Знания на окружающий мир ребенка 5 лет
В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.
Как дошкольники познают окружающий мир?
Дошкольное детство — это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:
- Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
- Словесные методы (беседы, чтение книг);
- Практические методы (игры, эксперименты, опыты).
Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.
Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.
Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?
Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.
Возраст | Содержание знаний о мире |
3-4 |
|
4-5 |
|
5-7 |
|
При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.
Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире
- «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
- «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
- «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
- «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
- «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
- «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).
Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.
- «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
- «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
- «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
- «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
- «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
- «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
- «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.
Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:
Выводы
Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.
Заключение
На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!
Источник
оксана лихачева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет «Введение в программу по экологии»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5-6 лет.
Тема: «Введение в образовательную программу».
Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Задачи:
1. Расширять представление о компонентах природы (живой, неживой, закрепить свойства живого организма;
2. Дать представление о предметах, созданных руками человека («не природа») ;
3. Развивать логическое мышление; навыки сотрудничества;
4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи, желание помогать сверстнику.
Оборудование:
Слайдовая презентация по теме занятия, компьютер, мяч, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметами рукотворного мира, письмо, камень и растение, лейка, тряпочка, удобрение, палочка, альбомные листы, клей, ленточка.
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация «Поможем Крошу сделать подарок для Ежика».
2. Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма» (на примере опыта).
3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое».
4. Дидактическое упражнение «Отгадай картинки».
5. Вопросы к детям поискового характера.
6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу».
7. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы».
8. Подведение итогов занятия.
I. Организационный момент (1 мин.)
— Собрались все дети в круг, я — твой друг, и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
(Дети берутся за руки, друг другу улыбаются)
Педагог: А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)
Педагог: И вам, ребята,я скажу:
— Здравствуйте, милые дети! Вы прекрасней всех на свете!
Меня зовут Оксана Валентиновна, и я хочу познакомить вас с живой и неживой природой.
Узнать об окружающем нас мире новое и интересное хотите?
Тогда проходите.
II. Проблемно –игровая ситуация: (1 мин.) слайд №
— Сегодня на наш адрес пришло письмо от Кроша. (показать письмо). Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы знаете, у моего лучшего друга Ёжика скоро день рождение. И мне хочется подарить нужный и полезный подарок. Я собрал много картинок и хотел сделать альбом о природе, но запутался. Я не могу разобраться, какие картинки относятся к природе, а какие – нет. Помогите мне, пожалуйста». (1 мин.)
Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма».
— Вы хотите помочь Крошу приготовить подарок для Ёжика?
— Какой альбом хочет сделать Крош? (о природе)
— А что же такое природа? (ответы детей)
— А какая бывает природа? (ответы детей)
— Чем живая природа отличается от неживой? (ответы детей)
II. Объяснение нового материала. (5 мин.)
Опыт с растением и камнем.
— Помочь Крошу мы еще не можем. Давай проведем опыт. Я на занятие принесла цветок. Даша, полей его, пожалуйста. Ребята, а для чего надо поливать цветы? А сейчас я внесу удобрение, подкормлю цветок. А теперь, Юля, протрет аккуратно листья цветка тряпочкой. (для чего) А теперь, что я делаю? (рыхлю палочкой землю).
А, что случится с цветком, если его не поливать, не ухаживать за ним? (ответы детей). Значит, цветок относится к какой природе? (ответ детей).
У вас на столах лежат ракушки. Возьмите их в руки. Ракушки- это природа.
А вот у меня на столе –камень. Это природа? А надо ли его поливать, удобрять, будет ли ему больно, если его уронить (ответы).Правильно, хоть, он и тоже объект природы, но не живой.
Микровывод: природа может быть живая (цветок и показать на него) и неживая (показать на камень).
А, теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Внимание на экран.
Игра «Живое – неживое».( 1 мин.) слайд №
-Белая, пушистая, по небу летает,
– На всех садится, никого не боится.
– Снег (снежинка). Неживая природа.
– Ползун ползет, иглы везет.
– Ежик. Живая природа.
– В воде под мостиком виляет хвостиком.
– Рыба. Живая природа.
– Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут.
– Облака. Неживая природа.
Педагог: Замечательно! Мы справились!
-Дети, вы немножечко устали и, поэтому, все встали. Будем в мячик мы играть, на вопросы отвечать.
Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое» (2 мин.)
А сейчас давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я вам называю предметы природы, а вы мне отвечаете – живая это природа или неживая.
(Педагог называет слова – ворона, солнце, ветер, береза, ежик, воздух, камень, цветок, рыба, жук, облака, земля, трава, белка, песок, вода) .
Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу» (1 мин.)
Ребята, повторяйте за мной (звучит музыка – звуки природы, а на экране- изображение лесной поляны)
Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала дождинка, потом еще одна, еще и еще, и начался сильный дождь. (дети плавно опускают то одну руку, то другую — сначала медленно, потом быстрее). Дождь стал утихать, а потом совсем прошел. Посмотрите, какая радуга появилась на небе, у всех отличное настроение. Смотрим на экран, глазами следим за солнышком, облаками и повторяем за мной движения.
Игра- гимнастика для глаз «Крошка Енот». (слайд шоу) (1 мин)
— Хорошо мы отдыхали, в мячик с вами поиграли,
А потом мы погуляли, за енотом наблюдали.
А, теперь, пришла пора, продолжить занятие, детвора.
Игра «Природа –неприрода». (2 мин.)слайд №
Что вы видите на этой картинке? (дети перечисляют). Все ли предметы мы отнесем к природе? (ответы) Почему мы их не относим к природе? (их сделал человек). Педагог обращает внимание детей на картинки природы.
— А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек? (ответы детей). (они появились без помощи человека, их создала природа) .
Микровывод:
Природа – это, то что существует без помощи человека, а «не природа» — это, то что сделано руками человека.
IV. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы» (5 мин) .
— Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и неживой природе, — это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.
— Теперь мы сможем помочь Крошу, создать альбом в подарок Ежику?
Вы будете работать в парах. Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Крош и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой природы, а на белый лист – картинки с изображением неживой природы.
5. Вопросы к детям поискового характера. (3 мин.)
Педагог обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.
— Назовите, какие картинки у нас остались (ответы) Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (ответы детей) .
-Откуда появились эти предметы? (ответы детей). (их сделал человек) .
— А чтобы Крош понял, какие предметы не относятся к природе мы из оставшихся картинок сделаем коллаж – предметы, сделанные руками человека.
А, теперь картинки,которые вы разложили, можете приклеивать на лист.
Организуется самостоятельная работа детей, в процессе которой педагог ведет индивидуальную работу.
После завершения работы детьми, педагог предлагает детям соединить отдельные листы в единый альбом. Совместно с детьми оформляется титульный лист альбома «Мир природы».
V. Подведение итогов занятия: (1 мин.) слайд №
— Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Крошу и Ежику? О чем узнают,Крош и Ежик, рассматривая этот альбом? Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? (посуда, одежда, инструменты, машины). Мы об этом будем говорить в течении всего года.
— Ребята, вам сегодня было интересно? Что вам больше всего понравилось?
Ну, а впереди нас ждет увлекательное путешествие в окружающий мир.
Слайд №
Посмотри, мой милый друг,
Как прекрасно все вокруг!
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Человек и время года-
Это все вокруг (природа)
Кстати, чуть не забыла. Крош с письмом прислал для вас еще и посылочку, с благодарностью за вашу помощь! (раздаю детям сладкое угощение).
Слайд №.
До новых встреч, ребята!
Источник
Важнейшим этапом в жизни малыша является пятилетие. Именно в это время ребенок начинает более активно готовиться к школе – недаром данный период носит название старшего дошкольного возраста. Каждый малыш индивидуален, но есть определенный перечень того, что должен уметь делать и хорошо знать ребенок в 5 лет, чтобы соответствовать нормам.
Возрастные особенности психики
Дошкольник 5 лет, как установили психологи, очень восприимчив к обучению, поэтому сейчас самое время не только передать ему какую-то конкретную информацию, но и развить любознательность, стремление учиться, желание знакомиться с новыми сведениями. Это очень пригодится ему во взрослой жизни. В этом возрасте дети с удовольствием пересказывают сказки или истории, услышанные от родителей, иногда добавляя что-то свое, у них постепенно улучшается память и мышление:
- ребенок должен запоминать до 10 картинок;
- одновременно удерживать в поле зрения около 10 предметов;
- находить между ними отличия;
- выявлять лишний предмет из ряда и пояснять, почему именно он является лишним.
Логика выходит на новый уровень – теперь ребенку не составит труда закончить предложение: если Маша выше Пети, то Петя… (ниже Маши).
Для развития мышления стоит задавать малышу вопросы по только что рассказанному, используя слова «почему», «отчего», – это заставит дошкольника самостоятельно размышлять. Достигший 5 лет ребенок пока не может делать одновременно несколько дел, не в состоянии запомнить длинную смысловую цепочку, поэтому не стоит перегружать его. Все задания лучше разбивать на небольшие блоки, выполнение которых по очереди, с одной стороны, поможет ребенку развить навыки и умения, а с другой – не вызовет переутомления.
