Понять ребенка и помочь ему как чудодейственный рисунок для развития детей

Понять ребенка и помочь ему как чудодейственный рисунок для развития детей thumbnail

Наталья Федоровна Александрова

Понять ребенка и помочь ему. Как? Чудодейственный рисунок для развития детей

Если вы боитесь, это еще не значит, что вам что-то угрожает.

Вы должны признать, что вам плохо, и тогда вы сможете почувствовать себя лучше.

Если что-либо вам кажется разумным, это еще не означает, что это реально.

Ни одному человеку не дано по-настоящему понять другого и не дано устроить чужое счастье.

Китайская притча

От автора

Уважаемые родители и педагоги!

Перед вами книга, где представлены упражнения и задания с рисунками, с помощью которых вы сможете понять внутренний мир своего ребенка, а также протестировать и при необходимости скорректировать его взгляды и отношение к окружающему, по-новому взглянув на уже знакомые проблемы и жизненные ситуации.

Предлагаемая авторская методика позволяет выработать новую форму связи между родителями и ребенком, чтобы ребенок мог осознать уникальность своей личности и реализовать свои способности. Выполняя задания с рисунками и цветом, малыш поймет и преодолеет свои страхи, неуверенность, у него появится мотивация для активного участия в обучении. Физические упражнения подготовят основу для более уверенного владения своим телом и дадут толчок к развитию самостоятельности, организованности и умения общаться с коллективом. Упражнения легки в исполнении и состоят из естественных движений.

Даже работая по книге дома, вы сможете протестировать ребенка и скорректировать его мышление и поведение, чтобы улучшить отношения со сверстниками и учителями, а для успешных детей – более полно раскрыть свои способности.

Последняя глава посвящена тестированию взрослых с помощью техники рисунка, а также способам коррекции их поведения и мировоззрения.

В работе использованы данные последних исследований и направлений педагогики, психологии и физиологии. Некоторые из упражнений заимствованы из методик М. Люшера, Э. Эриксона, тестов А. Лунькова. Автор переработала их исходя из собственного опыта и знаний.

Расширяя познания о теле, реакциях, поведении, стиле мышления, человек способен очень многое изменить в своей жизни. Очень важно увидеть значение «установок» родителей, понять, насколько сильно они влияют на школьные успехи детей.

Традиционно многие из нас считают, что интеллектуальная деятельность существует независимо от тела. Однако исследования последних десятилетий говорят о том, что именно телесные ощущения дают мозгу информацию об окружающем мире, формируют представление об окружающей среде и создают основу для дальнейшего развития мыслительных способностей.

С помощью мышления и движений мы выражаем свои знания, обучаясь на протяжении всей жизни. Но при этом любой телесный или душевный опыт связан со словом.

Одни и те же слова способны вызывать у разных людей абсолютно разные чувства и реакции: у одного это будет плохое настроение, спад активности, раздражение и т. д., а у другого – радость, восторг, эмоциональный подъем. Этот опыт накапливается как информация в мозге и в дальнейшем активно используется.

По сути, наш мозг – это орган, работающий на информации, поступающей от пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация – это пища для мозга, а то, каким образом мозг перерабатывает ее, проявляется в наших поступках. Современные исследования наконец-то приподняли завесу над таинственным процессом формирования нашей личности и общественных отношений. Именно эти новые теории и методики легли в основу данной книги.

Попробуйте с помощью предложенного метода увидеть другой путь понимания и взаимодействия со своими детьми, коллегами, друзьями и т. д. Метод направлен на укрепление чувства жизнерадостности и любви, понятия собственной уникальности и ценности, на гармонию тела и интеллекта, способности к самоанализу и социальной активности.

Хочу поблагодарить мужа и сыновей, которые помогали и поддерживали меня в этой работе, моих друзей, коллег и клиентов, позволивших мне апробировать описанную методику и использовать их рисунки.

Я рада за каждого, кто смог «перестроить» свою жизнь так, как он хотел. Новое видение себя и мира дало им возможность ставить реальные цели и независимо от возраста реализовывать свои желания и мечты.

Более подробную информацию обо мне и о моей работе вы можете получить на сайте в Интернете https://active-studio/ru.

Н. Александрова,

доктор педагогических наук, клинический психолог, инструктор по общей и образовательной кинесиологии

Учимся работать с рисуночными тестами

Метод, о котором пойдет речь, адресован всем, кто стремится лучше узнать своих детей и самих себя. Данная методика направлена на диагностику таких сфер, как отношение к себе, к своему внутреннему миру, к окружающим людям, к взрослым, детям, семье, к личностному росту (обучению), а также к проявлению всех чувств.

Важное отличие этой методики от других заключается в том, что с помощью рисунков можно не только диагностировать, но и корректировать имеющуюся ситуацию, не заставляя ребенка делать то, чего он не хочет. Коррекция происходит на бессознательном уровне. Из практики известно, что работа с тем, что не осознается, более эффективна, так как человек не выходит на ментальный (сознательный) уровень, где существует много элементов защиты, которые не позволяют быстро изменить ситуацию, а иногда даже усугубляют ее.

Данная глава поможет читателю понять смысловой элемент рисунка, а главное – выстроить по данному рисунку обратную связь с ребенком, что позволит увидеть, какая помощь требуется ему в данный момент.

Символы. История и современность

Символ – это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния. Само слово «символ» в переводе с греческого означает «опознавательный знак». В древние времена люди делили предметы на половинки, оставляя одну себе, чтобы впоследствии напомнить об оказанной услуге, гостеприимстве или связи. Когда человек, оказавший ранее услугу, предъявлял одну часть условного предмета, хозяин совмещал ее со второй частью и оказывал предъявителю ответную услугу. Так родился символ.

Мистики считают, что способность к символотворчеству, к созданию и пониманию символов заложена в нас свыше, как и осознание божественности появления мира. Реалисты склонны считать, что эта способность возникла у нас в ходе эволюции.

Появление первых вещественных символов относится к эпохе неандертальцев. Жизнь их была тяжелой, полной лишений и опасностей. Во время археологических раскопок найдены свидетельства, говорящие об осознанных похоронах своих собратьев. Невозможно точно ответить на вопрос, что заставило их устраивать похороны: желание выразить почтение или система верований в сверхъестественное, но факты свидетельствуют о том, что неандертальцы хоронили умерших или убитых соплеменников, оставляя с ними предметы, полностью соответствующие определению символических.

По мнению ученых, параллельно с неандертальцами шло развитие еще одной ветви прямоходящих, которые эволюционировали в современных людей за счет двух факторов: первый – это зачатки речи, второй – это охота и собирательство, которые требовали от древних дальнейшего развития разговорной речи. Поэтому они должны были создать «словарь символов», помогающий совершать сложные совместные действия.

Символы, используемые при погребении, дали начало различным ритуалам и далее проявились в мифологии и религии. Зависимость от природы, наблюдение за ней повлияло на возникновение первых верований. Наводнения, ураганы и землетрясения, их появление сопровождалось сильными эмоциональными переживаниями, прежде всего страхом.

Развитие символов в мифологии тесно связано с наблюдениями человека за природой и небесными телами, а также за собственной физиологией. Практически все древние народы, наблюдая за небесными телами и их движением, отождествляли их напрямую со сверхъестественными существами. Например, образ луны в большинстве мифов носит символ позитивного характера. Астрологические прогнозы часто делают исходя из пассивного характера луны, отражающей солнечный свет и связанной только с умозрительным знанием, далеким от откровения. В даосизме луна считается светочем духовного знания во тьме невежества. Психологи признают ее связь с такими человеческими качествами, как эмоциональность, изменчивость настроения.

Существует множество вещей за пределами человеческого понимания, и, чтобы представить понятия, которым трудно или невозможно дать определение, мы начинаем использовать символическую терминологию. Например, в религии есть много символов и образов, не понимаемых сознанием. Однако верующие люди выполняют связанные с ними ритуалы и используют символы в своей повседневной жизни.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Анализ рисунка широко применяется в психологии, он может многое рассказать о человеке. В процессе рисования ребёнок раскрывается и переносит на бумагу свои чувства, эмоции. Задача родителей научиться правильно анализировать рисунки детей, чтобы вовремя помочь ребёнку преодолеть трудности, переживания, лучше узнать и понять своего малыша, а при необходимости обратиться к специалисту.

Прежде чем приступать к «чтению» рисунка ребёнка помните:

  • если в рисунке ребёнка обнаружили 1-2 отрицательных признака, не впадайте в панику, а просто понаблюдайте;
  • ребёнок рисует как он ощущает себя в данный момент времени, на следующий день может поменяться настроение и соответственно рисунок;
  • самый информативный рисунок, нарисованный спонтанно.

Палитра

Темные тона— склонность к отрицательным эмоциям, плохое настроение.

Яркие— жизнерадостность , положительные эмоции.

Слишком яркие тона говорят о преувеличении неприятных событий.

1 цвет — боязнь проявить себя

2-5 уверенность в себе

7 и более — эмоциональная неустойчивость

яркий рисунок

Цвет

Красный — преобладание этого цвета говорит об открытости и активности, а также такие дети непоседливы и непослушны. Может служить показателем скрытой агрессии. Отсутствие этого цвета говорит о комплексе неполноценности и стремлению к уединению.

Жёлтый — оптимизм, любознательность, мечтательность, но в то же время такие дети ревнивы. Такие дети любят играть в одиночестве. Если такого цвета нет, то ребёнок замкнут.

Зелёный — настойчивость, независимость, стремление к безопасности. Если слишком много такого цвета, то ребёнку не хватает материнской любви.

Оранжевый — мечтательные, жизнерадостные дети с хорошей интуицией. Чрезмерная любовь к оранжевому цвету в рисунке говорит о повышенной возбудимости.

Розовый — нежные, слабые, робкие, но оптимистичные дети. Такие дети очень нуждаются в поддержке и любви. Почаще обнимайте таких детей.

Синий — концентрация на проблемах в своём внутреннем мире.

Голубой — беспечность, беззаботность. Преобладание данного цвета говорит о спокойствии ребёнка в данный момент.

Фиолетовый — дети с богатой фантазией, богатым внутренним миром, но ранимые и впечатлительные.

Коричневый — медлительные дети с отрицательным эмоциональным состоянием, слабым здоровьем.

Серый — безразличие, отстранённость, замкнутость, несмелость.

Черный — ребёнок переживает стресс, неуверенность в себе.

Белый — малыш чувствует себя одиноким, душевное беспокойство.

Детский рисунок с преобладанием голубого цвета.

Расположение на листе

Центр — ребёнку комфортно.

Верх — тут рисует оптимистичный ребёнок, склонный к фантазированию, характерна высокая самооценка, целеустремлённость.

Внизу листа — пессимист, низкая самооценка.

Правая сторона листа — интерес к переменам, будущему.

Левая сторона — такие дети не умеют принимать осознанные решения.

Такое «чтение» рисунка подходит только если малыш правша.

расположение в центре листа

Размер рисунка

Крупный размер рисунка говорит о высокой самооценке.

Маленький — низкая самооценка.

Но необходимо учитывать сюжет картины.

Неестественно большой рисунок — высокомерие, но причина её в неуверенности в себе.

Необоснованно маленький рисунок — страх, тревога, зажатость, ощущение своей незначимости. Такие дети погружены в свой внутренний мир.

крупный размер рисунка

Линии

Сплошные — уверенность, спокойствие.

Прерывистые — тревога, неуверенность.

Жирные линии — желание выделится, быть замеченным.

Тонкие линии (еле — еле касается карандашом бумаги) — потребность в уединении, нежелание общаться.

Штриховка — страх наказания, тревожность.

Чёткие, ровные и умеренно жирные линии — уверенность в себе.

Нажим

Умеренный нажим карандаша — уравновешенность, самообладание.

Сильный нажим — такие дети волевые, напористые иногда даже признак агрессии.

Слабый нажим — нерешительность, заниженная самооценка, быстрая утомляемость.

Разная сила нажатия — частая смена настроения.

Чёткие ровные линии,умеренный нажим, штриховка

Манера рисования

Геометрические рисунки (прямые углы, параллельные линии и т.д.)- волевой характер, скрытая агрессия (особенно если много острых углов), трудность в принятии нового.

Мягкие, округлые линии — мягкость характера.

Узкие, маленькие фигуры — закрепощённость.

Крупные, объёмные фигуры — эмоциональная открытость.

Исправления — повышенная тревожность.

Предметы изображенные на рисунке

Животные — спокойствие и радость.

Пейзаж без людей — трудность в общении, одиночество.

Чудовища — страх, дискомфорт.

Люди и животные в движении — активность.

Многократное повторение деталей (цветы, звёзды и др.) — эмоциональная закрытость.

Дом — усталость, такие дети хотят побыть в окружении близких.

многократно повторяющиеся детали, дом

Рисунок семьи

Особое внимание обратите на рисунок своей семьи. По нему можно понять, как ребёнок себя чувствует, хватает ли ему любви, внимания.

Полный состав семьи — ребёнок чувствует себя хорошо.

Нет кого -то из членов семьи — не хватает этого человека, либо плохое взаимоотношение с ним.

Схематичное изображение человека в семье — плохие взаимоотношение с ним.

Самое крупное изображение человека на рисунке и наиболее украшенное, чаще всего изображённое на первом плане— самый значимый для ребёнка член семьи.

Все держатся за руки — дружная семья.

Все заняты своими делами — семья, в понимании ребёнка не дружная.

Разделяющие предметы (цветок, дерево и др.)- проблема в общении.

Поднятые вверх руки — агрессия от него, либо нужда в помощи.

Не нарисован сам ребёнок — чувствует себя лишним.

Ребёнок крупнее всех — чувствует свою значимость.

Ребёнок нарисован отдельно от других — нехватка внимания.

Яркая и украшенная одежда у самого ребёнка — желание быть замеченным.

Умершие или несуществующие люди — дискомфорт.

Член семьи нарисованный дальше всего от ребёнка — менее значимый для него и наоборот ближе всего наиболее значимый для малыша.

Изображения людей

Чаще всего ребёнок рисует человека своего пола.

Голова:

большая — изобретательность;

маленькая — неуверенность в своих интеллектуальных способностях.

Лицо:

хорошо прорисованное — общительность, открытость:

плохо прорисованное — замкнутость.

Глаза — большие с сильно заштрихованными зрачками — страх

Наличие ушей — умение прислушиваться, а большие уши — желание выделиться.

Прорисованные рот и зубы — агрессия.

Руки:

большие — готовность пробовать новое;

спрятанные — неуверенность;

поднятые вверх — агрессия;

разведённые в стороны — открытость.

Ноги:

широкая постановка — самоуверенность;

короткие — низкая самооценка;

длинные — независимость.

Непропорциональное туловище — чувство неполноценности.

Наличие половых органов (у детей после 4х лет) — агрессия, демонстративность.

Человек изображённый в профиль или со спины — ребёнок «уходит» в себя.

Повернут налево — нерешительность.

Повернут направо — оптимистичность.

Действие героя (веселится, сидит, убегает) — показывает поведение ребёнка в стрессе.

Если ребёнок нарисовал самого себя — потребность в самовыражении.

Наблюдайте за ребёнком! Возможно у ребёнка все хорошо, а рисунок показывает лишь сиюминутное его настроение. А если ребёнок изо дня в день рисует похожие негативные рисунки, может он нуждается в помощи со стороны взрослого.

Источник

В этой книге представлены упражнения и задания с рисунками, с помощью которых вы сможете понять внутренний мир своего ребенка, а также протестировать и при необходимости скорректировать его взгляды и отношение к окружающему, по-новому взглянув на уже знакомые проблемы и жизненные ситуации. Физические упражнения подготовят основу более уверенного владения своим телом и дадут толчок к развитию навыков общения, организованности и умения общаться с коллективом. Последняя глава посвящена тестированию взрослых.
Книга предназначена для широкого круга читателей.

Наталья Федоровна Александрова

Понять ребенка и помочь ему. Как? Чудодейственный рисунок для развития детей

Если вы боитесь, это еще не значит, что вам что-то угрожает.

Вы должны признать, что вам плохо, и тогда вы сможете почувствовать себя лучше.

Если что-либо вам кажется разумным, это еще не означает, что это реально.

Ни одному человеку не дано по-настоящему понять другого и не дано устроить чужое счастье.

Китайская притча

От автора

Уважаемые родители и педагоги!

Перед вами книга, где представлены упражнения и задания с рисунками, с помощью которых вы сможете понять внутренний мир своего ребенка, а также протестировать и при необходимости скорректировать его взгляды и отношение к окружающему, по-новому взглянув на уже знакомые проблемы и жизненные ситуации.

Предлагаемая авторская методика позволяет выработать новую форму связи между родителями и ребенком, чтобы ребенок мог осознать уникальность своей личности и реализовать свои способности. Выполняя задания с рисунками и цветом, малыш поймет и преодолеет свои страхи, неуверенность, у него появится мотивация для активного участия в обучении. Физические упражнения подготовят основу для более уверенного владения своим телом и дадут толчок к развитию самостоятельности, организованности и умения общаться с коллективом. Упражнения легки в исполнении и состоят из естественных движений.

Даже работая по книге дома, вы сможете протестировать ребенка и скорректировать его мышление и поведение, чтобы улучшить отношения со сверстниками и учителями, а для успешных детей – более полно раскрыть свои способности.

Последняя глава посвящена тестированию взрослых с помощью техники рисунка, а также способам коррекции их поведения и мировоззрения.

В работе использованы данные последних исследований и направлений педагогики, психологии и физиологии. Некоторые из упражнений заимствованы из методик М. Люшера, Э. Эриксона, тестов А. Лунькова. Автор переработала их исходя из собственного опыта и знаний.

Расширяя познания о теле, реакциях, поведении, стиле мышления, человек способен очень многое изменить в своей жизни. Очень важно увидеть значение «установок» родителей, понять, насколько сильно они влияют на школьные успехи детей.

Традиционно многие из нас считают, что интеллектуальная деятельность существует независимо от тела. Однако исследования последних десятилетий говорят о том, что именно телесные ощущения дают мозгу информацию об окружающем мире, формируют представление об окружающей среде и создают основу для дальнейшего развития мыслительных способностей.

С помощью мышления и движений мы выражаем свои знания, обучаясь на протяжении всей жизни. Но при этом любой телесный или душевный опыт связан со словом.

Одни и те же слова способны вызывать у разных людей абсолютно разные чувства и реакции: у одного это будет плохое настроение, спад активности, раздражение и т. д., а у другого – радость, восторг, эмоциональный подъем. Этот опыт накапливается как информация в мозге и в дальнейшем активно используется.

По сути, наш мозг – это орган, работающий на информации, поступающей от пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация – это пища для мозга, а то, каким образом мозг перерабатывает ее, проявляется в наших поступках. Современные исследования наконец-то приподняли завесу над таинственным процессом формирования нашей личности и общественных отношений. Именно эти новые теории и методики легли в основу данной книги.

Попробуйте с помощью предложенного метода увидеть другой путь понимания и взаимодействия со своими детьми, коллегами, друзьями и т. д. Метод направлен на укрепление чувства жизнерадостности и любви, понятия собственной уникальности и ценности, на гармонию тела и интеллекта, способности к самоанализу и социальной активности.

Хочу поблагодарить мужа и сыновей, которые помогали и поддерживали меня в этой работе, моих друзей, коллег и клиентов, позволивших мне апробировать описанную методику и использовать их рисунки.

Я рада за каждого, кто смог «перестроить» свою жизнь так, как он хотел. Новое видение себя и мира дало им возможность ставить реальные цели и независимо от возраста реализовывать свои желания и мечты.

Более подробную информацию обо мне и о моей работе вы можете получить на сайте в Интернете https://active-studio/ru.

Н. Александрова,

доктор педагогических наук, клинический психолог, инструктор по общей и образовательной кинесиологии

Учимся работать с рисуночными тестами

Метод, о котором пойдет речь, адресован всем, кто стремится лучше узнать своих детей и самих себя. Данная методика направлена на диагностику таких сфер, как отношение к себе, к своему внутреннему миру, к окружающим людям, к взрослым, детям, семье, к личностному росту (обучению), а также к проявлению всех чувств.

Важное отличие этой методики от других заключается в том, что с помощью рисунков можно не только диагностировать, но и корректировать имеющуюся ситуацию, не заставляя ребенка делать то, чего он не хочет. Коррекция происходит на бессознательном уровне. Из практики известно, что работа с тем, что не осознается, более эффективна, так как человек не выходит на ментальный (сознательный) уровень, где существует много элементов защиты, которые не позволяют быстро изменить ситуацию, а иногда даже усугубляют ее.

Данная глава поможет читателю понять смысловой элемент рисунка, а главное – выстроить по данному рисунку обратную связь с ребенком, что позволит увидеть, какая помощь требуется ему в данный момент.

Символы. История и современность

Символ – это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния. Само слово «символ» в переводе с греческого означает «опознавательный знак». В древние времена люди делили предметы на половинки, оставляя одну себе, чтобы впоследствии напомнить об оказанной услуге, гостеприимстве или связи. Когда человек, оказавший ранее услугу, предъявлял одну часть условного предмета, хозяин совмещал ее со второй частью и оказывал предъявителю ответную услугу. Так родился символ.

Мистики считают, что способность к символотворчеству, к созданию и пониманию символов заложена в нас свыше, как и осознание божественности появления мира. Реалисты склонны считать, что эта способность возникла у нас в ходе эволюции.

Появление первых вещественных символов относится к эпохе неандертальцев. Жизнь их была тяжелой, полной лишений и опасностей. Во время археологических раскопок найдены свидетельства, говорящие об осознанных похоронах своих собратьев. Невозможно точно ответить на вопрос, что заставило их устраивать похороны: желание выразить почтение или система верований в сверхъестественное, но факты свидетельствуют о том, что неандертальцы хоронили умерших или убитых соплеменников, оставляя с ними предметы, полностью соответствующие определению символических.

Источник