Физиологическое развитие ребенка к школе

Физиологическое развитие ребенка к школе thumbnail

Физиологическая готовность ребёнка к школе.

Родители чаще всего обращают внимание лишь на интеллектуальную подготовку ребенка к школе: знание букв и цифр, умение считать и писать. С их точки зрения хорошее интеллектуальное развитие ребенка свидетельствует о его полной готовности к учебе. Физиологическую зрелость ребенка зачастую не принимают во внимание.

Три кита, три составляющих готовности ребёнка к школе – это физиологическая, психологическая и мотивационная готовность.

Что такое физиологическая готовность ребёнка к школе? Это:

— физиологическая зрелость;

— состояние здоровья;

— уровень физического развития.

  1. Физиологическая зрелость. Как её определить? 

Антропометрическими данными (рост и вес ребёнка.

масса тела, кг

рост, см

девочки

6 лет

19 – 23,5

111 — 120

7 лет

21,5 – 25,7

118 — 129

мальчики

6 лет

19,7 – 24,1

111 — 121

7 лет

21,6 – 27,9

118 — 129

Пропорции тела, т.е. отношение размеров различных его частей, также имеют значение. В возрасте 5-8 лет дети переживают так называемый полуростовой скачок (увеличение скорости роста). В это время у ребенка интенсивно растут руки и ноги, считается, что одновременно происходит созревание головного мозга и определенное изменение нейроэндокринологических реакций, позволяющее ребенку легко обучаться письму и спокойно, без внутреннего напряжения выдерживать уроки по 30-35 минут.

Сменой молочных зубов. Это указывает на то, что организм ребенка достиг физической зрелости. Большинство врачей считает, что у будущего школьника должны быть от 4 до 10 постоянных зубов, если речь идет о мальчиках, и от 5 до 11 постоянных зубов – у девочек. В 6-7 лет прорезываются передние, центральные и боковые резцы). 

Зрелостью мозга (филиппинский тест).

Попросите  ребенка правой рукой дотронуться до левого уха, проводя руку над теменем. Дети старше 7-8 лет и взрослые легко справляются с заданием, а вот 5-6 лет не может этого сделать, поскольку руки еще коротки. Результат данного теста достаточно точно характеризует биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, но и степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Готовностью руки к письму (снимок кисти).

Это можно определить, оценив тонкую моторику и координацию движений руки. Тонкая моторика — это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко.

Как развить мелкую мускулатуру руки ребёнка?

— Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.

— Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

— Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

— Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

— Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

— Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.

— Резать ножницами.

— Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

— Делать пальчиковую гимнастику.

— Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

— Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем

  1. Самое  главное условие готовности ребёнка к школе – ребенок должен быть здоров.  

Ребёнка перед школой всегда внимательно осматривает медицинская комиссия, состоящая из различных специалистов.

Невролог. Одной из основных причин неуспеваемости часто являются неврологические нарушения у ребенка. Для охраны нервной системы вашего малыша очень важно соблюдать режим дня, насытить его время прогулками, избегать эмоциональных перегрузок (они могут быть вызваны просмотром агрессивных телепередач по, игрой в компьютерные игры).

Окулист. По современным медицинским данным именно зрение падает очень сильно при школьном обучении, наибольшее падение происходит именно в начальной школе. Поэтому вы должны знать способы профилактики нарушения зрения и уметь сформировать эту привычку у детей. В комнате, где находится, ребенок должно быть светло, при выполнении уроков, рисования, чтения должно быть организовано дополнительное освещение. Свет должен падать слева от ребенка. Нельзя допускать, что бы школьник читал лежа, с небольшим количеством света. Правильная посадка за столом убережет не только спину от дополнительной нагрузки, но и глаза. Нельзя близко смотреть телевизор и играть в компьютер. Также избегайте длительного пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора.

Наряду с профилактикой зрения необходимо заниматься профилактикой нарушения слуха. Это касается постоянного шума, особенно вредно и для младших школьников недопустимо использование наушников, хотя сейчас  это популярно. Часто причиной неуспеваемости школьника является нарушение органов слуха. Такой ребенок плохо слышит объяснения учителя, обращенную к нему речь. Врач отоларинголог так же проводит осмотр ребенка.

Дошкольников перед школой осматривает стоматолог. Если у ребенка есть зубы, которые нуждаются в лечении это лучше сделать до школы.

Обязательный член врачебной комиссии – это ортопед. Одной из актуальнейших проблем, с которой сталкиваются многие родители – это нарушение осанки. Малоподвижный образ жизни школьника выступает как дополнительный фактор ухудшения осанки. Поэтому так важно учитывать потребность ребенка в движении, запишите его в спортивную секцию. Хорошо заняться плаванием, ходьбой на лыжах, ребенку необходимо активное пребывание на свежем воздухе.

  1. Уровень физического развития.

Устойчивость к нагрузкам, гибкость в адаптации к новому режиму зависит и от уровня физической подготовки детей. Чем более физически развит ребёнок, тем выше у него работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться,– всё это не может, не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья.

Средние возрастно-половые значения показателей развития физических качеств детей 6-7 лет

Показатели

Пол

6 лет

7 лет

Скорость бега на 10 м, с

Мальчики

2,5 – 1,8

2,3 – 1,7

Девочки

2,7 – 1,9

2,6 – 1,9

Скорость бега на 30 м, с

Мальчики

7,6 – 6,5

7,0 – 6,0

Девочки

8,4 – 6,5

8,3 – 6,3

Дальность броска мяча весом 1 кг, см

Мальчики

215 — 240

270-400

Девочки

175 -300

220 — 350

Длина прыжка с места, см

Мальчики

95 — 132

112 — 140

Девочки

92 — 121

97 -129

 Дальность броска мешочка с песком правой рукой, м

Мальчики

4,5 – 8,0

6,0 – 10,0

Девочки

3,5 – 5,5

4,0 — 7,0

Читайте также:  Влияние родителей на развитие речи ребенка

В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию у детей правильной осанки, принимать меры для предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия. Это достигается подбором мебели, соответствующей росту ребёнка, правильной дозировкой физической нагрузки в течение дня и выполнением физических упражнений, укрепляющих кости, связки, мышцы и другие системы организма и улучшающих процессы обмена. Большое значение имеет правильная организация двигательной активности ребёнка в течение дня. Надо избегать длительного пребывания ребёнка в одной позе (сидение, однообразная ходьба, так как это утомляет его и ведет к перегрузке некоторых отделов костно-мышечного аппарата).

От нас, взрослых, от желания сохранить и укрепить здоровье своего ребенка зависит очень много. Я желаю вам здоровья и успехов в предстоящей школьной жизни.

Источник

«Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Почему же он плохо учиться?», с таким вопросом часто приходят родители к моим коллегам- психологам на консультацию. И это, действительно проблема, потому что не все занятия с детьми предполагают формирование необходимых для школьников знаний и умений. Например, кто из родителей создает  дома «ситуацию успеха» для своего ребенка? Мало кто. Сегодня, я расскажу как определить готовность ребенка к школе самостоятельно. И вы сами сможете это легко, спокойно (возможно с моей помощью) сделать!

Компоненты «готовности к обучению в школе»

Дорогие мамы и папы, в понятие «готовность к обучению в школе» выделяю три взаимосвязанных компонента:

  • Физиологическая готовность.
  • Личностная.
  • Психологическая.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состояния его здоровья. Оценку физической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медицинские работники. Практика показывает, часто болеющие физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, испытывают трудности  в обучении.

В медицинской карте будущих первоклассников содержится достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка: вес, рост,пропорции тела. Но, при этом не указывается состояние нервной системы. А между тем, дети 6-8 лет  40-60% страдают неврозами.

     Причины, вызывающие отклонения в развитии нервной системы:

  1. Тяжелое протекание беременности
  2. Осложненные роды
  3. Заболевание в младенческом возрасте
  4. Травмы и ушибы головы
  5. Стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье.

     К этим проблемам прибавляется:

  1. нагрузка на весь организм: систематическая работа,
  2. большой обьем информации,
  3.  необходимость длительного сохранения вынужденной позы,
  4. изменения привычного распорядка.

Справиться ли организм к таким изменениям?

Психологи доказали, что именно к 7 годам организм ребенка  становится «зрелым» к обучению в школе.

      Критерии физиологической готовности детей к школьному обучению.

  1. Уровень физического развития.

Определить уровень физического развития поможет вам таблица.

Физиологическое развитие ребенка к школе

  1. Уровень биологического развития.

В качестве критериев биологического развития служат – количество прорезавших постоянных зубов.

Физиологическое развитие ребенка к школе

  1. Состояния здоровья.

Физиологическое развитие ребенка к школе

Педагоги определяют, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников  представляет неподготовленность руки к письму.

Дорогие мамы и папы, я предлагаю вам самостоятельно определить состояние мелкой моторики рук, используя очень простые методы.

Тест  определения мелкой моторики руки

Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали. Объясните задание.

Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо».

Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание. Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик).

Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой.

Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза! А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями.

Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы. Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.

В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

Как узнать результаты теста: 1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений.

Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 3. Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4. 2) Складываем получившиеся цифры. 3 ( на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7. Что нам скажут эти результаты: Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука. Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет — 6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат.

А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно. Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

Читайте также:  Таблица развитие ребенка по месяцам до 2 лет

Дорогие мамы и папы! Проведите тест.  И найдите в этом плюсы:

  1. Вы увидите состояние мелкой моторики на сегодняшний день, наметите цель: что развивать.
  2. Вы попробуете себя в роли психолога. А может станете для своего ребенка личным психологом!

Я вам желаю удачи, коллега! Будьте здоровы и счастливы. Таша.

Вас так же может заинтересовать

Хотите получать новые интересные статьи на почту?

Источник

Широкий разброс индивидуальных вариантов темпов развития детей приводит к тому, что календарный (паспортный) возраст ребенка и уровень его морфофункционального развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Между тем для проведения социальных, педагогических да и лечебных мероприятий с ребенком часто гораздо важнее ориентироваться на его индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости, чем на календарный возраст. Более зрелый биологически ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т.д.

Знание степени биологической зрелости организма необходимо для многих практических целей. Поэтому выработаны простые критерии, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка.

Полуростовой скачок – морфологические критерии

1. Пропорции тела и темпы роста

Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологического возраста – по пропорциям тела. При этом следует подчеркнуть, что отдельно длина или масса тела, а также размер любой части тела не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста. Так, например, высокий рост ребенка может означать не только то, что он быстрее других развивается (это как раз нам и предстоит выяснить) или что он станет высоким взрослым и уже сейчас обгоняет своих сверстников. Другое дело – пропорции тела, учитывающие соотношение степени развития отдельных его частей: голова, туловище, конечности. В то же время такая оценка может давать только очень грубый, приблизительный результат. Поэтому по пропорциям тела можно отнести ребенка только к той или иной возрастной группе, причем ее диапазон достаточно широк.

Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. Так, в дошкольном возрасте (обычно в 5–6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста». Для того чтобы узнать, прошел уже или еще нет полуростовой скачок, нужно провести Филиппинский тест (впервые применен антропологами при обследовании большой группы детей на Филиппинах). Надо попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4–5-летний ребенок, оказывается, не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки. Полуростовой скачок и заключается в существенном удлинении рук и ног. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное – степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости», то есть готовности организма ребенка к многотрудному процессу школьного обучения. Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других – только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года – это очень много. Но такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы это развитие было гармоничным. И еще важно – чтобы родители осознавали степень зрелости своего ребенка и не предъявляли к нему требований, с которыми он не может справиться в силу своего уровня биологической зрелости. Поспешность в деле воспитания и обучения губительна. Пройдет совсем немного времени – и ребенок достигнет следующего этапа в развитии, на котором, возможно, быстро догонит и перегонит опередивших его на короткое время сверстников. Если же применить насилие и заставлять ребенка заниматься тем, к чему его организм еще не готов, можно нанести непоправимый ущерб организму и психике.

Полуростовой скачок – физиологические последствия

Полуростовой скачок – один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть – работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится – клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого. Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, до¬статочно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие – они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Готовность к школе. Что это с физиологической точки зрения?

Итак, готовность к школе имеет биологические, психологические и социальные аспекты. Мы рассматриваем только биологические, в частности – морфологические и физиологические.

Морфологически ребенок должен быть достаточного размера, чтобы поместиться за партой (рабочим столом). Его пропорции должны соответствовать двигательным задачам, которые ему предстоит решать в процессе обучения, а также должны отражать тот факт, что полуростовой скачок уже прошел.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка со сложным дефектом

Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень надежности, то есть дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. И наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому по внутреннему ощущению времени. Дело в том, что наши «внутренние часы» работают не от пружинки или батарейки, а от тех биохимических реакций, которые происходят непрерывно в клетках нашего тела. Так вот у детей до полуростового скачка скорость этих реакций намного выше, чем у взрослых. Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, трудно им и сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30–35 минут. Новое качество приобретается детьми в этом отношении именно в возрасте 6–7 лет, и это очень важно для того, чтобы можно было успешно организовывать совместную деятельность взрослых и детей.

Критерии готовности ребенка к школе

Морфологические:

  • абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);

  • пропорции тела (Филиппинский тест);

  • смена зубов.

Физиологические:

  • моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску);

  • работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);

  • чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.

Что делать, если ребенок физиологически не готов к школе в 6 лет?

Ответ простой и единственный: ждать! Но не сидеть сложа руки, а заниматься с ребенком, стимулировать развитие тех его систем и функций, которые уже созрели или начали созревать. Но ни в коем случае не забегать вперед, не пытаться сформировать то, что еще функционально не готово. Нет смысла сажать в землю незрелое семя – из него ничего не вырастет. А ребенок – такой же биологический объект и подчиняется тем же законам природы. Он способен лишь на то, для чего созрел!

А готова ли школа принять 6-летнего ребенка?

Готова ли школа предложить ученику такие условия, которые не тормозили бы его развитие? Не создавали непрерывный стресс? Не перегружали его физически, эмоционально, умственно? Не предъявляли бы повышенных требований к еще неокрепшим системам иммунитета, пищеварения, выделения, к психике ребенка?

Массовая школа пока к этому явно не готова. В том числе и потому, что учителя, как правило, не знают (и не понимают, что они обязаны знать) возрастной физиологии. Они полагают, что ребенок – это маленький и слабенький взрослый, но это совершенно не так. Ребенок – принципиально иначе устроенный организм, нуждающийся в нашей заботе, но имеющий собственные средства для преодоления трудностей в своей жизни. Ребенок не «готовится к взрослой жизни», ребенок уже живет полноценной жизнью каждый день, каждую секунду, и к этому надо относиться с полным пониманием и уважением.

Что должен знать педагог

Педагог должен знать, что ребенок растет не потому, что его растят, а потому, что такова его природа. Рост – это всегда изменение, причем количественные изменения неминуемо переходят в качественные. Развитие – это процесс, который крайне трудно ускорить, зато можно затормозить, особенно если перегружать ребенка не соответствующими его возрасту задачами. На каждом этапе развития у ребенка есть свои приоритеты, и они могут не совпадать с тем, что представляется главным учителю. И прав в таком случае ребенок, а не педагог, поскольку педагог свою истину выдумал, а ребенок знает ее инстинктивно. Ребенок с самого рождения всегда достоин высочайшего уважения уже только за то, что он живет в этом мире, столь мало для него приспособленном, и пытается адаптироваться к нему, и расходует на это весь скромный запас своих биологических и психических сил.

Что нужно объяснять родителям

Если ребенок развивается медленнее, чем другие, то это может означать, что он пойдет дальше других: «тише едешь – дальше будешь». Многие великие в детстве были инфантильны, и лишь считанные единицы вундеркиндов достигли чего-то стоящего во взрослой жизни. Быстрое развитие вовсе не означает, что все в организме хорошо. Оно означает лишь то, что такова природа этого юного существа. Быстрое развитие создает множество проблем, и лишь немногим по плечу достойно с ними справиться. Напротив, медленное развитие – это более мягкий, деликатный, щадящий режим, но от родителей как в том, так и в другом случае требуются уважение и забота. И (обязательно!) надо смирить свою гордыню по отношению к ребенку: ребенок ничего не обязан своим родителям, он живет свою жизнь, и никто не вправе вмешиваться в нее в угоду каким бы то ни было целям и амбициям. Жизнь ребенка в семье должна быть организована достойно – и это главное, что требуется от родителей.

Что должен понимать школьный администратор

У него нет права судить и ставить оценку биологической и психической сущности ребенка. Он, как и родители, должен принимать ребенка таким, каков он есть, не пытаясь его переделать под удобный для себя образец. Ни подгонять, ни тормозить развитие ребенка мы не вправе, если мы действительно хотим, чтобы наши дети росли здоровыми. Генетико-популяционные процессы и так оставляют мало шансов, что каждое последу¬ющее поколение сохранит хотя бы тот же уровень здоровья. Так пусть хотя бы система обучения и воспитания не наносит вреда физическому и психическому здоровью наших детей. Не быть средним – право каждого ребенка, его неотъемлемое право как живого уникального существа. И требовать от него подчинения изобретенной нами «норме» – безнравственно и антипедагогично.

Источник