Брадилалия особенности развития ребенка

Брадилалия особенности развития ребенка thumbnail
Характеристика брадилалии

В логопедии брадилалия – это речевое нарушение, при котором страдает темп и ритм речи из-за медленной работы артикуляционного аппарата. Но характеристика болезни не так проста, как кажется. Для устранения такого дефекта недостаточно оказания только логопедической помощи. А в отсутствии грамотной коррекции наступают более серьезные последствия, затрудняющие нормальную жизнь ребенка.

Характеристика брадилалии

Брадилалия – это нарушение темпа речи, которое проявляется не только в замедленном проговаривании слов, но и продумывании мыслей. Другими словами, при таком заболевании страдает как внешняя, так и внутренняя сторона речи, а значит неизбежно проблема касается чтения, письма, образования в целом. Со стороны это видится как очень медленный разговор, с длинными паузами между каждым словом.

Брадилалия у детей опасна еще и тем, что со временем может привести к заиканию. Общая коммуникация настолько сложна, что больной старается избегать любых контактов с другими людьми, появляются психологические проблемы.

Важно! В отличии от многих других речевых нарушений, при брадилалии ребенок осознает свой дефект, а значит довольно быстро понимает собственную неполноценность.

Причины нарушения

Этиология брадилалии чаще всего связывается с патологией в устройстве и работе головного мозга. В редких случаях специалисты говорят о неправильном речевом воспитании, но его скорее можно назвать одним из факторов, способствующих развитию болезни, а не истинной причиной. Источниками, которые могут привести к нарушению считаются:

  1. Генетическая предрасположенность, когда болезнь передается от родителя к ребенку.
  2. Сильная интоксикация в период беременности матери или в первый год жизни малыша.
  3. Резус-конфликт крови, при котором мать является носительницей отрицательного, а ребенок – положительного резуса.
  4. Новообразования в головном мозге.
  5. Болезнь Паркинсона.
  6. Черепно-мозговые травмы, полученные в разные периоды жизни.
  7. Менингит, энцефалит и другие инфекционные заболевания, оказывающие влияние на работу головного мозга и ЦНС.
  8. Психические заболевания, такие как олигофрения.
  9. Нарушения в работе мозжечка.

В зависимости от конкретной причины, патогенетические механизмы при брадилалии могут отличаться. Так, характеристика мозжечкового нарушения предполагает немодулированную речь. Она теряет интонацию, тембр, выраженные в стандартном произношении.

Виды брадилалии и их характеристика

Как таковая классификация брадилалии не определена, но специалистами принято разделять 3 степени болезни: легкую, среднюю и тяжелую. Первые две могут быть даже не заметны окружающим. Третья – нарушает коммуникацию больного.

Характеристика тяжелой степени брадилалии

Такая брадилалия – патологически замедленный темп речи и ключевое слово в определении «патология». Это значит, что если остальные формы брадилалии требуют незначительной коррекционной работы, то для устранения тяжелого дефекта не обойтись без многостороннего лечения. Болезнь сопровождается множеством симптомов, проявляющихся не только в речевой, но и в двигательной сфере.

Речевые проявления

Двигательные проявления

  • Замедление темпа внутренней и внешней речи
  • Низкая скорость чтения, письма
  • Гласные звуки произносятся более растянуто, чем это требуется
  • Длинные паузы во время проговаривания
  • Монотонность, слабая эмоциональность
  • Медленные, даже вялые движения
  • Слабая мимика
  • Неразвитая моторика и координация, из-за чего появляется неуклюжесть
  • Проблемы с мелкой моторикой
  • Застревание на одной деятельности, движениях

Важно! Механизм и структура дефекта при брадилалии не меняют звукопроизношение, а значит фонемы произносятся правильно, просто очень заторможено.

Базовые способы диагностики

Дифференциальная характеристика брадилалии и тахилалии, которая также относится к нарушениям темпа, составляется по результатам тщательной диагностики. Она позволяет дифференцировать заболевания от дизартрии, заикания и других логопедических проблем. При брадилалии механизм появления и развития нарушения гораздо сложнее, чем при многих других схожих проблемах, поэтому диагностическое обследование затрагивает 3 сферы: медицинскую, психолого-педагогическую и логопедическую. Стандартные способы исследования каждой сферы представлены на схеме.

