Зоны развития ребенка по монтессори

Зоны развития ребенка по монтессори thumbnail

Монтессори-мамы часто могут прочитать: «Это материал для зоны упражнений практической жизни» (УПЖ) или «сейчас ваш ребёнок много работает в зоне сенсорики». Что это означает? Как именно происходит деление материалов по зонам и к какой из них относится каждый материал?

Монтессори-среда: деление на зоны

В Монтессори-педагогике в группе 3–6 выделяют следующие зоны:

  • УПЖ, то есть упражнений практической жизни;
  • работы с сенсорными материалами;
  • родного языка;
  • математики;
  • формирования представлений об окружающем мире.

Какие же именно материалы включает каждая зона?

Зона упражнений практической жизни

УПЖ

Обычно дети с 2 до 4 лет наибольшее количество времени проводят именно в этой зоне. Ребёнок, в это время находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни.

Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно даёт возможность ребёнку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: готовить завтрак, самостоятельно одеваться и раздеваться и т. п.

Материалы зоны практической жизни, в свою очередь, делятся на упражнения:

  • в уходе за собой (приготовление еды, уборка, одевание);
  • в заботе об окружающей среде (уборка, уход за растениями и животными);
  • в особых формах движения (ходьба по линии, упражнения в тишине, умения двигаться плавно и бесшумно);
  • в социальных навыках (приветствия, манеры, общение).

зона сенсорного развития

Зона сенсорного развития

Сенсорные материалы развивают органы чувств ребёнка. Так как в каждом материале выделяется только один признак, материалы учат ребёнка концентрироваться на нём, изолируя другие органы чувств (например, закрывать глаза, слушая музыку). Материалы развивают мелкую моторику и подготавливают ребёнка к изучению математики и многих других предметов: музыки, рисования, ботаники, географии.

Материалы сенсорной зоны:

  • для определения размера (блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги);
  • для различения цвета (цветные таблички);
  • для развития тактильного чувства (шершавые таблички, ткани);
  • для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки);
  • для развития стереогностического чувства (геометрические тела, волшебный мешочек, сортировка);
  • для развития обоняния;
  • для развития вкуса.

зона математики

Зона математики

Математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорной зоны и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка. Это значит, что большинство материалов (особенно на начальном этапе) предполагают работу с конкретным (а не, как обычно, абстрактным) материалом. Это очень упрощает понимание ребёнком математики и даёт возможность даже маленьким детям решать довольно сложные задачи.

Материалы зоны математики:

  • для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
  • для знакомства с десятичной системой («золотой» материал);
  • для счёта до 100 (бусины, доски Сегана, цветные цепочки);
  • для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
  • для знакомства с дробями;
  • для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).

зона изучения языка

Зона родного языка

Зона родного языка также строится на тактильных материалах. Возможность трогать материалы помогает ребёнку быстрее и проще подготовиться к обучению письму и чтению.

Зона родного языка включает в себя материалы:

  • на расширение словарного запаса (коробочки и карточки, изображающие предметы);
  • для обучения письму (рамки для штриховки, шероховатые буквы, подвижный алфавит);
  • для обучения чтению (коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки).

зона космического воспитания

Зона космического воспитания

Космическом воспитанием в Монтессори-педагогике называют раздел, содержащий знания об окружающем мире. Все занятия строятся от конкретного к абстрактному. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самому сделать заключение. Работа ведётся как в группе на кругах, так и самим ребёнком с различными материалами или литературой.

Зона космического воспитания включает:

  • представление о географии (континенты, ландшафты, природные зоны, солнечная система);
  • представление о зоологии (классификация животных, среда обитания);
  • о ботанике (классификация, среда обитания растений);
  • представление об истории (линии времени, календари);
  • представление о науке (четыре стихии, эксперименты).

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки

От редакции:

— В статье приводится деление на зоны в Монтессори-классе 3–6 по стандарту Ассоциации Монтессори-педагогов России (АМПР). В Монтессори-классе по стандарту AMI (Международной Ассоциации Монтессори) нет зоны формирования представлений об окружающем мире (зоны космического воспитания, зоны космоса), помещение делится на зоны УПЖ, сенсорики, родного языка и математики. «То, что называют космосом, на самом деле просто сенсорные и языковые расширения», — объясняет Монтессори-педагог Юрий Филёв, Монтессори-педагог (AMI 3–6).
В Монтессори-классе 3–6 по стандарту AMS (Американского Монтессори Общества) выделяют зоны сенсорики, УПЖ, родного языка, математики, двигательную, творчества и науки или космоса. «Последние две могут быть интегрированы в предыдущие. Первые 4 зоны — это классика, остальные 3 так или иначе пересекаются по целям и принципу применения. Количество зон зависит от видения и обучения ведущего педагога», — рассказал Ярослав Панасов, Монтессори-педагог (AMS 3–6).

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Добавить в избранное
Распечатать

Источник

Мравян Оксана Юрьевна

Зоны развития, или где что лежит.

Монтессори выделяет пять зон развития ребенка:

  1. Зона практической жизни. Цель этих упражнений – помочь ребенку научиться заботиться о себе. Уроки для малышей в Монтессори группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкаться, вытереть лицо салфеткой. На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки. Кроме того, малыши учатся чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего обычно мама не разрешает дома. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов,-все то, что развивает движения руки и является подготовкой к освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.
  2. Зона сенсорного развития. В этой зоне развития можно научить ребенка различать температуру, трогая лед, металлические предметы, нагретые на солнышке камешки, погружая руки в теплую воду. Можно развивать «барическое» чувство – умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах тяжелые и легкие предметы. Игра на музыкальных инструментах поможет научиться различать их звучание. В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предмета. Здесь ребенок учиться различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей.
  3. Математическая зона. В этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка основам математики. Обучение математике происходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой. Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, умножению и делению, освоил порядковый счет – и все то, что считается необходимым для готовности ребенка к школе.
  4. Зона языкового развития. В этой зоне кроха расширяет словарный запас, учится читать и писать. Большое значение уделяется развитию мелкой моторики. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе, учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.
  5. Зона естественнонаучного («космического») воспитания. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов. В этой зоне малыш также узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.
Читайте также:  Понятие аномальный ребенок категории аномального развития

Дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, зона искусства и танцев, работ по дереву, иностранного языка, двигательной активности. Эти зоны способствуют дальнейшему всестороннему развитию ребенка.

Зоны развития ребенка по монтессори

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Монтессори-педагогам и родителям, выбирающим среду с аутентичным Монтессори-образованием (стандарт АМИ), важно знать о правилах и структуре организации Монтессори-класса.

Пространство делится на 4 зоны: практическая жизнь, сенсорика, язык и математика. Давайте более подробно рассмотрим каждую из них.

Зона упражнений практической жизни в классе 3–6 Монтессори-школы «Алиса»

Практическая жизнь

Основная цель практической жизни — помощь ребёнку в адаптации к окружающей среде (подробно об этом мы писали в статье «Начало начал Монтессори-образования»).

Помимо этого, все УПЖ обязательно преследуют ещё две цели:

  • развитие контроля и координации движений;
  • формирование независимости.

УПЖ делят на следующие группы:

  • предварительные упражнения;
  • уход за внутренней и внешней средой;
  • уход за самим собой;
  • вежливость и грация;
  • движения.

Предварительные упражнения (ПУ) помогают войти в класс и готовят к последующей работе в нём. Например, презентации «Как открывать и закрывать дверь», «Как переносить стул», «Как садиться и вставать», «Как носить поднос» научит выполнять эти действия бесшумно и аккуратно, помогут детям свободно и уверенно чувствовать себя в помещении. «Выжимание губки» подготовит ко множеству других занятий, где используется этот навык, например, мытью стола, стирке, уходу за растениями.

Именно с ПУ начинается «вхождение» ребёнка в среду, поэтому они должны дать ему ощущение принятия и безопасности, помочь устанавливать границы и принять ограничения, необходимые для свободы. Они способствуют возникновению доверия между дошкольником и педагогом. ПУ задают тон для работы всего класса.

Стирка входит в группу упражнений по уходу за внутренней средой

Упражнения по уходу за внутренней и внешней средой формируют у детей ответственность за всё, что их окружает. Эта ответственность вынуждает их быть в курсе всего, что есть вокруг. Глажка, уборка, прополка, посадка и уборка урожая являются лишь некоторыми занятиями из этих двух групп. Каждое из них позволяет дошкольнику активно участвовать в жизни класса, быть в непосредственном контакте с окружением и получить жизненный опыт.

Материалы из раздела «Уход за самим собой» дают ребёнку возможность самостоятельно заботиться о себе и других. Это создаёт условия для развития независимости, самоуважения и принятия самостоятельных решений. Дошкольник начинает гордиться собой, у него формируется чувство собственного достоинства. Такие навыки, как мытьё рук, чистка обуви или умение застёгивать куртку связаны с физической и психологической свободой.

Читайте также:  Развития деятельности ребенка от 1 до 7 лет

В подготовленной для жизни среде дети в состоянии сами обеспечить своё существование. Как только они научатся делать определённые вещи для себя, они смогут легко сделать их для других.

Вежливость и грация неслучайно выделены в отдельный раздел. Грация — понятие, относящееся к движению и экономии движений. Вежливость — связанное с грацией понятие, определяемое как действия, осуществляемые для пользы других людей.

Вместе они выражают подлинную сущность человека и создают вокруг каждого человеческого существа особую личную атмосферу. Через грацию и вежливость люди могут обрести гармонию между телом и духом, между собой и другими.

Для достижения подлинной грации человек должен обрести позитивное представление о самом себе, которое выйдет за пределы собственного Я к полному принятию других. Только после этого люди могут успешно и с достоинством помогать другим.

Мария Монтессори верила, что дети уже рождаются грациозными, и таким образом, целью занятий на грацию и вежливость является помощь в поддержании этого естественного для ребёнка положения вещей. Это достигается через позволение ограничениям и контролю в среде направлять и ориентировать дошкольника в его отношениях с другими.

В разделе встречаются упражнения, которые учат здороваться, извиняться, аккуратно двигаться в пространстве, предложить кому-то чаю. Эти занятия отражают культуру страны, с одной стороны, с другой — помогают детям легко в ней адаптироваться.

Движение

В этой группе находятся «Ходьба по линии» и «Игра в молчанку» (также известное, как «Игра в тишину»). Они выполняются только для развития моторики. Во всех остальных презентациях тренировка моторики — часть общей задачи или косвенная цель.

Ходьба по линии развивает равновесие, учит управлять положением своего тела в пространстве. Дети начинают ходить по линии с первых дней в Монтессори-классе 3–6 и продолжают до конца пребывания в нём; старшие дети уже могут ходить с двумя зажжёнными свечами.

Занятия требуют большого контроля движений, но они имеют прогрессивный характер от простых к более сложным утончённым задачам. Когда ребёнок тренирует равновесие, у него также формируется правильная осанка и походка.

Игра в молчанку — удивительное занятие, которое даётся только нормализованному классу. Для его проведения вся группа должна «созреть». В России многие педагоги ошибочно используют его для наведения порядка в классе, проецируя старые педагогические стереотипы времён СССР.

Зона сенсорики: ребёнок работает с колокольчиками Маччерони

Сенсорика

Сенсорика находится в Монтессори-среде для детей от трёх до шести лет неслучайно. Её нет ни в 0–3, ни в 6–9, ни в 9–12. Это связано с тем, что возраст 3–6 сенситивен (чувствителен) к развитию восприятия. В этот период важно, чтобы были активны и задействованы все каналы восприятия, тогда у дошкольника сформируется наиболее объёмная и полная картина мира, а сложные понятия будут ему впоследствии понятны и доступны.

Именно в 2,5–4 года закладываются сенсорные эталоны — образцы восприятия цвета, размера, формы, объёма. Эта особенность психического развития дошкольника влияет на подачу материала во всех зонах Монтессори-среды 3–6.

Презентации в сенсорике делятся по группам в зависимости от тех органов чувств, на развитие которых направлены:

  • зрение;
  • кожная чувствительность;
  • слух;
  • обоняние;
  • вкус.

В каждой из них выделено какое-то одно качество или свойство, например, цвет (цветовые таблички) или размер (красные штанги), а сама презентация стремится изолировать требуемый канал восприятия от других, дать ребёнку полнее почувствовать какую-то одну характеристику предмета.

Но есть упражнения, которые задействуют сразу несколько органов чувств. Например, в презентации на стереогностическое чувство или работе с биномиальным и триномиальным кубами ощущения не изолируются, а работают в комплексе, давая дошкольнику сенсорное представление о сложный абстрактных понятиях, например, алгебраической формуле (а+b)3.

Отмечу, что вы можете встретить классы с 5–6 зонами, в которых выделяют космос или творчество. Такое деление не имеет отношения к стандарту АМИ, да и к идеям самой Монтессори. Это не означает, что в АМИ меньше материалов. Скорее, наоборот: в классе по АМИ более 600 наименований упражнений.

Дополнительные зоны в классе говорят о том, что у создателей нет глубокого понимания идей Монтессори и целей упражнений, а также отсутствует следование логике работы в Монтессори-среде.

Презентации, которые многие по незнанию размещают в космосе, в АМИ-стандарте называют сенсорными и языковыми расширениями и относят сразу к двум зонам — языку и сенсорике. Эти материалы не только дают сенсорное представление о сложных явлениях из области естествознания, в них также вводится много новых понятий. Неслучайно именно в сенсорике практически в каждом занятии используется трёхэтапный урок для введения понятий.

Материалы, связанные с музыкальным образованием, также располагаются на границе двух зон: сенсорики и языка. Начальный уровень данных упражнений относят к сенсорике, а последующие уровни — к языку.

Зона языка: педагог и девочка занимаются с шероховатыми буквами

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка цель

Язык

Цель языковой зоны, как и остальных, помочь в адаптации. Язык — это, прежде всего, средство общения между людьми. Не зная его, человек не сможет адаптироваться в культуре, в которой он находится.

С точки зрения Марии Монтессори, грамотная речь и письмо, а также чтение, нужны не сами по себе. Чем выше уровень грамотности на письме и в речи, тем точнее человек может донести свою мысль до другого, а значит подать себя, дать другим возможность себя понять и принять. Чем тоньше дошкольник понимает текст при чтении, тем глубже он проникает в культуру автора, тем выше его уровень понимания этой культуры и сопричастности к ней.

Исходя из столь глубоких задач, постепенно появились и оформились следующие разделы языковой зоны:

  • устная речь;
  • обогащение словарного запаса;
  • письменная речь;
  • чтение;
  • изучение слов (частей речи);
  • функции слов;
  • анализ предложений;
  • языковые расширения.

Стоит отметить, что дошкольникам даются, казалось бы, довольно сложные вещи, но это только на первый взгляд. Монтессори исходила из того, что язык уже находится внутри ребёнка: он поглотил, впитал конструкции родной речи, теперь через игру-исследование надо лишь помочь ему их осознать и понять. Для этого предлагается уникальный языковой Монтессори-материал, большую часть которого собственноручно делает гид.

Зона математики: девочка работает с шероховатыми цифрами

Математика

Марио Монтессори считал, что математическое мышление является одной из человеческих тенденций — оно свойственно любому человеку, важно лишь создать условия для его проявления. Математика в 3–6 является великолепным примером создания подобных условий.

Многие, знакомясь с математическим материалом, восклицают: «Как гениально и как просто!» или «Ну почему меня так не учили в школе?!». Действительно, эта зона поражает своей насыщенностью, чёткостью и вместе с тем логикой и простотой.

В математике так же ярко, как и в сенсорике, воплотилась идея материализованной абстракции. Здесь сложные понятия дети осваивают с лёгкостью и весьма наглядно. Они не просто учатся считать, дошкольники понимают, что такое счёт, в отличие от традиционной системы образования, где учат считать механически.

Малыши на сенсорном опыте убеждаются, что десяток меньше сотни, но больше единицы, а в тысяче ровно десять сотен. Это понимание может прийти уже в 4,5–5 лет благодаря уникальному материалу.

Математическую зону разрабатывала не только Мария Монтессори, но и её сын Марио. В настоящее время в стандарте АМИ она включает в себя 6 групп презентаций:

I. Введение в числа от 1 до 10.

II. Введение в десятичную систему.

III. Счёт от 1 до 1000.

IV. Исследование и запоминание таблиц.

V. Переход к абстракции.

VI. Введение в дроби.

Стоит отметить, что Монтессори-класс организован таким образом, что все зоны взаимосвязаны между собой: презентации из практики перекликаются с сенсорикой, языком и математикой. Внутри каждой зоны также есть тесная взаимосвязь между упражнениями. Удаление какой-либо части среды, её замена или модернизация приведут к дисбалансу. На мой взгляд, именно Монтессори-среда для возраста 3–6 является наиболее взвешенной и выверенной и не допускает особых вольностей.

Переливание — упражнение из зоны практической жизни

Создавать ли новый материл?

Начинающие педагоги грешат тем, что начинают создавать много нового «Монтессори-материала», не отдавая себе отчёт в его месте и назначении. Важно понимать, что каждый материал будет влиять на работу класса, в том числе на нормализацию детей. Помните, что управление классом в системе Монтессори идёт через среду.

Поэтому педагогу, прежде чем вносить изменения, стоит ответить себе на вопрос: «С какой целью я это делаю?», «Чего я хочу добиться?». Поверьте, по АМИ у педагога очень много места для творчества — только на создание полной среды уйдёт несколько лет.

Если же вы решили создать новую презентацию или внести изменения в старую, сначала ответьте на вопрос «Зачем?», а затем в соответствии с поставленной целью проведите наблюдение за классом или конкретным ребёнком (для которого хотите создать материал).

Более правильным чаще является путь, когда именно наблюдение за детьми порождает желание или потребность создать новое упражнение. Это стоит делать только в том случае, если вы выстроили полностью всё пространство по стандарту АМИ, поискали причины проблемы в себе и своей работе, и это не помогло решить вопрос. Тогда за дело!

Родителей же могу успокоить: дома нет смысла воспроизводить Монтессори-класс. Стоит организовать домашнее пространство так, чтобы оно способствовало независимости и самостоятельности ребёнка. Берите из классной среды лишь некоторые, кажущиеся вам интересными и необходимыми презентации, например, уход за растениями, чистку обуви или приготовление пищи, и адаптируйте их под домашние условия.

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте Терминология Монтессори

Источник