Влияние пренатального периода на развитие ребенка

Влияние пренатального периода на развитие ребенка thumbnail

Под пренатальным (от лат. prae – перед и natalis – относящийся к рождению) понимают психическое развитие плода с момента зачатия до рождения. В настоящее время влияние пренатального периода и родов на дальнейшее развитие ребенка не вызывает сомнений. Большинство исследований в этой области осуществлено в рамках психоаналитического понимания развития. При достаточно существенных отличиях во взглядах все исследователи сходятся во мнении, что психофизиологическое состояние матери влияет на поведение плода. Это означает, что эмоциональные или физические трудности матери с большой степенью вероятности будут негативно влиять на последующее развитие ребенка.

В частности, Джералд Блюм приводит данные, согласно которым у беременных женщин, находящихся в несчастье, плод проявляет значительное повышение активности. Он же ссылается на мнение доктора Хью Кармайкла о том, что плод реагирует на страхи и тревоги матери следующим образом: сильные химические сдвиги, вызывающие мгновенные или длительные изменения в составе крови матери, передаются плоду. Далее гормоны проникают через плаценту и оказывают будоражащее воздействие на плод, что проявляется в нарастании его двигательной активности. Длительное повторение такой стимуляции способствует поддержанию состояния раздраженности и гиперактивности в течение позднего периода внутриутробной жизни. Таким образом, большое количество материнских несчастий способно ослабить организм ребенка перед рождением и стать причиной каких-либо последующих трудностей[1].

Помимо чувствительности к эмоциональному состоянию матери, многие авторы отмечают зависимость плода от ее физического состояния. Есть мнение, что длительная усталость матери проводит к формированию гиперактивности плода. В частности, по вечерам его активность обычно выше, чем по утрам.

Плод восприимчив не только к непосредственным изменениям психофизиологического состояния матери. По данным исследований, активность плода вызывается внешней стимуляцией, например звонком в дверь, уже на 30-й неделе беременности. Шум вблизи матери приводит к учащению сердцебиения плода.

Анализируя влияние пренатального периода на развитие, особенно важно остановиться на трудностях нежеланного ребенка. Например, исследованиями показано, что эмоциональный антагонизм к вынашиванию плода может стать причиной преждевременных родов. Известный микропсихоаналитик С. Фанти подчеркивал, что весьма вероятным может стать появление у будущей матери бессознательной агрессии к ребенку, если он, по ее мнению, портит внешний вид или лишает удовлетворения каких-либо значимых для нее потребностей. Исследователь отмечал, что будущей матери не следует беспокоиться о собственном здоровье, поскольку любая попытка самосохранения преобразуется в бессознательное стремление отторжения ребенка.

Однозначно говорить о влиянии пренатального периода на личность при современном уровне развития науки трудно. Однако стоит обратить внимание на мнение многих исследователей о том, что пренатальные условия бывают травматичными и это связано с физиологическим или эмоциональным неблагополучием матери.

Более дискуссионным является вопрос о влиянии родов на последующее развитие. Так, еще Зигмунд Фрейд обратил внимание, что на новорожденного обрушивается огромное количество стимулов, тогда как он не обладает адекватными способами их переработки. Эта первая опасная ситуация, по мнению ученого, является моделью для более поздней тревоги. Отго Ранк, последователь Фрейда, уже отводил «травме рождения» центральную роль в последующем развитии личности.

Таким образом, вопрос о механизме влияния беременности и родов на развитие ребенка сегодня является дискуссионным. В то же время влияние эмоционального состояния будущей матери на развитие плода подтверждается не только исследованиями, но и наблюдениями практических психологов.

Источник



Данная статья посвящена рассмотрению влияния патологических факторов на внутриутробное развитие ребенка. Среди многочисленных факторов, которые способны вызывать различные формы патологических реакций в организме матери и плода, наибольшее значение имеют: лекарственные препараты, физические факторы внешней среды, соматическая патология матери, инфекционные заболевания, резус-конфликт, вредные привычки, нарушения в системе мать — плацента — плод.

