Диагностика уровня развития ребенка фомичева

Глава 2. Экспериментальное изучение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к экспериментальной части исследования.

Апробация данной системы проходила на базе Хорошевского детского сада Ржевского района с сентября 2012 по март 2013 года, в исследовании  принимало  участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

        Количество человек: 10 воспитанников (из них 6 мальчиков и 4 девочек).

Список детей подготовительной группы

Имя ребенка

Дата рождения

Диагноз

1.

Антон Б.

01.10.2006

ФФНР

2.

Илья С.

28.04.2006

ФФНР

3.

Вова К.

30.09.2006

ФФНР

4.

Маша Г.

19.06.2006

ФФНР

5.

Даша Д.

13.03.2006

ФФНР

6.

Соня П.

12.03.2006

ФФНР

7.

Саша И.

27.03.2006

ФФНР

8.

Карина М.

16.06.2006

ФФНР

9.

Альберт М.

18.08.2006

ФФНР

10.

Рома А.

30.05.2006

ФФНР

Характеристика детей:

—  внимание – нестабильно, неустойчиво, произвольное внимание слабо сформировано, т.е. детям трудно сконцентрироваться на одном предмете и переключиться на другой по специальному заданию

—  детям необходимо потратить больше времени и требуются повторы для запоминания определенного материала, так как объем памяти у детей  сужен по сравнению с нормой;

— в протекании мыслительных операций существуют свои особенности: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления детям трудно воспринимать абстрактные отношения и понятия. Скорость протекания мыслительных операций замедленна, поэтому происходит замедленное  восприятие учебного материала и заданий.

—  нестабильность поведения, частая смена настроения;
—   быстро утомляются и  для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

— трудности в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих последовательного и поэтапного выполнения;

— так же проявляются особенности дисциплинарного характера.

Исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из 3-х этапов:

— констатирующего (начало сентября 2012 года);

— формирующего (сентябрь2012 – март 2013 года);

— контрольного (конец марта 2013 года).

Цель экспериментального этапа исследования: провести исследовательскую работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2.1  Констатирующий эксперимент. Анализ результатов исследования звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР

Цель констатирующего этапа: провести диагностическое обследование звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Для обследовании детей применялась «методика речевого обследования» М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой, «Логопедический альбом» О.Б.Иншаковой. Также схема обследования ребенка с ФФНР, которую предложила Л.В.Лопатина:

I. Анкетные данные

II. Анамнез

III. Логопедическое обследование:

1. Психологические особенности ребенка

2. Состояние слуховой функции

3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса.

4. Состояние моторной сферы

5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата

6. Состояние звукопроизношения

7. Состояние дыхательной и голосовой функции

8. Состояние просодических компонентов речи

9. Состояние фонематических функция:

а) способность к фонематическому анализу

б) дифференциация звуков

в) фонематические представления

10. Состояние лексики

11. Состояние грамматического строя речи, особенности связной речи.

В результате проведенного обследования было выявлено:

Из 10 испытуемых детей 2 детей с ФФНР (мономорфная дислалия) и 8 детей с ФФНР (полиморфная дислалия).

I. Мономорфные нарушения речи.

1. Карина М. — ротацизм

2. Антон Б. — параламбдацизм

II. Полиморфные нарушения речи

1. Нарушение свистящих и шипящих групп звуков.

1. Илья С. — межзубный сигматизм свистящих и шипящих

2. Маша Г. — сигматизм шипящих и свистящих

3. Даша Д. — боковой сигматизм шипящих и свистящих

2. Нарушение сонорных и свистящих групп звуков

1. Вова К. — ламбдацизм, межзубный сигматизм

2. Саша И. — ротацизм, парасигматизм свистящих

3. Нарушение сонорных и шипящих групп звуков

1. Альберт М. — сигматизм шипящих, ротацизм

2. Рома А. — ротацизм, парасигматизм шипящих

3. Соня П. — сигматизм шипящих, ламбдацизм

Таблица 1

С

С,

З

З,

Ц

Ш

Ж

Щ

Р

Р,

Л

Л,

Диф-ия свистящих и шипящих

Диф-ия сонорных

Речевое заключение

1.Антон Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР мономорфная дислалия

2. Илья С.

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

3. ВоваК.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

4. Маша Г.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

5. Даша Д.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

6. СоняП.

