Прогулки с детьми как средство развития ребенка

Наталья Пуказова
«О роли занятий-прогулок для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей

Прогулка – это интересно!

В настоящее время важность и польза прогулки для дошкольников доказана многими специалистами, регламентирована продолжительность для каждого возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию.Во время пребывания на участке или дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, поселком, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги.При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные, бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Подготовка к прогулке происходит еще в группе: можно посмотреть в окно, сказать, что нас на участке ожидает сюрприз, или кто-то ждет (это может быть игрушка, приготовленная заранее, и сюжет прогулки закрутится вокруг этого момента, существенно не изменяя содержания карты.

Необходимо подключать художественное слово: оно поможет организовать внимание детей, настроить на нужный лад, показать мир во всем великолепии его красок, сделать первые шаги к пониманию неизмеримого богатства русской поэзии, почувствовать поэзию самой природы. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно. По опыту работы известно, что значительную часть времени, устав от игры, детям нечем себя занять, они ожидают указаний к действиям со стороны взрослого. В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру вносятся наблюдения и дидактические задания, трудовые действия и подвижные игры.

Структура прогулки:

Наблюдение.

Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.

Труд детей на участке.

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

Самостоятельная игровая деятельность.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Читайте также:  Понять ребенка и помочь ему как чудодейственный рисунок для развития детей

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли,а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Во время прогулок воспитательпроводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Таким образом, деятельность воспитателя на прогулке направлена на умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание, формирование и развитие речевых навыков на материале природного окружения. Чтобы прогулка была интересной и занимательной для детей, нужно организовать прогулку так, чтобы она превратилась в увлекательное путешествие, наполненное впечатлениями.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. Но если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше. Помните, уважаемые коллеги, что высокое мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, искренним желанием воспитать развитую личность сделают прогулку удивительной и неповторимой.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 73 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Педсовет №2

«Прогулка

как приоритетное средство развития дошкольников»

Составила:

старший воспитатель

Оболдина Наталья Владимировна

Санкт-Петербург

 2019 год

Педсовет №2

«Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников»

Цель: объединить усилия коллектива ГБДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.

Задачи:

  • Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
  • Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок
  • Способствовать творческому поиску
  • Скорректировать работу по организации прогулок в ГБДОУ

Предварительная работа:

  • Проведение контроля прогулок, наличия картотек и перспективного планирования
  • Составление справки по контролю
  • Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства прогулок.
  • Разработка сценария
  • Подготовка проекта решения педсовета.

Оборудование: столы и стулья для команд — участников, карандаши/ручки, экран, проектор, бланки ежедневного планирования, картотеки прогулок.

Ход педсовета

1 Выступление старшего воспитателя «Значение прогулки как средства воспитания». (см.презентацию)

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются.

Читайте также:  Физические особенности развития ребенка до 1 года

Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Пребывание детей на свежем воздухе способствует:

•  укреплению здоровья;

• закаливанию организма;

• развитию двигательной деятельности;

• развитию познавательной деятельности.

3 Итоги тематического контроля «Организация и проведение прогулки с дошкольниками».

На основании приказа и в соответствии с годовым планом работы был проведен оперативный контроль по «Организации и проведению прогулок с дошкольниками» (Справка по итогам тематического контроля).

Вопросы, подлежащие проверке, представлены на слайде:

  • Порядок одевания детей. Сформированность у детей навыков самообслуживания (по возрастной группе).
  • Соответствует ли одежда детей сезону.
  • Выполняется ли двигательный режим детей на прогулке
  • Наличие выносного материала по сезону
  • Организация наблюдения за природой и состоянием погоды
  • Обучающие, дидактические игры на прогулке
  • Сюжетно-ролевые игры на прогулке
  • Организация трудовой деятельности детей на прогулке
  • Процедура раздевания. Порядок в шкафчиках, в раздевалке
  • Гигиенические процедуры после прогулки.
  • Соответствует ли время выхода на прогулку режиму данной возрастной группы
  • Соответствует ли время возвращения с прогулки режиму данной возрастной группы.
  • Соблюдается ли общее время прогулки.
  • Соблюдается ли режим вечерней прогулки в соответствии с данной возрастной группой.
  • Соблюдение правил безопасности проведения прогулок

Результаты представлены на слайде:

Оранжевым цветов выделены наибольшие отклонения от средних показателей, а именно – выполнение двигательного режима и организация сюжетно-ролевых игр. Н автором месте нарушения, выделенные голубым цветом, а именно: организация наблюдений, проведение дидактических или обучающих игр

и процедура раздевания.

Красным цветом выделены самые высокие показатели, а именно соответствие одежды детей сезону, наличие выносного материала, гигиенические процедуры после прогулки, соблюдение правил безопасности.

Важно! На что стоит обратить внимание в результате контроля:

  • Выполнение двигательного режима на прогулке
  • Организация сюжетно-ролевых игр
  • Организация наблюдений
  • Проведение дидактических игр на прогулке

Основываясь на выводы оперативного контроля, я подготовила для вас игру.

4. Деловая игра «Организация прогулки в детском саду».

Вам нужно разделиться на три команды. Все знают игру «Волшебный мешочек», сейчас мы поиграем с вами в «Волшебную коробочку». Вам нужно вытащить фишку (они разных цветов), цвет, который вам попадется – это цвет вашей команды, значит вы занимаете соответствующий стол.

Теперь, каждой команде, как и в любой игре, нужно выбрать капитана и придумать название (записывают его на листе и ставят на стол).

У меня есть мольберт, на нем лист бумаги, разделенный пополам. Я попрошу вас, после выполнения каждого задания проговаривать, что для вас было трудно и что легко, я буду записывать анализ в столбики.

Слайд – Игра №1. «Организация прогулки».

Задание:

«Напишите планирование утренней прогулки на 1 день для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с тематикой недели, включая все пять компонентов прогулки: наблюдение, подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность, индивидуальная работа.

Темы недели представлены на слайде: зеленый стол «Профессии», жёлтый стол «Птицы», розовый стол «Одежда, обувь».

Все темы я взяла из тематического планирования на этот учебный год.

Идет время – 5 минут для выполнения задания. Идет самоанализ, данные фиксируются на мольберте.

А теперь, я попрошу вас поменяться планированием. Как вы думаете почему? (Ответы, потому что в соответствии с ФГОС, каждый педагог должен уметь работать на разной группе и ориентироваться в планировании).

Читайте также:  Развитие ребенка первого года таблица

Слайд – игра №2 «Наблюдаем». Обыграть наблюдение по плану прогулки, на время наблюдения – 3 минуты. Время на подготовку на экране – 2 минуты.

Каждая команда показывает своё наблюдение, один педагог в роли воспитателя, остальные дети, участие всех обязательно (артистизм приветствуется).

После обыгрывания наблюдения, данные фиксируются на мольберте.

Слайд – Игра №3 «Играем». Каждой команде нужно показать игру, время на подготовку и обсуждение 2 минуты. На слайде представлены игры, которые вам необходимы показать (вы берете игру из планирования, если там не прописана дидактическая игра, просим помощи у соседней команды, где она есть).

Каждая команда показывает свою игру, один педагог в роли воспитателя, остальные дети, участие всех обязательно (артистизм приветствуется).

После обыгрывания наблюдения, данные фиксируются на мольберте.

Слайд — На этом задания закончились, теперь вам предстоит решение педагогических задач. Что это такое, кто знает?

Да, верно, вам нужно решить задачу, предложить способы выхода из данной ситуации. Педагоги тянут жребий. После окончания вопросов, данные фиксируются на мольберте.

Ситуация 1.

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вопрос: разберите ситуацию Олега и Вики

Ответы:

Вариант 1.

Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности. Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Вариант 2.

Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Вариант 3.

Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

Ситуация 2.

Семеро смелых Дети еще до прогулки договорились играть в ледокол «Арктика» и распределили роли. На корабле будут капитан, матросы, боцман, кассир, повар и др. Как только дети вышли на прогулку, капитан Саша объявил о выходе ледокола в море. Но кассир Маша возразила: «Так не бывает, сначала пусть пассажиры билеты купят». Затем капитан дает указание вертолетчикам обследовать маршрут. Летчики вылетают и поддерживают связь с радистом на ледоколе. Вскоре капитан объявляет, что ледокол приближается к Северному полюсу. Все сходят на лед, устанавливают флаг, поют песню.

Капитан поздравляет всех с победой и т. д.

Вопросы: 1. Определите возраст играющих детей.

2. Охарактеризуйте особенности игровой деятельности детей данной группы ДОУ.

Ситуация 3.

Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?

Ответ:

(организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания).

Ситуация 4.

         Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

          Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Ситуация 5.  Мама: Почему у тебя одежда мокрая?

Дима:  Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.

Мама:  не слушая сына : «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.

Мама: Пойдёшь в мокром.

Дима замолчал и стал неохотно одеваться.

Вопрос: Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент?

Ситуация 6. На прогулке дети бегают по всей площадке и кричат «нечеловеческими» голосами. Воспитатель не пресекает такого поведения и объясняет это тем, что детям необходимо дать возможность выплеснуть энергию.

Вопрос: Что вы посоветуете?

Рефлексия: посмотрите на мольберт, какая колонка оказалась наиболее заполненной? Почему? Что можно сделать, чтобы были другие результаты?

Как это можно сделать? Я попрошу вас к следующей нашей встрече подготовить материал ,который помог бы вам при подготовке к прогулке (картотеки, комплексы, игры, шпаргалки для написания плана…)

Источник