Анкета для родителей значение конструирования в развитии ребенка

Анкета для родителей значение конструирования в развитии ребенка thumbnail

гелсине айнетдинова
Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

1. Информационно – аналитический блок

Анкетирование родителей

Анкета для родителей на тему: «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»

2. Досуговый блок

Выставка-ярмарка родителей и детей «Дары природы» (поделки из природного материала)

Создание «игротеки» (приобретение родителями наборов конструктивного материала)

3. Познавательный блок

Консультации

2 младшая группа

1.«Виды детского конструирования в младшем дошкольном возрасте»

2.«Программные задачи по конструированию в младшем дошкольном возрасте»

3.«Методика обучения конструированию в младшем дошкольном возрасте»

Средняя группа

1.«Виды детского конструирования в среднем дошкольном возрасте»

2.«Программные задачи по конструированию в среднем дошкольном возрасте»

3.«Методика обучения конструированию в среднем дошкольном возрасте»

Старшая группа

1.«Виды детского конструирования в старшем дошкольном возрасте»

2.«Программные задачи по конструированию в старшем дошкольном возрасте»

3.«Методика обучения конструированию в старшем дошкольном возрасте»

4.«Формы организации обучения детскому конструированию»

Подготовительная группа

1.«Роль конструирования в развитии познавательной активности детей» 2.«Программные задачи по конструированию в подготовительной группе

3.«Методика обучения конструированию в подготовительной группе»

Для многодетных семей

1.«Конструируем в дружной семье»

2.«Обучение детскому конструированию старшими детьми»

Для неполных семей

«Создание условий для конструктивной деятельности в домашних условиях»

Для малообеспеченных семей

«Конструирование из бросового и природного материала»

Вечер вопросов и ответов по организации конструктивной деятельности детей

Семинар-практикум

1. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в младшем дошкольном возрасте»

2. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в среднем дошкольном возрасте»

3. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в старшем дошкольном возрасте»

4. «Руководство конструированием детей в игре»

5. «Значение игр и занятий со строительным материалом»

Проведение круглого стола с целью распространения семейного опыта по организации конструктивной деятельности

4. Наглядно – информационный блок

Папки – передвижки

«Совместная работа по конструктивной деятельности в детском саду и семье».

Для многодетных семей

«Методика организации конструктивной деятельности для детей разного возраста в домашних условиях»

Для неполных семей

«Организация конструктивной деятельности в домашних условиях»

Для малообеспеченных семей

«Организация конструирования из бросового и природного материала»

День открытых дверей (посещение родителями занятий по конструктивной деятельности)

Устный журнал

1.«Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста».

2.«Условия, необходимые для игр и занятий со строительным материалом»

3.«Обучение конструированию»

Источник

Светлана Клюшкина
Анкета для родителей «Строительные игры детей раннего возраста»

1. Какой строительный материал используете дома?

2. Чем вы руководствуетесь, приобретая конструктор, кубики? Ваша покупка педагогически оправдана?

3. Как часто вы покупаете конструктор, кубики, как преподносите их малышу?

4. Где и как приучаете их хранить?

5. В какой конструктор дома ребенок не играет? Почему?

6. Как вы играете с ребенком (в какие строительные игры, даете ли советы в ходе игры, как обогащаете игры малыша, что при этом вызывает затруднения?

7. Что побуждает вас играть, строить вместе с ребенком (если не играете, то почему, что дает в совместной постройке общение с ребенком вам как родителям, что оно, по вашему мнению, дает малышу?

8. Помогает ли вам совместное творчество в воспитании ребенка (если помогает, то как, если нет — почему).

9. Какую помощь в организации строительной деятельности детей в семье вы хотели бы получить от педагогов группы?

10. Можете ли присутствовать в детском саду при организации строительных игр воспитателем?

11. Какую помощь можете оказать в изготовлении игрового материала для обыгрывания детских построек?

Публикации по теме:

Анкета для родителей леворуких детей школьного возраста
Предлагаю Вашему вниманию анкету для родителей, которую мы разработали для своего проекта. Может кто захочет написать подобный проект, кому-нибудь.

Анкета для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Пожалуйста,.

Анкета для родителей «Проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста»
Предлагаемая анкета для родителей ориентирована на изучение особенностей речевого поведения ребенка от 1 года до 2—2,5 лет в ситуациях,.

Анкета для родителей «Навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
Анкета для родителей «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста» Фамилия, имя ребенка: ___ (заполняется.

Анкета для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»
Анкета для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Анкета для родителей Уважаемые родители! Сегодня одной из актуальных.

День открытых дверей в группе раннего возраста — совместные игры детей и родителей «Матрёшки»
Здравствуйте, ребята, родители! Сегодня к вам в гости придет, а кто придет отгадайте: «Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке,.

Конструирование и строительные игры для развития творчества у детей (фотоотчёт)Конструирование и строительные игры для развития творчества у детей (фотоотчёт)
Дети проявляют интерес к этому виду деятельности ещё с раннего возраста. Начинали с простых построек :»Башенка», «Заборчик», «Мостик» и.

Консультация для родителей «Игры для детей раннего дошкольного возраста»
Цель: — Расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка; — Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего дошкольного возраста»
.

Читайте также:  Задачи познавательного развития ребенка

Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста (3–4 года)»
Материал для тематического родительского собрания Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» (3-4 года) Уважаемые.

Источник

Значение конструирования в развитии и

формировании личности ребенка.

    Формирование мышления в истории человека и в его раннем детстве не является, строго говоря, только психологической или педагогической проблемой. В раннем детстве формируются необходимые предпосылки мышления и его важнейшая форма — нагядно-действенное мышление, в недрах которого, при условии включения ребёнка в систему содержательного общения и деловых отношений с окружающими, возникают знаковые формы мышления.

     Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Каковы же некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности взрослых, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей?

Решение конструктивных задач — это одна из форм наглядно-действенного мышления. Поэтому проблема формирования конструктивной деятельности привлекает внимание как педагогов, так и психологов. По общему мнению, этот вид детской активности оказывает значительное влияние на формирование практических форм мыслительной деятельности.

Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерна тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов.

Конструктор должен уметь представить не только структуру машины, конструкции, но и техническую сторону их: как, с помощью чего скрепляются части? Какая из них является основной для всей конструкции? Какими средствами достигается подвижность частей, конструкции в целом? Как размещаются все части конструкции не только во фронтальной плоскости, но и в пространстве трех измерений?

     Конструктивно-техническая деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим точный расчет, продуманность, при выполнении ее требуется определенная последовательность и точность в работе. Любая неточность ведет к серьезным просчетам.

Для технических способностей характерны и эмоционально-волевые качества личности. Они выражаются в интересе к конструктивной деятельности, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая или совершенствуя какую-либо конструкцию, имеющую общественную значимость. Сознание общественной значимости в создании нового изобретения вызывает творческую активность изобретателя и стремление добиться поставленной цели. Причем эта ответственность проявляется даже тогда, когда конструктор или изобретатель не испытывает интереса к данному виду техники.

Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

     На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

        В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.

На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

       Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.

Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу. Ребенок уже в состоянии «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата». Это дает возможность обучать детей не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия и подготавливает ребенка к осознанию своих познавательных процессов. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе. 

Виды конструирования:

1) конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж);

2) конструирование по замыслу;

3) конструирование по условиям — требования, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, надо построить домик для зайки, а зайка  имеет определённые размеры).

Особую трудность представляют для детей самостоятельное построение схемы, чертежа будущего предмета, выбор необходимого для него строительного материала.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений . В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в указании направления (над — под, вправо — влево, вниз -вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).

Читайте также:  Концепция воспитания и развития ребенка амонашвили

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность .

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. 

           Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами. Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке — как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании — как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором — как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом — из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить.  При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления.

Конструирование имеет большое значение для работы мыслительных операций, так как в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их  и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

Источник

Рекомендации для родителей «Значение конструирования для всестороннего развития детей»

На третьем году жизни у детей развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные способности. Мышление малышей наглядно-действенное, предметная деятельность является ведущей.

Внимание у малышей пока непроизвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов. Развивается игра; она ведет к общению, а общение — к появлению партнерства: возникает конструирование «рядом». К концу третьего года жизни у детей начинает развиваться воображение как процесс внутреннего плана мышления.

В этом возрасте конструирование, по сути, сливается с сюжетно-отобразительной игрой, поскольку мотивом для создания построек является сюжет игры; при этом инициатором игр выступает взрослый. Ребенок действует с деталями наборов строителя, конструкторов, крупной геометрической мозаики; многократно сравнивает их, отбирает, примеривает, ошибается и исправляет ошибки.

У детей третьего года жизни уже имеются элементарные представления о функциональном назначении строительных деталей и простейших предметах, которые из них можно создать. Активно развивается практическое экспериментирование: ребенок ставит кубик до тех пор, пока башенка не упадет. Эти действия малыш может совершать многократно. Не надо прерывать их: таким образом ребенок осваивает свойства разных форм, приобретая опыт, необходимый для возведения постройки.

Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому ребенок должны иметь возможность создавать постройки из различных  строительных наборов, конструктора Lego-Dacta (Дания), а также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также  необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, собачки, кошечки, матрешки и пр.)

Основной прием обучения детей третьего года жизни конструированию – рассматривание и анализ постройки, созданной родителями ( образец), и подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыграть с ребенком созданные постройки – это способствует повышению их интереса к конструированию.

Читайте также:  Изменения в развитии ребенка детского сада

Необходимо расширять представления детей о предметах, доступных их восприятию. Перед конструирование обязательно рассматривать с ними как реальные предметы (заборчик, домик, скамейка, лесенка и т.д), так и их изображения.

Важно , чтобы конструирование было интересным, развивающим, содействующим игре. Основное внимание следует уделять формированию у малышей сенсорного опыта (различные детали, игрушки, обыгрывающие постройки по величине, форме, цвету,  весу, фактуре) и обучение формообразующим способам (накладывать, приставлять, удлинять, надстраивать и т.д)

Для привлечения выполнения задачи широко применяют мотивацию. Малышу, например, интересно строить домик для зайки , чтобы помочь спрятаться ему от дождя, холода, волка и т.д. В игровой ситуации малыш естественнее воспринимает новые конструктивные задачи и успешнее решает их.

Общение между родителем и ребенком в процессе конструирования должно быть доверительным и выражаться в форме предложений, советов, подсказок, вопросов, похвалы. Взрослый включается в совместные действия , в игру. Особенно результативно при этом общение с детьми от лица игрушек. (Мишка несет большой красный кубик. И ты тоже принес такой кубик»).

Следует содействовать формированию детского партнерства, поощрять игровые объединения, ситуативно-деловое общение и сотрудничество со взрослым; воспитывать доброжелательное отношение к постройкам сверстников. Ребенок должен испытывать удовлетворение от своих успехов, поэтому следует чаще поощрять его самостоятельность; помогать незаметно, ненавязчиво, не сдерживать инициативу ребенка.

 Следует закреплять уже имеющиеся у детей навыки и предусмотреть возможное усложнение заданий. Так можно предложить построить башенку из четырех кубиков одного цвета и украсить ее флажком такого же цвета , как кубики. Далее перед ребенком ставят задачу построить две башенки разных цветов и разной         высоты и украсить их призмами такого же цвета, как и башенка.

Необходимо побуждать ребенка создавать разнообразные дорожки: широкие, узкие и длинные, короткие; предлагать сконструировать простую мебель (стол, стулья), подумав, какие детали строительного набора для этого нужны.

Ребенка следует обучать конструированию разнообразных заборчиков (высоких и низких)сначала из одной, затем из двух деталей, а позднее из нескольких деталей, чередуя их по форме, высоте, цвету. Формирование конструктивных навыков и умений способствуют игры «Построй такой же» и «Угадай, что я сейчас построю».

Учить ребенка делать скамеечки (высокие и низкие), ворота (узкие и широкие) для разных машин (по образцу), стимулируя проявление самостоятельности в украшении ворот.

Следует формировать у ребенка умение играть с постройками, подсказывая возможные действия . («Все петушки спрятались в домиках. А теперь все выглянули в окошечко, вышли из домика, поклевали зернышки, взлетели на крышу»).

После того как ребенок  овладеет способами конструирования простейших перекрытий, можно переходить к созданию разнообразных лесенок, сначала из шести кубиков одного цвета. Родители рассматривают с ребенком образец, выделяют детали постройки, подчеркивают: для лестницы, у которой много ступенек, требуется много кубиков. Затем  ребенок вместе со взрослым (по его показу) выполняет задание. Когда все лесенки будут готовы, их следует обыграть : предложить ребенку водить по ступенькам кукол. Затем можно научить малыша строить широкую лестницу из шести кирпичиков  и предложить для обыгрывания другие игрушки.( «По ступенькам прыгают белые зайчики (черные кошечки)» и т.п.) Затем ребенку дают задание сконструировать горку.  Взрослый строит горку — к трехступенчатой лесенке из кубиков приставляет призму. При анализе постройки показывает только детям конструктивный прием- приставление призмы. На следующем этапе  ребенок строит горку с лесенкой и длинным скатом.

Следует усложнять задания, чтобы ребенок постепенно приобретал новые конструктивные навыки.

Необходимо побуждать ребенка к самостоятельному конструированию, одобрять конструктивные находки и высказывания, создавать эмоционально-насыщенную атмосферу, способствующую развитию детской творческой активности. В этом помогут разыгрывание незатейливых сценок с игрушками, веселые песенки и стишки:

Петя, Петя Петушок
Мы прочтем тебе стишок,
Споем тебе песенку
И построим лесенку.
Ты по лестнице ходи
Да смотри не упади!
У заборчика постой-
Наш заборчик не простой-
Столбов у него много
Он длинный, как дорога.

Ходит кошка по дорожке.
Погуляй еще немножко,
Скоро мы пойдем домой
И возьмем тебя с собой

Значение конструирования для развития детей.

— У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные), конструктивные свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый); длинная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится, собака мягкая и пр.)

— Дети различают все детали предлагаемых наборов строителя  конструктора и называют некоторые из них.

— Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют  их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).

— Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и др.)

— Дети начинают проявлять интерес к плоскостному конструированию (накладывают вырезанные геометрические фигуры на изображения по образцу воспитателя, по словесной инструкции).

— Развивается познавательная деятельность. Расширяются элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.

— Дети пытаются конструировать самостоятельно.

— Обогащается словарный запас, развивается восприятие, внимание, память мышление, конструктивные умения детей.

— В процессе конструирования и по окончании формируется сюжетно- отобразительная игра.

— Развивается речевое и игровое общение детей.

— Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки)

Источник