспертную оценку законных представителей (психолога) 1 раз в год при согласовании | Степень корректности и конкретности принципов и методических правил Отслеживается через внешнюю экспертизу по мере коррекции соответствующих положений и инструкций | Реалистичность Отслеживается заместителя директора через контроль выполнения ИОМ 1 раз в год | Согласованность мероприятий Отслеживается заместителя директора через анализ целей, задач и содержания ИОМ 1 раз в год | |
Степень обеспечения в образовательной организации позитивных межличностных отношений учащихся | педагогов о состоянии межличностных отношений в сообществах обучающихся (специфические проблемы межличностных отношений школьников, обусловленные особенностями учебных групп, спецификой формирования коллектива, стилями педагогического руководства, составом обучающихся и т. д.) | задач по обеспечению в образовательной организации позитивных межличностных отношений обучающихся, уровень обусловленности задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе, уровень индивидуализации работы, исходя из социально-психологического статуса учащегося | корректности и конкретности правил работы педагогов по обеспечению позитивных межличностных отношений учащихся | количества и достаточности мероприятий (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам обеспечения позитивных межличностных отношений учащихся | мероприятий, обеспечивающих позитивные межличностные отношения учащихся, с психологом |
Степень содействия учащемуся в освоении программы 8 класса и дополнительного образования | об особенностях содержания образования в реализуемой образовательной программе, степень информированности педагога о возможностях и проблемах освоения учащимся данного содержания образования | задач содействия учащемуся в освоении программы 8 класса и дополнительного образования, уровень обусловленности задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе, уровень индивидуализации работы исходя из успешности обучения учащегося | правил педагогического содействия учащемуся в освоении программы 8 класса и дополнительного образования | количества и достаточность мероприятий (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам содействия учащемуся в освоении программы 8 класса и дополнительного образования) | мероприятий содействия учащемуся в освоении программы 8 класса и дополнительного образования с учителем-предметником и законными представителями учащегося |
6. Этап коррекции на протяжении реализации ИОМ.
Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________
Источник
МБОУ «Излучинская ОНШ»
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика _____ класса
ФИО
на _______________ уч. г.
Разработка:
учителя физической культуры
первой квалификационной категории
Итченко Светланы Дмитриевны
Пояснительная записка
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках сельской общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов диктуется следующими соображениями:
1. появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
2. расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Цель ИОМ: дать возможность обучающемуся получить образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Цель работы с одарёнными детьми: создать условия для оптимального развития детей: выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Основные задачи ИОМ одарённого обучающегося:
- выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
- отбор средств обучения, способствующих физическому развитию, самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
- организация разнообразной внеурочной деятельности;
7. социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.
1-й этап сопровождающей работы – диагностический — предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей, от других людей, имеющих контакт с ребенком.
2-й этап — создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком на уроках, в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.
3-й этап — анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги проводят в середине, конце учебного года диагностику успешности развития одаренности ребенка и организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: итоги соревнований и др.
Принципы работы с одарёнными детьми:
- индивидуализация обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- принцип развивающего обучения;
- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Модель одаренного ребенка:
- личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Формы выявления одаренных детей:
-наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИОМ:
Работа с актуальным опытом ребенка. Работа со знакомым, понятным, привычным материалом «втягивает» его в новый материал, новое универсальное учебное действие.
Понятийная, смысловая работа в предмете, когда большое место занимает семиотическая работа, ибо знаково-символическая деятельность в формировании понятий играет важнейшую роль. Изучаемый объект знания рассматривается с различных сторон, в различных условиях. Большая степень взаимодействия происходит в этом процессе с учителем в непосредственной учебной деятельности на уроке.
Групповая работа с равноправными партнёрами создает условия для «проживания» различных позиций в группе: организатора, производителя версий, критика, контролера, докладчика и др.
Авторские действия детей, их творческие действия более всего позволяют им быть причастными к знанию, к культуре. Это то, чем может оперировать педагог, доказывая преимущества ученика в образовательном процессе. Ребенок, попадая в такие условия, может, уже внутри каждого направления, и каждой подпрограммы, двигаться индивидуально, выражать и проявлять свои возможности и особенности, удовлетворять свои образовательные потребности.
Ожидаемый результат в обучении по индивидуальным образовательным маршрутам:
- успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом;
- овладение навыками самостоятельной работы;
- развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Трудность для учителя при работе по индивидуальным образовательным маршрутам: напряжение при проведении занятий, поскольку ученики находятся в разных точках маршрута.
Тип одаренности Ф.И.:
Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):
1. высокая успеваемость;
2. устойчивость внимания;
3. хорошая память;
4. высокая скорость мышления;
5. безошибочное воспроизведение материала;
6. активность;
7. усидчивость;
8. целеустремленность;
9. дисциплинированность;
10. организованность;
11. эрудированность;
12. умение поддержать общее дело;
13. легкость в общении.
Схема индивидуального подхода к работе с учеником:
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося.
Схема самоанализа обучающегося по ИОМ
Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)
Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)
Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)
Социум одарённого ребёнка:
Формы работы:
Методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный;
- «мозгового штурма» (поиск как можно большего количества вариантов решения).
Примерный план индивидуальной работы с Ф.И.
на _______________ уч. г.
Дополнительная и опережающая работа на уроках
Раздел | Тема | Дополнительная и опережающая работа |
Легкая атлетика | Бег | Развитие выносливости и скорости с помощью увеличения нагрузки. |
Прыжки | Различные способы многоскоков, увеличение прыжковых упражнений. | |
ОРУ | Различные комплексы специально-беговых и общеразвивающих упражнений. | |
Гимнастика | Акробатика | Различные акробатические комбинации. |
Лыжная подготовка | Лыжные ходы | Совершенствовать технику лыжных ходов. |
Научно-исследовательская деятельность
Раздел | Тема | Результат |
Легкая атлетика | Бег | Проект – презентация «Развитие выносливости» |
Лыжная подготовка | Лыжи | Проект «Зимние виды спорта» |
Портфолио достижений Ф.И.
№ п/п | Название соревнований | Дата | Уровень | Результат | |
Используемая литература
1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына. А.П. — СПб, 1997.
2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
5. Епишева О. Что такое педагогическая технология ?. //Школьные технологии. – 2004, №1. – с.31-38
Интернет-источники:
1. proekt_odarennye_deti.doc
https://sp-school18.ucoz.ru/documenti27-02/proekt_odarennye_deti.doc
2. Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.pptx
https://www.teacherjournal.ru/attachments/5158
3. programma.doc
https://www.centrtvor.ru/programma.doc
4.Построение_индивидуального_образовательного_маршрута_учащегося_начальной_школы_в_тьюторском_сопровождении.docx
https://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link
5.Патык А.Г. — Индивидуальный образовательный маршрут.dochttps://xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/attachments/
Источник