Методы изучения ребенка с проблемами развития

Методы изучения ребенка с проблемами развития thumbnail

Инфоурок

Доп. образование
›Презентации›Презентация на тему «Методы изучения детей с нарушениями развития»

Методы изучения детей с нарушениями развития

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Методы изучения детей с нарушениями развития

Описание слайда:

Методы изучения детей с нарушениями развития

2 слайд

Методы изучения детей с особыми потребностями разнообразны и в основном совпа

Описание слайда:

Методы изучения детей с особыми потребностями разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику. Ориентир на развитие личности ребенка не только вызывает, усиливает интерес к его изучению, но и делает это необходимым в работе педагога. • Следует помнить, что при проведении методик дети должны четко знать, что от них требуется, экспериментальная ситуация не должна восприниматься ими как экзамен, проверка, а потому проводить их надо в спокойной, доброжелательной обстановке с гуманистической, человеколюбивой позиции • Данные, полученные при помощи методики, свидетельствуют о показателях, уровне развития личности ребенка только в данный момент.

3 слайд

Изучение документации ребенка Задача: сбор анамнестических данных и составлен

Описание слайда:

Изучение документации ребенка Задача: сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. Для психологического изучения ребенка такие данные можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения: – педиатра; – психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом; – оториноларинголога с характеристикой состояния; – офтальмолога с характеристикой состояния зрения; – ортопеда (для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата). • Материалы подробной выписки ориентируют психолога и формируют исходные предпосылки для выявления направления исследования психических функций • Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости. Эти данные станут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

4 слайд

Изучение продуктов деятельности ребенка Анализируя конечный результат (детски

Описание слайда:

Изучение продуктов деятельности ребенка Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы и т.п.), можно понять особенности работы ребенка и составить представление о его воображении, развитии мелкой моторики, степени сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др. • Необходимо изучать ребенка в процессе выполнения им конкретной деятельности, и прежде всего тех ее видов, которые непосредственно связаны с процессом обучения • Запись наблюдений над процессом выполнения ребенком учебных заданий вместе с изучением педагогической характеристики и представленных школой тетрадей ребенка составляют в совокупности основной педагогический материал, который вместе с материалом врачебного исследования ляжет в основу общего заключения комиссии. Для того чтобы правильно проводить обследование школьных навыков ребенка, педагог-дефектолог должен знать: • психологические особенности развития данного навыка в процессе обучения; • затруднения, типичные для разных групп отстающих учеников; • приемы (методы), помогающие обнаруживать подлинные причины затруднений в обучении на различных этапах.

5 слайд

Пути изучения отдельных школьных навыков, учащихся и анализа их психологическ

Описание слайда:

Пути изучения отдельных школьных навыков, учащихся и анализа их психологических особенностей. • Метод беседы • Метод наблюдения • Метод эксперимента

6 слайд

Заключение Весь собранный материал педагогу-обследователю необходимо внимател

Описание слайда:

Заключение Весь собранный материал педагогу-обследователю необходимо внимательно проанализировать и сделать выводы по следующим вопросам: • Насколько развито у ребенка абстрактное понятие числа; • На какой стадии находится у ребенка овладение умственными обобщенными операциями при счете, решении; • Доступна ли система вопросов, составляющая суть задачи; • Достаточно ли подвижны интеллектуальные операции ребенка при работе с арифметическим материалом; • В какой мере изменяется характер выполнения заданий ребенком при оказании ему той или иной педагогической помощи; Правильные выводы по указанным вопросам в значительной мере облегчают общее диагностическое заключение об особенностях познавательных процессов ребенка. Подробное изучение состояния знаний и навыков по арифметике способствует правильному решению вопроса о причинах неуспеваемости ребенка по этому предмету и правильной постановке клинического диагноза. • Все письменные работы, рисунки и чертежи ребенка прилагаются к характеристике состояния арифметических знаний •

7 слайд

Методы изучения ребенка с проблемами развития

8 слайд

Методы изучения ребенка с проблемами развития

9 слайд

Метод беседы. Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процес

Описание слайда:

