Значение физкультминуток для развития ребенка
Елена Логинова
Значение физкультминутки для здоровья детей
Значение физкультминутки для здоровья детей.
Автор: инструктор по физической культуре Логинова Е. Н.
Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем.
Что же это такое — физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.
Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.
Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток:
• Упражнения для снятия общего и локального утомления;
• Упражнения для кистей рук;
• Гимнастика для глаз;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика.
• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.
1. Упражнения для снятия общего или локального утомления
На реке живет енот,
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
Кверху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет
И запас под корень прячет.
Он среди воды живет,
Добродушный наш енот
Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей).
Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой –
И присел, согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!
2. Упражнения для кистей рук
Так проворны наши руки –
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, назад –
С ними можно полетать
При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка — дошкольника еще недостаточно развиты.
3. Гимнастика для глаз
Тихо в воздухе кружит.
Он все ниже, ниже, ниже,
Все к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок –
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете
Офтальмолог В. Ф.Базарнов рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз».
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развел
И по жердочке пошел.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик
Упражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и вниз-вверх
Упражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух –
И с разбегу в воду плюх!
Упражнение 5. 15 круговых движений глазами, уложенную набок цифру 8.
4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки
Нарушение осанки у школьников влечет за собой нарушение здоровья.
Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:
• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений.
• несоответствие размеров мебели росту ребёнка,
• недостаточное освещение.
Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:
1. «Колка дров». И. п.: ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.
2.«Обезьянки» — прыжки на двух ногах.
Мы сегодня обезьянки,
По-английски – просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И опять бежим по кругу
3. «Часы» — наклоны туловища вправо – лево и др.
Тик да тик – часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы –
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:
Всё они идут, идут…
5. Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок
1. Чудо – ветер. Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т. д.
Дует, дует ветерок,
Полетит сейчас пушок.
2. Ныряние. задержка дыхания.
6. Использование музыки и танца для физкультминуток
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.
Танцы полезны,потому что:
• укрепляют сердечно-сосудистую систему,
• поддерживают мышцы в тонусе,
• развивают дыхательную систему.
Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.
Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Успехов Вам, дорогие педагоги!
Источник
Значение физкультминуток для дошкольников.
Непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является огромной
нагрузкой на ещё неокрепший организм дошкольника. Ребенок быстро утомляется, значительно снижается устойчивость внимания, теряется интерес к деятельности, всё это отрицательно влияет на ее эффективность. Воспитателю дошкольного учреждения следует не допускать возникновение утомления у детей, своевременно обнаруживать признаки его появления, так как утомление, накапливаясь, перерастает в переутомление и становится причиной возникновения различных нервных расстройств. Для предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности используются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки. Что же это такое – физкультминутки для дошкольников? Это несколько минуток веселья, стихов и движения. Детям очень нравятся физкультминутки, они с удовольствием участвуют в них, так как вся их жизнь протекает в игре. Для того, чтобы дети росли здоровыми и гармонично развивались, воспитателю необходимо проводить веселые кратковременные физические упражнения, как в процессе занятий (требующих интеллектуального напряжения), так и между ними. Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий (прыжки, приседания, наклоны и др. движения). Движения должны быть простыми, доступными и интересными каждому ребенку. Эти несложные упражнения сопровождаются стихами и, по возможности, связаны с темой и содержанием деятельности.
Благодаря физкультминуткам у детей улучшается кровообращение, лучше работают легкие и сердце. Физкультминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют дыхательную систему. Физкультминутка – это весело, интересно и полезно!
Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки. Различают следующие виды физкультминуток:
Оздоровительно-гигиенические. Их можно выполнять стоя и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ногами. Зарядка для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Танцевальные. Под веселую музыку, движения произвольные, кто как умеет.
Ритмические. Выполняются по музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
Физкультурно-спортивные. Традиционная гимнастика под счет, с чередованием вдохов и выдохов.
Двигательно-речевые. Дети хором читают стихи и одновременно выполняют движения.
Подражательные. Подражать движениям животных, музыкантов, машинок и т.д.
В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и при проведении физкультминуток нужно руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.
3. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.
4. Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.
7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если сначала они делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.
9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.
11. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.
12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
Источник
Физкультминутки |
Значение физкультминуток в развитии детей |
Небольшие комплексы физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду |
Автор: Игнатьева Марина Федоровна. Новосибирская обл., Коченевский р-он, село Катково |
17.12.2017 |
Физкультминутки и их значение
Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий.
Физкультминутки помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
В последние годы возросли требования по подготовке детей к школе, в связи, с чем выросли объемы учебной нагрузки на детей. Детям большее время приходится проводить в статичном положении, а это оказывает неблагоприятное воздействие на организм ребенка и здоровье в целом. При длительном статическом положении дети начинают отвлекаться, поворачиваться, плохо запоминают материал, что говорит о снижении умственной работоспособности и как следствие этого, умственное переутомление. Умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. В условиях детского сада одним из регуляторов умственной работоспособности являются физкультминутки между занятиями и в процессе занятий.
Целью проведения физкультурной минутки является повышение или удержание умственной работоспособности детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечение кратковременного активного отдыха для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Длительные статические нагрузки, связанные с сидением, неблагоприятно воздействуют на ребенка. Движения способствуют активному отдыху и повышению работоспособности, поэтому в занятия необходимо включать двигательные компоненты в виде физкультминуток. Физкультминутки обновляются еженедельно. Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но введение ее в режим дня детей дает положительные результаты.
