Гармоничное развитие ребенка в доу
Гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.
Правильный уход за ребенком дошкольного возраста помогает выработать необходимые гигиенические навыки и имеет огромное воспитательное значение.
Вопросы в воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблоны. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку. Что же главное в воспитании детей? Хочется ответить – ВСЕ! И действительно, какой бы элемент воспитания не взяли, окажется, что среди них нет существенных. И все же главное – ребенок должен быть з д о р о в ы м.
Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.
Возраст от 3 до 7 лет — очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма. Большое внимание должно уделяться обучению ребенка правилам личной гигиены, воспитанию у него привычек к чистоте и опрятности. Следует приучать ребенка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Если родители, приучая ребенка к аккуратности, постепенно доверяют ему выполнение отдельных действий, то уже в 3 года ребенок может самостоятельно мыть руки, умываться, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, а также обуваться и разуваться при небольшой помощи взрослых, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды.
Если же до трех лет ребенку не привиты основные гигиенические навыки, то позже ему, занятому другими увлекательными делами, будет попросту неинтересно их осваивать.
Тщательное соблюдение чистоты — это не только метод сохранения здоровья ребенка в настоящем, но и залог его чистоплотности в будущем. К гигиеническим навыкам относится и внимание к внешнему виду. Ребенок не должен ходить со спущенными колготами или расстегнутыми сандаликами, в грязной одежде. Необходимо все окружающие ребенка вещи и предметы содержать в чистоте и порядке, ребенка следует активно привлекать к уборке комнаты.
Детям необходимо внушить, что каждую вещь туалета, игрушки и другие принадлежности всегда нужно класть в определенное место. При отсутствии целенаправленного воспитания полезных трудовых и гигиенических навыков могут возникнуть вредные привычки. Некоторые из них являются следствием неправильного ухода за дошкольниками.
Начиная с 3 лет ребенок должен уже самостоятельно есть, соблюдать при этом гигиенические навыки и правила поведения. Перед едой он сам под контролем взрослого должен мыть руки с мылом и вытирать их; помогать сервировать стол; за столом правильно сидеть, держать ложку в правой руке, хлеб в левой; есть аккуратно, спокойно, не разговаривать о постороннем, не вертеться на стуле; окончив, есть, вытирать рот салфеткой, задвинуть за собой стул, поблагодарить взрослого, помочь убрать посуду. В 5 лет и старше ребенок может уже полностью помогать сервировать стол, убирать со стола после еды, вытирать клеенку, расставлять стулья и т. п.
Основное требование к одежде и обуви дошкольников — ее рациональность, полное соответствие размерам, форме стопы. Одежда и обувь должны обеспечить ребенку комфорт и благоприятный микроклимат.
Волосы ребенка надо подстригать так, чтобы он смог сам их причесать. Для развития и закрепления гигиенических навыков можно использовать повышенную склонность детей к подражанию. Ребенку надо показать, как правильно умывать лицо, мыть руки.
Важно регулярно обрезать ногти. Если образовались заусеницы, их нужно осторожно обрезать маленькими ножницами. Если ребенку регулярно не стригут ногти, они вырастают длинными и обламываются. Ребенку это неприятно, и он начинает их обкусывать. Постепенно возникает привычка постоянно грызть ногти. Систематический уход за ногтями исключает появление вредного навыка.
На руках у ребенка могут появиться бородавки. Следует иметь в виду, что они заразны. Для их удаления и лечения лучше всего обратиться во врачебно-косметический кабинет.
Ноги ребенка каждый вечер надо мыть теплой и ополаскивать холодной водой. Это позволит сохранить здоровой их кожу. Полезны специальные упражнения для ног, особенно для предупреждения плоскостопия (ходьба босиком по неровной поверхности, попеременно на носках и пятках, перекатывание ногами шариков, подтягивание пальцами ног коврика, захватывание палочек).
При пользовании туалетом ребенка необходимо научить самостоятельно садиться на вкладыш для унитазов, пользоваться туалетной бумагой и обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.
***
Существует метод, который, во всяком случае для первых лет жизни ребенка, можно назвать универсальным, ибо он способствует одинаково и укреплению здоровья, и правильному воспитанию. Это – соблюдение р режима дня. Соблюдение режима дня необходимо не только ребенку. Оно упорядочит быт всей семьи, избавит от всеобщей суеты, которая возникает иногда дома, где не умеют правильно растить малыша.
Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту детей. Понятие «правильный режим» — это не только разумное распределение часов, отведенных для приема пищи и сна. Для нормального развития ребенка очень важно также правильно чередовать занятия – спокойные и подвижные игры, прогулки, посильный труд.
Любой урок идет на пользу ребенку тогда, когда он занимается охотно, с увлечением, а для этого нужно, чтобы родители хотя бы в какой-то мере владели мастерством педагога. Им надо быть настойчивыми, добиваться поставленной цели спокойно, заинтересовать ребенка, чтобы он делал все с желанием, объяснить важность любой работы и игры.
Ребенку нужно находиться как можно больше на открытом воздухе: летом – в течение всего дня, весной, осенью и зимой по несколько часов. При плохой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми.
Дети любят если игра их приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки. Надо чаще предоставлять им такую возможность.
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми – полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.
Ни режим дня, ни идеальный гигиенический уход, ни правильное питание не «срабатывают» автоматически, сами по себе. Ребенку необходимы любовь и нежность, внимание, богатство эмоций, которые дает хорошая, дружная семья. Таким образом, воспитание детей – постоянное творчество родителей.
На родительском пути вас ждет много забот и труда. К этому надо быть готовым.
Источник
Юлия Лядова
Роль детского сада во всестороннем гармоничном развитии личности ребёнка
«Воспитывает всё: вещи, явления, но прежде всего-люди. Из них на первом месте — родители и педагоги».
А. С. Макаренко.
Процесс семейного воспитания играет огромную роль в жизни и развитии ребёнка. Каждые родители, в будущем, желают видеть своего ребенка, как всесторонне развитую личность. А для достижения этого, необходимо начать заниматься развитием ребенка еще с самого раннего возраста. Не стоит при этом пренебрегать достижениями современной педагогики и психологии. Поэтому, лучше всего, кроме тщательного домашнего воспитания своего чада, доверить эту работу и профессионалам.
Какова же роль педагогов и всего детского сада в вопросах развития личности ребёнка?
Для одних детский сад является необходимостью, для других – возможностью приобщить малыша к коллективу, а третьи считают его настоящим наказанием. В действительности, детский сад представляет собой отдельный мир, где действуют свои законы, адаптированные под маленьких детей.
В МБДОУ детский сад «Малышок» дети учатся всестороннему восприятию мира. Работа ведётся по 5-и основным направлениям современного дошкольного образования:
1. Социально-коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Художественно-эстетическое развитие.
4. Физическое развитие.
5. Речевое развитие.
Социальное развитие. Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия как: семья, трудовая деятельность, друзья (детский коллектив, правила поведения, которые я формирую через мероприятия д/саду, утренники, сюжетно-ролевые игры. В
формировании понятия «трудовая деятельность» использую такие методические приемы – рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда, приобщение детей к реальным трудовым усилиям.
Познавательное развитие. Я стараюсь поддерживать интерес к окружающему миру через тематические прогулки, экспериментирование, где дети устанавливают причинно-следственные связи. С самого раннего возраста развиваю интерес к конструктивной деятельности и сенсорному восприятию.
Художественно-эстетическое развитие. В основе художественно-эстетического развития стоит формирование художественных способностей, которые я развиваю в процессе музыкальной, литературной, изобразительной деятельностях
В речевом развитии ребята учатся использовать разнообразные средства устной коммуникации для налаживания отношений между собой и со взрослыми, отбирать необходимые лексические, грамматические средства языка и использовать их в играх, в словесном творчестве и других видах деятельности. Особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики рук, так как это положительно сказывается на становлении детской речи. Для этого часто использую в работе пальчиковые гимнастики и игры, массаж пальцев рук разными предметами (шишки, камушки, карандаши, мячи). В этом же направлении веду кружок «Весёлые ладошки».
Физическое развитие. Наши дети учатся: заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасного поведения; владеть двигательными навыками и навыками личной гигиены. Этому способствуют занятия по развитию движений, общеукрепляющие упражнения, подвижные игры, которые проводятся в спортзале, на свежем воздухе, в групповых помещениях.
Особое внимание я уделяю подвижным играм, работая над темой самообразования «Значение подвижных игр в развитии ребёнка».
