Концепция воспитания и развития ребенка амонашвили

Концепция воспитания и развития ребенка амонашвили thumbnail

Библиографическое описание:

Сохина, И. И. О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили / И. И. Сохина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 98-99. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2791/ (дата обращения: 10.08.2020).



В сегодняшнее время очень остро встает проблема выбора концепции воспитания наших детей. Будь то воспитание детей в группе детского сада или же одного ребенка в семье, то и дело слышишь от посторонних людей, от других воспитателей утверждение: «Вы неправильно воспитываете своих детей». Мамы и папы вступают в дискуссии, спорят о том, что можно, а что нельзя позволять ребенку.

Я очень хорошо помню период трехлетия моего сына. Был он очень непослушным мальчиком, каждый день вымогал купить ему игрушку, закатывал истерики в общественных местах. «Кризис трех лет», — скажете вы. Да, я это знала, но, тем не менее в глазах окружающих всегда читался упрек: «Ваш ребенок плохо воспитан». Одна моя подруга как-то заметила: «Твой сын тебя не слушается, потому что ты ведешь себя с ним на равных, будто вы друзья, а не сын с мамой». Ответы на вопросы я решила поискать в педагогической теории о воспитании детей.

Педагогическая система такова, что обязательно в детях нужно воспитывать определенные качества, при помощи упражнений, игр добиваться каких-либо результатов, воздействовать на ребенка теми или иными методами. Получается, что педагогическая система воспитания — это своего рода насилие над личностью ребенка. Пусть оно незаметное, но все же давление на него. Такая точка зрения прослеживается в большинстве трудов по педагогической теории воспитания. Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на ребенка.

Только у одного педагога Ш. А. Амонашвили представлен другой совершенно иной подход к процессу воспитания детей. Воспитание у него выступает в другой плоскости и заключается в любви и понимании педагогом каждого ребенка в отдельности, именно поэтому его учение, постулаты актуальны на сегодняшний день. Этот современный мир, в котором ребенок отчаянно нуждается во внимании все время занятых на работе родителей, требует более чуткого отношения воспитателя к ребенку, ведь это человек, с кем ребенок видится очень часто и проводить одну треть своего времени.

Во главе педагоги Ш. Амонашвили лежит некий принцип невмешательства в познавательную активность ребенка. Ведь по сути, если разобраться, то для чего вообще нужно воспитание? Да, ребенок делает много всего неправильного, и естественно, мы — взрослые должны уберечь и научить ребенка правилом безопасности жизнедеятельности. Но и многое из того, что ребенок совершает, естественно в его возрасте и он должен пройти этот этап возрастного развития. Но это мешает нам, взрослым людям. Мы ругаем, его за то, что он лазит, где не следует, бегает, раскидывает игрушки, и не задумываемся над тем, что это закономерность его развития. Вот что говорит нам Ш. Амонашвили: «Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить. А почему мы ему не разрешаем, больше запрещаем, чем даем разрешение на что-то?» [1]. Нужно всегда помнить педагогический принцип перехода из количественного в качественное, принцип разрешимых противоречий. Если ребенок сам не будет осваивать, разрешать возникшие перед ним трудности, задачи, значит никакого качественного скачка в его развитии не будет.

А все запреты, правила поведения от того, что нам просто некогда заниматься своими детьми. У нас есть свои заботы и развлечения, сквозь них дела детей нам кажутся глупостью, ненужной заботой. Нам нравится, когда дети рассматривают книжки, рисуют, тихо мирно рассказывают друг другу сказки, потому что в это время мы можем спокойно заниматься своими делами. То есть за счет замедления жизни детей мы выигрываем время для удовлетворения своих потребностей. Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества.

Ведущая роль в воспитании детей у Ш. А. Амонашвили принадлежит детскому впечатлению. Без запоминающегося впечатления воспитание не состоится. «Находится под впечатлением» в действительности означает, что человек действует, мыслит воспринимает мир, в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее оно оказывается, тем дольше оно может управлять ребенком. Впечатление — это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе — от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения. Духовный мир ребенка обогащается только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес. [2]

Читайте также:  Нормы познавательного развития ребенка в 4 года

Таким образом, главными в концепции воспитания детей Ш. А. Амонашвили являются два ведущих направления:

1. Невмешательство в жизнь ребенка, где главным является минимум запретов.

2. Организация педагогического процесса на основе создания запоминающихся ярких впечатлений.

Каким образом можно внедрить эти два направления в практику воспитания детей родителям и воспитателям?

Во-первых, родителям нужно забыть слово «нельзя» и придумать другое слово. Ну, например, наблюдая, что ребенок делает что-то не так, маме или папе нужно призадуматься, почему их дочь или сын это делают и постараться объяснить последствия этого поступка ребенку доступными для него словами. Может родителям не стоит запрещать детям, к примеру, лазить на возвышенность, а просто подстраховать его, ведь ребенок должен развиваться физически, познавать мир на собственном опыте.

Во-вторых, воспитателю необходимо как можно большим образом задействовать чувственный опыт ребенка. Занятия должны быть построены так, чтобы ребенок прочувствовал сопереживание, потрогал, пощупал, понюхал, чему-то удивился. Ребенок должен уйти из детского сада под впечатлением.

Ш. А. Амонашвили поделился со мною своим опытом воспитания детей. В его работах я нашла душевный отклик, отражение своих взглядов на воспитательный процесс в детском саду и, в частности, в воспитании своего ребенка.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Как живете дети? — М.: Просвещение, 1986 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание детей, детский сад, воспитание, воспитательный процесс, впечатление, время, духовный мир ребенка.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на…

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека

Воспитательный процесс в детском саду необходимо строить на основе русской культурной традиции, которая предполагает

Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

Аспекты духовно-нравственного воспитания детейдетский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное…

Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и ДОУ.

Создание условий для развития нравственных качеств…

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе.

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного…

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Необходимые условия совершенствования…

Православное воспитание детейпроцесс взаимопроникающий, в котором ребенок и педагог духовно возрастают одновременно. Наш опыт показывает, что такая тонкая сфера воздействия на эмоции и разум ребенка не терпит менторского подхода…

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок

воспитание детей, роль отца, отец, семья, ребенок, пап, детский сад, расширение представлений, роль матери, число работ.

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное…

Источник

Билет 19

Краткая характеристика воспитательных концепций Е. В. Бондаревской; «диалога культур» Н. Е. Щурковой; концепции гуманного воспитания Ш. А. Амонашвили.

Концепция личностно ориентированного образования культурологического типа Евгения Васильевна Бондаревской.

Образование — часть культуры, которая питается ею, и влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным.

Читайте также:  Развитие ребенка в первый месяц комаровский

Основным методом проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Цель образования — найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить все необходимое для развития самобытного личностного образа и достойного человека жизни, диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Компоненты культурологического подхода к ЛОО:

Отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

Отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой;

Отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого является поиск личностных смыслов;

Диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития;

Отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству.

Принципы организации среды учения и жизнедеятельности: природосообразность; культуросообразность; индивидуально-творческий подход; жизнетворчество; сотрудничество.

Технологии ЛОО: смысло-поисковые; личностно-развивающие; технологии педагогической поддержки.

Ценности гуманистической педагогической культуры: личностные смыслы учения ребенка; индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика.

Содержание ЛОО должно включать: обязательные компоненты: аксеологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.

Цель аксеологического компонента — введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.

Когнитивный компонент содержания образования обеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.

Деятельно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся творческих способностей, необходимых для самореализации личности в различных видах деятельности.

Воспитательная концепция «диалог культур» Надежды Егоровны Щурковой.

Концепция Н. Е. Щурковой – формирование образа жизни, достойного Человека. Воспитание понимается как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть построенную, по мнению автора, на Истине, Добре и Красоте.

Основу содержания воспитания составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание.

Философическое воспитание – это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением – закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Диалогическое воспитание – это стиль педагогического взаимодействия. Это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, другим человеком и т.д.

Этическое воспитание – это «возвышение до ученика», до той высокой этики, когда взаимодействие с ребенком выстраивается в системе «человек – человек».

Программа воспитания направлена на формирование ценностного отношения к природе, человеку, нормам культурной жизни, к социальному устройству; формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Концепция гуманного воспитания Ш.А. Амонашвили. Школа жизни.

Шалва Александрович

Система воспитания и обучения Амонашвили – «педагогика целостной жизни детей и взрослых» – строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия. «Воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не понимает, почему с ним так поступили, пока он не согласен с тем, как с ним поступили, и пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

1.Воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

2.В качестве составных выступают «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть, «воспитание» синкретизирует в себе целостную идею о питании оси.

Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хождение) души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики — Воспитание — должно означать: питание духовной оси, питание души. То есть, в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности — души и духовности. Таким образом, 3.Воспитание не есть есть суть проявления, развития, восхождения внутреннего, духовно-душевного состояния личности, того состояния, которое есть источник и направляющая сила всей целостной жизни человека.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в утробе по неделям развития ребенка

4.в-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум. Знания действительно есть сила, но добрая или злая — это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

2. Обучение и развитие

Источник

Шалва Александрович Амонашвили — учитель, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского городского педагогического университета.

Шалву Александровича считают создателем гуманной педагогики, в основе которой лежит идея принятия ученика таким, какой он есть. Амонашвили не раз отмечал, что настоящий учитель относится к ученикам почти по-отечески: любит их, уважает и проявляет терпение к их слабостям, помогает преодолеть трудности взросления и тем самым готовит к жизни.

Идеи гуманной педагогики впервые отчётливо прозвучали в письмах, которые Шалва Александрович написал своим детям — сыну и дочери-подросткам — 37 лет назад.

Мы приводим самые важные отрывки из них, но советуем при случае познакомиться с полными версиями писем.

Об умениях слушать и слышать, которые воспитывают взаимоуважение взрослого и ребёнка

«В конце каждого дня мы обычно собираемся за ужином в нашей маленькой столовой и рассказываем друг другу, чем мы занимались днём, что нас порадовало и что огорчило, кого мы встретили и что узнали. Вот тут мы и обнаруживаем, каким длинным был день у каждого из нас и в то же время как незаметно он промелькнул…

По вечерам мы чувствуем, что, оказывается, тоже устали.

Но мы довольны, радуемся, что уже подошли к ступеньке завтрашнего дня. А каким будет наш завтрашний день — это зависит от нашей воли».

О том, как важно читать детям сказки, потому что через них они проигрывают сотни «взрослых» ролей

«Раньше я рассказывал тебе сказки, чтобы развивать твою фантазию и воображение, чтобы ты поняла, какая борьба идёт между добром и злом, как побеждает добро и как дорого обходится ему эта победа. И, конечно, рассказывал ещё, чтобы ты сладко засыпала и видела светлые сны.

Разве ты не догадалась, о ком эта сказка? О тебе, о ком же ещё!

Ты героиня этой сказки.

Так рассказывал мне сказки и отец: я был главным героем его сказок. В сказках отца я прошёл через многие опасности и препятствия, семь раз переплывал семь морей, семь раз переходил семь гор и на седьмое небо поднимался семь раз, спасая красавицу, заточённую в замке за семью замками. У семиглавого чудовища отрезал семь голов, семь раз освобождал прикованного к скале Амирана. И хотя я уже прожил более полувека, всё равно мечтаю, чтобы отец был жив и рассказывал мне сказки».

О том, как общение в семье взаимно обогащает и взрослого, и ребёнка

«По вечерам, перед сном, когда я захожу в твою комнатку и мы с тобой начинаем шушукаться, знаешь, как это меня обогащает? Я многое о тебе узнал и узнал самого себя тоже — какой я отец для своей дочери.

Хотя учил тебя своими письмами уму-разуму, но одновременно сам тоже учился тому, каким мне надо быть».

«Я уверен: путь к взаимопониманию и познанию друг друга проходит через понимание и познание в первую очередь самого себя. И чем глубже человек познает самого себя, свой характер, устремления, ценности, жизненные цели и т. д., тем легче ему будет понять других людей и окружающий мир в целом. А это очень важно — взаимопонимание, это источник вдохновения и творчества, духовных сил и надежд.

Ты силён десятикратно, когда тебя понимают, но становишься во сто раз сильнее, когда ты понимаешь других».

Шалва Амонашвили был сторонником гибкой педагогики. Он считал, что каждый ребёнок — уникальное явление, и каждая воспитательная среда — неповторимая действительность. Поэтому родителям и педагогам нужно постоянно искать подходы к детям и нельзя беспрекословно следовать воспитательной формуле

«нарушил ребёнок что-то — наказывай, сделал что-то хорошее — поощряй».

О том, что ребёнка необходимо постепенно, шаг за шагом знакомить со взрослой жизнью, а не прятать под родительским крылом

«Гуманное воспитание, которое я отстаиваю, вовсе не означает, что надо ласкать и лелеять детей, пичкать их, как птенцов, тысячу раз пережёванным и стерильным умственным и физическим кормом.

Гуманное воспитание не означает также, что из-за боязни, как бы наши птенцы не перепугались, мы станем прятать их под нашими крыльями, чтобы они не увидели, как пошёл град и уничтожил виноградники, как орёл схватил зайца и растерзал его на куски…

И, наконец, гуманным воспитанием будет то воспитание, когда постепенно, но упорно и настойчиво мы будем знакомить ребёнка со светлыми и теневыми сторонами жизни, с добром и злом, внушать веру в победу добра, убеждать, что в нашей общественной жизни ему, когда он вырастет, предстоит решить свою долю задач, что у него много дел впереди. Он и сам должен понять, какие тени нужно уничтожить, какое зло искоренить, прежде всего, какой свет усилить и какое добро упрочить.

Мы должны научить его, как идти по жизненному пути, не боясь трудностей,

и как найти судьбу, точнее, как выковать собственное счастье».

Амонашвили считал, что «конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя, так как личность рождается в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя — помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе».

Эти слова необходимо помнить каждому взрослому, который берёт под крыло маленького человека.

Фото: МИА «Россия сегодня»

Источник