Низкий уровень развития ребенка причины

«Актуальные проблемы речевого развития».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

— ухудшение состояния здоровья детей;

— существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

— глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

— недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

— дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Причины низкого уровня развития.

Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи – накоплению представлений, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения, совершенными формами структуры речи.

Причины низкого уровня формируются из-за:

1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.

2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

3. Также развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.

6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.

7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Для успешного развития речи необходимо.

1. Интересно организовать жизнь ребёнка.

2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.

3. Создавать соответствующую обстановку.

4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ.

Исходя из вышесказанного в нашем дошкольном учреждении максимально создаются условия для развития речи детей. По данной проблеме систематически проходят педагогические советы, тренинги, консультации для родителей и педагогов.

В общении с взрослыми и сверстниками педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой, задают детям образцы правильной литературной речи:

• речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

• в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

• следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

• наблюдают за темпом и громкостью речи детей.

4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря:

• создают ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

• помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказать о них;

• обеспечивают развитие образной стороны речи (переносимый смысл слов);

• знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

6. Развивают связную речь:

• побуждая детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;

• организуют диалоги между детьми и взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Так же создаются условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей:

• педагоги стимулируют детей комментировать свою речь;

• упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы и поощряют детское словотворчество.

Важным качеством речи является образность.

Образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение.

Николай Васильевич Гоголь писал: «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Писателя восхищает слово образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным к ним слушателя и читателя.

Читайте также:  Развитие у ребенка интуиции

Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. В таких случаях самые обыкновенные слова обретают большую выразительную силу.

Источниками развития выразительности детской речи

• Устное народное творчество.

• Художественная литература

• Речь воспитателя

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественные произведения детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея. Художественная литература обогащает эмоции детей.

Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Самым мощным, самым эффективным средством развития связной, образной, выразительной и культурной речи — является СКАЗКА.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

В одной из песен Владимира Высоцкого есть слова:

Этот рассказ мы с загадки начнем, Даже Алиса ответит едва ли, Что остается от сказки потом, После того, как ее рассказали?

А как бы вы ответили на этот «детский» вопрос?

Да, вы правы, сказки — это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепризнанная. В простых историях о хитрой Лисе и доверчивом Волке, Емеле и царевне Несмеяне, о злом Кощее и бесстрашном добром молодце и т. д. нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об истории своей Родины.

Использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Сочиняя сказки, ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.

Любимое занятие каждого ребенка — игра, и конечно, чтение сказок. Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность.

Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал, что только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда он играет. Эта мысль очень нравилась замечательному советскому педагогу Василий Александрович Сухомлинскому. Перефразируя ее, он говорил, что есть нечто сестринское, близкое между сказкой и игрой, что только человек умеет создавать сказки; и, может быть, он больше всего человек, когда слушает сказку, сочиняет или вспоминает ее. Сказки зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение, разбой.

Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.

В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. С помощью волшебной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал.

Читайте также:  Развитие ребенка с первого дня жизни

Источник

Очень часто родители переживают за то, что их ребенок якобы отстает в росте от своих сверстников. В большинстве случаев эти опасения не оправданы, а невысокий рост является просто особенностью развития. Однако иногда отставание в росте может свидетельствовать о серьезном заболевании, и помощь специалиста просто необходима. Когда же родителям на самом деле стоит переживать, а когда нужно просто набраться терпения и подождать, когда ребенок подрастет?

Наиболее интенсивный рост происходит у ребенка на первом году жизни. Нормальным при рождении считается рост от 48 до 55 см. За первый год малыш прибавляет около 25 см, за второй — 10-12 см, за третий — 7-8 см. Далее рост ребенка замедляется и до начала полового созревания прибавка в росте линейная и составляет примерно 5-6 см в год. Как правило, до 3-4 лет дети развиваются в соответствии с нормами. Симптомы болезней, влияющих на рост начинают проявляться как раз примерно в возрасте 3-4 лет, поэтому тревогу стоит бить, когда за год ребенок вырос не более,чем на 2 см при норме 5-6 см. Кроме того, если ребенок систематически отстает от норм роста, но при этом вес набирает относительно стабильно или родители имеют высокий или средний рост, а малыш плохо подрастает, необходимо обратиться за консультацией к педиатру или эндокринологу.