Подвижная игра является основной формой работы по физическому развитию, поскольку именно в ней обеспечивается наибольший эмоциональный отклик детей и оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка.
-Детям младшего возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие;
— Вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих;
— Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость;
-Подвижная игра воспитывает у детей организованность и внимание;
— Помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира;
В нашем детском саду я работаю в тесном сотрудничестве с инструктором по физической культуре, который консультирует в выборе подвижных игр, оказывает помощь в подборе атрибутов. Постоянно проводятся оздоровительные упражнения, весёлые эстафеты, Дни Здоровья.
Совместно с музыкальным руководителем осуществляем подбор музыкального сопровождения для проведения досуговой деятельности. В течении года мы подготовили и провели «Осенний праздник», «День Матери», «Царевна-Несмеяна в гостях у ребят», «1 Июня», где в структуру каждого из этих мероприятий обязательно входят подвижные игры и двигательные упражнения, которые обеспечивают реализацию естественной потребности детей в движениях.
Мои ребята любят играть и могут самостоятельно организовать такие подвижные игры как: «Самолеты», «Светофор», «Каравай», «Поезд», «Съедобное — несъедобное», «Птички в гнёздышках».
При этом необходимо подчеркнуть, что работу по физическому развитию
в нашем детском саду мы проводим во взаимодействии с семьей, используя разнообразные формы работы, такие как: день открытых дверей, совместные, с участием детей и родителей, мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности. Все это позволяет активно вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышая их педагогическую компетентность.
Таким образом, подвижные игры оказывают положительное влияние на всестороннее гармоническое развитие личности ребёнка, а также улучшение показателей физической подготовленности, повышение качества выполнения детьми двигательных заданий.
Источник
Гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу. Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т.е. принятие ребенка таким какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и я люблю вас тоже».
В детском саду ребенок находится по 8, а то и по 10 часов. Лишенный родительского внимания и ласки, он испытывает дефицит эмоционального общения, поэтому тем более важно в то время, когда ребенок находится в семье дать ему возможность себя любимым, нужным, а не отвергнутым и покинутым.
Часто, по различным причинам (тяжелая работа, конфликты или неурядицы в семье или на работе, дефицит времени, стрессы, собственные невротические состояния) родителям не хватает сил, времени, терпения на выстраивание теплых и доверительных отношений. У ребенка появляется все больше и больше обязанностей и совсем не остается прав. А общение матери с ребенком сводится к раздаче приказаний, а зачастую и наказаний (криком, шлепком и т.д.), мнение ребенка не учитывается, его чувствами мама не интересуется.
Бывает, недовольство ребенком растет, вследствие того, что ребенок не соответствует каким-либо родительским ожиданиям (он не достаточно умный, умелый, красивый). Сверх требовательные родители, например, считают, что ребенка можно приучить к горшку уже к 6-12 мес., что он способен разговаривать к двум годам, что дети могут с раннего возраста помогать по дому, не учитывая при этом индивидуальных особенностей детей, пытаются как-то «улучшить» ребенка. Любовь в таком случае вообще становится условной, т.е. буду любить, если ты будешь таким как хочу. Безусловная любовь к ребенку подменяется желанием извлечь выгоду для себя, удовлетворить какие-то свои амбиции. И очень часто родители прямым текстом говорят ребенку, что если ты не будешь делать так то и так то, то я тебя любить не буду. Даже страшно представить, что чувствует ребенок, когда самый дорогой человек на свете, самая лучшая и любимая мамочка говорит о том, что может случится такое, что она перестанет его любить, ведь дети понимают наши высказывания в самом прямом смысле.
Памятка для родителей
- Принять ребенка таким, какой он есть, и любить его.
- Обнимать ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.
- Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психологическому.
- Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
- Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте.
- За один раз может быть одно наказание. Наказан – прощен.
- Ребенок не должен бояться наказания.
- Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания – сообщаете ему об этом.
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
- Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
- Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Любите своего ребенка!
Источник
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Андриенко Н.К.
1
Терсакова А.А.
1
Плужникова Е.А.
1
Костенко А.А.
1
Третьяков А.Л.