У малышей продолжает формироваться самооценка, поэтому, чтобы ребенок не вырос закомплексованным и неуверенным в себе, следует почаще его хвалить, иногда закрывая глаза на промахи. Но и переусердствовать нельзя, в противном случае сформируется самоуверенный эгоист, убежденный в своей постоянной правоте. В диапазоне 5-7 лет завершается формирование характера.
Особенности физического развития
Родители малыша, достигшего 5 лет, должны знать, что для этого возраста имеется несколько особенностей.
- Рост – от 100 до 120 см у мальчиков и 105-115 см у девочек.
- Вес – до 25 кг (мальчики), до 20 кг (девочки).
- За год большинство детей вырастает на 5 см, но в весе не прибавляют, отчего родителям начинает казаться, что их малыш сильно похудел. Однако подобное явление является нормальным и соответствует возрастной специфике.
- У детей наблюдается увлеченность движением, желание постоянно прыгать, резвиться.
- Могут пробежать без остановки до 200 метров, не падая и не спотыкаясь.
- Прыгают через скакалку и на одной ножке.
- Способны сохранять равновесие, стоя на одной ноге или во время ходьбы на гимнастической доске. Многие малыши могут ловко лазать по канату.
- Умеют ловить и подбрасывать мяч, попадать им в запланированную цель.
В этот период многие дети отличаются повышенной активностью, поэтому можно смело отдавать их в различные секции и спортивные кружки.
Движения пятилетки становятся более скоординированными и четкими, чем год назад, он хорошо управляет своим телом, поэтому к числу любимых забав этого периода относятся прятки, догонялки, жмурки, занятия со скакалкой, лазание по шведской стенке. Именно в этом возрасте можно предложить малышу начать уроки езды на двухколесном велосипеде.
Для полноценного роста и развития малыша следует включать в его рацион продукты, обогащенные кальцием, прежде всего рыбу и творог.
Речь
Ребенок в 5 лет должен уметь составлять развернутые предложения, помогающие ему донести мысль до собеседника, использовать не только конкретную лексику, но и абстрактные слова.
Особенности речевого развития следующие:
- минимальный словарный запас – 2500 слов;
- все звуки произносятся правильно;
- ребенок в состоянии подробно рассказать о себе: описать прожитый день, передать, чем именно он занимался, получал ли от этого удовольствие. В итоге должен получиться связный рассказ из 5-6 предложений, объединенных между собой единой тематикой.
О нормальном развитии памяти свидетельствует способность ребенка выучить несложный стишок из 2-3 четверостиший, пересказать в подробностях услышанную сказку. Пятилетки способны объяснять своими словами содержание простых пословиц («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
Мелкая моторика
В развитии ребенка 5 лет особое значение играет мелкая моторика, ведь именно сейчас ведется активная подготовка к школе. Какими же навыками должен обладать малыш?
- Лепить из пластилина.
- Вырезать ножницами (не просто по прямой линии, но и по кругу).
- Правильно держать в руках кисточку, ручку, пользоваться ими.
- Писать цифры, буквы. Регулировать силу нажима на карандаш.
- Раскрашивать и заштриховывать картинки, не выезжая за контур.
- Рисовать иллюстрации с сюжетом.
- Завязывать и развязывать шнурки.
- Складывать пазлы.
- Собирать фигурки из конструктора.
Все движения пальцами и кистями становятся более ловкими, четкими, скоординированными.
Родителям очень важно приучать ребенка к самостоятельному решению проблем, поэтому без крайней необходимости помогать ему не стоит.
Общение с детьми и взрослыми
Малыш в 5 лет должен понимать, в каких случаях ему необходимо поздороваться, попрощаться, сказать «спасибо». Очень часто дети стремятся во всем быть похожими на взрослых, поэтому играют в игры, имитирующие жизнь родителей, – в дочки-матери, магазин, доктора и похожие.
Дети 5 — 6 лет очень доверчивы к взрослым, поэтому родителям важно объяснить им правила поведения с незнакомыми людьми. Ребята должны четко уяснить, что нельзя разговаривать на улице с чужими «дядями и тетями», а главное, понимать, почему — это несет опасность.
Какими знаниями должен обладать ребенок?
- Уметь называть свою фамилию и имя.
- Знать свой адрес (начиная со страны и города) и дату рождения.
- Помнить фамилию и имена родителей полностью, знать, где они работают.
К этому возрасту у детей уже образуется определенный круг общения, появляются настоящие друзья (те дети, которых он выбрал самостоятельно, которые ему интересны, а не навязаны родителями), образуются определенные роли – лидеры, ведомые, аутсайдеры, это в дальнейшем определит социальный статус ребенка. Поэтому если взрослые видят, что их малыш не может наладить отношения со сверстниками, всегда играет в одиночестве, следует ему помочь.
Специфика интеллектуального развития
Какими же общими знаниями обладают пятилетки?
- Разбираются в направлениях – вперед и назад, лево и право, вверх и вниз.
- Они хорошо понимают части суток, не путают ночь и вечер, утро и день.
- Ориентируются во временах года и знают, что за весной следует лето.
- Знают, что все в мире делится на живое и неживое, могут определить, относится ли конкретный предмет к живому либо неживому.
- Многие дети этого возраста знают алфавит.
5- летние дети очень любопытны, постепенно их знания об окружающем мире начинают расширяться, они задают родителям огромное количество вопросов, на которые необходимо предоставить исчерпывающие ответы.
Если то, что интересует малыша, маме или папе неизвестно, не стоит оставлять этот вопрос. Родителям следует подготовиться, а потом поделиться информацией с сыном или дочерью в доступной им форме.
Бытовые умения и навыки
Ребенок в возрасте 5 лет отличается тем, что умеет сам находить себе занятие. Родителям не нужно больше ломать голову над тем, как именно ему сегодня поиграть, дошкольник придумает все сам.
Кроме того, ребята этого возраста обладают практически всеми необходимыми навыками самообслуживания:
- они сами едят;
- могут одеваться и обуваться;
- помогать родителям, выполняя несложные задания (например, прибирать свои игрушки);
- умеют чистить зубы, умываться;
- причесываются полностью самостоятельно.
Детям свойственно предлагать родителям свою помощь и с удовольствием выполнять некоторые поручения: поливать цветы, протирать пыль, расставлять игрушки по местам.
Математические знания
Пять лет – возраст очень важный, это время активной подготовки к школе, поэтому в арсенал знаний ребенка входит следующее:
- счет минимум до 10 и в обратном порядке – до 1;
- сравнение чисел (малыш должен ответить, какое число больше – 5 или 7);
- представление о простейших арифметических действиях – сложении и вычитании;
- знание основных геометрических фигур (круг, прямоугольник, квадрат, линия, треугольник) – дошкольник должен понимать, чем они отличаются друг от друга, уметь их рисовать, находить на картинке, делить круг и квадрат на равные части – две и четыре.
Эти знания в дальнейшем пригодятся для успешного постижения школьной программы.
Чтение, письмо
5 лет – самый лучший возраст, чтобы научить ребенка читать. Многие родители отмечают, что если такие уроки начинались в 3-4 года, то чаще всего оказывались малопродуктивными, ребенок плохо запоминал буквы и не понимал, как складывать из них слоги. Но в пять лет ситуация изменилась, чтение становится доступным, малыши делают успехи.
Очень важно заниматься с ребенком развивающими играми, формирующими у него умение читать и писать, постепенно наращивая продолжительность занятия: 5-10 минут в день постепенно увеличатся до 30-40 минут.
Информация об окружающем мире
Достигшие 5-6 лет дошкольники уже обладают достаточными знаниями о мире, который их окружает. Но родителям стоит обратить наибольшее внимание на следующие моменты.
- Умение различать основные цвета и их оттенки. Нужно не только знать названия цветов, но и приводить примеры (лимон – желтый, кошка – белая).
- Перечислять основные профессии (врач, воспитатель, повар, водитель), понимать, чем занимаются их представители.
- Отличать хищных животных от травоядных, приводить примеры тех и других.
- Знать названия всех месяцев и порядок их расположения в году, соотносить месяц и время года.
- Приводить примеры садовых и полевых цветов, перелетных и оседлых птиц и мотивировать свой выбор.
- Называть явления природы, понимать, что сейчас происходит одно из них: снегопад, ветер, дождь.
Все это говорит о том, что развитие ребенка соответствует возрастным нормам и он нормально готовится к школе.
Родителям пятилетнего дошкольника важно помнить, что их ребенок – это отдельная самостоятельная личность, которая может быть совершенно непохожей на маму или папу, как бы тем ни хотелось обратного. Необходимо с уважением относиться к желаниям малыша, не пытаясь его переделать, и навести на нужное направление, помочь развиваться и получать необходимые навыки и умения, а не бороться с теми чертами характера, которые взрослым попросту не нравятся.
Источник