Значение оригами для всестороннего развития ребенка

Значение оригами для всестороннего развития ребенка thumbnail

Значение оригами для всестороннего развития ребенка

(Консультация для родителей)

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

                                                                                                           В.А.Сухомлинский

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.

Оригами одно из традиционных японских искусств, а также излюбленное развлечение не только японцев всех возрастов — малыши и пожилые люди с удовольствием складывают оригами в свободное время. Слово ОРИГАМИ переводится как «сложенная бумага» (оригами): “ори” — означает сложенный, а “гами” — это и «бумага» и «Бог» одновременно. Поэтому японцы с особым почтением относятся к искусству складывания. В древней Японии бумажные фигурки участвовали в религиозных обрядах, а позднее очень полюбились при императорском дворе. Умение складывать было признаком хорошего образования и тонкого, изысканного вкуса.

Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц. Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.

В развитии детей оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия.

В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство, которое помогает

  • развивать художественный вкус и логику;
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения;
  • развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
  • активизирует мыслительные процессы;
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
  • развивается глазомер;
  • дисциплинирует;
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
  • способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка, познать окружающий мир.

Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
  • абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • оригами не требует больших материальных затрат;
  • оригами — коллективное творчество.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше — меньше, короче — длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек советуем разделить на ряд последующих операций:

— знакомство с образцом готовой игрушки

— анализ схемы с выполнением одной операции

— одновременное складывание игрушек

— оказание индивидуальной помощи на начальном этапе требовалось постоянно

— при изготовлении игрушки с симметричным сгибом дети самостоятельно выполняли повтор операции по образцу.

Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме необходимо выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки, дети научатся читать схемы и выполнять игрушки по собственному желанию без помощи взрослого.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей дошкольного возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В этом возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.

Для создания мотивации необходимо использовать игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применять художественное слово.

Читайте также:  Развитие речи 2 летнего ребенка

Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать различные художественные произведения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни.

При помощи вертушек и всевозможных корабликов у детей можно развивать силу выдоха. Это способствует не только развитию артикуляционного аппарата, но и улучшению звукопроизношения. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться, корабль зачерпнёт воды и потонет. Бумагу для фигурок оригами используют разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры.

Приемы оригами помогают развитию элементарных математических представлении. Так как, основная форма, используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги детям даются чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний… приложите нижнюю сторону к верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат.

Оригами — забавная игра, развлечение. Но помимо веселого времяпровождения этот процесс складывания из бумаги способствует развитию воображения, пространственного мышления, концентрации внимания и конечно, мелкой моторики. Систематические занятия с ребенком оригами — один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Методические рекомендации для родителей:

  1. Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
  2. Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.
  3. В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.
  4. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.
  5. Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
  6. Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.
  7. Работа по выполнению поделок оригами способствует развитию: памяти, внимания, воображения логического мышления, развивает пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук, готовит ребенка к успешному обучению в школе.
  8. Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразных фигурок. Хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. всестороннему развитию ребёнка.

В консультации использованы:

  1. Книга « Оригами и развитие ребенка» — Тарабарина Т.И., Ярославль: Академия развития 1996г.
  2. Статья воспитателей Крапивиной Л.М. и Боровиковой Е.Ю. «Оригами в развитии детей с общим недоразвитием речи» — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Эл.адрес: festival@1september.ru.

Источник

Белякова Елена
Значение оригами для всестороннего развития ребёнка

«Значение оригами для всестороннего развития ребёнка»

Оригами — искусство складывания из бумаги фигурок — родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются во всём мире взрослые, и дети. Оригами — искусство складывания бумажных фигурок —очень полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей.

Секрет огромной популярности оригами очень прост — несложные приёмы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир, в котором дружно существуют волки и зайцы, коты и мыши. На изготовление поделки, как правило, достаточно 5-15 минут. Занятия по оригами можно организовать как самостоятельные, входящие в основу сетку, как форму кружковой работы или как вид занятий дополнительного образования. Педагоги применяют оригами в работе с детьми, оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребёнка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом. Но развитие умственных способностей — не единственное значение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.

Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремлённости, активности, самостоятельности детей. Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Создавая бумажные модели, ребёнокпостоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры — квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую (иногда на это стоит специально обратить внимание, например при появлении трапеций, ромбов).

Я начала знакомить детей с техникой оригами со среднего возраста. Несколько первых занятий были диагностическими. Целью этих занятий было привлечь детей к новому виду деятельности, выявить умение распознавать геометрические фигуры. Основой для изготовления многих фигур является лист бумаги квадратной формы.Учились складывать бумажный квадрат несколькими способами: «книжка» — квадрат складывается пополам, «треугольник» — по диагонали. Получившиеся заготовки называются «базовыми формами».

Читайте также:  Обеспечение ребенка индивидуальным развитием

На следующих занятиях знакомила с правилами складывания поделки.

Дети занимались с желанием; а я в свою очередь заинтересовывала детей, положительно оценивала творческую инициативу детей независимо от полученного результата.

Изготовленные поделки дети забирали домой, дарили своим друзьям, близким. Коллективные работы находили своё место в оформлении группы, раздевальной комнаты. Работа в стиле оригами проводится по перспективным планам.

На занятиях с детьми старшего возраста задачи усложняла: Начала знакомить детей с пооперационной картой. Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки, какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что делать потом. При затруднении на определённом этапе, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь. Традиционно при изготовлении поделок в стиле оригами не используется клей, но для того, чтобы фигурки имели большое сходство с реальными предметами,можно оформлять их в виде аппликации: приклеить глаза животным, окна в домике и т. д.

Все детские работы оформлялись в виде выставок для родителей: на праздники 23 февраля

Значение оригами для всестороннего развития ребёнкаЗначение оригами для всестороннего развития ребенка

и 8 марта, с детьми выполняли праздничные открытки в стиле оригами.

Значение оригами для всестороннего развития ребенка

,

а так же на тематические праздники, на тему сказок и так далее.

Значение оригами для всестороннего развития ребенкаЗначение оригами для всестороннего развития ребенка

В подготовительной группе проводила занятия в стиле оригами один раз в неделю, их длительность 30 мин.Перед детьми задачи усложняются: дети работают самостоятельно;ставится цель: дети должны добиться этой цели.

Дети работают не только по пооперационной карте, я начала учить работать по схеме. Это сложно, но дети научились читать схемы и делать по ним бумажные фигурки; занимаются с желанием.

Я веду кружок «Волшебная бумага», в кружке занимаются дети по желанию. Работы детей показывались на выставке детского сада, в группе.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №14 «Подмосковье»

(МАДОУ №14 «Подмосковье)

Консультация для родителей

«Значение оригами для всестороннего развития ребенка»

Подготовила  воспитатель 1 кв.категории:

Мария Дмитриевна Чуркина

г. Домодедово

2017 год 

Консультация для родителей

Значение оригами для всестороннего развития ребенка

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

                                                                                                           В.А.Сухомлинский

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.

Оригами одно из традиционных японских искусств, а также излюбленное развлечение не только японцев всех возрастов — малыши и пожилые люди с удовольствием складывают оригами в свободное время. Слово ОРИГАМИ переводится как «сложенная бумага» (оригами): “ори” — означает сложенный, а “гами” — это и «бумага» и «Бог» одновременно. Поэтому японцы с особым почтением относятся к искусству складывания. В древней Японии бумажные фигурки участвовали в религиозных обрядах, а позднее очень полюбились при императорском дворе. Умение складывать было признаком хорошего образования и тонкого, изысканного вкуса.

Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц. Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.

В развитии детей оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия.

В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство, которое помогает:

  • развивать художественный вкус и логику;
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения;
  • развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
  • активизирует мыслительные процессы;
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
  • развивается глазомер;
  • дисциплинирует;
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
  • способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка, познать окружающий мир.

Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
  • абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • оригами не требует больших материальных затрат;
  • оригами — коллективное творчество.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Читайте также:  Возрастные особенности развития воспитания ребенка

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше — меньше, короче — длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек советуем разделить на ряд последующих операций:

— знакомство с образцом готовой игрушки

— анализ схемы с выполнением одной операции

— одновременное складывание игрушек

— оказание индивидуальной помощи на начальном этапе требовалось постоянно

— при изготовлении игрушки с симметричным сгибом дети самостоятельно выполняли повтор операции по образцу.

Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме необходимо выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки, дети научатся читать схемы и выполнять игрушки по собственному желанию без помощи взрослого.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей дошкольного возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В этом возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.

Для создания мотивации необходимо использовать игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применять художественное слово.

Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать различные художественные произведения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни.

При помощи вертушек и всевозможных корабликов у детей можно развивать силу выдоха. Это способствует не только развитию артикуляционного аппарата, но и улучшению звукопроизношения. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться, корабль зачерпнёт воды и потонет. Бумагу для фигурок оригами используют разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры.

Приемы оригами помогают развитию элементарных математических представлении. Так как, основная форма, используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги детям даются чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний… приложите нижнюю сторону к верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат.

Оригами — забавная игра, развлечение. Но помимо веселого времяпровождения этот процесс складывания из бумаги способствует развитию воображения, пространственного мышления, концентрации внимания и конечно, мелкой моторики. Систематические занятия с ребенком оригами — один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Методические рекомендации для родителей:

  1. Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
  2. Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.
  3. В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.
  4. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.
  5. Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
  6. Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.
  7. Работа по выполнению поделок оригами способствует развитию: памяти, внимания, воображения логического мышления, развивает пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук, готовит ребенка к успешному обучению в школе.
  8. Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразных фигурок. Хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. всестороннему развитию ребёнка.

В консультации использованы:

  1. Книга « Оригами и развитие ребенка» — Тарабарина Т.И., Ярославль: Академия развития 1996г.
  2. Статья воспитателей Крапивиной Л.М. и Боровиковой Е.Ю. «Оригами в развитии детей с общим недоразвитием речи» — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Эл.адрес: festival@1september.ru.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/25/znachenie-origami-dlya-vsestoronnego-razvitiya

Источник