Зигмунд фрейд развитие ребенка

Зигмунд фрейд развитие ребенка thumbnail

Елена Кириллина
Стадии психосексуального развития по Фрейду. Что важно знать родителям!

Поговорим немного о стадиях психосексуального развития ребёнка (по Фрейду)

Современные родители знают, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком?

Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче. Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

Оговорюсь, сразу, я не считаю теорию Фрейда истиной или чем-то совершенно идеальным и универсальным правилом. Есть множество взглядов на развитие наших детей. Мне очень хочется рассказывать о разных взглядах на развитие ребёнка. И начну я с Зигмунда Фрейда.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

оральная стадия – от рождения до полутора лет;

анальная стадия – от полутора до трех лет;

фаллическая стадия – с трех до 6-7 лет;

латентная стадия – с 6 до 12-13 лет;

генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Итак, что же нам, родителям важно знать?

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря – фиксация. Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы – это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.

Оральная стадия развития

Как понятно из названия, главным органом чувств малыша в этот период является рот и всё, что с ним связано. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Поскольку ребёнок ещё не отличает своё тело и мать, воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь – как продолжение себя самого. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Поэтому, то, как мама в этот период относится к нему закладывает отношение к самому себе, собственным зависимостям и доверием к миру в целом. Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.

В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку.

Фрейдвыделил два крайних типа материнского поведения:

• излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;

• чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью.

Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии. Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Что для нас, родителей, в этом важно:

Уметь разрешать исследовать мир и себя ртом;

Спокойно реагировать на все пачкания самого себя и других едой во время прикорма;

Что же касается сосаний пальца, троганий груди и тд. Это связующее звено между успокоителем-мамой (грудью) и собственной саморегуляцией. В идеале это потихоньку должно сходить на нет. Можно также пробовать использовать вместо груди игрушку. Это означает, что отучение от груди произошло с некоторыми остаточными явлениями. И сейчас важно учить переносить это на внутреннюю сторону. Показывать и рассказывать ребёнку о том, что он успокаивается с помощью груди, он просто к этому привык. Но это уже неприятно маме. И будет здорово преодолеть себя и научиться успокаиваться самому или с помощью игрушки. Это будет здорово, ведь это большая победа. В первую очередь над своими привычками.

Анальная стадия развития

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.

Главное удовольствие данного периода, потребность — контроль над собственными выделениями. Вспомните, были ли у вас в детстве эксперименты с вашими фикалиями? Испачкаться, попробовать на вкус)

Будущие формы саморегуляции, самоконтроля берут, по мнению Фрейда, начало именно в этот период. Ребёнок воспринимает свои выделения как часть себя. Как относятся к ним, так и ко мне. Поедание экскрементов, означает, что я принимаю себя всего.

К этому важно относится толерантно.

Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать ребёнка к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку – это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.

Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии – это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению – отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.

Читайте также:  Периоды развития ребенка коменского выделенную в периодизации

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам, к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи,тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

• анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей; Людям этого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

• анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров. Для представителей этого типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким.

Фаллическая стадия

Фаллическая стадия развивается в возрасте 3-6 лет. И она различается у мальчиков и девочек. Главные вопросы этого периода связаны с гениталиями. Исследование тела, ананизм, сортирный юмор, расспросы родителей. Причем Фрейд считал, что ребёнок хоть и смутно, но всё же осознает сам «первичный акт».

Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга.

Кроху занимают вопросы отношений между полами.Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: «Откуда берутся дети?» Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к «запретной» теме, многочисленные «неприличные» вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием.

Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс – для мальчиков; или комплекс Электры – для девочек.

Эдипов комплекс.

– это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. «Мама, я хочу на тебе жениться!» – вот фраза, говорящая сама за себя.

Папа представляется как конкурент. В этом возрасте часто можно услышать «пусть папа уйдёт», дети становятся более чувствительными к маме, обнимаются, хотят спать с мамой, убрав папу с кровати.

Адекватная позиция родителей — мама любит тебя и папу, спать она будет с папой также как и ты когда вырастишь будешь спать с женой.

Фиксация на данной стадии может выражаться как постоянное завоевывание женщин и потеря к ним интереса, они хвастливы и постоянно пытаются доказать, что он «настоящий мужчина».

В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Комплекс Электры

– вариант Эдипова комплекса для девочек – девочек соответственно тянет к отцу и появляется некоторая агрессия к матери.

Фиксация у девочек может приводить к постоянному флирту, невольному соблазнению и даже беспорядочным половым связям. .

Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Латентная стадия

С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.

Формируются новые элементы структуры личности ребенка – эго и супер-эго.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал «Оно» (Id). Оно – это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности «Я» (Ego). Я – это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности – «Сверх-Я» (Super-ego). Сверх-Я – это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. Помните, что именно здесь закладывается то, чем человек будет руководствоваться в жизни.

На этой стадии развития очень важно давать положительный пример, но, что, ещё важнее — уменьшайте количество тех установок, которые мешают вам самим жить. Типа «быть хорошим», «нельзя сильно радоваться, а то будет плохо», «любовь это боль» и прочее. Проработайте всё это до латентной стадии Вашего ребёнка. Дайте ему в жизни больше свободы и радости.

На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития – генитальной стадии.

Генитальная стадия

После латентной стадии к 12 годам начинает вновь включаться сексуальная энергия. Заканчивается примерно к 18 годам. Вместе с ней — агрессия и возбудимость. Всё это подкрепляется изменениями в гормонах. Всё это толкает подростков к действиям, различными способами пробовать удовлетворять собственные желания.

Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола. Если не происходит фиксации и родители дают ребёнку всё это прочувствовать, то этот интерес уходит.

Читайте также:  Методы интелектуального развития ребенка

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого – анальный, у третьего – фаллический.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

Источник

«-Серьезное отношение к чему бы то ни было в этом мире

 является роковой ошибкой.
— А жизнь — это серьезно?
— О да, жизнь — это серьезно! Но не очень…»

Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес»

Детство это неповторимый период жизни каждой личности, и частичка нашего внутреннего ребенка продолжает жить внутри нас все время. Чтобы понимать процессы, которые происходят в течение развития ребенка, стоит уделить внимание основным этапам раннего психосексуального развития. Многие исследователи изучали развитие ребенка с разных ракурсов, а именно: Зигмунд Фрейд, Пиаже, Мелани Кляйн, Франсуаза Дольто и другие, попробуем рассмотреть основные.

Зигмунд Фрейд, известный психоаналитик, выделял 5 стадий психосексуального развития личности:
 
Оральная (0-18 мес.)
Анальная (18 мес.-3 года)
Фаллические (3 — 6 лет)
Латентная (6 — 12 лет)
Генитальная (период полового созревания и до 22 лет)

Оральная стадия
 
   В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца целиком зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. 

Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально — зависимого периода, заключается в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Сначала ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ей возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещены частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить ребенка сама.
 
Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

  • Фрустрация или блокировки потребностей ребенка.
  • Гиперопека — ребенку не предоставляется возможностей самой управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточной» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальцев, желанием употреблять алкоголь. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается грудное вскармливание и это лишает ребенка соответствующего удовольствие. И, соответственно, длительное грудное вскармливание, больше по времени необходимым, вызывает задержку ребенка в этой стадии, коррелирует с задержкой развития.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, получившего чрезмерную или недостаточную стимуляцию в детстве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. 

Основными его чертами являются: 
* Ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе
* Постоянно требует одобрения
* Чрезмерно зависим и доверчив
* Испытывает постоянную потребность в поддержке и принятии
* Жизненная пассивность.

   В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как: любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных потребностей. 

Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и длится до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовольствие от этого контроля, потому что это одна из первых функций, которая требует от ребенка осознанности своих действий. Фрейд был убежден, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, влияет на его позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Существуют 2 основных родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой — что заставляет, так как именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия. 

Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказы родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «сдерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, тогда у ребенка может сформироваться анально-сдерживающий тип личности. Такие взрослые очень упрямы, скупы, методические и пунктуальны. Им сложно переносить беспорядок и неопределенность

Второй результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью к туалету — это анально-отталкивающий тип личности. Черты этого типа включают в себя: склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В близких отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты владения.

Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалит их за это. 
С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживает старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия.
Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. В течение фаллические стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. 

Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно неразличимы, ложные, и очень неточно сформулированы, Фрейд считал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на определенных высказываниях родителей или рассказах других детей, а также с учетом отношений между родителями, они рисуют «первичную» сцену.

Доминирующий конфликт в фаллической стадии заключается в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры).

Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой ужасный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал эту историю как символическое описание крупнейшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка владеть родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя своего пола. 

Более того, Фрейд находил подтверждение этой концепции в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных группах.

   В норме Эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и девочек. Сначала объектом любви у мальчика выступает мать или фигура, ее замещающая. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он бессознательно воспринимает отца как конкурента. Страх воображаемого наказания со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления. 

Читайте также:  Понятие нормального и аномального развития ребенка

В возрасте примерно между 5 и 7 годами Эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во — первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей поло-ролевого поведения, описывающие для него, что это значит — быть человеком. Во — вторых, идентифицируя себя с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он имеет те же атрибуты, которые мать видит в отца. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты, те основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития супер-Эго, то есть совести ребенка. Итак Супер-Эго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливые и опрометчивые. Фаллический типаж стремится добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.

Фаллическия стадия у девочек.
Прообразом для девочки в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника, и, таким образом, отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Со временем девочка лишается комплекса Электры путем подавления влечения к отцу и идентификации с матерью. Иными словами, девочка становится более похожа на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая таким образом шансы выйти замуж в будущем мужчины похожего на него.
   У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Нерешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, в частности имеющих отношение к импотенции и фригидности.

Следующая стадия развития представляет собой наиболее спокойный период. В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка с помощью сублимации (переориентации на социальную активность) направляется наружу. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. В личности ребенка появляются такие структуры, как Эго и Супер-Эго. 

Что это такое? Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе определенную схему Супер-Эго — это система норм, ценностей, канонов, правил, иначе говоря — совесть человека и его нравственный учет. Супер-Эго формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями. Его ответственность за непосредственный контакт с внешним миром, это взрослая часть личности, это восприятие, мышление, обучение. Ид — это наши стремления, инстинкты, врожденные и неосознанные склонности, это безграничное бессознательное и наша детская частица. 

Таким образом, с возрастом 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми она будет пользоваться в течение всей своей жизни. И в течение латентного периода происходит «оттачивание» и укрепление ее взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт практически «дремлет».

После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и растущее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.
      
Генитальный характер — это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт — по сути, все формы удовлетворения, легко давались и ничего не было нужно взамен.
 
«Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей есть радость и счастье!»
В. Гюго

Одним из самых известных исследователей детского развития был Пиаже.

Пиаже швейцарской психолог и философ, основатель Женевской школы генетической психологии, был автором теории когнитивного развития, согласно которой развитие ребенка имеет следующие стадии:

Сенсомоторный период (0-2 года)

Этот этап развития ребенка характеризуется пониманием окружающего мира через действия с помощью координации чувственного (сенсорного) опыта с физическими действиями. В этот период наблюдается значительный прогресс развития врожденных рефлексов. Как известно, дети в этом возрасте предпочитают стимулы яркого цвета, с эффектами блеска, контраста, движения. Кроме того, дети выстраивая свои поведенческие схемы, пытаются повторить действия и для этого используют свое тело. Происходит первый контакт ребенка с языком.

Предоперационный период (2-7 лет)

Начиная с 3-х лет, в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает проходить первые образовательные программы вне дома, участвовать в учебном процессе. И это очень важный социальный компонент. Ребенок начинает строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников. Это имеет особое значение, поскольку к этому периоду, его социальные отношения развивались только в кругу семьи.

Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 2 до 7 лет? Несмотря на то, что в возрасте от 2 до 7 лет словарный запас ребенка стремительно увеличивается, детям в этот период, как правило, свойственно «эгоцентричное мышление». Это означает, что ребенок оценивает все, что происходит, в соответствии с его индивидуальным жизненным опытом. В результате чего, его мышление в этот период является статическим, интуитивным и часто лишенным логики. Поэтому, дети в возрасте до 6 лет могут совершать ошибки как в момент интерпретации событий, так и в момент выражения своего мнения о том, что происходит. В этот период детям свойственно говорить о себе в третьем лице, так как у них пока нет четко определенного понятия «Я», которое отделяет их от остального мира. Дети в возрасте от 2 до 7 лет проявляют выраженный интерес и стремление к знаниям. На этом этапе дети имеют привычку придавать человеческие чувства или мысли неодушевленным предметам, этот синдром называют анимизмом.

 3. Период конкретных операций (7-14 лет)

   В этом предпоследнем периоде теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определенных ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции. Однако, несмотря на то, что они делают значительный прорыв относительно предыдущего периода, на данной стадии когнитивного развития они могут применять логику пока еще с определенными ограничениями: здесь и сейчас, что на данном этапе им кажется намного легче. Они все еще не используют абстрактное мышление.

4. Период формальных операций (дети и подростки с 11 лет)

   Этот последний период характеризуется применением логического мышления при любых обстоятельствах, в том числе, когда нужно мыслить абстрактно. Новизна этой стадии по развитию интеллекта ребенка, по мнению Пиаже, состо