Анна фрейд развитие ребенка

Анна фрейд развитие ребенка thumbnail

Анна Фрейд: линия развития ребёнка от смеси любви и сосания к рациональному питанию

Анна Фрейд разработала концепцию развития ребенка, одним из основных понятий которой было понятие о линии развития (Freud, 1965).

Основная линия развития — это последова­тельность фаз, которая ведет от выраженной зависимости от мате­ринской заботы к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям.

Анна Фрейд описала следующие линии развития:

  • «От полной зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрос­лым объектным отношениям».
  • Линии, приводящие к телесной независимости, например: «от сосания к рацио­нальному питанию».
  •  «От эгоцентричности к партнерству (дружбе)».
  •  «От тела к игрушке, и от игры к работе».

Приведем пример развития по линии «От сосания к рациональному питанию».

Фазы этого пути выглядят следующим образом.

панда-бутылка1. Вскармливание грудью или с помощью бутылки (по часам или по тре­бованию) с обычными трудностями кормления, вызванными пере­падами аппетита и пищеварительными расстройствами, а также тре­вогой матери относительно кормления.

Вмешательство в процесс удовлетворения потребностей: ненужная отсрочка пищи, диета или принуждение к кормлению — образуют первые нарушения в позитивном отношении к еде.

2. Отлучение от груди или бутылки, инициатором которого бывает либо сам ребенок, либо мать.

В случае, если отлучение инициировано матерью, особенно если это начинается в раннем возрасте ребёнка и протекает в сжатые сроки, протест малыша против лишения груди искажает нормальное удовольствие от еды. Трудности могут возникать также с введением твердой пищи, новых вкусов и консистенций, которые ребенок либо приветствует, либо отвергает.

3. Переход от кормления к самостоятельной еде, с помощью приборов или без них, «пища» и «мама» все еще ассоциируется друг с другом.

При­ём пищи может становиться полем битвы, на котором могут происходить сражения, связан­ные с трудностями материнско-детских отношений.

4. Самостоятельная еда с использованием ложки, вилки, разногласия с ма­терью о количестве съедаемого сменяются вопросами манер поведения за столом.

нутелабелкаТакже в этой фазе может возникать тяга к конфетам как адекватному фазе заместителю  удо­вольствия от сосания; пищевые причуды (капризы) и вновь приобретенное отвращения.

5.Постепенный выход из уравнивания между пищей и мамой в эдипо­вой фазе (3-5 лет).

Установки к еде по-прежнему иррациональны, но теперь могут быть обуслов­лены инфантильными сексуальными теориями, а именно: беременности че­рез рот (страх отравления); беременности (страх пополнеть); анальных ро­дов (страх приема пищи и ее выхода).

6. Постепенный выход из сексуализации еды в латентный период с со­хранением или даже увеличением удовольствия от еды.

Увеличение рацио­нальных установок к пище и самостоятельное определение в еде, при этом весь более ранний опыт этой линии имеет определяющее значение в форми­ровании индивидуальных пищевых привычек во взрослой жизни, вкуса, пред­почтений, а также последующих пристрастий или отвращения в отношении пищи или питья.

Из этой линии вытекают следующие следствия:

1. Реакции ребенка на изменения второй фазы (отлучение от еды и вве­дение новых вкусов и консистенций) впервые отражает либо его стремление к продвижению вперед и склонность к приключениям (в случае если с удовольствием принимается новый опыт), либо цепляние к уже существующим удовольствиям (когда каждое изменение переживается как уг­роза и лишение). В зависимости от преобладания той или иной установки в процессе принятия пищи это распространится и на другие области развития.

Осторожный в пище ребёнок чаще всего будет большим консерватором ив остальных вопросах. Надо помнить в то же время, что все дети консерваторы (больше, чем взрослые привыкли думать)

любовь-еда2. Равенство еда=мать, которое сохраняется в восприятии ребенка в течение первых четырёх фаз, представляет собой рациональную основу для уверенности матери, что каждый отказ ребенка от пищи наце­лен лично на нее, то есть выражает отвержение ребенком ее материнской за­боты.

Эта уверенность лежит в основе сражений по поводу пищи со стороны матери.

Это также объясняет, почему в этих фазах с отказом от еды или стойкими капри­зами может легче справиться временно замещающий мать чужой человек.