Причины задержки роста могут быть разнообразны:

1) генетическая предрасположенность. Если оба родителя низкие, то и ребенок не будет отличаться высоким ростом. Если отставание критичное, то стоит обследовать не только ребенка, но и родителей на предмет различных патологий, чтобы выявить, присутствует ли наследственная патология или речь идет об особенности организма;

2) недоношенность, низкая масса тела при рождении, задержка внутриутробного развития — все это также может являться причиной низкого роста. Обычно дети выравниваются к двум годам. Если к этому возрасту выравнивания не произошло, то в дальнейшем это маловероятно. Около трети детей, рожденных с экстремально низкой массой тела (менее 1500г), имеют низкий рост;

3) причиной низкого роста также могут стать различные заболевания: бронхо-легочные заболевания, астма, патологии кишечника, проблемы с надпочечниками, сахарный диабет, болезнь Крона, муковисцидоз и др.;

4) эндокринные нарушения — из-за поражения гипофиза нарушается выработка тиреотропного гормона, который влияет на работу щитовидной железы. Т.е. в данном случае причиной задержки роста будет являться гипотериоз. Другим отклонением в работе гипофиза может стать недостаток гормона роста. В следствие этого рост также может замедляться.

Для диагностики отставания в росте применяют ряд исследований, в т.ч. рентгенограмма кистей рук. Она позволяет определить, на сколько скелет ребенка формируется в соответствии с возрастом. В случае задержки развития скелет будет отставать от календарного возраста. Имеется также ряд других внешних признаков, позволяющих судить о задержке роста: черты лица у ребенка кукольные, воспринимаются как у детей более младшего возраста, все тело округляется, происходит излишнее отложение жировой ткани, наблюдаются проблемы в функционировании всех систем и органов в организме, голос ребенка не меняется из-за недоразвития голосовых связок.

В случае выявления реальной патологии врач назначает в качестве лечения заместительную терапию. Принимая синтетический гормон каждый день, ребенок сможет догнать своих ровесников в росте и развитии. Также существует и естественный способ повлиять на выработку гормона роста. Установлено, что занятия спортом укрепляют мышцы и скелет, запускают обменные процессы естественным образом. Запишите ребенка в любую спортивную секцию и резльтат не заставит себя ждать.

5) хромосомные нарушения: синдром Дауна, Тернера, Нунан и Рассела-Сильвера;

6) психологическая депривация — относится, как правило, к детям из неблагополучных семей. Рост самостоятельно быстро восстанавливается, если поместить такого ребенка в более заботливую среду;

7) плохое питание — недостаток витаминов и питательных веществ в организме также могут стать причиной низкого роста. Однако причиной непоступления в организм этих веществ может также являться плохой аппетит, болезни ЖКТ, неусвоение нужных элементов из-за нарушения обмена веществ или каких-либо патологий;

8) конституционные особенности — как правило, характерны в большей степени для мальчиков, проявляются в задержке полового развития и были характерны и для других членов семьи того же пола. В данном случае это является просто особенностью развития и в дальнейшем ребенок набирает нормальный рост;

К счастью, в большинстве случае низкий рост является просто особенностью конкретного человека, но если у вас возникли подозрения, что ваш ребенок растет слишком медленно, то для исключения патологии лучше обратиться к специалисту.

Читайте также:  Развитие органов чувств ребенка по месяцам

Читайте другие статьи о детях и материнстве:

Как обезопасить розетки от ребенка?

Профилактика детского ожирения по-французски.

Грудное вскармливание. Мифы и здравый смысл.

Источник

Ирина Лекомцева
Задержка психического развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие человека проходит в определенном темпе. Даже неспециалисты в психологии и педагогике могут определить возрастные возможности ребенка. Совершенно очевидно, что никому не придет в голову требовать от ребенка первых слов в 6 месяцев, но отсутствие активной речи в 2-3 года удивит абсолютное большинство.

