Развитие ребенка через классическую музыку

Развитие ребенка через классическую музыку thumbnail

Каждому известно, что слушать классическую музыку полезно и нужно. Многочисленные исследования показали, что классика оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние и физическое состояние человека. Особенно она полезна для маленьких детей. Классическая музыка способствует психическому, духовному и физическому развитию крохи.

Педиатры и психологи советуют включать музыку ребенку еще, когда он находится в утробе. Малыш начинает слышать уже с четвертого месяца беременности. Он станет по-разному реагировать на звуки. На одни мелодии начнет толкаться и переворачиваться, на другие – наоборот, успокоится. Давайте рассмотрим подробнее, как классическая музыка влияет на детей.

Влияние музыки на детей

Как музыка действует на детей

  • Ускоряет физическое, умственное и эмоциональное развитие;
  • Формирует речь и помогает при дефектах речи. Например, с заиканием гораздо легче петь, чем говорить;
  • Улучшает память, стимулирует работу мозга и повышает интеллект;
  • Развивает творческие и музыкальные способности, тренирует воображение, пространственное мышление и умение интерпретировать;
  • Учит концентрироваться и сосредотачиваться, сможет улучшить внимательность и привить усидчивость;
  • Воспитывает и формирует музыкальный вкус, приобщает к мировой культуре, к искусству и эстетике. Расширяет кругозор;
  • Налаживает эмоциональный фон, помогает при нервных расстройствах, укрепляет психику;
  • Спокойная музыка успокаивает и снимает стресс, помогает уснуть и избавляет от бессонницы. Бодрая, наоборот, наполняет энергией и тонизирует, повышает настроение и работоспособность, избавляет от депрессии, тоски и хандры;
  • Развивает письменные и математические способности. Ребенок быстрее осваивает счет и письмо. Под влиянием классики и музыки в целом формируется красивый и ровный почерк;
  • Ритмичные физические упражнения под музыку улучшают координацию, укрепляет иммунитет, мышцы и связки, развивают четкость ходьбы и движений. Детки гораздо охотнее занимаются под музыку;
  • Помогает справиться со страхами и фобиями, найти друзей и социализироваться. Ребенок растет уверенным и общительным, активным и оптимистичным;
  • Воспитывает в ребенке дисциплинированность и ответственность;
  • Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев и рук, учит делать сразу несколько дел. А игра на духовых инструментах, как и пение, укрепляет и развивает органы дыхания.

Какую музыку слушать детям

Какую музыку слушать детям

Прежде всего, речь пойдет о классической музыке. Отметим, что детки, которые слушают классику с детства, легко слушают ее и потом. А если ребенок не привык к таким композициям с колыбели, вряд ли станет охотно слушать их в старшем возрасте. Поэтому начинаем слушать музыку еще с беременности и включаем классику, как только новорожденный появится на свет.

Отмечено, что детям больше всего нравится Моцарт, Вивальди и Бетховен, Шопен и Штраус. Выбирайте композицию по настроению ребенка и по тому, какой эффект вы хотите достичь. Ведь одна мелодия убаюкивает, а другая, наоборот, бодрит. В любом случае, влияние и польза той или иной композиции зависит от темперамента и характера, настроения и особенностей развития самого ребенка. Поэтому для каждого малыша составляем собственную музыкальную программу.

Не включайте детям шумную, слишком громкую и агрессивную музыку. Из-за повышенной чувствительности слуха у младенца, тот может расплакаться и закатить истерику. Дети постарше становятся агрессивными, слишком энергичными и гиперактивными. Конечно, запрещены песни с ненормативной лексикой. Даже если младенец еще мал и не понимает значения слов. В процессе, когда малыш учится говорить, он легко может повторить нецензурное выражение.

Обязательно разбавляйте медленные и затянутые композиции, лирические баллады динамичной и бодрой музыкой. Иначе кроха будет вялым в течение дня. Легкая и спокойная музыка – подходящий вариант, чтобы включить перед сном. Когда же нужно проснуться и бодрствовать, выбирайте веселые и энергичные мелодии.

Не забывайте и про детские песни. Незамысловатые композиции с легким текстом развивают воображение, укрепляют память и учат говорить. С песенкой легко выучить несложный стишок и новые слова, научиться считать. Под детские песенки интересно делать зарядку, играть и рисовать. С помощью рисунка малыш сможет выразить эмоции, мысли и образы, которые он получает при прослушивании. О пользе рисования для малышей, читайте здесь.

Многим деткам нравятся песни из фильмов и мультфильмов, сказок и мюзиклов. Важную роль в детском развитии играют народные песни и колыбельные. Последние успокаивают и убаюкивают кроху, помогают уснуть и обеспечивают крепкий сон. Народные же песни приобщают детей к культуре и традициям.

Польза классической музыки для ребенка

Польза классической музыки для ребенка

Польза классической музыки доказана научно. Было проведено несколько экспериментов и исследований. В одном случае куриное яйцо положили рядом с колонками и включают различную музыку. Визжащие и агрессивные звуки рока и тяжелого металла заставили свернуться белок.

Исследования показали, что растения в процессе воздействия тяжелой и агрессивной музыки гибнут. Больше половины рыбок погибло через девять часов после того, как рядом установили колонки с играющим жестким роком. Под влиянием классики растения, наоборот, растут и расцветают.

Классическая музыка развивает умственные, творческие и коммуникативные способности ребенка. Она полезна для организма в целом. Всего 15 минут прослушивания классического произведения равняется по ценности часу прогулки на свежем воздухе.

Классические произведения активизируют деятельность головного мозга перед экзаменом, развивают волю к победе и стремление к самосовершенствованию, повышают успеваемость. Они развивают музыкальный слух новорождённых. В дальнейшем деткам легче адаптироваться в новых условиях и коллективе, легче учиться.

Сегодня даже выявлен “Эффект Моцарта”, за счет которого детское мышление развивается быстрее и динамичнее. Это объясняется специфическим тональным звуковым рядом, который так влияет на ребенка. Музыка Моцарта крайне полезна для творческих людей. Она дает вдохновение, пробуждает фантазию и стремление к совершенству, помогает сосредоточиться.

Читайте также:  Центр развития ребенка радость моя

Кстати, отмечено, что классическая музыка положительно влияет и на ребенка, и на маму. Интересно, что некоторые композиции даже могут улучшить лактацию. Многие мамы отмечают, что при прослушивании некоторых авторов малыш начинает лучше сосать грудь.

Классическая музыка для детей

Как, когда и сколько слушать

В данном случае важно не перестараться, иначе музыка окажет обратный негативный эффект. Слушать классику можно каждый день, но не дольше 15-30 минут два-три раза в день. Если музыка нравится малышам, можно увеличить продолжительность сеансов.

Источник звучания музыки устанавливайте в промежутке от одного метра от малыша. Не включайте мелодии громко. Они должны звучать фоново, на уровне спокойной разговорной речи или даже тише. Слушайте произведения во время еды и кормлений грудью, во время игр, развивающих занятий, купаний и массажа, физических упражнений.

Утром, перед кормлениями и для активных занятий подбираем веселые и бодрые, добрые и динамичные мелодии. Для дня и физических упражнений подойдет бодрящий марш. Вечером, во время спокойных игр и занятий, после еды, в процессе массажа слушаем успокаивающие, мелодичные и лиричные произведения. Включайте малышам разные мелодии и композиции разных авторов. И вскоре кроха начнет узнавать композиторов.

Не забывайте разбавлять классические композиции другой музыкой, соблюдайте баланс между музыкальными направлениями и стилями. Подбирайте мелодии под настроение и физическое состояние малыша. Если вы чувствуете дискомфорт, не насилуйте ни себя, ни ребенка, смените композицию или вообще откажитесь от прослушивания.

Если ребенок противится выбранной музыки, плачет и устраивают истерику, тоже меняем или выключаем музыку. Делаем то же самое, если малыш утомился, расстроился или перевозбудился. Далее мы рассмотрим, как влияют на развитие детей разные композиторы.

Великие композиторы

Какого композитора выбрать

Произведения Моцарта – лучшая классическая музыка для новорожденных. Многие родители отмечают, что груднички могут часами слушать мелодии этого великого композитора. Причем он универсален. Здесь можно найти и спокойную, и бодрую, и веселую, и грустную музыку.

Влияние музыки Моцарта на детей заключается в том, что они становятся спокойными и сосредоточенными. Они могут самостоятельно играть или заниматься, не капризничают. За счет преобладания мажорных нот музыка Моцарта несет позитивную энергию. Она активизирует работу мозга и формирует четкость мыслей, помогает при головных болей.

Штраус и Шопен стимулируют к активности и физической деятельности, повышают работоспособность. Вальсы и марши этих композиторов улучшают настроение, отвлекают ребенка от дискомфорта, например, когда того мучают колики, газообразование или боли при прорезывании зубов. Кроха становится веселым, бодрым и игривым.

Чайковский нравится многим деткам. Он оказывает бодрящее действие, стимулирует к деятельности. Например, помогает ребенку быстрее одеться и собраться на прогулку. Обязательно дайте прослушать крохе музыку из балета “Щелкунчик” и фортепианный цикл “Времена года”. Они повышают внимание. Ребенку легче сосредоточиться и выполнить определенное действие или задачу.

Влияние классики на ребенка

Вивальди – залог духовного здоровья и хорошего самочувствия, особенно мажорные части “Времен года”. Такие композиции повышают настроение, приободряют и тонизируют. Включайте музыку во время активных игр или зарядки.

Бетховен налаживает эмоциональный фон, снимает напряжение, успокаивает и укрепляет нервные клетки. Он подходит для капризных и истеричных деток. Нежные и обволакивающие звуки сонат Бетховена, особенно “Лунной сонаты”, наполнены умиротворением и смыслом. Найдите несколько сонат, которые понравятся крохе и периодически включайте для прослушивания.

Шуман и Глюк – композиторы, чьи произведения оказывают успокаивающее действие. Они включают четкий ритм и медленный темп, что помогает при бессоннице, обеспечивает спокойный и крепкий сон. Поэтому включаем музыку перед сном или после кормления. Особенно подходят “Грезы” Шумана и “Мелодия” Глюка.

Бах, как показывает практика, не нравится большинству деток. Это не удивительно, ведь музыкальные произведения еще слишком сложны для восприятия маленького кроха. Однако если малышу пришелся по вкусу Бах, то его музыка окажет положительное влияние на развитие памяти и логического мышления, способностей к математике, физике и химии.

Мендельсон вселяет веру и уверенность, повышает самооценку, помогает социализироваться и адаптироваться. Это отличное решение для тихих, неразговорчивых и неуверенных деток. “Симфония №5” повышает концентрацию внимания и сосредоточенности. “Свадебный марш” благотворно влияет на работу сердца и сосудов, нормализует артериальное давление. А “Весенняя песня” вылечит головную боль.

Скрипка

Выбор музыкального инструмента

Кроме того, обращайте внимание на музыкальные инструменты, на которых исполняются классические произведения. Замечено, что малыши не очень любят орган. Это сложный по восприятию инструмент. Он может раздражать нежный детский слух и нервную систему, которая еще не адаптировалась. Поэтому и Бах многим малышам приходится не по душе.

Традиционное фортепиано, пианино или рояль формируют устойчивую психику. А игра на клавишных инструментах нормализует работу щитовидной железы, почек и мочеполовых органов. Пианино, скрипка и флейта успокаивают, снимают напряжение и стресс. Арфа, скрипка, виолончель и другие струнные инструменты создают звуки, которые нормализует функционирование сердца и сосудов, стабилизируют давление.

Игра на духовых инструментах, среди которых труба, саксофон, флейта и контрабас, улучшают дыхание и укрепляют органы дыхательной системы, снижают риск заболеваний бронхов и легких, очищают кровеносные сосуды. А барабаны, тарелки и прочие ударные налаживает работу печени и почек, сердца и сосудов.

Раннее прослушивание классики формирует у ребенка музыкальный слух, чувство ритма и творческие навыки. Многие родители, когда отмечают, что малыш к семи-девяти годам обладает музыкальными способностями, решают отдать ребенка в музыкальную школу.

Читайте также:  Стимуляция моторного развития ребенка

Среднее музыкальное образование крайне полезно для детей, даже если они не свяжут жизнь с музыкальной профессией. Все за и против, нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу, вы найдете по ссылке https://vskormi.ru/children/chto-daet-muzikalnaya-shkola-rebenku/.

Источник

Вы никогда не задумывались, почему дети так любят петь? Они поют так вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на инструментах. На всех. Они (почти все) хотят научиться играть на гитаре, пианино, баяне и трубе. На всех тех инструментах, которые попадают в их поле зрения. Они хотят, они пробуют, и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят звуки – музыкальные звуки.

Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

А как они танцуют? Вы видели? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.

Как родилась музыка

Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения. Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной. Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.

А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать. Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение. Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?

Зачем учить ребенка музыке

Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе. Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все. Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».

Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия — не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.

«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» — говорят психологи.

«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» — говорят логопеды.

«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» — утверждают педагоги.

Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.

Музыкальные способности детей. Как их выявить, чтобы развивать

Ох уж это наличие музыкального слуха. Сколько вокруг него мифов крутится. Это хорошо, когда ребенок с трех лет недвусмысленно демонстрирует тягу к музыке, чистым голосом напевая любимую мелодию, аккомпанируя себе на импровизированном барабане. Тут все ясно, способности налицо. А если нет? Неужели нет слуха?

Хочется сказать всем родителям нашей большой страны – способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Но только единицы демонстрируют свои таланты в раннем детстве. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться.

Педагоги – музыканты выявляют три типа музыкальных способностей у детей:

  • Чувство ритма. Умение не только слышать и воспроизводить ритм мелодии или всего музыкального произведение, но и пропускать его через себя. Это врожденное чувство. Пропустить такую способность сложно. Дети с хорошим чувством ритма умело отбивают такт услышанной мелодии, воспроизводят заданный ритмический рисунок.
  • Музыкально-слуховое представление. Сюда входят умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести ее голосом или с помощью инструмента.
  • Ладовое чувство. Способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроение, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.

Он не умеет петь. Это аргумент?

Часто приходится слышать, как мама утвердительно заявляет, что ее ребенку «слон на ухо наступил». На логичный вопрос «С чего вы это взяли?» она дает непоколебимый ответ: «Он ужасно фальшиво поет». Для нее это аргумент — он не умеет петь. Она даже не знает, а умеет ли он слышать? Умение интонировать есть одно из проявлений музыкальных способностей детей. Только одно из многих, но далеко не самое главное умение. Умение интонировать голосом, безусловно, необходимо, если ребенок должен стать певцом. Но так ли это нужно ударнику группы, или первой скрипке в оркестре? Удивим многих мам, но есть прекрасные музыканты, и даже среди известных миру исполнителей, которые совершенно не умеют петь. При этом они обладают идеальным слухом, чувством ритма и тончайшей музыкальной чувствительностью.