2
1 ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
2 ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет»
В данной статье исследователи обращают внимание педагогической профессиональной общественности (теоретиков и практиков дошкольного образования) на проблему гармоничного развития детей дошкольного возраста в условиях инновационного развития современного общества. В работе рассматриваются условия полноценного гармоничного развития ребёнка. Большое внимание уделено положениям, на которых зиждется целостная система гармоничного развития дошкольников, представляющая собой базис для развития личности ребёнка от рождения до школы. Отражена профессиональная необходимость в обсуждении подобных вопросов и консолидации усилий различных субъектов образовательно-воспитательной деятельности на благо развития и выявления одарённости у детей дошкольного возраста. Кроме того, приведены цель данной статьи и методы, с помощью которых достигалась данная цель исследования. Большое внимание уделено теоретическо-методологическому осмыслению феномена детства в условиях цифровых реалий. Раскрыты сущностные черты детства, которые мы должны сохранить в условиях цифровизации общества и информатизации образования. Освещены авторские психолого-педагогические организационно-научные условия полноценного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Описаны реперные точки развития современного ребёнка в эпоху цифры и эру Интернета. Обозначена яркая необходимость в дальнейших психолого-педагогических исследованиях данного направления.
гармоничное развитие
ребенок дошкольного возраста
условия
одаренность
интеграция
теоретико-методологическая проблема
1. Андриенко Н.К. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях гетерогенного состава группы // Концепт. 2015. № S37. С. 91-95.
2. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребёнка // Педагогика искусства. 2011. № 1. С. 1-8.
3. Зацепина М.Б., Комарова Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 160 с.
4. Качалова А.В., Костенко А.А., Терсакова А.А. Программа социально-психологического сопровождения развития жизненного ресурса личности в юношеском возрасте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3. С. 37-42.
5. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. 2005. № 2. С. 17-21.
6. Комарова Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 160 с.
7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
8. Плужникова Е.А., Рослякова Н.И. Проектирование развивающей среды одарённых детей в системе «Школа-вуз» // Педагогика и психология XXI века: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Армавир, 2016. С. 77-80.
9. Третьяков А.Л. Современный ребёнок в дошкольном образовании Российской Федерации: особенности развития и интеграции в обществе знаний // Ребёнок в образовании: тематич. сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. 2017 года. М., 2017. С.103-106.
10. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования. М.: Изд-во МПСУ, 2009. 166 с.
Актуальность исследования
В настоящее время всеми общественными институтами большое внимание уделяется развитию человеческого капитала и строительства инновационной экономики в цифровых реалиях. Важно отметить, что именно XXI век характеризуется быстрой сменой парадигм и процессов. Важно подчеркнуть, что в третьем тысячелетии большое внимание уделяется трансформационным процессами и оперативному выстраиванию различных социально-экономических процессов. В различные времена развитие личности ребёнка проходило в условиях социума. В современных же условиях ребёнок поставлен в ситуацию выбора в условиях хаотичных информационных потоков без наличия некой структуры. Дети нового столетия весьма сильно отличаются от детей, которых характеризовали в своих научно-педагогических трудах учёные-педагоги И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский и проч. Социальные преобразования общества привели к изменениям личности людей, в том числе и в психологическом плане. Данный аспект весьма важен в условиях выстраивания нового видения детства и развития человеческого капитала. По мнению ряда психологов и педагогов, современные дошкольники переживают различные кризисы. Данная позиция влечёт за собой пересмотр методологии современного дошкольного образования Российской Федерации [1-3].
Цель исследования
В современном мире дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационно-знаниевого общества. Родившись, дети начинают сталкиваться с достижениями человечества в области информационно-телекоммуникационных технологий, что и определяет своеобразный вектор развития современного дошкольного детства на переломе виртуальной реальности и обычного мира. Важно раскрыть сущностные характеристики содержания гармоничного развития детей дошкольного возраста в условиях перемен. Итак, в настоящее время рядом исследовательских коллективов предпринимаются попытки изучить современного дошкольника с различных полидисциплинарных позиций, принимая во внимание и мнения педагогов-практиков. В этой связи мы рассмотрим феномен детства как социокультурную детерминацию общества знаний.
Материал и методы исследования
Материалом для нашего исследования являются исследования в области педагогики и психологии, направленные на выявление и раскрытие феномена детства с теоретико-методологических позиций.
Методы исследования – анализ практической и теоретической деятельности в области дошкольного детства, синтез, методы дедукции и индукции, методы общефилософского характера и психолого-педагогической направленности.