Метод беседы. Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Методы беседы: • беседа с родителями (учителями, воспитателями). • беседа с ребенком. Основная цель: общее предварительное ознакомление с ребенком. Значение : • выявляется особенность поведения ребенка, его эмоциональные реакции, отношение к школьной и семейной ситуации, его склонности и интересы, общая ориентировка ребенка в окружающем . •помощь в сформировании доверия к обследующему и обеспечение возникновения положительного отношения к выполнению заданий. • дает возможность наметить план обследования и решить, на что в данном случае следует обратить особое внимание. Содержание беседы: уяснение особенностей ориентировки ребенка в окружающем. Сюда относится ориентировка: • в пространстве. • во времени. • в явлениях природы, растительного и животного мира. • в жизни людей. • в транспорте, фабриках, заводах и т. п..

Читайте также:  Развитие ребенка размеры и рост

10 слайд

• Беседу следует варьировать в зависимости от имеющихся жалоб, возраста ребен

Описание слайда:

• Беседу следует варьировать в зависимости от имеющихся жалоб, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей • • Переход от беседы к исследованию отдельных видов деятельности должен быть планомерным, а для ребенка незаметным и достаточно мотивированным •

11 слайд

Метод наблюдения Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психиче

Описание слайда:

Метод наблюдения Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Виды наблюдения: • наблюдение за игрой, • поведением, • общением • состоянием работоспособности ребенка. • Игра – основная, ведущая деятельность ребенка в период дошкольного возраста • • Наличие игрового материала успокаивает ребенка, заинтересовывает его, создает непринужденную обстановку • Значение: в ходе игры формируются основные черты характера, развиваются творческие возможности. Начиная знакомство с ребенком через игру, можно добиться, что он станет более открытым, доверчивым, лучше проявит свои положительные возможности при выполнении других видов занятий.

12 слайд

• Использование игрового материала во время обследования ребенка не всегда во

Описание слайда:

• Использование игрового материала во время обследования ребенка не всегда возможно, однако есть категории детей, в отношении которых оно является совершенно необходимым. Это: — заторможенные и неконтактные дети, которых только через игру можно включить в выполнение задания; — дети, у которых наблюдается резкое расхождение между состоянием школьных навыков и общей ориентировкой; — дети, которые не имеют еще никаких школьных навыков • Игрушка может быть использована : — как стимул для пробуждения активности ребенка, облегчения контакта, часто дает ключ к пониманию его интересов, эмоций, характерологических особенностей; — как экспериментальный материал, позволяющий изучить различные стороны деятельности ребенка; — как дидактический материал, помогающий выяснить вопрос об обучаемости ребенка, ознакомиться с тем, как образуются у него новые связи, как он использует свой прошлый опыт;

13 слайд

Метод эксперимента Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально с

Описание слайда:

Метод эксперимента Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Применение: • для изучения различных видов деятельности детей; • выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. Цель: обеспечение выявления и негативных, и позитивных возможностей ребенка, получение сведений об обучаемости ребенка. • Определение способности к обучению – это определение резервов развития ребенка. Поэтому в ходе изучения ребенка особое значение имеет обучающий эксперимент • Принцип: при проведении эксперимента избираются трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помощь экспериментатора строго регламентируется в виде кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитывается: – количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания – возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе; – возможность переноса полученного навыка на новые условия.

14 слайд

Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемой ребенку задан

Описание слайда:

Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемой ребенку задания. Каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает: – характеристику объема материала; – степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания; – виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания; • Помощью является стимуляция к действию; разъяснение сущности действия; введение наглядности при показе пути решения; демонстрация образца •

15 слайд

Значение: получение первичной оценки обучаемости детей, сравнение сдвигов в р

Описание слайда:

Значение: получение первичной оценки обучаемости детей, сравнение сдвигов в развитии при различных системах обучения, помощь в обеспечении индивидуального подхода при обучении. Этапы обучающего эксперимента: 1. Введение ребенка в ситуацию эксперимента. 2. Сообщение содержания задания (инструкция). 3. Наблюдение за деятельностью ребенка при выполнении задания (решение задания) и оказание дозированной помощи. 4. Оценка результатов деятельности ребенка. • Запись хода эксперимента должна быть по возможности подробной, сплошной; в ней необходимо отразить все этапы работы ребенка • • При оценке результатов деятельности фиксируется и анализируется принятие задачи ребенком, понимание им инструкции, возможность самостоятельного выполнения задания и возможность коррекции ошибок (контроль за деятельностью), обучаемость, факторы, влияющие на изменение результатов работы •

16 слайд

Методы изучения ребенка с проблемами развития

17 слайд

Методы изучения ребенка с проблемами развития

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Читайте также:  Нормы развития ребенка с зпр

Методы изучения ребенка с проблемами развития

Курс повышения квалификации

Методы изучения ребенка с проблемами развития

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Методы изучения ребенка с проблемами развития

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1068660

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Для психологического изучения детей с нарушениями разви­тия используют различные методы исследования.

К числу традиционных и широко применяемых в психолого-едагогических исследованиях относится метод наблюдения психоло­га за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода яв-ся возможность изучения поведения и деятельности детей «в твенных условиях». Наблюдение за ребенком (активное или вное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуа циях. С помощыо метода наблюдения можно оценить такие состав-ляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, наличие интеллектуальных действий планирования и программиров; ния деятельности, эмоционально-личностные проявления (например наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) др. Наблюдение позволяет выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроение является преобладающим, каковы особенности развития двигатель ной сферы. Такая информация может стать основой для после дующего углубленного психолого-педагогического изучения ре бенка.

По результатам наблюдения педагог-дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает пред положения о характере и степени выраженности имеющихся пару решений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психоло го-педагогическое изучение ребенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специаль ного оборудования, исключает дополнительную «психоэмоцио нальную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводя щего обследование. Вместе с тем использование этого метод предполагает наличие у коррекционного педагога или психолога вы сокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания пси­холого-педагогических особенностей детей с различными наруше ниями развития.

При проведении психолого-педагогического обследования ос новной целью наблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопостав­ление результатов наблюдения с известными признаками имею щихся у детей нарушений развития. Процедура обследования с ис­пользованием метода наблюдения может быть различной в зависимо­сти от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, характера изучаемых явлений и т.д. Специалист, прово­дящий обследование, может войти в состав наблюдаемой группы де­тей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оста­ваться в позиции постороннего человека, наблюдающего со сторо­ны (пассивное наблюдение).

Как указывают многие специалисты в области практической пси­хологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостат­кам метода наблюдения относятся его относительная длительность И известная «субъективность», которая проявляется в зависимости ре­зультатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящею обследование, невозможности полноцеп-

— татистической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать наблюдение «формализо-анным», включив его в стандартизированную методику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вво­дится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обсле­дуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых при­знаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными количественными показателями. В этом случае по­является возможность более четкого и полного сопоставления ре­зультатов различных наблюдений. Существенно снижается субъек­тивность оценки данных наблюдения, появляется возможность сба-лансированного качественного и количественного анализа полу­ченных данных.

Экспериментальное исследование(обучающий эксперимент).

Специфической особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является использова­ние обучающего эксперимента. Как известно, с помощью одних только констатирующих ме­тодов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским (1932, 1934) положе­ние, что обучение ведет за собой развитие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего экспе­римента, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обу­чения включены в сам процесс психолого-педагогического исследо­вания. В других вариантах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест — обучение -тест) эффективность обучения получает определенное количествен­ное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше ин­формации получает педагог или психолог о проблемах и потенци­альных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответст­венно более содержательными будут его практические рекоменда­ции и прогностическая оценка.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беремености

Содержание психолого-педагогической характеристики ребенка с задержкой психического раз­вития

В содержание педагогической характеристики включаются следующие разделы: 1) общие сведения о ребенке; 2) состояние учебных знаний и навыков; 3) общее развитие ребенка; 4)особенности речи и мышления; 5) особенности учебной (познавательной) деятельности; 6) особенности поведения; 7) характеристика личности; 8) заключение.

В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных о ребенке (дата рождения, дата поступления в ДОУ / школу и т.д.), должно быть указано, посещал ли он ранее дошкольное учрежде­ние, откуда поступил, в какой класс, какую возрастную группу (для детей с ЗПР) принят. Следует кратко охарактеризовать се­мью ребенка и отметить, имеются ли обстоятельства, травми­рующие его в психологическом плане.

В разделе «Состояние учебных знаний и навыков» необходи­мо указать, какой учебный предмет (или предметы) затрудняет ребенка, что им не усвоено, какая помощь оказывалась ему педа­гогом (в том числе на индивидуальных коррекционных занятиях), эффективность ее. Здесь же следует описать индивидуальные особенности усвоения знаний: темп мыслительной деятельности, особенности запоминания (быстрота, осмысленность), работо­способность, степень самостоятельности, реакция на помощь со стороны педагога и др.

При описании общего развития (III раздел) характеризуется уровень знаний и представлений ребенка об окружающем: о сво­ей семье, ближайшем окружении, простых явлениях природы. Указывается, какова степень точности и полноты знаний, на­сколько адекватными являются эти знания и представления (же­лательно привести соответствующие примеры); насколько разви­та у ребенка познавательная активность.

При характеристике речевого развития требуется дать крат­кое описание-оценку имеющегося словарного запаса (объем, пра-вильность употребления слов по их значению); показать возмож­ности пользования грамматическими формами слов; указать, отмечается ли аграмматизм, трудности языкового оформления высказываний, отмечается ли обедненность речи (лексическими и грамматическими категориями и формами слов) и др.

Необходимо отметить особенности самостоятельной речи Иного ребенка, способность пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составить рассказ-описание предмета, рассказ по сюжетной картинке (серии картинок).

Описывая особенности мыслительной деятельности, следует указать на наличие способности к обобщению, осмыслению материила, па возможность понимания логических связей и отно- шений (в окружающей действительности), на умение выделять существенные признаки предметов, возможность переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Необходимо показать возможности использования ребенком помощи педагога при решении мыслительных задач.

Характеризуя особенности учебной деятельности, необхо­димо отразить следующие моменты: как быстро ребенок включа­ется в работу, насколько устойчиво ее выполняет, как переклю­чается, каков темп его работа, показатели работоспособности’ импульсивен ли ребенок при выполнении заданий; усидчив или нет; владеет ли приемами самоконтроля; может ли работать са­мостоятельно или нуждается в постоянной помощи взрослого;обладает ли устойчивым вниманием или легко отвлекается.

При описании поведения ребенка необходимо указать, на­сколько он дисциплинирован на занятиях, вне занятий (на про­гулке, при приеме пищи и т.д.’; отметить, есть ли у него двига­тельная расторможенность или заторможенность; какими навы­ками культурного поведения владеет, как они формируются.

В разделе «Характеристика личности» освещаются сле­дующие вопросы: личностная устремленность — интересы (учеб­ные и внеучебные); способности, относящиеся к учебной дея­тельности; отношение к общественным поручениям; к товарищам и взрослым (к родителям, педагогам, воспитателям); чем ребенок занимается в свободное время; обидчив ли, часто ли обращается ко взрослым с жалобами; каков преобладающий фон его на­строения; переоценивает или недооценивает свои возможности; как относится к неудачам в учебе, к похвале и к порицанию.

Последним разделом характеристики является краткое за­ключение. Здесь следует отметить существенные черты характера и особенности личности, в том числе те, которые оцениваются педагогом положительно; указать, какие особенности ребенк3 мешают ему успешно овладевав знаниями и навыками практи­ческой деятельности, предполагаемые причины этого; каков готовность ребенка к обучению то программе массовой обшео- разовательной или специальной школы, коррекционного детского сада); наметить основные направления дальнейшей педагог ческой работы. Параметры сформированности произвольной деятельности учебного типа.*

• .мотивационный компонент деятельности:

— интерес ребенка к заданию;

— особенности эмоционального отношения к процессу и резуль­тату деятельности;

эмоциональное отношение к вероятному продолжению дея­тельности.

· регуляционный компонент:

— степень полноты принятия учебного задания;

— степень сохранения его до конца деятельности;

— качество самоконтроля по ходу выполнения задания;

— уровень самоконтроля при оценке результата деятельности -способен ли ребенок критически оценить результаты своего тру­да и обосновать эту оценку.

— ориентировочно-операционный компонент:

— особенности планирования ребенком предстоящей деятельно­сти;

— особенности вербализации выполняемого задания (свидетель­ствуют об осознании ребенком общей цели, средств и способов выполнения задания);

— уровень выполнения и осознанности выполняемых действий.

Источник