Это также объясняет, почему травматическое отделение от матери часто сопровож­дается отказом от пищи (отвержение материнской замены), либо же жадно­стью и перееданием (еда воспринимается как заместитель материнской любви).

Читайте также:  Развитие ребенка через классическую музыку

После 6-й фазы процесс принятия пищи становится собственной забо­той зрелой личности. Прежнее сражение с матерью по поводу еды иногда заменяется внутренним рассогласованием — между сознательным желанием есть и бессознательно принятой установкой о невыносимости какой-либо пищи, то есть различными пищевыми неврозами и нарушениями пищеварения.

Вообще, трудности, связанные с количеством принимаемой пищи в течение всей жизни, напрямую связываются психоаналитиками с ранними отношениями с матерью. Однако в более позднем возрасте эти проблемы становятся внутренним конфликтом (например, булимия или анорексия).

В статье использован материал из книги Э.Г. Эйдемиллера «Детская психиатрия»

Поделитесь знанием с друзьями!

  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Источник

Лекции.Орг

«Исследование детей оказалось уникальным, по крайней мере, в одном отношении – это было единственным новым приемом, открывшим возможность проверить правильность реконструкции в анализе взрослого возраста. Теперь впервые с применением напрямую психоаналитического подхода с маленькими детьми, стало живой, наглядной и очевидной реальностью то, о чем раньше только догадывались» (1970).

В 1926 году она вместе с некоторыми своими коллегами (Дороти Бурлингам и Евой Розенфельд, с Питером Блоссом и, позже, Эриком Эриксоном – учителями) основала небольшую школу в Вене для детей в возрасте от семи до тринадцати лет. Она была предназначена для тех детей, чьи родители прошли анализ или проходили лечение. Соответственно, это давало возможность наблюдать, как понимание психоаналитического подхода способствует образовательному процессу и, в частности, поощряло ранние наблюдения за взаимодействием развития и образования.

Концепция «линии развития» использовалась в психоаналитической теории развития как метафора, отражающая процесс последовательного развития и подчеркивающая его непрерывный и кумулятивный характер. Фрейд был первым, кто предложил одну из таких линий: идею последовательных этапов созревания либидо. Относительно процесса поиска контекста, внутри которого развивается личность ребенка, Анна Фрейд предположила (1962, 1963), что серия предсказуемых, и разворачивающихся линий характеризует развитие, а совпадение или несовпадение их параметров определяет норму или патологию.

В своей формулировке линий развития Анна Фрейд подчеркивала их взаимодействие и взаимозависимость (взаимодействие последовательных стадий взросления, опыта взаимодействия с окружающим миром, стадии развития.

Анна Фрейд делала акцент на понимании скрытых причин специфического поведения. Она, например, рассматривала отношение ребенка к матери как отражение интегрированного Ид, Эго и Суперэго, включая адаптивные, динамические и генетические факторы. Она говорила о линии «от зависимости – к эмоциональному доверию к себе, а от него – к взрослым отношениям с объектами»; или о линиях, приводящих в результате к телесной независимости «от сосании груди – к рациональному питанию», «от пачкания пеленок – к контролю за деятельностью мочевого пузыря и кишечника», «от безответственности – к ответственности в управлении телом». Эта «историческая реальность» отражала стадии в формировании скрытых психических структур и помогла ей понять прогресс в развитии ребенка по мере его приспособления к условиям жизни.

Анна Фрейд: развитие представляет собой как прогрессивное, так и регрессивное движение. Однако она полагала, что сравнение прогресса при рассмотрении нескольких линий развития создает контекст, внутри которого можно проследить эмоциональную зрелость или незрелость ребенка, нормальность или патологию, отдельно от симптомов. Она предвидела, что другие предложат большое разнообразие линий развития, и что эти линии, собранные вместе, смогли бы «создать убедительную картину индивидуальных детских достижений или… неудач в развитии личности» (1965).

Взгляды Анны Фрейд на развитие объектных отношений сформировались на основе ее наблюдений за младенцами и маленькими детьми Хэмпстедского детского дома, надолго разлученными с родителями (1942).

1) Младенцы в первые несколько месяцев жизни. Основная функция матери в этот период — удовлетворение физических нужд. Либидинозное отношение ребенка к матери зависит от степени его удовлетворения. Малыши, разлученные со своими матерями, уже на этой ранней стадии развития обнаруживают признаки расстройства, отчасти объяснимые нарушением порядка жизни и отчасти утратой специфической близости с матерью.

2) Во втором полугодии жизни отношения с матерью выходят за рамки, определяемые физическими потребностями. Стадия постоянства объекта, когда мать уже являтся стабильным либидинозным объектом, и либидинозное отношение ребенка к ней не зависит от степени его удовлетворения (1965). Привязанность между матерью и младенцем достигает полноты развития, приобретая силу и многообразие зрелой человеческой любви, и все инстинктивные желания ребенка сосредотачиваются на его матери (1942). Она видела также, что затем эти «счастливые отношения» ослабляются и омрачаются чувствами амбивалентности и позже соперничества; с появлением этих противоречивых переживаний ребенок «приобщается к сложным переплетениям чувств, характеризующим эмоциональную жизнь человека» .

Читайте также:  Речевое развитие ребенка 6 года жизни

3) На следующей стадии, между тремя и пятью годами, неизбежные разочарования эдипова периода и переживание утраты любви родителей, усиленно стремящихся «цивилизовать» ребенка, делают его легко раздражающимся и гневливым. Моментные яростные желания смерти родителей, словно подтверждаясь разлукой, вызывают огромное чувство вины и сильнейшее страдание. Интенсивность страдания, связанного с сепарацией, может серьезно повлиять на будущую адаптацию, и назвала возможные последствия сепарации для каждой фазы развития.

4. Джон Боулби(1907-1990)

Джон Боулби начал свою работу в Военном детском доме Анны Фрейд, в то же время испытав большое влияние идей Кляйн и еще большее — этологических исследований.

Боулби критиковал психоаналитическую теорию за то, что в ней на первый план выводится базовая потребность младенца в пище, а привязанность к матери рассматривается лишь как вторичная потребность.

По его мнению, для младенца самое главное не базовая потребность младенца в пище, а ненарушенная привязанность к матери. Он утверждает, что привязанность к матери первична и биологически обусловлена.

Он считал, что предрасположение к привязанности — биологически обусловленная врожденная инстинктивная система реакций, — столь же важный мотиватор поведения младенца, как потребность в оральном удовлетворении, если не важнее.

Человеческий детеныш входит в жизнь, обладая пятью высокоорганизованными поведенческими системами: он способен сосать, плакать, улыбаться, цепляться, а также следовать, или ориентироваться. Некоторые из этих систем действуют с рождения, другие созревают позже. Они активизируют систему материнского поведения у матери или того, кто ее заменяет, благодаря которой младенец получает обратную связь. Эта обратная связь инициирует у него определенные поведения, опосредующие привязанность. Если инстинктивные реакции младенца пробуждены, а материнская фигура недоступна, результатом являются сепарационная тревога, протестное поведение, печаль и страдание.

Он рассматривает поведение привязанности как опосредуемое структурированными поведенческими системами, активизируемыми определенными сигналами внутреннего или внешнего происхождения. Он утверждает, что поведение привязанности невозможно объяснить как накопление психической энергии, впоследствии претерпевающей разрядку (1981). Он считает свою гипотезу альтернативой концепции либидо и не видит возможности ее интеграции в психоаналитическую теорию в ее современном виде.

Дж. Боулби описывает четыре фазы привязанности:

1) неразборчивая реакция на людей (от 0 до 3 месяцев);

2) фокусирование внимания на знакомых людях (3-6 месяцев);

3) интенсивная привязанность и активный поиск близости (6 месяцев — 3 года);

4) партнерское поведение (3 года — окончание детства).

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1454 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анна Фрейд, младшая’дочь Зигмунда Фрейда, начиная с 30-х годов стала оказывать на психоаналитическое движение огромное и неослабевающее влияние. Впервые она обратила на себя внимание в 1926 году книгой «Введение в технику детского анализа», заложив тем самым основы отрасли аналитической психотерапии детей, которая и ныне имеет мировое значение. В работе «Норма и патология в детском возрасте: оценка развития» (1965) ее воззрения в этой области были дополнены и усовершенствованы новыми ценными представлениями. В теоретических положениях Анны Фрейд сказывается ее педагогическое образование, а ее представления о детском анализе включают многочисленные воспитательные моменты; этим ее подход к детскому анализу существенно отличается от подхода Мелани Кляйн, характеризующегося строго психоаналитической направленностью.

Наряду с детским анализом основной интерес Анны Фрейд был обращен к аналитической психологии Я. Она принадлежит к числу первых психоаналитиков, которые отстаивали мнение, что в результате открытия бессознательного психоанализ стал пренебрегать деятельностью Я, сосредоточившись исключительно на деятельности Оно. Она пыталась преодолеть этот разрыв, вплотную занявшись процессами Я, которые выражаются в защите от импульсов влечений. В книге «Я и защитные механизмы» (A. Freud 1936) она представила психоаналитическую теорию с этих позиций, проторив путь для работ генетической, или структуралистской, школы. Под влиянием пробужденного ею интереса появились многочисленные исследовательские работы других авторов.

Читайте также:  Центр развития ребенка соликамск

Хотя Анна Фрейд внесла целый ряд существенных дополнений и поправок к теории раннего развития ребенка (например, она считала, что не следует рассматривать стадии развития либидо в качестве особых единиц и подчеркивала, что оральная и анальная фазы в значительной мере перекрываются), тем не менее она не создала новых гипотез в этой области и ориентировалась, скорее, на теорию сексуальности, которая была разработана ее отцом. В этой связи следует, однако, упомянуть ее концепцию линий развития (A. Freud 1965). Речь здесь идет не о дифференцирующей и классифицирующей теории в метапсихологическом понимании. Анна Фрейд просто хочет дать конкретную и ориентированную на действительность картину развития ребенка и его способностей, чтобы получить ответы на вопросы, связанные с развитием психического аппарата.

В метапсихологии психическая личность и ее развитие расчленяются на развитие сексуального влечения через последовательность либидинозных фаз, на развитие агрессивного влечения, которое в своих формах проявления соответствует ступенчатому развитию либидо, на развитие Я с хронологической последовательностью защитных механизмов, на развитие Сверх-Я как последовательности идентификаций с родительскими объектами и прогрессирующей интернализа-ции родительского авторитета и, наконец, на интеллектуальное развитие. Однако, по мнению Анны Фрейд, для аналитической работы особенно важно понимать взаимодействие между влечением и Я и установить закономерность, с которой это взаимодействие проявляется в разные возрастные периоды и на разных этапах развития. Поэтому Анна Фрейд ставит перед собой задачу разработать модель, которая бы позволила лучше понять, каким образом Я и Оно начинают взаимодействовать, как постепенно развивается контроль над внутренним миром и приспособление к внешнему миру и как постепенно ограничивается свобода влечений и фантазий, которые отходят на задний план и уступают место контролю над влечениями и рациональности (A. Freud 1965, 67).

Анна Фрейд пытается решить эту проблему с помощью синоптической концепции линий развития и описывает линии развития для огромного числа областей: для сферы принятия пищи, для функций опрятности и опорожнения кишечника, для перехода от безответственности к ответственности за собственное тело, для пути от эгоизма к дружбе и жизни в человеческом обществе, для пути от аутоэротики к игрушке и от игры к труду, для развития от инфантильной зависимости к взрослой любовной жизни и т.д.

Различные линии развития подразделяются на ряд ступеней развития. Например, в развитии от инфантильной зависимости к взрослой любви Анна Фрейд выделяет следующие этапы (A. Freud 1965, 6.8-7.1): 1) биологическое единство матери и ребенка; 2),любовь из-за потребности в опоре; 3) стадия объектных отношений; 4) стадия амбивалентных отношений; 5) эдипова фаза; 6) латентный период; 7) предпубертат; 8) пубертатная фаза. .

Можно было бы ожидать, что отдельные ступени различных линий развития в нормальном случае будут расположены параллельно друг Другу, однако опыт показывает, что большинство детей в своем развитии отклоняются от этой нормы. На опережающее развитие или отставание по отдельным линиям развития оказывают влияние и степень зрелости, и условия внешнего мира. Возникающие при этом дисгармонии рассматриваются Анной Фрейд как вариации между различными линиями развития в рамках нормы и лишь тогда считаются патологическими явлениями,. когда несоответствия в темпах развития чересчур велики. Г. и Р. Бланк подхватили эти идеи Анны Фрейд, расширив их до диагностической и терапевтической теории (подробное изложение работ Анны Фрейд можно найти.в т. III).

Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2013; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник