Восприятие музыки как средство развития ребенка

Выступление на семинаре для музыкальных руководителей структурных подразделений ГБОУ, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования «Организация музыкального воспитания детей раннего возраста».

Тема: «Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей раннего возраста».

Музыкальный руководитель СП «Детский сад №14» ГБОУ ООШ №28 г.о.Сызрань – Федянина Вера Валентиновна.

В дошкольной организации дети раннего возраста соприкасаются с музыкой, что даёт им возможность развивать  те природные задатки музыкальности, которые могли бы быть упущенными в условиях дома или в том детском саду, в котором таких условий не создано.

В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов различных профессий. Врачи, педагоги, учёные, психологи и музыканты — исследуют возможности развития ребёнка в первые годы жизни.

Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности.

С первого дня рождения ребёнок получает музыкальные впечатления. Прежде всего, это голос матери с убаюкивающими или оживлёнными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек.

Что любят маленькие дети? Конечно же, играть! Играть везде: дома, во дворе, даже на музыкальных занятиях. Необычная форма проведения занятия, тщательно отобранный музыкальный и литературный материал, увлекательные игры, яркий наглядный материал и, конечно же, хорошее настроение педагогов – это те факторы, которые помогут малышам познакомиться с удивительным миром Музыки, принять его, творчески развиваться.

На музыкальных занятиях малыши не всегда могут слушать музыку, сидя на стульчиках. Дети могут воспринимать музыкальное произведение, активно двигаясь, выполняя манипуляции руками и пальчиками по показу педагога, «аккомпанируя» на детских шумовых инструментах.

Как построить ребятишек в круг, побудить их выполнять танцевальные движения? На помощь приходят музыкальные разминки и игры – тренинги, которые научат ориентироваться в пространстве, двигаться в определенном направлении, быстро перестраиваться под веселую песенку или прибаутку.

Я, как музыкальный руководитель, стараюсь организовывать музыкальное воспитание маленьких детей в детском саду, с учётом их возрастных особенностей.

Музыкальное занятие в первой младшей группе длиться всего 10 минут. Хорошо организованная работа музыкального руководителя и воспитателя позволяет включать в ход занятия не только обязательные виды деятельности, но и оздоровительные упражнения. Например, детям нравится не просто спеть веселую потешку, но и поиграть в это время пальчиками, постучать ладошками по спине друг друга!  Перед пением желательно «разогреть» горлышки – выполнить дыхательное или артикуляционное упражнение, показать свой язычок, смешно вытянуть губки трубочкой. Такие игры и упражнения длятся всего полминутки, но сколько радости и пользы для здоровья они приносят малышам!

Упражнения на укрепления мышц спины и шеи – отличное профилактическое средство от искривления позвоночника. Но выполнять их скучно даже взрослым. Выход один – использовать музыкальные игры.

У каждого музыкального руководителя в арсенале огромный запас таких игр: подвижных, ритмических, речевых со звучащими жестами и шумовыми инструментами, музыкально – дидактических, игр – инсценировок с элементами импровизации.

В работе с детьми раннего возраста я пользуюсь пособиями, представленными в виде аудиокассет и  CD-дисков, но в основном предпочитаю живое исполнение, что является немаловажным для развития детей раннего возраста.  

В детском саду музыкальное воспитание не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Давая профессиональные советы воспитателю по закреплению  полученных знаний на занятии в самостоятельной деятельности детей, воспитателю легче грамотно организовать развивающую предметно-пространственную музыкальную среду группы и использованию знакомого музыкального материала в работе с детьми в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

В своей работе я использую разнообразные формы занятий по восприятию музыки: занятие-путешествие (Белочка – резвушка. Подарок для мамы. Путешественники.), занятие-прогулка (В осеннем лесу. Весенняя прогулка. Разноцветная прогулка.), занятие-превращение (Заюшкина избушка.), занятие-экскурсия (Утро в лесу. Птичий двор. На зеленом лугу.), занятие – концерт (Колобок – музыкант. Веселый оркестр.) Применяю следующие методы и приемы: игровые, словесные, наглядные и практические.

Вызвать наибольший интерес к играм, песням и танцам стараюсь включением на занятия, праздники и развлечения предметы и атрибуты- листочки, дождинки, лужи, ручеёк, морковки, грибочки – осенью; снежинки, снежки, прозрачные тюлевые ткани, как сугроб; цветочки, колечки, флажки, ленточки, султанчики и платочки – весной и летом.

Как правило, к концу раннего возраста выявляются дети, имеющие способности в музыкальном развитии, и в условиях преемственной деятельности с музыкальным руководителем групп детей дошкольного возраста осуществляется развивающая работа с ними.

Таким образом, планомерная работа по развитию музыкальности ребенка с использованием современных методов, накопленного опыта педагогов, и в опоре на национальные обычаи и традиции откроет перед ребенком интересный, разнообразный, увлекательный, богатый и радостный мир музыки.

Источник

Слайд 1

Музыкальный руководитель: Кузнецова Е.А.

Слайд 2

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека. Музыкальное восприятие является разновидностью эстетического восприятия, его частным видом. Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При прослушивании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир.

Читайте также:  Развитие интеллекта у ребенка это

Слайд 3

Эмоции и чувства — понятия синонимичные, но не равнозначные. Эмоции — это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Чувства — это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности. Одна из труднейших задач художественного воспитания — сохранить эмоциональную природу восприятия по мере того как будут усложняться средства выразительности. Если человек обладает развитым восприятием, то он поймет смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его. Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Источник

                                      ДОКЛАД

  «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО

                      РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

                                                                                                 Концертмейстер

                                                                                                 Преподаватель

                                                                                                 ТУРКИНА Е.Е.

                                               СОДЕРЖАНИЕ

        ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

        1. ПРОЯВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ……5

         2. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК РЕБЕНКА

           И  ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ………………………..9

         3. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ

              ЛИЧНОСТИ …………………………………………………………….10

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12

                                    ВВЕДЕНИЕ

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

                                                                                             В.Г. Белинский

Музыка — это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте. Музыка — один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются — это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по — своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому — либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.

       В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах — слушатели бывают разных возрастов: молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех музыка влияет не одинаково, формируя личность человека.

Дети, они так восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции. В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое — то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления».

Читайте также:  Лист индивидуального развития ребенка в доу по фгос

Дети старше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки; назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. И для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.

                   1. Проявление музыкальности в раннем детстве

         Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и огромно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становятся. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значении воспитания в человеке любви к музыке, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

Уже известно, что ранее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности — эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляются движения. Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года: он играл на органе, скрипке в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияние музыки на воспитание детей — это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка, на развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребенка. Часто взрослые задают вопрос: « Надо ли приобщать ребенка к музыке, если у него нет ярких проявлений?» Ответ: положительный. Выводы о музыкальности ребенка можно делать лишь после того, когда он получит правильное и надлежащие музыкальное воспитание и обучение. Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и с правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, развитие эмоционально сопереживать чувствам и мыслям, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою. Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально — ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного ладана состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует личность ребенка во время работы и при отдыхе.

Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании личности ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги — логопеды используют пение при лечении заикания), что способствует выработке вокально — слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка по системе доктора комаровского

Занятия музыкально-ритмическими упражнениями основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения присутствуют и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.

О роли музыки в повседневной жизни хочу подчеркнуть особо. Музыкальное воспитание личности ребенка особо осуществляется на праздниках и развлечениях. Развлечение является важным средством углубления всестороннего развития и формирование личности дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности ребенка, повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им, помогает также создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных качеств, эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь ребенка, способствуют более полному и гармоническому их развитию.

2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его       интеллектуальное развитие

          Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступления других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движений под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, — вовремя начать и закончить её; в танцах, играх — уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка.

Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.

3. Задачи музыкального воспитания,  формирование личности

         Основная задача формирования личности ребенка — всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитании личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание ребенка — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие ребенка — это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности.

Задачи музыкального воспитания, формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей. Перечислим задачи:

1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, развивать инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении и формировании личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Теория и практика музыкального воспитания в детских образовательных учреждениях показала, что эти задачи выполнились при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Источник