Значение родителей в развитии ребенка

Значение родителей в развитии ребенка thumbnail

Роль семьи в жизни ребенка.

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

Если:

Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).

Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).

Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).

Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).  

Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).

Ребенок растет в честности, он учится … (быть  справедливым).

Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).

Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).

Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).

Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).

     Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».

     Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.

     Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.

Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, заменить ее нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. и только потом детский сад, школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что родители в какой – то мере отстранились от процесса воспитания. Техническая революция и убыстрение образа жизни внесли в него немаловажную роль. Многие родители, которые выбрали занятой образ жизни, очень рано начинают отдавать своих детей на воспитание в руки нянь, бабушек и дедушек, либо в детский сад, где за ребенком следит воспитательница. Мобильные телефоны, планшеты, компьютер и мультики – вот, что на данный момент занимает основное место в жизни и развитии многих детей. И мало кто знает о влиянии мультфильмов на детей.

Как правило, это приводит к тому, что ребенок постепенно отрешается от людей и общества в целом, и становится одиноким. Виртуальная реальность теперь заменяет ему общение с родителями и родными. Как говорят исследователи, современная семья претерпела некоторые изменения, а, следовательно, постепенно меняется и общество в целом.

  Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Источник

   У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители. Оно безусловно верно и отражает огромную роль родителей в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. По крайней мере в первые годы жизни эта роль почти абсолютна. Да, можно переложить ответственность за воспитание на других людей, например бабушек и дедушек, однако решение об этом перекладывании изначально принимается самими родителями.

Читайте также:  Влияние среды на пренатальное развитие ребенка

В первую очередь хороший родитель — искренний родитель. Многие думают, что хорошими родителями можно стать, изучив специальную литературу и овладев особыми методами и способами воспитания. Часто на психологических консультациях можно наблюдать родителей, ждущих от психолога каких-то хитрых советов, с помощью которого можно «резко улучшить» поведение ребенка, мудрых слов, передав которые ребенку можно раз и навсегда вразумить его. От психолога ждут, таким образом, неких «психологических таблеток», способных исправить дефекты воспитания. Такой родитель самоустраняется от полноценного воспитания, принимая на себя лишь роль ретранслятора культурного опыта общества.

Во многом в этой ситуации виноваты сами педагоги и психологи, которые слишком заигрались в «черную кошку в черной комнате», изображая знание неких очень сложных, непонятных простым гражданам истин. В результате у многих родителей выработался своего рода комплекс родительской неполноценности, уверенность в том, что они, не обладая специальным психологическим или педагогическим образованием, точно не смогут компетентно заняться воспитанием.

Конечно, педагогические и психологические знания родителям весьма желательны. Но, во-первых, одних знаний мало, а, во-вторых, эти знания бывают очень разные. Как гласит древнее высказывание, нет такой глупости, которую бы не высказали философы. Так и в вопросах воспитания, нет такой глупости, которую бы еще не придумали. Иной родитель, наткнувшись на длинные опусы психоаналитиков, может просто впасть в ступор, не сумев переварить эту своеобразную интеллектуальную порнографию.

Искренний родитель не боится проявить в вопросах воспитания сомнения и непоследовательность. Но и не мучается в постоянных тревожных сомнениях («Быть или не быть… Бить или не бить…») Искренний родитель умеет и наказывать, и прощать.

Родители, никогда не сомневающиеся в своей правоте и точно представляющие то, что их ребенку нужно, или а) не очень умны (разумны), или б) просто играют роль компетентного специалиста по воспитанию. Такая роль часто востребована среди неработающих домохозяек, которым надо изображать свой значительный вклад в семейные дела.

Искренний родитель не будет лукавить и изображать, что он совершенно точно знает, что ожидает его ребенка в будущем. Он знает, что жизнь — вещь сильно непредсказуемая, поэтому готовит своего ребенка к разного рода жизненным сценариям, формирует тем самым из него разностороннюю личность.

Неискренний родитель убеждает себя, ребенка и других людей в том, что будущее ему точно известно, что он очень хорошо разбирается в человеческой психологии и знает, что его чаду уготована слава, например, Святослава Рихтера. И надо все делать для того, чтобы приблизить этот великий момент: заниматься фортепиано по пять часов в день, не заниматься бытовыми делами, спортом и иной «ерундой», не общаться с другими детьми и смотреть на сверстников свысока.

Другое проявление неискренности в воспитании — вечное пребывание в тревожной мнительности. Тревожный родитель теряется всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка. Он не знает, можно ли наказать, можно ли не наказывать. В обоих случаях он видит одни лишь негативные последствия. И в целом сосредоточен именно на негативных сторонах бытия, обманывая себя и других именно в этом. Если накажешь ребенка — у него может появиться сильная психологическая травма. Не накажешь — из него вырастет преступник и наркоман.

Ребенок такого родителя рано или поздно сообразит, что на самом деле его маму или папу интересует не столько он сам, его воспитание, сколько собственные эмоции и переживания по вопросам воспитания. Вряд ли ребенок будет любить и уважать родителя, который, с одной стороны, подвергает его мелочной опеке: следит за малейшими изменениями в поведении, постоянно подозревает в проступках, вредных привычках, дурных знакомствах и даже психическом здоровье, а с другой стороны — не испытывает искренних чувств к ребенку, лишь лелеет свои тревоги.

Нормальная воспитательная работа требует повышенной активности со стороны нашего разума. Как на войне, требуется умение быстро разобраться в сложившейся обстановке, собрать максимум информации — пусть даже противоречивой, творчески выработать оптимальное решение. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Разумный родитель всегда постарается даже собственные ошибки и просчеты обернуть на пользу.

