Значение чтения детской литературы в развитии ребенка

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

В младшем дошкольном возрасте хорошо читать потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.

Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта. Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

Художественная литература играет немало важную роль в развитии социального опыта дошкольника. В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читайте также:  Отставание в физическом развитии ребенка 9 месяцев

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально, говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Литература

1.Затулина Г.Я. Комплексные занятия по развитию речи – М., Центр педагогического образования, 2009

2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2009.

3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия.  / Сост. В П. Ильчук и др. — М., 2005.

Источник

Значение детской художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста

В трудах Л.С. Выготского, Л.М. Гурович, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной и других исследователей рассматриваются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы расценивается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное  слушанье, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях[3].

В работах О.И. Никифоровой в развитии восприятия художественного произведения выделяется три ступени:

  1. Непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения);
  2. Понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
  3. Влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Следует отметить, что в течение периода младшего дошкольного возраста восприятие художественного произведения ребенком развивается и совершенствуется.

В своих исследованиях Л.М. Гурович, ссылаясь на проведенное исследование и на свой личный опыт, выделяет два периода в их эстетическом развитии:

  1. От двух до пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.
  2. От четырех до пяти – ребенок может понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений. К тому же в этот период ребенок активно сопереживает героям произведений.
  3. От пяти до семи – у детей появляется  способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, становясь на место героя.
Читайте также:  Развитие речи умственно отсталого ребенка в познавательной деятельности

 В старшем дошкольном возрасте ребенок может испытать чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения при победе положительного героя. Самыми популярными у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки, в которых присутствует чудесный вымысел, фантастичность, развитое сюжетное действие, драматические ситуации, разнообразные мотивы (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.)[3].

В соответствии с индивидуальным развитием ребенка родителям следует подбирать художественную литературу для знакомства ребенка с художественным словом и иллюстрациями. Издание следует выбирать ориентированное на определенный возраст. К примеру, существует огромное количество обработок сказки «Красная шапочка». Для ребенка от 1 года до 2 лет следует найти книгу с крупными иллюстрациями, где изображен каждый эпизод, который описан в книге. Родитель читает не оригинальную версию сказки, а сказку со своими дополнениями, чтобы ребенок заинтересовался сюжетом и частично с первого раза его запомнил. Во второе прочтение ему будет легче воспринимать сказку, так как у него уже сформируется «эффект узнавания», который способствует большей заинтересованности во время чтения. Ни что так не возбуждает интерес ребенка, как частично знакомые, но не до конца изведанные вещи. Приведем бытовой пример, ребенок до года видел кастрюлю, но еще не открывал ее, вдруг он приловчился и открыл крышку у кастрюли – это новый этап познания предмета; после ему дали ложку и он начал бить ложкой о кастрюлю, услышав звонкий звук, ребенок пришел в восторг от своего открытия. Весь этот процесс напоминает ознакомление ребенка с любым новым знанием.

Ребенку необходимо почувствовать, что он частично может владеть предметом – он может пощупать, бросить, подобрать, положить на любую поверхность; и только потом он может применить предмет по его назначению. Если ребенку не удается познакомиться с предметом частично, но он может потерять интерес или обозлиться. Допустим, ребенок пытается открыть коробку, так как ему интересно то, что лежит внутри. Если родитель поможет ему добиться своей заветной цели, то ребенок удовлетворить не только свое желание, но и проследит за тем, как родитель помогает ему открыть коробку. Когда ребенок столкнется с подобной ситуацией снова, он уже будет обладать механизмами, при помощи которых он сможет удовлетворить свою потребность. Если же родитель не будет способствовать тому, чтобы ребенок открыл коробку, малыш либо потеряет интерес, либо начнет плакать от беспомощности и неудовлетворенности (тип поведения в данной ситуации зависит от темперамента и некоторых ситуационных факторов).

Ребенок – существо, которое стремиться познать все новое, неизведанное и таинственное. В этой особенности заложена цель юного организма – желание развиваться. Взрослому человеку, который занимается воспитанием и образованием ребенка, не следует пренебрегать важным фактором развития малыша через художественные произведения.

 Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности.        

Дошкольники знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а также об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности.

Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у дошкольника речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Первые два десятилетия XX в. спустя годы воспринимаются как период особого внимания к детской литературе и детскому чтению. Несмотря на все сложности социальной жизни, войны и революции, издавались книги и журналы для детей, обсуждалось написанное, задумывались новые проекты, росло число детских библиотек. Журналы постоянно публиковали детские отзывы о книгах, о творчестве писателей.

В начале XX в. благодаря художественно-педагогическому движению, основной идеей которого было эстетическое воспитание детей, пришли к выводу о необходимости создать для детей новый тип книги – яркий, красочный, нарядный, достойный называться произведением искусства.

       Был сделан основополагающий вывод: детская литература и детское чтение продуктивно могут развиваться только в союзе с педагогикой и психологией, пользуясь достижениями этих наук в познании ребёнка. Всё это постепенно приводило к осознанию системного подхода к проблемам филологической культуры детей, в том числе и дошкольного возраста.

Эти изменения стали возможны благодаря осмыслению самоценности детства, развитию образования, пониманию роли чтения в интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии человека. Органической частью этого процесса было изменение самой детской литературы. Появилось большое количество произведений, написанных специально для детей, уровень которых отвечал самым высоким требованиям. Произведения о детях, зачастую переходившие в детское чтение, способствовали познанию детской души, образа и мира детства.

В 1930-е гг. начался процесс, при котором критика детской литературы и методика детского чтения по отношению к самой детской литературе и её читателю пошли разными путями. Методика детского чтения и педагогика, сделав литературу средством коммунистического воспитания (Н.К. Крупская) и методам речевого развития (Е.А. Флёрина), о художественном качестве детских произведений говорили вскользь. Подбор литературных произведений для детского чтения рекомендовалось проводить, анализируя не художественные достоинства текстов, а их словарный состав, доступность и воспитательный потенциал. С конца 1940-х гг. работа по родному языку становится одной из важнейших задач воспитания дошкольников. В связи с этим определяется новый подход к детской книге и её роли в жизни детей, формируется новый комплекс задач, стоящих перед воспитателем. Первостепенная роль детской литературы на данном этапе заключается в том, чтобы способствовать ознакомлению детей с окружающим миром и обучению родному языку. Корректируются критерии отбора литературного материала для работы с детьми. Ведущими являются соответствие произведений задачам коммунистического воспитания и возрастным особенностям ребёнка. Впоследствии, как вспоминает С.А. Козлова, Р.И. Жуковской, бережно относившейся к художественному слову, пришлось вести настоящую борьбу с теми, кто, не обладая ни тактом, ни соответствующими филологическими и юридическими знаниями, стремился «исправить» авторский текст согласно собственным замыслам. Отныне проблемы детского чтения и приобщения ребёнка к книге решаются только специалистами по дошкольной педагогике.

Читайте также:  Игры на развитие усидчивости у ребенка 7 лет

В 1950-1970-е гг. идёт дальнейшая разработка методов и приёмов работы по детскому чтению. Совершенствуется методика проведения беседы, художественного чтения, заучивания стихотворения наизусть. Много внимания уделяется рассказыванию.

Роли художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей посвящена работа М.М. Кониной [7]. Воспитательное значение литературы автор подчёркивает особо, книга должна стать для детей «учебником жизни». Работа М.М.Кониной является рубежной в развитии методики детского чтения. В ней подведены объективные итоги её почти полувекового развития, её пути от методики детского чтения к методике ознакомления ребёнка с художественной литературой, названы основные работы, выделены ведущие идеи. Методисты (М.М. Конина, О.И. Соловьёва) [12] начинают указывать на недостаточную подготовку воспитателей к работе с детской литературой, замечая у них низкий уровень начитанности, несформированность эстетического вкуса в выборе произведений, снижение интереса к работе по литературе с детьми.  

 Уже в дошкольном возрасте складываются два разных подхода к литературе и чтению. Одни дети ждут от произведения импульса мыслительной деятельности, другие воспринимают книгу сердцем, эмоционально. Первые строго, близко к тексту передают его содержание; развитое воображение вторых вводит их за пределы текста, к собственному видению и трактовке происходящего.  Но и тот и другой подход к восприятию произведения делает маленького читателя соавтором писателю,  генератором новых идей и образов. К  концу дошкольного детства ребенок – слушатель становится самостоятельным читателем.

          Одно из особенностей современной детской литературы и книгоиздания для детей является установка на семейное чтение. Отдельное художественное произведение и книга в целом как бы приглашают взрослых, вопреки всем обстоятельствам не устранятся от чтения детям и совместного проживания прочитанного. Считается, что совместное чтение поможет ликвидировать дефицит общения детей и родителей.

 Снижение интереса к чтению, характерная черта для последнего времени, и возникновения связанных с этим процессом различных проблем детства требуют:

— осознать проблему детского чтения как общегосударственную проблему будущего развития культуры, науки  

—  понять, что детская литература —  это искусство, а не «одно педагогическое занятие», что она лежит в основе базовой культуры личности, и изменить статус детской литературы.

— работу по  приобщению  детей к книге вести совместно с семьей и детской библиотекой, разрабатывая и совершенствуя различные формы сотрудничества;

— рассматривать проблемы детского чтения как проблемы, требующие синтеза знаний и представлений о дошкольнике, накопленных разными науками: педагогикой, психологией, культурологией, библиотековедением;

— особое внимание обратить на формирование круга детского чтения.  

К концу дошкольного детства ребёнок-слушатель становится самостоятельным читателем. В это время происходит более сложная дифференциация читательских типов (З.А Гриценко , И.И. Тихомирова [4]):

— читатель – потребитель: ребёнок, соглашающийся читать и обсуждать прочитанное при условии награды, поощрения, особого внимания к его персоне. Степень проникновения в текст у такого читателя невелика, но он знает много имён героев, помнит события, происходившие в произведении, ловко отгадывает загадки и т.д.

— читатель деловой, образовательной книги. В 1980-е гг., как отмечают библиотекари, возник активный интерес взрослых к деловой литературе, который был внедрён ими в детскую среду с целью раннего, профессионально направленного развития и образования детей.

— читатель, воспринимающий, чтение как досуговое занятие, одинаково спокойно относящийся к разным типам текста, отдыхающий, коротающий время за рассматриванием книг. Порой для него важно не содержание, а количество прочитанных или увиденных страниц. Такой поход к книге рождает привычку к утилитарному, развлекательному чтению.

— неграмотный читатель — это ребёнок, владеющий техникой и правильно относящийся к процессу чтения, но поверхностно понимающий содержание прочитанного.

—   грамотный читатель: высший читательский тип.

Формирование всех типов читателей происходит под руководством взрослых и зависит от того, как они понимают задачи воспитания и функции литературы. Ни один из типов читателей, сформированных в дошкольном детстве, не является устойчивым, а процесс его создания – законченным.   

Таким образом, приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе может быть представлен как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки. Художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей.

Приобщение  дошкольника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам. Чтобы организовать правильное восприятие художественного произведения детьми, необходимо хорошо ориентироваться в его особенностях.

Источник