В основе исследования – теоретико-практический опыт работы с детьми, проведения всероссийских и международных исследований в области оценки качества дошкольного образования, разработка инновационных методологий развития детства в условиях перемен.
Результаты исследования и их обсуждение
Н.А. Горлова, эксперт в сфере раннего развития детей, характеризует современных дошкольников следующими чертами:
- доминирование системно-смыслового сознания;
- повышение тонуса организма;
- требовательность и чувствительность;
- эмпатия и эмоциональность;
- гиперактивность и тревожность;
- агрессия и проч. [4].
Е.О. Смирнова отмечает, что свыше 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю (данные ЮНЕСКО) [3]. Общеизвестно, что частый просмотр телевизионных передач негативно влияет на психическое развитие детей, среди которых стоит выделить задержку речевого развития. «Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами» [5].
Современных детей можно назвать цифровыми аборигенами – это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, mp3-плееров, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых инструментов [6].
Всестороннее воспитание детей, включающее умственное, нравственное, трудовое, художественное, физическое и прочее, основывается на явлениях окружающей жизни, произведениях искусства, народного творчества. Иными словами, воспитание детей основывается на всём приобретаемом ребёнком опыте, аккумулирует этот опыт и придаёт ему новое звучание. Благодаря специфике эстетического воспитания, которая заключается в средствах и опоре на разные виды искусства, в том числе в художественно-творческих деятельностях, в процессе которых передаются образы окружающей жизни, что позволяет детям доступными средствами создавать красоту вокруг себя. Эстетическое воспитание способно пронизывать всю жизнь ребёнка. Именно оно связано со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.
Особое внимание стоит уделять восприятию, которое включает в себя движение рук, охватывающих предметы, сопровождающееся движением кистей рук, проводящих по направлению частей предметов. О необходимости познания формы и строения частей предметов посредством движения рук, сопровождаемых движением глаз, писал величайший педагог мира в XVII веке Ян Амос Коменский.
Важнейший путь к гуманизации и демократизации педагогического процесса, создающего эмоционально благополучную обстановку для каждого ребёнка и обеспечивающего его духовное развитие – усиление внимания к проявлению способностей у всех детей, эстетическому воспитанию и к формированию художественно-творческих способностей у детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных организациях, посещающих художественные и театральные студии в условиях дополнительного образования.
Стоит сказать, что любая художественная деятельность, отражающая впечатления, полученные из окружающей жизни, аккумулирует всё содержание знаний, представлений, приобретённых детьми в процессе всей жизнедеятельности в семье, в детском саду на прогулке, в активной художественной деятельности в системе дополнительного образования, является необходимым сегментом становления личности ребёнка [7].
Применительно к содержанию художественно-творческих деятельностей все вышеназванные компоненты являются важными и необходимыми, и исключать из освоения ребёнком мира нельзя ни один компонент.
Однако в последние десятилетия всё большему сомнению, а то просто и отрицанию, подвергаются два компонента опыта: знания, науки и умения. Высказывается мнение, что технике изображения детей учить не надо, якобы они сами найдут необходимые способы изображения в соответствии с замыслом. Тезис «главное – развивать детское творчество» основан на исследованиях Э. Меймана, Б.Ф. Ломова, Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой и других [8].
Не соглашаясь с подобной точной зрения, не разделяя мнения о том, что дети сами найдут нужные способы создания образа предмета и явления, мы в своей концепции формирования художественно-творческих способностей детей основываемся на позициях тех учёных, которые, выделяя в общественно-историческом опыте, подлежащем освоению в процессе обучения и развития детей, придают значение таким важным компонентам, как знания, умения и навыки. Усвоение знаний, умений и навыков оказывает огромное влияние на совершенствование образного сохранения действительности, развитие детского творчества. Без приобретения знаний не может развиваться мышление, а без постоянно развивающегося мышления невозможно формирование творчества. И.Я. Лернер подчёркивает, что творческая деятельность возможна только на базе знаний и умений. Она не пропорциональна знаниям и умениям, но проявление творчества в различных видах деятельности, его масштаб и области прямым образом зависят от знаний, умений и навыков [9; 10].