Физкультминутку не обязательно проводить на всех занятиях, она становится необходимой только при утомлении детей, но важно не упустить начальную стадию утомления, при которой и проводится физкультминутка. Содержание физкультминутки должно относиться к теме занятия, это поможет закрепить изученный материал.
Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют воспитателю проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только появляются первые признаки утомления. Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешке или стихотворению.
Виды физкультминуток:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления – упражнения для крупных мышечных групп: наклоны туловища в стороны, поскоки, приседания в быстром темпе, потягивания, махи руками, ходьба и бег на месте и др.
- Упражнения для кистей рук: сжимания разжимания кистей рук, отведение и приведение, пальчиковая гимнастика.
- Гимнастика для глаз: посмотреть направо, налево, круговые движения, частое моргание, прикладывание теплых ладоней к закрытым глазам и др.
- Гимнастика для слуха: массаж мочки уха, круговые движения всего уха, подергивания за ушки, потягивания ушей в стороны и др.
- Упражнения, корректирующие осанку: упражнения «лодочка» («волна»), «лягушка», «велосипед», «ножницы» и д.
- Дыхательная гимнастика: с проговариванием звуков на выдохе.
Физкультминутка «Жук» для тематической недели «Насекомые»
В группу жук к нам залетел, (Дети машут кистями рук)
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!» (Дети грозят пальцем)
Вот он вправо полетел, (Отвести руку вправо)
Каждый вправо посмотрел. (Проследить глазами за направлением руки)
Вот он влево полетел, (Отвести руку влево)
Каждый влево посмотрел. (Проследить глазами за направлением руки)
Жук на нос хочет сесть, (Указательным пальцем правой руки касаемся носа)
Не дадим ему присесть. (Левой рукой помахать перед лицом)
Зажужжал и закружился (Вращательные движения руками)
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». (Дети произносят звук «Ж»)
Жук, вот правая ладошка, (Отвести руку вправо ладошкой вверх)
Посиди на ней немножко, (Проследить глазами за направлением руки)
Жук, вот левая ладошка, (Отвести руку влево ладошкой вверх)
Посиди на ней немножко. (Проследить глазами за направлением руки)
Жук наверх полетел (Поднять руки вверх)
И на потолок присел. (Посмотреть вверх)
На носочки мы привстали, (Встать на носочки)
Но жучка мы не достали. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Хлопнем дружно, (Хлопать в ладоши.
Хлоп – хлоп – хлоп. (Три раза)
Чтобы улететь он смог, (Имитировать полет жука)
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». (Дети произносят звук «Ж»)
Физкультминутка «Похлопаем в ладошки»
для тематической недели «Мир вокруг нас» под музыку Е.Макшанцевой
Похлопаем в ладошки, (Дети хлопают в ладоши)
Похлопаем немножко,
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо! (Четверостишье повторяют 2 раза)
И пальчики попляшут, (Вращение кистей, руки вверх)
И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут
У маленьких ребят.
И пальчики попляшут, (Вращение кистей, руки вверх)
И пальчики попляшут.
А девочки и мальчики
Все ровненько сидят.
Тук-тук молотком (Стучат кулачками)
Мы построим птичкам дом.
Тук-тук молотком
Поселяйтесь птички в нём! (Четверостишье повторяют 2 раза)
Бум-бум барабан, (Ладошками стучат по коленям)
Что за шум и тарарам?
Бум-бум барабан,
Просыпайтесь по утрам! (Четверостишье повторяют 2 раза)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду – (Имитируют игру на дудочке)
Вот какая дудка. (Повторяют предложение 4 раза)
Поехали потихонечку, (Повторяют слова 2 раза) (Медленно шагают)
И быстренько, и быстренько. (Повторяют 3 раза) (Ускоряют шаг)
И помедленнее. (Замедляют шаг)
И приехали. (Дети останавливаются)
Физкультминутка «Что внутри?»
под стихотворение О.Вацетиса для тематической недели «Звуки вокруг нас»
У одуванчиков белых – взлеталка, (Легко дуют на ладонь)
У мотоцикла – рычалка – тр-р-р, (Рычат)
У часов – спешилка – тик-так, (Выполняют наклоны)
У девчонок – смешилка – ха-ха-ха, (Смеются)
У мышки – пищалка – пи-пи-пи, (Имитируют игру на дудке)
У лошадки – ржалка – и-го-го, (Имитируют бег лошади)
У ветра – задувалка,
(Долгий выдох)
У каблучков – стучалка, (Топают ногами, стучат пятками)
У носа – сопелка, (Сопят)
У ежика – пыхтелка – пых-пых-пых,
(Пыхтят)
У телефона – звонилка – динь-динь, (Подносят ладошку к уху)
А у солнца – светилка. (Свободно тянут звук «а», «о», «у» и т.д.)
Физкультминутка «Маленький кролик»
для тематической недели «Домашние животные»
Маленький кролик,
пушистенький кролик
(дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперёд-назад)
Всех нас смеяться заставил
до колик:
(останавливаются, держатся за животики)
Прыгал за белкой,
за уткой скакал,
(сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку)
Лапкой тюльпан поднимал,
как бокал.
(останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу)
Ах, как смешно его уши
торчали!
(делают «ушки» из ладошек)
Мы хохотали, души в нём
не чая,
(опять держатся за животики)
Но, на опушке заметив лису,
(смотрят из-под рук)
Он подмигнул нам и
скрылся в лесу.
(подмигивают, разбегаются)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
Источник