Воспитание в семье — это кусочек Большой жизни. Поведение родителей и их чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Сегодня родитель может быть ласковым и нежным, завтра — быть в суровой ярости.

Все родители разные, у каждого — свой индивидуальный родительский стиль. Отношения с ребенком — тоже индивидуальны и неповторимы.

Хочет того родитель или нет, но большое значение для ребенка имеет социальный статус самого родителя. Богатый родитель, или родитель, обладающий значимыми для общества достижениями в области культуры, науки или техники, или родитель, занимающий высокую должность, обычно пользуется большим авторитетом у собственного ребенка. При этом такой родитель обычно является предметом гордости ребенка. Соответственно и слова уважаемого родителя будут более цениться.

Хотя чрезмерная воспитательная уверенность, как было сказано выше, вредна, тем не менее хороший родитель это еще и целеустремленный родитель. То есть тот, кто более-менее представляет, каков должен быть желаемый результат воспитания. Как родители, так и их дети живут в разных местах, в разные времена, в разных социально-экономических реалиях. Детей, росших в СССР, в большей степени воспитывали в духе коллективизма и взаимопомощи, потому что во взрослом обществе существовали социалистические отношения (средства производства находились в общем пользовании) и отношения людей по умолчанию были «Человек человеку друг». В капиталистической России — до СССР и после — воспитание основано скорее на индивидуализме и отношениях по умолчанию «Человек человеку враг». Соответственно различаются родительские тактики и стратегии. Любой хороший родитель, как и педагог, вынужден решать вопросы не только в области развития способностей, но и по личностному становлению.

Семья и родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей (или людей, их замещающих) играют огромную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, многие обращаются мысленно в тяжелую минуту жизни.

Чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична.

Если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Во многом это связано с тем, что все люди смертны, и в продолжении рода, в воспитании «своих маленький копий» они находят себе некоторое утешение и радость.

Читайте также:  Центр развития ребенка кировский район

Важно, чтобы ребенок всегда чувствовал свою небезразличность для родителей. Ребенок может простить крики и побои, но холодность и безразличие ему простить будет очень сложно. Многие дети из таких семей ищут тепло и заботу «на стороне». Они легче вливаются в дурные компании и поддаются в подростковом возрасте алкоголизму и наркомании. Только при уверенности ребенка в родительской любви и заинтересованности возможно правильное формирование психического мира человека, уравновешенный склад характера, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно активно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Иными словами, хороший родитель — не только искренний и целеустремленный, но еще активный.

См. также

Воспитание детей

  • Влияние конфликтов на развитие ребенка
  • Влияние семьи на становление личности
  • Волевая готовность к школьному обучению
  • Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
  • Воспитание и потребность достижения
  • Воспитание и потребность смысла жизни
  • Воспитание как реализация определенной системы
  • Воспитание как формирование определенных качеств
  • Дети разведенных родителей
  • Дружелюбие без баловства
  •     … и другое

Детская коммуникация

  • Влияние конфликтов на развитие ребенка
  • Влияние семьи на становление личности
  • Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
  • Голосовые контакты с ребенком
  • Дружелюбие без баловства
  • Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка
  • Как помочь ребенку разговаривать
  • Коммуникативные факторы личностного развития ребенка
  • Контакты в ходе совместных действий
  • Личностная готовность к школьному обучению
  •     … и другое

Развитие ребенка

  • Варианты развития детей (перед школой)
  • Влияние конфликтов на развитие ребенка
  • Влияние образования на формирование личности
  • Влияние семьи на становление личности
  • Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
  • Воспитание и потребность достижения
  • Детская ложь
  • До и после трех
  • Закаливание
  • Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
  •     … и другое

   RSS  
  azps@azps.ru 

Источник

Надежда Мызникова
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях.

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего — близких взрослых.

Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик — заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

В первые 5 лет у человека формируется самое важное — структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности.

Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

В условиях семьискладывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Читайте также:  Индивидуальные особенности развития ребенка и отклонения от нормы

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т. д., и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» — спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для ребенка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.

Развитие интеллектуальной сферы будет проходит наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т. д.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое,то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

В работе с родителями в нашем детском саду используются разные направления, формы и методы взаимодействия.

Направления:

— нравственно-патриотическое (совместные экскурсии к достопримечательностям нашего поселка; участие в параде, праздниках, ярмарках и других значимых мероприятия,

— физкультурно-оздоровительное (организация и участие в семейных спортивных праздниках, викторинах, ознакомление с нетрадиционными методами оздоровления и изготовление массажных ковриков и мобильных тренажеров,

Формы взаимодействия подразделяются на

— коллективные,

— индивидуальные

— наглядно-информационные.

1.Коллективные:

— Родительские собрания по проблемам воспитания детей,

— Круглые столы, дискуссии;

— Совместные досуги,праздники:

подготовка детей, изготовление костюмов и атрибутов, украшение зала;

— Участие родителей в различных выставках,

детского творчества, творчества взрослых, совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические).

— Организация дней открытых дверей.

— Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада)

— Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето»)

2. Индивидуальные.

— Внеплановые индивидуальные беседы;

— Рекомендации по изучению педагогической литературы;

— Рекомендации по использованию методических пособий;

— Консультации специалистов детского сада;

3. Наглядность.

— Рекламно-информационный стенд;

— Подборка лекций педагогов-специалистов;

— Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;

— Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;

— Подарки и приглашения к праздникам.

Эффективна и необходима работа с родителями по образовательной области «Труд»

Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. Поддерживается любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Советы родителям:

¦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

¦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

¦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

¦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

¦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

¦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.

¦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Источник