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

7. Саша И.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

8.Карина М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР мономорфная дислалия

9.АльбертМ.

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

10. РомаА.

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

Также у детей экспериментальной группы было отмечено:

— замены звуков более простыми по артикуляции;

— вместо двух или несколько артикуляционно близких звуков дети произносят какой-то средний, неотчетливый, например: мягкий звук ш вместо ш и с;

— в речи не употребляют или заменяют, но по специальному заданию — произносят.

Оценка результатов теста:

  1. балла — ребенок чисто произносит звуки в слогах, правильно выполняет задание, выделяет слоги.

1 балл — ребенок искажает и испытывает затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками.

0 баллов  — ребенок не выполняет задание.

Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе представлены в таблице 1 (Приложение 1).

Итак, в результате исследования звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальной группы, мы получили следующие данные:

  • С  высоким уровнем развития звукопроизношения в группе детей нет.
  • Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 4 ребенка: Антон, Альберт, Вова, Карина.
  • С низким развитием звукопроизношения в подгруппе 6детей: Илья, Саша, Маша, Соня, Даша, Рома.
Читайте также:  Теория выготского по проблеме развития личности ребенка

Следовательно, в группе преобладают дети со средним  и низким  уровнем развития звукопроизношения. (Приложение 2).

Приложение 1

Таблица 1 — Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе

Имя ребенка

1-е  задание

2-е  задание

3-е  задание

4-е  задание

5-е  задание

6-е  задание

7-е задание

Общее кол-во баллов

Уровень развития

1

Антон Б.

2

2

1

1

2

1

1

10

Средний уровень

2

Илья С.

1

1

1

1

1

1

1

7

Низкий уровень

3

ВоваК.

1

2

1

1

1

1

1

8

Средный уровень

4

Маша Г.

1

2

1

1

1

1

7

Низкий уровень

5

Даша Д.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

6

СоняП.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

7

Саша И.

1

1

1

1

1

5

Низкий уровень

8

Карина М.

2

2

1

2

1

1

1

10

Средний уровень

9

АльбертМ.

2

2

1

1

1

1

1

9

Средний уровень

10

РомаА.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

Приложение 2

Рисунок 1 – Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе.

2.2 Формирующий эксперимент. Содержание коррекционной работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с ФФНР

Цель формирующего исследования является: проведение коррекционной работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Данный этап исследования проводился в течение шести месяцев.

Результаты констатирующего этапа  исследования показали, что  у детей существуют трудности, когда предлагается им внимательно послушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Другие затруднения — при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ба-па), при самостоятельном подборе слов на заданный звук, при выделении звука, с которого начинается слово.

По мнению Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, система обучения дошкольников с ФФНР  включает  коррекцию звукопроизношения, формирование  фонематического  восприятия,  подготовку  к обучению грамоте.

Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода.(Приложение 3).

Основными задачами коррекционного обучения  являются:

— формирование звукопроизношения;

— развитие фонематического восприятия;

— подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, который предусмотрен программой для первого класса массовой школы.

В основу коррекционного обучения заложено развитие познавательной деятельности через активное наблюдение, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Происходит усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.(Приложение 4).

Таким образом, использование данных рекомендаций с детьми с ФФНР позволит исправить недостатки звукопроизношения, которые были выявлены в ходе нашего обследования.

Для получения хороших результатов необходимо взаимодействие всего коллектива педагогов и постоянные занятия родителей с детьми.

На этом формирующий этап эксперимента был закончен.

2.3 Контрольный эксперимент и его анализ

На контрольном этапе исследования была поставлена цель: изучить  активизацию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР,  после проведения специально организованной коррекционной работы.

Для реализации цели,  дети  старшего дошкольного возраста с ФФНР, после проведения занятий, были протестированы при помощи  той же методики, включающей 7 заданий, предложенной М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой[13]. Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования представлены в таблице 2 (Приложение 5).

Итак, в результате исследования звукопроизношения детей экспериментальной группы, мы получили следующие данные:

  • С  высоким уровнем развития звукопроизношения в группе 3 ребенка: Антон, Карина и Альберт.
  • Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 6детей: Вова, Соня, Илья, Маша, Рома, Даша.        
  • С низким уровнем развития в подгруппе 1 ребенок: Саша.

Следовательно, в группе после проведенной коррекционной работы по активизации звукопроизношения преобладают дети со средним  уровнем.

По данным таблицы 2  был построен рисунок 2 (Приложение 6), где мы видим, что показатель активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи экспериментальной группы на контрольном этапе исследования  улучшился.

          Далее нами была составлена сравнительная таблица 3 (Приложение 7) по результатам активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР  на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Изменения экспериментальной   группы рассмотрим в соответствии с рисунком 3 (Приложение 8).

Рассматривая рисунок 3, мы видим, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в развитии и активизации звукопроизношения у всех детей.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

2. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

3. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

4. Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

5. Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

Читайте также:  Информация для родителей по развитию речи ребенка 6 лет

6. Формирование диалогической и монологической форм связной речи;

7. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

8. Закрепление навыка чтения;

9. Подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

10. Развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

— организовывать и поддерживать речевое общение детей;

— создавать ситуацию общения;

— формировать навыки самоконтроля;

— организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

— привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

— проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.

Таким образом, основываясь, на данных, полученных, в ходе экспериментального исследования мы сделали, выводы:

  • методика, М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец и Е.Н.Кутеповой,  включающая 7 заданий, предложенная нами для проведения диагностики удовлетворяет старшему дошкольному возрасту детей и в полной мере отражает уровень развития звукопроизношения;
  • комплекс упражнений и игр, разработанный нами, для исправления звукопроизношения и формирования фонематического слуха, позволяет целенаправленно и эффективно привести к положительному результату;
  • диагностика уровня звукопроизношения детей после проведения формирующего исследования показала положительную динамику звукопроизношения и формирования фонематического слуха.
  • гипотеза о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать игры, упражнения и проводить занятия по формированию правильного звукопроизношения, то это позволит:
  1. формированию правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитию фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  2. формированию навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  3. развитию коммуникативности, успешности в общении.

Приложение 5

Таблица 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

Имя ребенка

1-е  задание

2-е  задание

3-е  задание

4-е  задание

5-е  задание

6-е  задание

7-е задание

Общее кол-во баллов

Уровень развития

1

Антон Б.

2

2

2

2

2

2

2

14

Высокий уровень

2

Илья С.

2

2

1

1

1

1

1

9

Средний уровень

3

ВоваК.

2

2

1

1

1

2

1

10

Средный уровень

4

Маша Г.

1

2

1

1

2

1

1

9

Средний уровень

5

Даша Д.

1

1

1

2

1

1

1

8

Средний уровень

6

СоняП.

2

1

1

1

1

2

1

9

Средний уровень

7

Саша И.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

8

Карина М.

2

2

2

2

2

2

1

13

Высокий уровень

9

АльбертМ.

2

2

2

2

1

2

2

12

Высокий уровень

10

РомаА.

2

1

1

1

1

1

1

8

Средний уровень

Рисунок 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

Источник

Наталья Образцова
Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т. е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой.

Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звукдолжен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом просят ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогают. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто просят ребенка повторить слова с разными звуками.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р,, j, заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т,, д,, н,).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

— искаженное произношение звука.

— отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его

— замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

— фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;

— фонетические нарушения звуков л и л’ называются ламбдацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;

— фонетические нарушения звуков р и р’ называются ротацизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;

— фонетические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;

— фонематические — паракаппацизмы — от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют —их называют:

— дефекты озвончения;

— дефекты смягчения.

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др., надо четко знать эти разновидности, а также выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки:

умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;

умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;

умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении).

Читайте также:  Акселерация развития и амплификация развития ребенка

Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения.

Проводя индивидуальное обследование, логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования. В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования. Там педагог отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата, затем записывает состояние звукопроизношения

Рассмотрим подробнее процедуру обследования звукопроизношения:

1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Проверяются следующие группы звуков:

— гласные А, О, У, Э, И, Ы;

— свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ);

— сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ);

— глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В) в твёрдом и мягком звучании (П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ);

— мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т. е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, С-Ш (замена); Ч-ТЬ и т. д.

Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов, предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.

При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой» артикуляции (например, Т и Д – передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ – полумягким).

2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.

3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.

Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей:

1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.

4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.

6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

9. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается,логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, — М., -1999.

2. Л. Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. — М. ,1995.

3. Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Воло-совец — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.

5. Грибова, О. Е. Технологии организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.

6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

Источник