Ключевые слова: антенатальная охрана здоровья, беременность, внутриутробное развитие, врожденные аномалии, гемолитическая болезнь, лекарственные препараты, плод, тератогены, фетопатии, эмбриопатии

В последние десятилетия активно изучается развитие ребенка в рамках взаимодействия с матерью, как единой системы. Несомненно, что основы здоровья закладываются в период пренатального фило- и онтогенеза. Заболеваемость и гибель зародышей и плодов на сегодняшний день достаточно высока. Пренатальные болезни и генетические дефекты ведут не только к спонтанным абортам, выкидышам, но и преждевременным родам, дизонтогенезу, пренатальным заболеваниям.

Интерес к пренатальной патологии возрастает и в связи с тем, что развитие зародыша зависит не только от сложности системы «мать-плод» и условий внешней среды, наследственности, но и от состояния здоровья матери. На сегодняшний день недостаточно изучены реактивные свойства зародыша на различных этапах пренатального развития и механизмы дизонтогенеза.

Пренатальная патология очень многообразна, поэтому очень затруднительна ее нозологическая интерпретация. Перечень «врожденных аномалий» в МКБ- 10 занимает 60 страниц без внутринозологической характеристики, а болезни и состояния, возникающие в пренатальном периоде, можно найти в 9 классах МКБ-10.

Все развитие, начиная от созревания половой клетки до рождения зрелого плода, делят на два периода — период прогенеза и период киматогенеза. В период прогенеза возможно возникновение патологии гамет — гаметопатии. Патологии гамет могут стать источником наследственных пороков развития или заболеваний, проявляющихся на разных этапах внутриутробного и внеутробного развития. Период киматогенеза делится на три периода: бластогенез, эмбриогенез, фетогенез. Патология первого периода называется бластопатией. Она может проявиться в нарушении имплантации, различных тяжелых пороках развития плода и плаценты. К патологии второго периода — эмбриогенеза, относят врожденные пороки развития, которые охватывают систему или системы органов. Третий период — фетогенез, его патология носит название фетопатии. Которые в свою очередь, делятся на инфекционные и неинфекционные. [2, с. 95]

Читайте также:  Центр развитие ребенка донецка

Вредные факторы, вызывающие аномальное развитие плода, называются тератогенными. Тератогенез — это возникновение пороков развития у плода под действием тератогенных агентов (радиация, химические, лекарственные вещества, инфекции). Тератогенные эффекты могут проявляться как анатомическими дефектами, так и генными или цитогенетическими нарушениями. Тератогенным считается такое влияние, которое приводит к пороку развития плода или эмбриона, развивавшегося до этого нормально.

Среди повреждающих факторов, которые могут действовать на внутриутробное развитие плода, начиная с момента зачатия, можно выделить: лекарственные препараты, физические факторы внешней среды, соматическая патология матери, расстройство плацентарного кровообращения, резус — конфликт, вредные привычки, инфекционные заболевания у матери, родовые травмы. Особенно неблагоприятное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, момент оплодотворения и в первые месяцы беременности — у эмбриона и плода возникают тяжелые пороки развития, часто беременность прерывается [2, с. 96].

В настоящее время около 80 % женщин во время беременности получают различные лекарственные вещества. Вред, наносимый лекарственными средствами, зависит от его фармакологического действия, дозы, а также стадии развития плода. Нарушения развития эмбриона или его смерть возможны, если лекарственные средства применяют незадолго до зачатия. После 11 дня начинается органогенез, поэтому применение лекарственных препаратов в I триместр беременности нежелательно, в связи с высоким риском формирования врожденных аномалий. Между 4-й и 9-й неделями беременности лекарственные средства обычно не вызывают серьёзных врожденных дефектов, но могут нарушать рост и функционирование нормально сформированных органов и тканей. Структурные дефекты после 9 недели, как правило, не возникают. Потенциал тератогенного действия лекарственных средств зависит от многих факторов, прежде всего от состояния плацентарного барьера. Таким образом, лекарственные средства назначать беременным необходимо только по определенным показаниям, кроме того необходимо учитывать его фармакодинамику в организме матери и плода [4, с. 252]

Для беременных представляют высокий риск такие физические факторы внешней среды, как радиация и действие химических веществ. Нарушения развития плода в основном зависит от срока беременности с момента воздействия повреждающего агента и его концентрации в организме. Физические факторы (электромагнитное излучение, ультразвук, гипотермия, гипертермия) могут оказывать тератогенное, мутагенное и канцерогенное воздействие. Указанные эффекты могут наблюдаться как у лиц, подвергшихся повреждающим физическим воздействиям, так и у их потомства. Отдельные осложнения проявляются сразу после воздействия, другие (тератогенный эффект) — в более отдаленные сроки. Такие отдаленные эффекты, как злокачественные опухоли и аномальное развитие органов и систем, могут быть обусловлены цитогенетическими нарушениями в половых или аутосомных клетках, а также генными мутациями [3, с. 424].