Читайте также:  Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста курсовая

Медицинская характеристика болезни составляется по результатам консультации невролога и психиатра. Они не только изучают анамнез обследуемого, но и назначают специальные обследования головного мозга. Психолого-педагогическую диагностику проводят психолог и дефектолог, преимущественно с помощью тестов и индивидуальной беседы.

Логопедическая характеристика составляется по стандартной схеме. Изучается состояние органов артикуляции, моторики, произношения. Для этого используется различный дидактический материал, личная беседа. По результатам всех обследований составляется письменная клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с брадилалией.

Какие делаются обследования

Для составления полной характеристики брадилалии и выявления ее причин проводится множество инструментальных медицинских исследований. Самые распространенные среди них:

  1. Магнитно-резонансная томография
  2. Электроэнцефалография
  3. Позитронно-эмиссионная томография
  4. Реоэнцефалография
  5. Люмбальная пункция

На их основе изучается органическая сторона болезни, продумывается лечение и коррекция.

Важно! Проведение диагностики не должно быть единичным. По ходу проведения коррекционной работы и на фоне приема медицинских лекарств обследования проводятся повторно, чтобы увидеть изменения.

Основные способы лечения и коррекции

Устранение дефекта также носит комплексный характер. Используются медицинские, психотерапевтические и логопедические методики. Их характеристики представлены в таблице.

Сфера воздействия

Методики

Медицинская

  • Назначение лекарственных средств и витаминов
  • Лечебная физкультура
  • Физиотерапия
  • Бальнеотерапия

Психотерапевтическая

  • Психотерапевтические занятия
  • Аутогенные тренировки

Логопедическая

  • Логоритмические занятия
  • Логопедический массаж
  • Развитие моторики

Характеристика логопедической работы

Основная задача логопеда при проведении коррекционной работы ребенка с брадилалией: развитие быстрых и четких артикуляционных движений. Ускорение темпа речи проводится в несколько этапов:

  1. Специалист задает темп одной фразой, сопровождаемой дирижированием, хлопками, другими ритмичными движениями. Ребенок повторяет фразу, подстраиваясь под указанный темп.
  2. Далее предлагается упражнение со стихотворением, строчки из которого повторяются с максимально возможной скоростью.
  3. Затем темп закрепляется при рассказывании сказок, чтении, присоединяется выразительность, эмоциональность.
  4. На последнем этапе работу проводят с помощью скороговорок, чистоговорок.

Характеристика упражнений может в некоторой степени изменяться, подстраиваясь под возможности ребенка. Дополнительно проводятся упражнения, направленные на ускорение внутренней речи. При своевременной и качественной логопедической работе, прогноз для детей благоприятен, хотя еще долгие годы будет требоваться контроль со стороны родителей или самоконтроль.

Какие специалисты лечат

Обойтись только помощью логопеда при тяжелом развитии брадилалии не удастся. В зависимости от конкретной ситуации, больного ведут:

  1. Невролог, если нарушение появилось в следствие неврологических проблем.
  2. Психиатра, если прослеживаются психологические или психические проблемы (например, депрессия).
  3. Физиотерапевт.

Работа ведется всеми специалистами одновременно и завершается в разное время.

Профилактика заболевания

Профилактика тахилалии и брадилалии заключается в предупреждении развития неврологических заболеваний, инфекционных болезней, опасных для ЦНС. Необходимо избегать ситуаций, в которых можно получить травму головы. Ребенок должен придерживаться распорядка дня, правильно питаться.

Что касается речевого развития, то здесь важны создание положительного примера, комфортное и полноценное общение со сверстниками, своевременное обращение к специалистам. Если склонность к брадилалии носит генетический характер, следует ограничить общение ребенка с родственником, страдающим недугом.

Читайте также:  Влияние пренатального периода на развитие ребенка

Если болезнь была обнаружена на ранней стадии, исправить дефект речи можно довольно быстро и со стойким эффектом. Но поскольку проявиться она может не только в детском возрасте, но и во взрослом, симптомы вполне могут вернуться, при появлении новых причин, способствующих ее развитию. При обнаружении ухудшения состояния следует незамедлительно обратиться к специалисту и начать проведение коррекционных, лечебных, профилактических мероприятий.

Видео

106

Источник

Общее понятие

Брадилалия – это нарушенный темп речи у детей и взрослых, который возникает вследствие замедленной работы артикулярного аппарата. При брадилалии замедлена внутренняя и внешняя речь, письмо. Кроме того, брадилалия характеризуется изменением голоса – он становится монотонным и немодулированным, а также нечеткой артикуляцией.

Симптомы брадилалии

Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Наблюдается общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица.
У пациентов с  брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Они долго включаются в какой-либо вид деятельности, а также с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного его предъявления. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений.

1

Речь характеризуется замедленным темпом как внешней, так и внутренней речи; замедленным процессом письма и чтения.

2

При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами и между звуками внутри слова, растягивание гласных звуков, скандированность речи.

3

Голос монотонный, невыразительный, фиксированный на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония).

4

Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно.

5

Замедленность проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы.

6

Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует общению, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.

Процедуры

  • коррекционная работа, позволяющая развить хорошие речевые реакции и выразительность речи;
  • ЛФК;
  • массаж;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • бальнеотерапия;
  • логоритмика;
  • занятия с психотерапевтом, развивающие речевую активность;
  • аутогенные тренировки.

Формы

Брадилалия, симптомы которой могут выражаться в разной степени, бывает:

  1. Самостоятельным расстройством. Такая брадилалия развивается у вялых, медлительных и флегматичных людей.
  2. Симптомом и следствием различных заболеваний. Патология развивается по причине олигофрении, менингита, дистрофических поражений ЦНС и прочих заболеваний.
  3. Мозжечковой. Брадилалия такого типа сопровождается нарушенной речевой модуляцией и скандированной речью.

ДИАГНОСТИКА

Пациенты с брадилалией, нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром.

Педиатр. При обследовании необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. В ряде случаев для выяснения органической основы брадилалии требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга, люмбальной пункции и др.

Читайте также:  Развитие ребенка 8 лет распечатать развивающие задания

Невролог. Специалист выявляет и оценивает степень повреждения головного мозга. Чтобы поставить диагноз «алалия», могут быть назначены дополнительные обследования – МРТ мозга, эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография.

Невролог. Наряду с диагностическим обследованием речи, при брадилалии проводится изучение состояния общей, мелкой и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.

Логопед. Диагностика устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.). Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов.

КОРРЕКЦИЯ

Коррекционно- педагогическая работа по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы.

Лечение может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения. При необходимости проводится психотерапия. Лечение может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения. При необходимости проводится психотерапия.

Логопед в своей работе с пациентом старается выработать быстрые и четкие речевые реакций, развить просодическую сторону речи.

Логопедические занятия по коррекции брадилалии проводятся на немного ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания. Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.

С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны логопедический массаж, логоритмические занятия, подвижные игры с речевками и элементами спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игра на музыкальных инструментах, танцы и пение.

Брадилалия особенности развития ребенка

При постановке
логопедического
заключения важно
дифференцировать
брадилалию
от дизартрии и заикания.

!

ОЧЕНЬ ВАЖНО не спутать их и выбрать
правильные пути коррекции.

Брадилалия особенности развития ребенка

Причины

Причины брадилалии отличаются: они могут быть психологическими и биологическими.

Биологические причины – это:

  • генетическая предрасположенность;
  • неблагоприятные поражения ЦНС во время родов;
  • олигофрения;
  • развитие опухолей в головном мозге;
  • болезнь Паркинсона;
  • энцефалиты и менингиты;
  • травмы черепа.

Психологические причины – это:

  • депрессии;
  • неправильное воспитание речи у детей;
  • психическая заторможенность;
  • сниженные функции интеллектуального развития;
  • флегматичный склад характера.

Фазы развития

  1. Легкая стадия. Замедленный темп речи при такой брадилалии окружающие практически не замечают.
  2. Тяжелая стадия. Такая брадилалия характеризуется тяжелой задержкой речевого и умственного развития.

Прогноз

При раннем начале коррекции брадилалии прогноз благоприятен. Также он положителен в том случае, если причины появления брадилалии имеют психологический характер. Даже после того, как вылечена брадилалия и симптомы заболевания устранены, пациент должен наблюдаться у специалиста и постоянно контролировать темп собственной речи.

Профилактика

Исключить развитие брадилалии у детей и взрослых помогут следующие рекомендации:

  • предупреждение поражений ЦНС во время внутриутробного развития, родов и в течение послеродового периода, которые могут стать причиной брадилалии;
  • предупреждение черепно-мозговых травм и нейроинфекций;
  • соблюдение режима дня;
  • полноценный рацион;
  • правильное развитие речи у детей;
  • полноценное общение с окружающими.

Подпишитесь на нашу расcылку

Будьте в курсе последних новостей и акций

Источник