Бывают случаи, когда ребенок достигает определенных уровней развития. Но гораздо медленнее своих сверстников. В этом случае речь идет о задержке психического развития.

Сущность задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа развития психики, в результате которого ребенок отстает от своих сверстников по уровню психического развития.

ЗПР имеет временный и временной характер:

• Временный характер определяется тем, что определенный уровень развития достигается по прошествии времени. Например, то, что ребенок не умеет читать в 7 лет – временное явление, он научится позже.

• Временной характер ЗПР выявляется по отношению к нормам развития. Ребенок, достигший 7-летнего возраста может не проявлять интереса к учебной деятельности и оставаться в кругу интересов дошкольного возраста. Таким образом, его психическое развитие не соответствует возрастным нормам.

Задержку психического развития можно обнаружить на любом этапе детства. В педиатрии четко установлены нормы, которым должно соответствовать развитие детей. Несоответствие показателям нормы на каком-то отрезке не является основанием для диагноза ЗПР. Так как в большинстве случаев развитие детей отличается скачкообразностью, и единичные случаи отставания не являются закономерностью.

Однако такие дети попадают под контроль врачей, и если отставание усиливается, то ребенок может быть направлен на психолого-медико-педагогическую консультацию, где может быть поставлен диагноз ЗПР.

Классификация задержек психического развития

Типы ЗПР определяются по этиологическому признаку:

1. ЗПР конституционного происхождения характеризует незрелость в развитии мотивационной сферы и личности в целом. Эмоционально-волевая сфера детей имеет черты более раннего возраста: повышенный фон настроения, легкая внушаемость, яркость в проявлении эмоций. У таких детей преобладают игровые интересы.

2.ЗПР соматогенного происхождения обусловлена соматической недостаточностью различного происхождения: хронические заболевания, пороки развития, астения и др. Суть этого вида ЗПР в том, что во время болезни организм ребенка борется с проблемой, и психическое, а, возможно, и физическое развитие будет остановлено до полного выздоровления. Ребенок может отставать в развитии на период заболевания. Соответственно, при длительной болезни можно наблюдать серьезное отставание в развитии.

3. ЗПР психогенного происхождения обусловлена неблагоприятными условиями развития (воспитания, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. Кроме того, некоторые условия воспитания могут оказывать травмирующее действие на психику и могут вызвать нарушение нервно-психической сферы.

4. ЗПР церебрастенического характера вызывается очаговым органическим поражением центральной нервной системы. Этот вариант ЗПР обладает высокой стойкостью и почти не поддается коррекции. Причиной этого типа ЗПР могут быть патологии при беременности и осложнения при инфекционных заболеваниях.

Особенности детей с ЗПР

Несмотря на различие в причинах задержки,дети с ЗПР имеют ряд специфических особенностей:

• Несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту: знания, навыки, волевые качества, состояние эмоциональной сферы, поведение.

•Состояние нервной системы: быстрая утомляемость, низкая работоспособность, частые головные боли, отказ от деятельности в процессе её осуществления.

•Неустойчивость внимания: повышенная отвлекаемость, неустойчивая концентрация.

•Низкий уровень восприятия: недостаточность, фрагментарность и ограниченность знаний; затруднения в узнавании предметов.

•Низкая продуктивность произвольной памяти: малый объем, трудность воспроизведения.

• Отставание в развитии мышления.

•Нарушение речи: дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень связной речи.

•Особенности поведения: пассивность при изучении нового, медлительность, аккуратность в действии с предметами, тяга к выполнению хозяйственной деятельности.

Дети с задержкой психического развития отличаются уступчивостью и «легким» характером, но при этом у них нестабильная нервная система. Такие дети нуждаются в особом щадящем режиме и специальной коррекционной программе развития.

При некоторых формах ЗПР (соматогенного, психогенного происхождения) возможна полная коррекция задержки при условии специальной организации процессов учения. В любом случае коррекционная работа приводит к уменьшению отставания в развитии и помогает ребенку адаптироваться к обучению в школе.

Для разработки и внедрения коррекционной программы нужно обратиться к специалисту, который составит её с учетом индивидуально-личностных особенностей вашего ребенка.

Источник