Ионизирующее излучение. Особенно опасно облучение всего материнского организма или матки (плода). Облучение на доимплантационной или ранней стадии имплантации приводит к гибели эмбрионов. На любой последующей стадии облучение вызывает задержку развития и пороки. ЦНС особенно чувствительна к облучению на всех стадиях эмбриогенеза, и последствиями этого являются микроцефалия и умственная отсталость. Любая доза облучения вредна для человека в любой период, но особенно во время внутриутробного развития. Поздние эффекты облучения даже небольшими дозами проявляются злокачественными заболеваниями или различными изменениями в наследственном аппарате [2, с.105].

Гипоксия плода и новорожденного до сих пор является основной причиной перинатальной заболеваемости и смертности. Частота гипоксии плода и новорожденного составляет 5–10 % всех родов. Исходы характеризуются поражением ЦНС различной степени: от легких функциональных, проходящих до тяжелых с анатомическими изменениями и смертью. Промежуточные между ними состояния с необратимыми изменениями (различные неврологические нарушения, умственная отсталость и др.) могут наблюдаться как при тяжелых и продолжительных формах гипоксии, так и при кажущихся по клиническому течению легкими и кратковременными. Нервно-психические заболевания у 80 % детей обусловлены или связаны с перинатальной гипоксией. [3, с.427].

Плацентарная недостаточность. Многосторонняя функция плаценты обеспечивает взаимодействие организмов матери и плода, направленное на нормальное течение беременности и развитие плода. Различным отклонениям в развитии плода и новорожденного предшествуют функциональные и анатомические нарушения плаценты, что называется плацентарной недостаточностью. В основе ПН лежит нарушение маточно-плацентарного кровотока как вследствие снижения притока крови, так и вследствие уменьшения ее оттока. В последующем развиваются инфаркты, отек и преждевременная отслойка плаценты. Перечисленные изменения при плацентарной недостаточности оказывают тератогенное воздействие на плод, а также нарушают барьерную функцию плаценты, что способствует трансплацентарному переходу различных агентов, в свою очередь обладающих тератогенными эффектами. Как правило, ПН сопровождается задержкой или прекращением развития плода. В зависимости от выраженности снижения доставки к плоду кислорода выделяют три последовательных этапа: гипоксемию, гипоксию и асфиксию. [3, с. 419].

Резус-конфликт возникает при беременности женщины с отрицательным резусом, если кровь у плода — резус-положительная. В первую очередь поражается центральная нервная система плода, печень, почки и сердце, в полостях и тканях его накапливается жидкость, которая препятствует нормальному функционированию органов и систем вплоть до внутриутробной гибели в тяжелых случаях. Гемолитическая болезнь новорождённых развивается преимущественно в результате несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповым антигенам. Гемолиз эритроцитов плода и новорождённого приводит к гипербилирубинемии и анемии, вследствие чего могут повреждаться структуры головного мозга.

Алкогольный синдром плода или алкогольная эмбриофетопатия, возникает у детей матерей, систематически принимающих во время беременности алкоголь. В клиническом течении АСП выделяют четыре основных синдрома: 1) задержка внутриутробного развития; 2) дисфункция ЦНС с нарушением умственного развития; 3) черепно-лицевые дисморфии; 4) врожденные пороки развития. Повреждения ЦНС выражаются в развитии микроцефалии, нарушениях интеллекта, состояния возбуждения. Сравнительно часто встречаются врожденные пороки сердца, неправильное развитие верхних и нижних конечностей. Перинатальная смертность при данном синдроме высокая, поэтому систематическое употребление алкоголя во время беременности является фактором высокого рыска развития перинатальной патологии.