При диагностировании педагогом музыкальных способностей, результаты частенько удивляют родителей. А ведь они даже не думали. Он же совсем не умеет петь…

Виды музыкальной деятельности — воспитываем играя

Музыкальные игры

Музыка — не математика и не физика. Музыка должна приносить радость, иначе воспитательный эффект не будет полноценным. Потому музыкальное воспитание не должно быть скучным. Детям такие занятия должны приносить удовольствие, заинтересовать их, затягивать. Поэтому ведущей деятельностью музыкального воспитания остается игра. Дидактические, подвижные, народные музыкальные игры, в которых дети знакомятся с музыкальными средствами, инструментами, элементами народной культуры. Играя, ребенок полностью расслабляется и открывается педагогу. В такой непосредственной обстановке очень просто и легко усваивается информация. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и вспомогательной в начальной школе.

Читайте также:  Роль режима в развитии здорового ребенка

Танец

Танец — это потребность человека. Танец появился гораздо раньше, чем песня и исполнительское искусство. Мы все очень любим танцевать, и делаем это с удовольствием. Танцуя, мы избавляемся от стресса, даем физическую нагрузку на мышцы, сливаемся с ритмом мелодии, пропуская каждый такт через все тело. Танцуя, ребенок учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Танец в музыкальных занятиях – это радость, это расслабление. Соединяя пение с танцевальными движениями, педагог решает важные задачи – развитие художественно эстетического вкуса, способностей вкупе с развитием речи, чувством ритма и памяти. К этому добавим снятие стресса, и получим богатый коктейль позитива и пользы.

Слушание музыки

Ничто так не формирует музыкальный вкус, как слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку. Слушание нередко сочетается с другими видами деятельности, такими, как изобразительное искусство (рисовать во время прослушивания).

Пение

Воспроизведение мелодии голосом – важная задача. Петь не так уж просто, как кажется. Педагог уделяет массу времени постановке певческого аппарата, используя, опять же игры-упражнения для дыхания, укрепление связок и воспроизведения мелодии. Петь можно по-разному. Не только песни, выучив слова наизусть. Пропевание мелодии от лица различных героев (баба яга, дед Мороз, кошечка, собачка, свинка и т.д) развивает творческие способности и театральные навыки. К пению относят и всевозможные игры «с язычком», которые так нравятся детям и логопедам. Соединение пения с движениями (логоритмика) является отличным вспомогательным средством для развития речи и решения логопедических проблем.

Пару слов для родителей

Музыкальные занятия – это не просто развлечение для ваших детей. Музыка не является чем-то лишним или ненужным. Иначе зачем, по -вашему, министерство образования включает музыку в обязательное дошкольное и начальное образование? Умные ученые-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности.

Учите детей музыке. Поощряйте их тягу к миру звуков и ритмов, ведь это естественная потребность человека, которую маленькие люди еще не утратили. Вовсе не обязательно тратиться на покупку музыкального инструмента.

  • Включайте почаще хорошую классическую музыку. Пусть ваши дети научатся слушать.
  • Прислушивайтесь к советам и рекомендациям музыкальных руководителей – они могут видеть в вашем ребенке особенные способности.
  • Не критикуйте ваших детей в их, пусть даже нелепых попытках выражать свои эмоции музыкально. Никогда не говорите, про слона, наступившего на ухо. Ребенок поет с удовольствием – оставьте ему это удовольствие. Он любит себя в этом искусстве.
  • Хвалите даже за самые незначительные достижения. Двухминутное выступление на утреннике – это не пустяк. Это его звездный час, поддержите и порадуйтесь.
  • Не ругайте за то, что он шумно выстукивает запомнившийся ритм ложкой по кастрюле. Для него это не шум. Это его первый ударный инструмент. Прислушайтесь к тому, что он стучит. Возможно, его музыкальные эмоции требуют выражения. Пусть выражается. Составьте ему компанию.

Музыкантами становятся не все. Но зачем нам надо такое количество музыкантов? Миру нужны и доктора, и адвокаты — это замечательно. Но музыка помогает нам раскрыться. Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Источник