Развития деятельности ребенка от 1 до 7 лет

Ирина Щепетинникова
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет»

Утверждаю:

заведующий ДОО

___Ф. И. О.

Составила:

зам. заведующего по ВМР

Ф. И. О.

Принято:

на заседании педагогического совета

ДОО

Протокол № ___ от___2020 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Основная характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста (с 2-х до 7 лет)»

Возраст/Основное развитие

2-3 года Вторая группа раннего возраста.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность.

Продолжает развиваться понимание речи: ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь, активный словарь достигает 1500-2500 слов. К концу 3-его года жизни речь становится средством общения со сверстниками.

Широко используются действия с предметами-заместителями. Игра носит процессуальный характер.

Ребенок способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет: появляется собственно изобразительная деятельность. Типичным является изображение человека в виде «головонога»- окружности и отходящих от нее линий.

Совершенствуется слуховое восприятие и фонематический слух. Основной формой мышления является — наглядно-действенное мышление, но уже имеются и задатки наглядно-образного мышления: ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит цель, намечает план действий. Начинает складываться произвольность поведения, обусловленная развитием орудийных действий и речи. Для данного возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность, зависимость от чувств и желаний. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет, который сопровождается отрицательными проявлениями: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми. Ребенок осознает себя как отдельного человека, у него формируется образ Я.

3-4 года Младшая группа.

Ребенок выходит из семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Желание выполнять общественную функцию приводит к противоречию с реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Продолжительность игры пока небольшая. Основное содержание игр – действия с игрушками и предметами-заместителями. Игры с правилами в этом возрасте только начинаю формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В изображениях, в основном, отсутствуют детали. Графические образы бедны. Может использоваться цвет. Для развития мелкой моторики большое значение имеет лепка. Доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и замыслу. К концу младшего дошкольного возраста дети способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, воспринимать до 5 форм и до 7 и более цветов.

Развиваются память и мышление (наглядно-действенное). По просьбе взрослого дети могут запомнить 5-6 названий предметов, 3-4 слова, отрывки из любимых произведений. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно проявляется в игре, при использовании заместителей.

Взаимоотношения обусловлены нормами и правилами, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением взрослого (воспитателя) Поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, половая идентификация, проявляющаяся в выборе игрушек и сюжетов.

4-5 лет Средняя группа.

В игре появляются ролевые взаимодействия, которые выполняются ради смысла игры, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. Значительно развивается изобразительная деятельность, дети совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности: дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения и т. д. Усложняется конструирование, постройки могут включать 5-6 деталей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики (развиваются ловкость, координация движений, равновесие, усложняются игры с мячом). Развивается восприятие, память. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят о поручениях взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Для детей этого возраста характерны: сохранение количества, объема и величины. Продолжает развиваться воображение, ему характерны произвольность и оригинальность (придумывание сказки на заданную тему). Увеличивается устойчивость внимания: уже доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. В общении со сверстниками речь носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Ведущим в содержании общения ребенка со взрослым становится познавательный мотив, а важным – похвала.

Возрастной феномен – повышенная обидчивость. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Появляются партнеры по игре. Формируются группы, в которых выделяются лидеры. Вместе с тем, возникают соревновательность и конкурентность. Развивается образ Я, его детализация.

Основные достижения данного возраста: развитие игровой деятельности, появление ролевых и реальных взаимодействий, развитие изобразительной и конструктивной деятельности, совершенствование восприятия, развитие образного мышления и воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появление обидчивости, соревновательности со сверстниками, дальнейшее развитие образа Я.

5-6 лет Старшая группа.

Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей по содержанию и интонации взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства с условными границами «центр» и «периферия». Действия детей становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Наступил возраст наиболее активного рисования (до 2000 рисунков в год) Рисунки различны по содержанию, могут иллюстрировать фильмы, книги и воображаемые ситуации, отличаться оригинальностью композиционного характера, передавать статичные и динамичные отношения, приобретать сюжетный характер. Изображение человека становится детализированным и пропорциональным. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает процесс постройки. Может быть использован деревянный конструктор, смена деталей в зависимости от имеющегося материала, схемы, по замыслу, из бумаги, природного материала. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины, строения предметов, систематизируются представления детей. Но есть трудности при анализе пространственного положения объектов.

Продолжает развиваться образное мышление (использование адекватных возрасту мыслительных средств, наглядного моделирования, комплексных представлений о системе признаков). Продолжают совершенствоваться обобщения как основа словесно-логического мышления, освоение мыслительных средств. Дети способны рассуждать и давать причинные объяснения. Активно развивается воображение, особенно при условии проведения специальной работы. Развиваются устойчивость, распределение и переключение внимания. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному.

Читайте также:  Комплексные нарушения развития ребенка

Продолжает развиваться речь: звуковая сторона, фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов и в сюжетно-ролевой игре, связная речь. Совершенствуется грамматический строй речи, становится богаче лексика. Дети занимаются словотворчеством. В игровой деятельности идет распределение ролей, структурируется игровое пространство. Развивается образ Я.

6-7 лет Подготовительная к школе группа.

Игровые действия детей становятся более сложными. Игровое пространство усложняется, в нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Дети могут менять свое поведение, способны отслеживать поведение друг друга. Исполнение роли акцентируется самой ролью и тем, в какой части пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может взять на себя новую роль, сохранив ранее взятую. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается цветовая гамма. Образы, передаваемые из окружающей жизни и литературных произведений, становятся сложнее. Более явными становятся различия между девочками и мальчиками, так мальчики изображают космос, технику, военные действия, девочки — принцесс, балерин, бытовые сюжеты (мама и дочка, комната). Изображение человека еще более детализировано и пропорционально. Появляются пальцы на руках, подбородок, глаза, рот, нос, брови. Одежда украшается деталями. Формируются художественно-творческие способности. В конструктивной деятельности дети свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек, определяют их форму на основе сходства со знакомыми объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, используется зрительная ориентировка, необходимый материал. Дети точно представляют последовательность выполнения постройки, способны выполнять сложные постройки (по собственному замыслу и условиям). Могут освоить сложные формы сложения листа бумаги, что важно для углубления пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Уже доступны целостные композиции, включающие фигуры людей, животных, по замыслу и др.

Продолжает развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, воображение, внимание. Произвольность сосредоточения достигает до 30 минут.

Развитие речи в данном возрасте: совершенствуются звуковая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь, расширяется словарь, активизируется употребление обобщающих существительных, антонимов, синонимов, прилагательных. Развивается диалогическая и монологическая речь.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира как части человеческой культуры, форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста (7-ми годам жизни) ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет в дальнейшем успешно учиться и социализироваться в условиях школы.

Примечание: Методические рекомендации составлены на основе программы «От рождения до школы» — Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 г.

Источник

15.04.2015

За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.

 Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.

Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов

В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик»  (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Читайте также:  Ребенок на первом месяце жизни развитие

Лексические темы

С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок.  Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.

Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:

1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе  – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой — «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).

Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Логоритмика — танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – «принеси куклу, дай мячик»).

Читайте также:  Центр развития ребенка дубнинская

Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.

1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет

1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения для детей в быту

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Источник