Итак, определяющим фактором в развитии ребёнка является научно-технический прогресс, компьютеризация и электронизация мирового сообщества. Проблема подготовки подрастающего поколения к изменяющейся социально-экономической ситуации предъявляет целый ряд новых требований, предполагающих переориентацию всего учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях Российской Федерации. Это, прежде всего, связано с необходимостью более раннего самоопределения, критического неоднозначного восприятия поступающей информации, готовности проявить активность в изучении конкретной ситуации и принятии решения.
Глобальные перемены в сознании молодых людей, в частности детей дошкольного и младшего школьного возраста, влияют на их психику, мировоззрение. Тем не менее большое внимание в развитии и воспитании ребёнка уделяется органам чувств (Я.А. Коменский). По мнению великого чешского учёного и педагога, необходимо развивать восприятие детей, включая в процесс знакомства детей с тем или иным объектом и предметом исследования: обведение предмета движением кистей рук, пальцев по форме его основных частей и проч.
Развитие личности с точки зрения художественно-эстетического компонента является первостепенной. Это отмечали многие писатели, педагоги, деятели культуры. Особенно важно это делать в наиболее благоприятном возрасте – дошкольном детстве (3-7 лет). Именно в данном возрастном периоде закладываются все основы всего будущего развития человечества (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) [16].
Дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств дошкольника осуществляется различными средствами, в том числе средствами изобразительного искусства.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание возможно с использованием новых форм и методов обучения, в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). И это не только развитие, но и социализация, приобщение маленького человека к современным условиям информационного общества.
Нередко мы наблюдаем картину, когда ребёнок берет в руки планшет и через 10 минут общения умеет им управлять, а именно: находит игры, познавательные сайты, различные детские порталы и занимает себя поисковой работой. С большим удовольствием дети занимаются компьютерной графикой. Многие формы и методы обучения в дошкольной образовательной организации (ДОО) связаны с использованием ИКТ в области компьютерной графики. Особенно актуален в существующих реалиях в ДОО и начальной школе компьютерный дизайн.
Компьютерный дизайн – это метод художественного проектирования отдельных предметов и предметной среды в целом посредством различных компьютерных программ. Современный компьютерный дизайн позволяет проводить дизайнерские проекты на качественном новом этапе. При создании сложных конструктивных проектов трудно обойтись без программ – AutoCAD, 3D Studio Max, ArchiCAD, Architectural Desktop. Для механически сложных чертежей можно использовать следующие программы: Desctop, Inventor, Solidworcs.
Как показывают исследования и реальная образовательная практика авторов настоящей статьи, во многих ДОО и начальной школе Московской области обучающиеся занимаются издательской деятельностью. Это небольшие газеты, которые освещают жизнь детского сада, отдельной группы, начальной школы в целом или отдельно взятого класса. Печатное издание имеет свою редколлегию, состоящую из воспитателей, учителей начальных классов, родителей и представителей групп. Редколлегия обсуждает новости, которые освещаются в газете, предстоящие праздники, тематические мероприятия.
Итак, компьютерный дизайн формирует: перспективу; композицию; восприятие цвета и оттенка. Естественно, что для того чтобы применять компьютерный дизайн на практике, современный воспитатель и учитель начальных классов должен научиться пользоваться данными компьютерными программами, уметь организовать свой педагогический процесс так, чтобы воплотить задуманный дизайн-проект.
Выводы
Развитие художественно-эстетического вкуса у дошкольников предоставляет широкий спектр познания в старшем возрасте, приобщения к прошлому, видеть, понимать и ценить прекрасное, правдивое в национальном достоянии, которое выражено в художественных картинах русских мастеров живописи в контексте теоретико-методологических позиций.
В заключение хочется отметить, что именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. ДОО призваны помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности через продуктивную деятельность. Развитие детского творчества дизайнерских способностей является актуальной проблемой современной психолого-педагогической науки и практики, ставит перед системой образования основную цель: воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве и в жизни ребёнка. В решении данной задачи нам активно могут помогать информационно-коммуникационные технологии, которые предоставляют громадные возможности в теоретическом обосновании и практическом преломлении обозначенных выше целей, стоящих перед образовательной системой Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Андриенко Н.К., Терсакова А.А., Плужникова Е.А., Костенко А.А., Третьяков А.Л. ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28055 (дата обращения: 23.11.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник