Развитие ребенка в 5 лет звуки

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  • «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  • «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  • Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  • «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  • «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  • «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  • Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  • «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  • «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  • «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  • «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  • Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  • Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
  • «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  • Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
  • «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.

Источник: https://karkusha.su/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-4-5-6-let/

Источник

Виктория Демидова
Речевые нормы детей 4–5 лет

Особенности речи четырёхлетних детей

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.

Если ещё и в детском саду ему повезло попасть к чуткому педагогу, понимающему важность речевого развития дошкольников, можно считать, что к началу школьного обучения он придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем.

В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности, посвящённые развитию детей, мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей, красивая и правильная речь у ребёнка к началу школьного обучения встречается очень редко.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.

Всехний – общий, мелкоскоп – микроскоп, огнята – искорки огня, — эти примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К. И. Чуковский. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

Читайте также:  Новые методики развития ребенка

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому,что в речи нередко встречаются ошибки:

• нарушается структура предложений;

• встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);

• неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормойи могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

• употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);

• звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);

• неотчётливо произносит малознакомые слова.

Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и грассированном произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

• ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;

• кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;

• дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;

• большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];

• он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;

• темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;

• при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

Задержка развития речи

В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов.Возможными причинами такого отставания могут быть:

• проблемы в области неврологии;

• нарушения интеллекта, умственная отсталость;

• перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;

• проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);

• социальная запущенность, отсутствие общения со взрослыми.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детейс неразборчивой речью характерны такие нарушения:

• неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор, в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;

• не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;

• он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;

• словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;

• с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;

•в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

Диагностика речевых нарушений

Чтобы проверить самостоятельно, как обстоят дела с речевыми нарушениями у неразборчиво говорящего малыша, можно провести несколько простых тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель.

Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова,предлагают такие задания:

• образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья,

• предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т. д.);

• сказать «ласково» (кукла – куколка, кровать – кроватка).

Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение,начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.

Для обследования слоговой структуры слова малышу предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги из разных согласных и гласных (ло-се-ку, пи-ка-чу, слоги из одинаковых согласных и разных гласных (да-ду-ды-до, из одинаковых гласных и разных согласных (ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.

Профилактика задержки речевого развития

Для развития речи у детей 4-летнего возраста, родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.

Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся, дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди).

Читайте также:  Чтение и развитие личности ребенка

Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами, окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков,можно делать специальную гимнастику:

• поиграть с язычком в прятки,

• сделать его узким и широким,

• постучать по зубкам кончиком языка.

Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.

На видео ниже показаны развивающие упражнения для речевого развития:

Когда внимание родителей направлено на развитие речи для детей 4–5 лет, они могут в короткие сроки добиться появления правильных и распространённых высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции. Невнятно говорящие дети должны быть обследованы логопедом, с ними следует проводить специальные занятия с участием логопеда, психолога, дефектолога. Как только у ребёнка наметилось отставание от сверстников в темпе освоения речи, следует немедленно обратиться к специалистам.

Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд. Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы.

Источник

Лариса Козлова
Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слуходвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др., а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранять речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Встречаются случаи, когда в 2 года малыши имеют абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различают на слух и произносят все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.

Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 4 и даже в 5 лет заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр.

Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней. Правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Фонематическое восприятие требует специального планомерного обучения. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Работу по развитию фонематического восприятия у детей можно разделить на 6 этапов (Н. А. Чевелева):

1. узнавание неречевых звуков;

2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. дифференциация слогов;

5. дифференциация фонем;

6. формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Задачи 1 этапа

узнавание неречевых звуков;

различение звуков окружающей среды;

определение источника, направления, акустического характера звуков

развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения);

развитие слуховой памяти;

повторение ритмического рисунка;

различение длительности неречевых звуков.

Задачи 2 этапа

различение силы голоса;

различение высоты голоса;

различение тембра голоса;

различение длительности звуков;

различение интонационной окраски голоса;

соотнесение сочетания звуков с предметным изображением.

Задачи 3 этапа

дифференциация существительных, отличающихся одним звуком;

дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре;

дифференциация глаголов, сходных по звучанию;

подбор слов, похожих по звучанию.

Задачи 4 этапа

дифференциация слогов, отличающихся гласными звуками;

дифференциация слогов с фонетически далёкими согласными звуками;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости – глухости;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по твердости – мягкости;

дифференциация слогов со свистящими и шипящими звуками.

Задачи 5 этапа

дифференциация гласных звуков;

дифференциация фонетически далёких согласных звуков;

дифференциация звонких и глухих согласных звуков;

дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков;

дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков.

Задачи 6 этапа

определение количества слогов в слове;

выделение ударного слога;

определение наличия звука в слове;

выделение ударного гласного из начала слова;

выделение конечного согласного звука;

определение количества гласных в звукокомплексах.

Узнавание неречевых звуков

«Глазки закрывай, что звучит, отгадай?»

Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.

Оборудование. Ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колоколь-чиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

«Где звенит колокольчик?»

Цель. Учить детей определять направление звука в пространстве.

Оборудование. Колокольчик.

Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

«Угадай, что делать?»

Цель. Развивать слуховое внимание.

Оборудование. Два флажка, бубен.

Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

«Угадай, кто сказал?»

Цель. Учить детей различать высоту голоса.

Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).

Ход. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

«Далеко или близко»

Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).

Оборудование. Предметные картинки или игрушки.

Ход. Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу., мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку, игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если взрослый говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.

Читайте также:  Рузская развитие общения ребенка со сверстниками

«Прогулка»

Цель. Развивать у детей умение воспринимать интонационную окраску речи.

Ход. Бумажные ёлочки, цветочки, домик, фигурки домашних животных.

Оборудование. Взрослый берёт бумажную куклу и предлагает ей дать имя (Маша). Машенька вышла из домика и пошла гулять. Идёт по полю, любуется цветами. «Ах!» /какой красивый цветок/, «О…» /как много колокольчиков/. Вдруг Машенька увидела зайчика /тоненьким голоском/: «Здравствуй, Машенька! Куда ты идёшь? – Я гуляю, цветами любуюсь». Вдруг сучья затрещали. Машенька испугалась: «Ой!» А навстречу ей медведь идёт /низким голосом/: «Здравствуй, Машенька! Куда путь держишь?» — /тоненьким голоском/: «Я гуляю, цветы собираю». Идёт лиса: «Здравствуй, Машенька! Не видала ли ты зайчика?» — Как вы думаете, ребята, что ответила ей Машенька? Перед началом игры взрослый говорит детям, чтобы они пытались узнать по голосу, когда Машенька обрадовалась, а когда испугалась.

Различение слов, близких по звуковому составу

«Так ли это звучит?»

Цель. Учить детей находить слова, сходные и различные по звучанию.

Оборудование. Три большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, скворчата, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением предметов и животных, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка; бельчата, зайчата, волчата).

Ход. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в пустые клетки. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести каждое слово.

«Соедини правильно»

Цель. Учить подбирать «слова-друзья».

Оборудование. Изображенные на листах картинки, названия которых звучат похоже (жук-лук, майка-зайка, банки-санки, карандаш.

Ход. Взрослый предлагает детям назвать изображенные картинки и соединить линией те, названия которых звучат похоже.

«Звуковые часы»

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Оборудование. 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

коза-коса

трава-дрова

катушка-кадушка

уточка-удочка

мишка-мышка

крыша-крыса

каска-маска

уточка-удочка

кит-кот

усы осы

ком-сом

дом-дым

Ход. Взрослый помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру «Звуковые часы». Объясняет: «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Взрослый вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коса – коза»). Затем взрослый передвигает стрелку на следующую картинку.

«Хлопни в ладоши, если я ошибусь»

Цель. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу.

Оборудование. Предметные картинки (вагон, чистый листок бумаги.

Ход. Взрослый показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д. Затем взрослый показывает чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака.» И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Дифференциация слогов

«Подними кружок, если я ошибусь»

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся гласными звуками.

Оборудование. Сигнальные кружки красного цвета.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся гласными звуками. Например, ма-ма-ма-му. Дети определяют, что здесь лишнее (му) и поднимают сигнальные кружки.

«Какой слог лишний?»

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся фонетически далёкими

согласными звуками.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся согласными звуками. Например, на-на-на-па. Дети определяют и называют лишний слог (па).

«Скажи наоборот»

Цель. Различать слоги, отличающиеся согласными звуками по твердости-мягкости.

Ход. Взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а дети – с мягкими. Или наоборот.

Взрослый

ма

му

мо

мы

Ребенок

мя

мю

мё

ми

Дифференциация фонем

Игры варьируются за счет подбора звуков.

«Чья песенка?»

Цель. Упражнять детей в дифференциации гласных звуков.

Оборудование. Предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички.

Ход. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

«Сломанный телевизор»

Цель. Учить различать гласные звуки.

Оборудование. Символы гласных звуков, плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а ребенок поднимает соответствующий символ.

«Отгадай, кто или что это?»

Цель. Учить детей различать согласные звуки.

Ход. Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара.

Ход. Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки.

Развитие навыков элементарного звукового анализа

«Сколько звуков я произнесла?»

Цель. Определять количество гласных в звукокомплексах.

Оборудование. Красные кружки.

Ход. Детям раздаются по несколько красных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иау и т. п. Дети откладывают на столах столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

«Веселые звуковички»

Цель. Учить определять количество гласных в звукокомплексах, соотносит их с символами и выкладывать в нужной последовательности.

Оборудование. Символы гласных звуков.

Ход. Взрослый произносит сочетания гласных звуков сначала по два звука: ау, уи, аи, затем по три: ауи, иау, уиа, уаи, аиу, иуа. Дети раскладывают на столах сиволы звуков в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

«Кто первый?»

Цель. Учить выделять ударный гласный в начале слова и соотносить его с символом.

Оборудование. Символы звуков У, О, А, И, Э, предметные картинки утка, ослик, аист, иволги, эму.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую, слово, которое начинается с ударного гласного а, у, о, и или э. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «Удочка». Затем выбирает из символов тот, который соответствует начальному гласному в слове.

«Звук потерялся»

Цель. Учить определять последний согласный звук в слове.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход. Взрослый показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: «Тан, пау, вени…» и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил взрослый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1991.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для раз