Что тормозит развитие ребенка

Что тормозит развитие ребенка thumbnail

10 материнских ошибок, которые тормозят развитие ребенка

Родители хотят для своего малыша всего самого лучшего. Поэтому, стараются обеспечить его всем необходимым, отдавать ему свою любовь, внимание, заботу. Но, часто материнская и отцовская любовь ослепляет, и толкает родителей на ошибки, которые тормозят естественный процесс развития ребенка. Что может навредить развитию малыша? Давайте рассмотрим распространенные ошибки родителей, которые вредят ребенку. 

1. Самостоятельное принятие решений. 

Часто можно слышать от родителей фразы в таком стиле: «Я мама, я лучше знаю, что нужно моему ребенку!». И это действительно так, ведь кто, как не родители, знают потребности и особенности своего малыша. Но, ведь суть воспитания состоит не только в том, чтобы создать для него идеальные условия, в которых ему будет комфортно и безопасно. Нужно постепенно учить его самого принимать решения и понимать их последствия. Поэтому, с маленького возраста нужно доверять малышу принятие решений, пусть и не очень важных. Спросите ребенка, что он хочет надеть сегодня на прогулку? Какую сказку он хочет читать. Иногда, нужно позволять ребенку делать ошибки, чтобы он могу научиться принимать самостоятельные решения. В семьях, где родители не дают такой возможности,  дети растут инфантильными, и зависимыми от них. Это однозначно тормозит их развитие и не дает становиться самостоятельными. 

2. Предугадывание желаний.

Во-первых, это тормозит развитие речи и навыков выражения своих потребностей. Мамы малышей до одного года вынуждены угадывать потребности малыша. Но, уже ближе к первому дню рождения ребенок вполне способен, пусть не сказать, но хотя бы показать, что он хочет и что ему нужно. В таком возрасте, требуя от малыша, чтобы он говорил, что ему нужно, можно стимулировать развитие речи. Если же мамы и в дальнейшем пытаются определить самостоятельно, что же ребенок ожидает от них, ситуация с развитием может быть печально. По этому поводу есть старый анекдот, в котором рассказывается история немого сына, внезапно заговорившего в 6 лет. Мальчик попросил передать соль за обеденным столом, и все обрадовались, мол, наконец-то заговорил. На что мальчик ответил, просто раньше всегда было все нормально. Так и с детьми, мамы которых наперед предугадывают их потребности и желания, просто не имеют стимула для того, чтобы развивать навыки речи и общения. 

3. Тысячи запретов. 

Очень опасная ошибка, которая может сломать интерес ребенка к развитию и познанию окружающего мира. Когда на каждом шагу ребенок натыкается на строгое «нельзя», постепенно это уничтожает интерес и любопытство к окружающему миру, из-за чего тормозится развитие. Как решить эту проблему? Очень просто – нужно создать максимально безопасные условия для ребенка, где ему будет можно все, и установить не больше 2-3 запретов, обязательно аргументировав их. В таких условиях дети становятся самостоятельными быстрее, а также стимулируется их исследовательский интерес. 

4. Жесткий контроль.

Чаще всего родители жестко контролируют не совсем аленьких детей – дошкольников и школьников. Если каждый раз, когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, его ожидает строгая проверка, он не учится самостоятельности, нести ответственность за свои поступки и ошибки. Чрезмерная строгость и жесткий контроль подавляют инициативность, и при регулярном применении негативно влияют на эмоциональное развитие личности маленького человека. 

5. Отсутствие дисциплины. 

Взрослому человеку бывает сложно дисциплинировать себя, а что говорить о детях, у которых не настолько развиты волевые качества. Поэтому, отсутствие дисциплины не способствует развитию. Абсолютная свобода действий не способствует развитию у ребенка важных для него качеств – терпения, усидчивости. Более того, хаос утомляет ребенка. Но, важно понимать, что чрезмерный контроль, о котором говорилось выше, тоже не является полезным для ребенка. Поэтому, во всем нужен здравый баланс. Но, дисциплинарные правила должны присутствовать. 

6. Организация досуга.

Порой родители сами не задумываются о том, что вредят ребенку и тормозят его развитие. При виде скучающего и ноющего ребенка мамы, особенно занятые, сразу же находят ему какое-то занятие, и если оно не подходит, предлагают что-то другое. Конечно же, это удобно, и так можно предложить ребенку что-то, что будет полезно для его развития. Но, если постоянно предлагать готовые идеи занятий своему ребенку, это будет подавлять в нем инициативность, творческое мышление и самостоятельность. Иногда нужно позволять малышу поскучать, чтобы он научился сам занимать себя чем-то интересным, проявлял инициативу и развивал самостоятельность.

7. Недостаток и избыток мотивации.

Ребенку  нужна мотивация, чтобы осваивать новые навыки, обучаться чему-то, исследовать. В таких случаях работает абсолютно все – поощрение, вознаграждение, словесная похвала. Когда малышу этого не хватает, его развитие замедляется, ведь он не мотивирован на новые открытия и достижения. Но, проблема возникает и тогда, когда родители захваливают своего ребенка. Такие дети начинают что-то делать уже не ради интереса, а во имя похвалы или награды. Со временем развивается зависимость, снижается самооценка, если похвалы или награды нет. 

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка по музыке в доу

8. Чрезмерная опека.

Одна из главных обязанностей ребенка – забота о его безопасности. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что родители стараются максимально оградить своего малыша от невзгод. Но, чрезмерная защита не дает ребенку развиваться и учится самому заботиться о своей безопасности. Например, если мама всегда крепко держит малыша на руках возле проезжее части, не объясняя почему здесь опасно, малыш не научится сам быть осторожным во время перехода через дорогу и возле нее. Кроме этого, чрезмерная осторожность родителей может стать благоприятной почвой для появления страхов и развития фобий у малыша. 

9. Изоляция от информации.

Практически с рождения и до 3-4 лет – это период, когда малыш жаждет любой информации, и схватывает ее буквально на лету. Это идеальное время для того, чтобы выучить буквы, цифры, узнать много интересного об окружающем мире. Но, часто взрослые ошибочно полагают, что из-за раннего развития и предоставления информации, они «крадут» у ребенка детства. Нет, это большая ошибка! Лишать ребенка того, в чем он нуждается больше всего, нельзя. Ведь учить ребенка чему-то новому и полезному – это не «отнимать детство», а наоборот, делать его более насыщенным и интересным. 

10. Игнорирование ошибок.

Рассмотрим наглядный пример. Часто можно наблюдать такую картину – ребенок рисует корявую линию и говорит, что это цветок. Взрослые умиленно вдыхают, хвалят малыша, говорят «Ай да молодец». И малыш совершенно искренне считает, что он гений-художник, из-за чего даже не пытается рисовать лучше. Или еще одну ситуацию – ребенок силой выдирает на площадке у других детей их игрушки. Мама автоматически забирает малыша, одновременно отнимая у него игрушки, и молча уносит подальше от них. Малыш еще не настолько развит, чтобы понимать такой тонкий намек – мол, если мама меня унесла, значит, я сделал что-то неправильно. Мало просто остановить неправильные действия, нужно еще и разъяснить малышу, что нужно делать по-другому, и почему именно так, а не как-то иначе. Когда малыш ошибается, ему нужно об этом говорить. Это вовсе не означает, что нужно ругать на каждом шагу, но малыш должен сформировать у себя в голове картину, что хорошо, а что плохо. Ошибки стимулируют развитие, и если их игнорировать, ребенок не будет иметь мотивации к развитию.

Елена, www.kraskizhizni.com

Источник

Если вы занимаетесь обучением, то должны знать причину «торможения». А если обучаете собственного ребенка, то вариантов, кроме как узнать ее и понять, как справиться, вообще не существует …

Каждый ребенок иногда «притормаживает»

Каждый ребенок иногда и вдруг начинает «тормозить». Этот факт широко известен и по-простому называется “тупость”.

Чтобы обнаружить причину “торможения”, копнем вглубь. А затем проиллюстрируем причину “отупения” на парочке школьных примеров.

Витязь на распутье или метафора “торможения”

Помните картину В.Васнецова “Витязь на распутье”?

В.Васнецов «Витязь на распутье» Источник: Википедия

Художник аллегорически показал проблему человека, который должен совершить сложный выбор, принять неоднозначное решение. Какое бы решение он ни принял — оно будет иметь не только плюсы.

В этом, собственно, и трудность.

Не очень ясно, что написано на камне перед витязем, но в нашем случае это не важно. Важно, что могло быть там написано, окажись на распутье современный школьник?

Давайте пофантазируем.

Когнитивные страдания школьника

— “Налево пойдешь — сотню найдешь, но пинок под зад получишь”.

— “Направо пойдешь — двухсотку найдешь, но подзатыльник заработаешь”.

Как быть?

Строго говоря, данных для принятия осмысленного решения недостаточно.

  • Сотню чего?
  • Какой пинок и от кого?
  • Подзатыльник — хуже чем пинок? В боксе удар по затылку самый опасный, опаснее “ниже пояса”. А если подзатыльник от любящего родителя?..

Есть от чего впасть в ступор, согласитесь.

Тема сложного выбора широко освещена в мировой культуре. Вот еще одна аллегория: “Геркулес на распутье”.

А.Карраччи «Геркулес на распутье», Источник: Википедия

Похоже, что проблема известна не первое тысячелетие …

В чем проблема «торможения»?

Не зная, о чем именно задумался школьник, невозможно понять причину его ступора.

Ясно только, что в уме ребенка сталкиваются две противоположные по смыслу идеи, каждая из которых имеет и плюсы и минусы. Это и есть глубинная причина притормаживания, называемая в народе тупостью, а в школе неспособностью.

В рамках системы решить проблему выбора невозможно. Можно лишь метаться между плюсами и минусами, не имея возможности принять решение, запутываясь окончательно.

Вот большинство школьников и топчется на месте.

Смысл хорошего обучения

Я, как всегда, упрощаю.

Точнее, рассказываю о серьезных вещах метафорическим языком, понятным (надеюсь), даже ребенку. Следую заветам Эйнштейна, Бора и Фейнмана.

“Если вы не можете объяснить что-то ребенку, то, скорее всего, вы сами это до конца не понимаете.” А.Эйнштейн

  • Описать проблему когнитивного диссонанса в терминах современной психологии как “столкновения в сознании индивидуума конфликтующих представлений или идей”,
  • противоречивость процесса мышления, построенного на противопоставлении категорий,
  • неполноту точных моделей
Читайте также:  Занятия для развития речи ребенка

— много ума не требуется. Вся мировая паутина к вашим услугам )). А вот ухватить суть проблемы/решения и представить ее в форме простого и ясного образа …

Мне кажется, в этом и заключен смысл хорошего обучения.

Примеры «торможения» (на примере школьного обучения)

Торможение грамматики

Как-то во втором или третьем классе сын принес из школы сочинение, в котором написал “жи” через Ы. Я посмеялся и спросил:

  • “Как это ты умудрился?”

Дальше читайте внимательно: не все, что написано с юмором — смешно.

  • “А у нас первые 20 минут был фонематический диктант, а потом — грамматический”.
  • “Понятно”,- ответил я, снабдив его объяснение своим эпитетом в адрес школьного «эксперта».

А чтобы стало понятнее — расшифрую.

Согласно “нормам” фонематики название колючего зверька пишется “йожык”. А на русском языке, который теперь изучают столь извращенным образом — “ёжик”.

Ёжики — нередкие гости у меня в деревне

Вот и оказывается школьник на распутье: решает, какое из “правил” применить, чтобы и пару не схлопотать и написать правильно. Проносятся в его сознании, сталкиваясь, две конфликтующие мысли:

  • Первая не знаю, как называется, про йожЫка,
  • а вторая, известная каждому нормальному человеку: “Жи-ши пиши через И. Или вообще не пиши”.

(Я не буду сейчас углубляться в объяснения того, почему человек испытывает сильный дискомфорт, сталкиваясь с подобным “двусистемьем”. Позже об этом будет более подробная статья.)

«Торможение» на примере математики

“23.(9) = 24” (Учебник алгебры Никольского, 7 класс, С.27-28)

Школьник, дотоле изучавший исключительно натуральные, действительные и рациональные числа обнаруживает такое равенство и впадает в ступор. Что может происходить в его уме?

— “Разве бывает так, что бесконечная периодическая дробь в точности равна целому, то есть конечному числу?

— Что иррациональное число в точности равно натуральному числу?”

Как вывести ребенка из ступора?

А теперь давайте вернемся к первоначальной метафоре, к витязю в ступоре. Как вывести ребенка из ступора? Как помочь школьнику перестать “тупить”?

В принципе ответ прост.

Нужно обнаружить, на чем именно он застопорился. Какие две или более идеи столкнулись в его уме и которым он не может позволить сосуществовать в одной голове в одно время без того, чтобы не убить, уничтожить одну из них?

Выглядит просто, а на практике требует глубокого понимания.

Дальше я буду понемногу раскручивать эту тему. Но если вы столкнулись с проблемой прямо сейчас — попытайтесь спросить ребенка не

  • “Что тебе непонятно”, а
  • “Что для тебя выглядит противоречиво?”

Только не спрашивайте ребенка буквально такими умными словами ))) Поищите метафору, какого-нибудь “Витязя на распутье”.

Ставьте лайк, если понравилось и подписывайтесь. если интересно продолжение.

Источник

Слово — детскому врачу-­неврологу, кандидату медицинских наук Игорю Воронову.

В своей богатой врачебной практике наш эксперт сталкивается с различными заблуждениями родителей, связанными с задержкой речевого развития у детей. Вот самые распространённые из них.

Заблуждение 1. Ребёнок не говорит, потому что ленится.

На самом деле. Как правило, ребёнок не говорит не потому, что не хочет, а потому, что не может. Ситуации бывают разные: причиной задержки речевого развития может быть глухота, аутизм, генетические заболевания, органическое поражение головного мозга и др. причины, а возможно, у ребёнка просто темповая задержка речевого развития.

Чтобы правильно оценить ситуацию, необходимо обратиться к неврологу, который в случае необходимости назначит обследование и лечение.

Что тормозит развитие ребенка

Заблуждение 2. Если в возрасте трёх лет мальчик не говорит, это нормально: мальчики начинают говорить позже, чем девочки.

На самом деле. Мальчики действительно начинают говорить позже, чем девочки, но в возрасте трёх лет, когда формируется центр активной (экспрессивной) речи, дети в независимости от пола должны говорить одинаково. Если этого не произошло, нужно обратиться к врачу.

Заблуждение 3. Для того чтобы ребёнок заговорил, надо делать вид, что вы его не понимаете.

На самом деле. Такие рекомендации встречаются очень часто, но следование им приведёт к обратному результату. Наоборот, чаще общайтесь с ребёнком. Уделяйте ему как можно больше внимания, стараясь использовать в речи жесты и мимику, говорите ему названия предметов, явлений и т. д.

Не требуйте от ребёнка того, что для него недоступно. К разговору можно побуждать, но нельзя принуждать. Обращаясь к ребёнку, подбирайте слова, доступные его пониманию. Говорите не торопясь, чётко, ясно и выразительно. Короткими фразами и правильным русским языком. Не стоит с ребёнком сюсюкаться.

Заблуждение 4. При задержке речевого развития нужно обязательно пройти обследование и пить лекарства.

На самом деле. В большинстве случаев при задержке речевого развития помимо консультации невролога дополнительного обследования ребёнку не требуется.

Однако бывают случаи, когда обследование пройти необходимо. Оно может включать в себя: аудиограмму (проверка слуха), электроэнцефалографию (ЭЭГ), в редких случаях — МРТ головного мозга и некоторые другие исследования. Очень важно, чтобы у ребёнка был хороший слух. Если он не слышит или плохо слышит, у него не будет формироваться активная речь.

Читайте также:  Влияние сверстников на развитие ребенка

Что касается лекарственной терапии, то она тоже показана далеко не всегда. Как правило, при задержке речевого развития, связанной с неврологическими проблемами, врач может назначить ребёнку приём витаминов группы В, аминокислоты и ноотропы.

Что тормозит развитие ребенка

Сравним нормы

Несмотря на то, что центры понимания и активной речи у детей формируются неодинаково, нормы у речевого развития всё же есть. В среднем активный словарь ребёнка должен составлять:

  • к году — около 8–12 слов;
  • к двум годам — около 300 слов;
  • к трём годам — около 1000 слов;
  • к пяти годам — около 2,5–3 тысяч слов.

Для стимуляции речи ребёнку необходимо:

  1. общаться с разговаривающими детьми;
  2. развивать мелкую моторику рук (пальчиковая гимнастика, конструкторы, мозаи­ка, пластилин, кинетический песок);
  3. заниматься с логопедом;
  4. слушать стихи, считалки, сказки, потешки, детские песенки;
  5. жить в доброжелательной атмосфере.

Смотрите также:

  • Сексологи: абсолютно все дети экспериментируют во время полового развития →
  • Дети — как товар? Плюсы и минусы суррогатного материнства →
  • Эксперт: «Нигде в мире аутистов не привязывают к стульям» →

Источник

Как и любая современная мама, я хочу дать своему ребенку как можно больше. Но, будучи перфекционисткой, мне постоянно кажется, что я что-то делаю не так. Поэтому на семейном совете было решено пойти к психологу, чтобы во всем разобраться.

Один из вопросов, которые меня интересовали, было мое любимое вождение ребенка на различные кружки и секции – оказалось, что это очень хорошо, и никак ему не навредит (а мы очень любим посещать такие мероприятия – я считаю, что ребенок должен уметь всего понемножку).

Но вот есть вещи, которые любой родитель хоть раз в своей жизни мог делать, и некоторые из них очень даже негативно влияют на развитие ребенка. Тут бы мне хотелось рассказать поподробнее, так как это очень впечатлило меня.

Бесконечные запреты

Я не имею такой привычки, но вот некоторые мамочки ничего не разрешают своим детям, так как слишком за них боятся. Ничего страшного не случится, если ваш малыш попрыгает по лужам или попробует пожевать песок – это будет лишь очередной опыт для ребенка.

Ни минуты отдыха

А вот тут я уже узнала и себя: если вижу, что ребенок перестал рисовать, сразу же даю ему в руки пластилин. Надоел пластилин – предлагаю конструктор.

Оказывается, что это только мешает ребенку развивать свою инициативность и творческое мышление.

Поэтому нужно предоставлять своим детям делать то, что хотят они (или ничего не делать – это тоже нормально).

Телесные наказания

Никогда не нужно бить своих детей. Если хочется как-то их наказать, то ищите более гуманные способы это сделать.

Телесные наказания увеличивают риск отставания детей в развитии и ухудшают ваши отношения с ними.

«Знай свое место»

Ребенок имеет право знать, что происходит в семье, так как это напрямую касается его. Даже если вам кажется, что он не поймет ваших взрослых дел, то постарайтесь объяснить их суть простым языком, и даже узнайте его мнение. Это даст ребенку понять, что он равноправный член семьи.

Максимальная защита

Иногда у меня включается желание никуда не отпускать сына, так как в большом мире его поджидает много опасностей. Но это не правильно, так как он должен знакомиться с миром и получать новый опыт каждый день.

Слишком активная похвала

Конечно, своих детей можно и нужно хвалить, но не стоит перебарщивать – это может сыграть с вами плохую шутку. Ребенок просто перестанет стараться, так как будет знать, что его в любом случае похвалят – а это ведь не то, чего вы добивались своей похвалой.

Никаких самостоятельных решений

Попробуйте довериться своему ребенку и разрешить ему выбрать себе шапку или печенье к чаю – это научит его принимать решения и сделает самостоятельным и уверенным в себе.

Предугадывание желаний

Да, маленькие дети могут всем своим видом показывать, чего именно они хотят. Но нужно давать ребенку высказаться, сначала жестами, потом уже словами, так как это прекрасный способ развития навыков общения.

Запреты на «взрослые» вещи

Мой сын раньше обожал играть с ложками и кастрюльками – он делал из них очаровательный оркестр.

Вам нужно только присматривать за свои малышом, и «взрослые» вещи не будут предоставлять для него никакой опасности.

Неуверенность в возможностях ребенка

Нужно всегда поддерживать начинания своих детей, и всячески им помогать – это ваша главная задача, как родителя.

После того посещения психолога я в скором времени избавилась от всех этих привычек, чего и желаю вам, ведь они слишком усложняют жизнь.

Попробуйте просто отказаться от некоторых из вышеприведенных пунктов, и ваши отношения с ребенком станут намного лучше – вот увидите!

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. А мы будем радовать самыми интересными статьями.

Источник