Читайте также:  Предречевое развитие ребенка до года

Не менее опасно и табакокурение беременной, которое приводит к нарушению плацентарного кровообращения. Наиболее выраженное токсическое воздействие никотин оказывает на нервную и сердечно-сосудистую системы. Основными клиническими проявлениями «табачного синдрома» плода являются задержка внутриутробного развития, дыхательные нарушения и гипоксическое поражение ЦНС.

Употребление наркотиков во время беременности может привести к развитию врожденных пороков ЦНС, мочеполовой системы, самопроизвольному выкидышу, отслойке плаценты. Для детей, рожденных от матерей наркоманок, характерны повышение нервно-рефлекторной возбудимости, судороги [1, с. 46].

Инфекционная патология плода возникает при попадании микроорганизмов от беременной к плоду. В нашей стране принята классификация ВУИ, в которой в I группу объединены все вирусные заболевания эмбриона и плода, а во 2-ю — заболевания плода, вызванные бактериальной флорой. Клинические проявления и тяжесть течения ВУИ зависят от вида возбудителя, его вирулентности, массивности обсеменения, уровня иммунной реактивности организма и стадии инфекционного процесса у беременной, срока гестации в момент инфицирования, путей проникновения возбудителя в организм беременной. При ВУИ, возникших в первые 3 мес. беременности, соответствующие периодам органогенеза и плацентации, возникают инфекционные эмбриопатии, для которых характерны истинные пороки развития, первичная плацентарная недостаточность, неразвивающаяся беременность, самопроизвольные выкидыши. В случае возникновения ВУИ после 3 мес. гестации развиваются инфекционные фетопатии, которые сопровождаются внутриутробной задержкой роста плода, формированием вторичной плацентарной недостаточности, возникновением дизэмбриогенетических стигм, собственно инфекционным поражением плода. [1, с. 36].

На этапе планирования беременности и в течение первых трех месяцев необходимо полностью воздержаться от каких-либо вредных воздействий, чтобы предотвратить возникновение врожденных аномалий. Необходимо заблаговременно проводить весь комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих нормальное течение беременности. В течение беременности необходимо также осуществлять наблюдение за организмом матери и плода в динамике.

Литература:

  1. Акушерство: Национальное руководство [Текст] / Под ред. Э. К. Айламазяна, В. И. Кулакова, В. Е. Радзинского, Г. М. Савельевой. — СПб.: СпецЛит, 2009. — 528 с.
  2. Акушерство и гинекология: клинические рекомендации / под ред. В. И. Кулакова. — М, 2006.
  3. Акушерство: учеб. пособие / Вл. И. Дуда, В. И. Дуда, О. Г. Дражина. — М.: Издательство Оникс, 2007. — 464 с.
  4. Мама и малыш / под ред. А. Д. Макацария, С. В. Кузнецова — М.: ОЛМА –Медиа групп, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): плод, внешняя среда, внутриутробное развитие, время беременности, нарушение, организм матери, плацентарная недостаточность, клиническое течение, плацентарное кровообращение, пренатальная патология.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное программное обеспечение деятельности учреждений дошкольного образования в Республике Беларусь

Программа развития системы дошкольного образования в РБ на 2009-2014 гг. разработана в соответствии с Законом РБ ”Об образовании“, а также ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (спец. образовании)“ на основе анализа современного состояния развития системы дошкольного образования в РБ. В Программе предусматривается реализация основных направлений гос. политики в сфере дошкольного образования.

В настоящее время вместо программы дошкольного образования «Пралеска» разработана новая учебная программа дошкольного образования, которая внедрена в образовательный процесс учреждений дошкольного образования в декабре 2012 г. Она определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения. В дошкольном образовании акцент ставится на развитие воспитанника, которое осуществляется по пяти основным направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, художественно-творческое и эстетическое.

Во всех дошкольных учреждениях с учетом запросов семьи предоставляются образовательные услуги по таким направлениям деятельности, как эстетическое, музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, обучение иностранным языкам и др.

Образовательный процесс с детьми дошкольного возраста осуществляется с учетом их склонностей, в том числе по индивидуальным программам развития. Для этих целей организовано около 19 тыс.кружков (230,2 тыс. детей), в том числе 15,3 тыс. на платной основе (190,9 тыс. детей).

В 1982 г. была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (НАПВ). По мнению ученых данной ассоциации, пренатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни.

Проблемой влияния условий перинатального периода на эмоц.-личностное развитие ребенка занимались и занимаются следующие ученые: Андре Бертин, Соколова О.А., Батуев А.С., Мухамедрахимов Р.Ж., Чумакова Н.Г., Драпкин Б.З., Пальчик А.Б., Журба Л.Т., Авдеева Н.Н. и многие другие.

Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя». Роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоц. состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших условий для развития.

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положит. эмоций (радости, успокоения), гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Сл-но, мать и ребенок представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода.

Читайте также:  Информация о беременности и развитии ребенка

Было установлено существование зависимости отклонений в поведении ребенка от месяца беременности, в который возникло травмирующее влияние на мозг ребенка, причем наибольшее значение для формирования эмоц. сферы ребенка, по данным ученых, имеют 4-й, 5-й и 6-й месяцы внутриутробной жизни, когда наиболее активно развиваются и дифференцируются мозговые структуры, которые играют основную роль в формировании эмоций.

Однако на нормальное физическое и психическое развитие плода влияют не только материнские эмоции, но и различные внешние факторы, в том числе вещества, применяемые в быту. Напр., курение может привести к нарушениям в развитии тканей нервной системы и головного мозга.

Таким образом, на развитие плода, формирование его психики и эмоц. состояния во взрослой жизни оказывает огромное влияние эмоц. и физическое здоровье матери во время беременности, а также образ жизни беременной женщины.

Уровень сенсорного восприятия плода.Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к 3-му месяцу беременности. На протяжении последующих 6 месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая х-на для региона проживания родителей.

На сегодняшний день наиболее хорошо изучены чувствительность и слух. Отмечено, что когда отец или мать совершают нежные поглаживания живота, то ребенок ощущает эти прикосновения и ещё до рождения он чувствует эмоц. успокоение и заботу родителей, что в дальнейшем сказывается на его дальнейших отношениях с родителями уже после рождения и когда он становится более взрослым ребёнком.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг плода, формируются уже в конце 6-го месяца беременности. Звук оказывает огромное влияние в развитии не только плода но и дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Например, если отцы часто разговаривают с плодом во время беременности, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать их голос. Это сделает более прочной связь ребенка с отцом, что самым положительным образом отразится на психическом и эмоц. состоянии ребенка.

Малыши часто узнают песни и музыку, услышанные в пренатальном периоде, причем они действуют успокаивающе на ребёнка и могут использоваться родителями, напр., при его сильном эмоц. напряжении как успокаивающее средство. Что касается рок-музыки, металла и т.п., то такое воздействие на плод является негативным и отрицательно действует на его развитие в утробе матери и на состояние психики уже после рождения. Дети родителей, увлекающихся рок-музыкой, чаще страдают различными нервными расстройствами.

Эмоц. след в формировании личности ребенка.Развивающийся плод запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоц. характера, которые поставляет ему мать. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с рождением; богатство общения с плодом оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей жизни.

Чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие – заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты с классической музыкой и картинные галереи. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто сразу готовясь отправит его на работу сразу после рождения.

Тревожные переживания беременной женщины оказывают существенное влияние на развитие ребенка первых месяцев жизни. Дети матерей с высоким уровнем тревоги х-ся в неонатальном периоде тенденцией к угнетению центральной нервной системы, эмоц. неустойчивостью, нарушением качества сна, имеют более низкие баллы по психомоторному развитию, нарушение коммуникативных функций в виде неполноценного «комплекса оживления». Оптимально, когда женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

Современные исследования в области психологии и психиатрии доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения. В результате благополучных физиолог. родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положит. установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят ряд негативных факторов. Причем х-р негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и х-ром вмешательства в их ход.

Таким образом, мать и отец будущего ребенка при желании и ответственном отношении к будущему малышу, могут заложить в него фундаментальные, базовые основы его личности, что во взрослой жизни будет очень важно для социализации ребенка, и помогут ему найти себя в жизни.

Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2854; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник