Занятия с ребенком при алалии в 3 года

Занятия с ребенком при алалии в 3 года thumbnail

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.

Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет?). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.

Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое?).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Читайте также:  Загранпаспорт ребенку 3 года сроки

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.

Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Клебанова Мария Александровна
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет

Данный материал может использоваться для занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи на начальных этапах работы.

Цель занятия: развитие активной подражательной речи (гласные звуки, звукоподражания)

Коррекционно-образовательные задачи:

— развивать активное воспроизведение гласных звуков и рядов;

— учить выполнять инструкции логопеда;

— развивать слухоречевую память;

— развивать фонематический слух (подготовительный этап);

— формировать направленную воздушную струю;

— уточнять и обогащать пассивный (номинативный) словарный запас по теме «Животные».

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать неречевые психические процессы (мышление, память, внимание);

— развивать мелкую моторику, ручной и артикуляционный праксис.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, познавательный интерес.

Оборудование: фигурки животных, ватные шарики, геометрический счетный материал, фигурные палочки для канапе, карточки с изображением животных.

Ход занятия:

1. Орг. момент: Здравствуй, Аня. Посмотри, кто у нас сегодня на занятии! Это ки-са! Как киса говорит? (Мяу). А это пёс. Как пёс говорит? (Ав). А это? Мышь. Как мышь пищит? (Пи)

Давай поиграем с ними сегодня.

2. Развитие фонематического слуха. Игра «Кто пришёл?»

Логопед: Послушай, как киса стучит: /-/.

А пёс так: //-/

А мышка так: //-//.

Угадай, кто так постучал.

(Логопед отстукивает ритм, ребенок угадывает, кто это)

3. Дыхательная гимнастика «Птенчики».

Логопед: Что у меня в руках? (Ва-та).

Давай я сделаю из нее птенчиков. (Логопед катает из ваты два маленьких шарика)

Смотри, птенчики живут в гнезде. Сделай такое же гнездо.

(Ребенок складывает ладони «лодочкой».)

Птенчики хотят летать. Давай им поможем. Дуй.

(Сначала ребенок делает слабый выдох — птенчики боятся, теперь сильный — птенчики научились летать)

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет

4. Развитие артикуляционного праксиса. Игра «Угадай кто?»

Логопед предлагает ребенку посмотреть на палочки (для канапе) и запомнить фигурки.

Логопед: Теперь закрой глаза, открой рот и язычком оближи фигурку. Потом открой глаза и догадайся, кто это был?

(ребенок выполняет действие и выбирает из 3 фигурок нужную)

Занятия с ребенком при алалии в 3 годаЗанятия с ребенком при алалии в 3 года

5. Физминутка (развитие ручного праксиса)

Кулачок-ладошка

Мы ползем как кошка!

(Ритмично сжимаемразжимаем кулачки на столе — сначала обе руки вместе, затем попеременно)

6. Воспроизведение рядов гласных (логоритмика):

Логопед: Посмотри и сделай как я:

— Руки вверх — А, руки в стороны — У, руки вниз — И

(Важно повторение сразу трех звуков с движениями)

— Молодец!

— Теперь давай построим дорогу для кисы. Она пойдет домой. Помоги ей.

(Логопед начинает выкладывать геометрические фигуры на столе в последовательности: круг, квадрат, треугольник. Ребенок продолжает эту цепочку)

Логопед: Теперь ставь киску на фигурку и произноси звуки: круг-А, квадрат — И, треугольник — У.

(Ребенок запоминает последовательность, перемещает фигурку, одновременно произнося звуки: А, И, У)

— Молодец! Дом! Ки-са до-ма!

Занятия с ребенком при алалии в 3 года

7. Развитие слухоречевой памяти:

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, с изображением животных (кошка, мишка, собака, заяц, слон, мышка).

Логопед: Дай мне:

— Собаку и зайца

— Кошку и мышку

— Слона, мишку и кошку и т. д.

8. Итог занятия.

— Как же мы здорово с тобой поиграли! Давай скажем нашим животным: Пока! (ребенок показывает жестом, либо произносит)

Ты придешь еще поиграть? (Да)

Источник

Виктория Демидова
Конспект занятия с ребенком 3–4 лет (моторная аллалия)

Конспект индивидуального занятия с ребенком (моторная аллалия)

Тема: Подарок сделали мы сами

Его любимой дарим маме!

Задачи:

Коррекционные:

— Развитие понимания обращенной речи

— Развитие понимания предложно-падежных конструкций

— Развитие диафрагмального дыхания

— Развитие речевого дыхания

— Развитие подвижности артикуляционного аппарата

— Развитие общей и мелкой моторики

— Развитие сенсорных навыков

— Развитие речевой активности у ребенка

Образовательные:

— Закрепление навыков выкладывать цепочку из кругов разного цвета, чередуя их.

Воспитательные:

— Воспитывать у ребенка нежные чувства любви к матери, желание сделать для нее подарок.

Оборудование: цветок – мак, корзина, зеркало, птичка, кружочки красного цвета – 4 шт., зеленого цвета – 6 шт.

I Организационный момент

Логопед: Какая красивая девочка ко мне пришла. Какое у тебя красивое платье. Кто же тебя так нарядно одел сегодня?

Читайте также:  Питание аллергика 3 года ребенку

Ребенок: Мама

Логопед: И волоски у тебя красиво уложены. Кто же тебя так хорошо расчесал?

Ребенок: Мама

Логопед: Какая у тебя мамочка! Любит свою дочку. Давай мы сегодня твою мамочку порадуем, сделаем подарок для нее.

II Выбор подарка

Логопед: Что же нам ей подарить?

Выложить на стол цветок.

Логопед: Посмотри, что у меня здесь лежит. Покажи, где цветок.

Ребенок показывает

Логопед: Возьми цветок. Дай мне цветок. Это мак. Скажи мак.

Ребенок: Мак.

Логопед: Мы понюхаем мак.

IIIИгра: «Понюхай»

Логопед демонстрирует – глубокий вдох и на выдохе «Ах!»Логопед: Понюхаем вместе мак.

Логопед вместе с ребенком нюхают цветок.

Логопед: Понюхай теперь ты цветочек

Ребенок нюхает цветочек, подражая действиям логопеда.

Логопед: Положи теперь цветочек в корзину.

Ребенок выполняет действие.

IV Артикуляционная гимнастика

Логопед: Мамочке подарим цветочек. Оля мамочке улыбнется. Покажи, как ты маме улыбнешься. (упражнения выполняются перед зеркалом)

Ребенок улыбается, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Логопед: Как ты мамочку поцелуешь, покажи.

Губы и зубы у ребенка сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Логопед: Покажем мамочке как язычок на солнышко посмотрит. Язычок с одной стороны на солнышко посмотрит, с другой стороны.

Ребенок открывает рот, язык поднимает на верхнюю губу, направляет язык к уголкам рта – влево, вправо.

Логопед: А теперь язычок решил на травке поиграть.

Ребенок опускает язык на нижнюю губу, направляя язык к уголкам рта – влево, вправо.

Логопед: Язычок веселый, любит поиграть. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. Погладь язычком потолок.

Ребенок языком «гладит» твердое небо.

Логопед: Покажи, как язычок будет прыгать и щелкать.

Ребенок присасывает язык к небу, а затем отпускает.

Логопед: Мамочка посмотрит, как Оля занималась язычком, порадуется, улыбнется. Покажи, как мамочка тебе улыбнется, как тебя поцелует.

Ребенок улыбается, с напряжением обнажив сомкнутые зубы, затем с напряжением вытягивает губы вперед трубочкой.

V Встреча гостей

Слышится стук.

Логопед: Оля слышишь, кто-то стучится. Посмотри к нам в окошко птичка влетела.

Логопед вместе с ребенком замечают птичку на подоконнике.

VIИгра: «Маленькая птичка»

Логопед: Маленькая птичка прилетела к нам, нам, нам

Маленькой птичке зернышек я дам, дам, дам

Маленькая птичка зернышки клюет, клюет, клюет

Маленькая птичка песенки поет, поет, поет.

Ребенок вместе с логопедом выполняет движения под текст стихотворения. Ребенок проговаривает вместе с логопедом последнюю строчку стиха.

Логопед: Оля спой песенку птички.

Ребенок: чик-чирик

VII Бусы для мамы

К нам прилетела сказочная птичка, она может говорить.

Птичка: А чем вы здесь занимаетесь?

Логопед: Мы для мамочки подарок собираем.

Птичка: Какой подарок?

Логопед: Оля покажи птичке цветок.

Ребенок показывает подарки

Логопед: Оля скажи, это что?

Ребенок: Это мак

Логопед: Кому мак?

Ребенок: Мак маме

Логопед: А еще мы для мамочки бусы сделаем

Птичка: Я тоже хочу, бусы для мамы сделать. Можно я с вами.

Логопед: Оля можно птичка с нами будет бусы делать для мамы?

Логопед, качая головой, говорит «Да, можно», ребенок повторяет.

Логопед: Чтобы сделать бусы для мамы я возьму кружочки красного и зеленого цвета. Сначала я возьму зеленый кружок, а рядом с ним положу красный кружок. Потом опять возьму зеленый кружок, красный кружок, зеленый. Вот какие бусы у меня получились. Оля, сделай такие же бусы. Какая ты молодец! Мамочке понравятся бусы. А как мы подарим маме подарок?

VIIIИгра: «Подари подарок»

Логопед показывает «На, мама бусы!».

Логопед:А теперь давай скажем вместе: «На, мама бусы!». Повтори.

Ребенок: На, мама бусы!

IX Итог занятия

Логопед: Молодец, Оля. Твоей маме будет очень приятно получить такой подарок. Пойдем дарить!

Источник

Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что ее можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.

Я буду излагать информацию так, как понимаю ее я с точки зрения нейропсихологии, опираясь на работы различных исследователей по данной теме.

Когда мы обратились к неврологу по поводу ЗРР у моего сына Егора, врач нам написала интересную формулировку в заключении: «ЗРР по типу моторной алалии». Ему было 2 г. 9 мес., и он разговаривал первым слогом, фразы не было. Через месяц он заговорил сразу предложениями. Формально алалию ему не ставили. Ну задержка и задержка. Но алалический механизм нарушения я вижу, вижу и диспраксию.

Итак, алалия – термин из клинико-педагогической классификации. По психолого-педагогической классификации логопеды при данном нарушении пишут «ОНР» — общее недоразвитие речи. То есть в одном заключении через запятую может стоять и то, и другое. При этом не каждое ОНР является алалией. Мне понравилась мысль логопеда Ангелины Карташовой, что алалия – это механизм нарушения, а ОНР – это степень выраженности.

Первые случаи недоразвития речи у детей были описаны еще в XIX веке. На Западе есть термин-аналог алалии — «дисфазия развития».

Моторная алалия (термин из книги Корнева А.Н.) – это мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказываний.

При этом моторная алалия может встречаться у детей с разным уровнем интеллекта (даже у деток с УО) и моторного развития (бывает и у детей с ДЦП).

Происхождение моторной алалии носит комплексный характер. Как правило, сочетаются два ряда причин:

  • Генетические (наследственность)
  • Экзогенно-органические (очень часто в анамнезе – КС, гипоксия плода, нарушение кровоснабжения мозга, смещение позвонков в шейном отделе, сосудистые проблемы).

При этом чем больше вес резидуально-органических факторов, тем более тяжелым будет речевое недоразвитие. Также алалия может сопровождаться особенностями развития психики.

Распространенность алалии составляет в среднем 2.7 случаев на 1000 детей-дошкольников, при этом моторная алалия стоит на 2 месте по тесноте связи с мужским полом (на первом – аутизм). Интересный факт: при простой форме моторной алалии соотношение 1 девочка с МА к 14 мальчикам с МА. В то же время МА, осложненная психоорганической симптоматикой, нарушением интеллекта будет встречаться в соотношении 1 девочка на 2 мальчика. Иначе говоря, большинство девочек страдает осложненной формой моторной алалии.

Читайте также:  Требования ребенка в 3 года

Среди ученых есть мнение, что ткани мозга у мальчиков более уязвимы, поэтому даже легкие проблемы во время беременности и родов могут вызвать церебральные нарушения у плода. Мозг у девочек более устойчив к повреждениям, поэтому дисфункцию вызывают лишь серьезные и обширные церебральные повреждения. Поэтому речевые проблемы у девочек на практике часто сопровождаются также и нарушениями неречевых психических функций. Также есть теория о влиянии гормонального фона на созревание речевых центров в коре.

Симптомы моторной алалии

В простых случаях первые слова у детей появляются в рамках нормы около 9-14 мес. В более сложных – после 14-19 мес. Понимание речи в быту при этом достаточное. Экспрессивный словарь растет крайне медленно, в возрасте 3 лет это может быть около 10-40 слов. Длительное время речь состоит из отдельных слогов, лепетных слов, звукоподражаний. При этом ребенок хочет коммуницировать и делает это с помощью мимических, жестовых средств. А.Н. Корнев отмечает, что основная «единица» коммуникации на 2-3 году жизни у моторных алаликов – [слово+жест].

Наблюдается длительная задержка в появлении фраз: в 3 года у детей еще нет фразовой речи.

ЗРР, диспраксия или алалия?

Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.

В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз «алалия».

Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.

Синдромы, входящие в моторную алалию

Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Давайте разбираться, что же в него входит.

  1. Артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).
  2. Вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
  3. Артикуляционная кинестетическая диспраксия. Здесь речь уже про нарушение звукопроизношения. Причем изолированно звуки ребенок часто может повторять без ошибок, но в потоке речи резко возрастает количество ошибок, замен. Этот синдром при моторной алалии может присутствовать не у всех детей и не относится к уровню языка.
  4. Оральная диспраксия. В первую очередь, страдает динамический оральный праксис, то есть нарушение возникает при воспроизведении серии движений языком.
  5. Синтаксические нарушения. Первые фразы у детей с моторной алалией появляются после 3 лет. При этом в дальнейшем длительное время в речи преобладают простые, нераспространенные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо заметно в пробах на составление рассказа по серии картинок, при этом ребенок может хорошо понимать причинно-следственные связи невербально. Данная тенденция сохраняется в школьном возрасте.
  6. Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерны грубые аграмматизмы. Часто встречаются ошибки выбора падежных окончаний. При этом дети допускают больше ошибок в диалоге, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).

У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.

Психоэмоциональные особенности детей с моторной алалией

Моторная алалия – это не только речевое, но и психоречевое нарушение развития.

Психическое развитие детей с моторной алалией происходит своеобразно. При этом наблюдаются особенности:

  • Личностной сферы – эмоционально-волевая незрелость;
  • Когнитивной сферы;
  • Эмоционально-вегетативной сферы (невротическая и неврозоподобная симптоматика).

Практически у всех детей в той или иной степени присутствует логофобия – избегание вербального общения, вплоть до элективного мутизма. В редких случаях можно наблюдать обратную ситуацию, когда ребенок сохраняет высокую речевую активность.

На практике у таких детей я часто наблюдаю патологическую привязанность к маме, негативизм, протесты, высокую тревожность, отказ от выполнения заданий даже в игровой форме. Часто дети отказываются выполнять задания не только речевые, но и связанные с пальцевым и кистевым праксисом.

Для детей с моторной алалией крайне высока вероятность социальной дезадаптации. Поэтому очень важно проводить не только логопедическую коррекцию, но и психологическую. В таком случае динамика в коррекции будет выше!

Нейропсихолог Александрова О.А.

Если вам требуется консультация логопеда или нейропсихолога, звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Источник