Ниткография и развитие ребенка

Ниткография и развитие ребенка thumbnail

Воспитатели, искренние любящие детей и увлечённые своей профессией, всегда стараются выходить за рамки традиционной программы по изобразительному искусству и периодически предлагают дошкольникам творить в нетрадиционных техниках. Детям очень нравятся такие занятия, ведь они предполагают большие возможности для самовыражения и проявления фантазии. Оригинальным же и доступным способом рисования является ниткография и ниткопись.

Что такое ниткография и ниткопись

Ниткография — это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.

Композиции в технике ниткографии - «Черепаха» и «Ракета в космосе»

Изображение может быть контурным, или же объекты заштриховываются нитью

Эта техника зародилась в Мексике. Местные мастера создавали картины с этническим колоритом из толстой шерстяной пряжи. Основа пропитывалась особой смесью с содержанием сосновой смолы и пчелиного воска, а разноцветные нити образовывали различные узоры. Благодаря простоте исполнения и малозатратности ниткография популярна и в наше время.

Разновидностью ниткографии является ниткопись. Это рисование окрашенной нитью (удобнее всего гуашью). Она многократно и витиевато изгибается — в результате получается изящное и часто фантастическое изображение. Клей в такой картине уже не используется. С помощью окрашенной пряжи чаще всего рисуют цветы, бабочек, подводные, космические и волшебные пейзажи.

Цветы в техники ниткописи

Окрашенными нитками часто создают красивые цветочные композиции

При этом законченный образ часто дополняется уже кисточкой.

Куколки в технике ниткописи

Конкретные детали образа дополняются кистью

К рисованию нитками также относится изонить. При работе в такой технике на основе предварительно прокалываются дырочки по контуру изображения, и нити в них продеваются, формируя образ.

Рыбка, созданная методом изонити

По контуру объекта располагаются дырочки, в которые продеваются нитки

Задачи использования техник ниткографии и ниткописи в детском саду

Рисование нитками имеет большое значение для развития дошкольников, решает ряд важных образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  1. Знакомство с новой техникой рисования. Дети осваивают новые изобразительные приёмы.
  2. Совершенствование зрительного восприятия. Малыши внимательно вглядываются в предметы, выделяют их конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия. Кроме того, тренируется глазомер: ведь нужно прикинуть, какую нить по длине нужно взять для каждого элемента.
  3. Развитие мелкой моторики. Это очень важно, ведь у многих современных дошкольников наблюдаются проблемы в этой сфере: родители недостаточно занимаются с детьми дома, стараются покупать обувь на замках и липучках, а не на шнурках, пуговицы на одежде заменяются кнопками и пр. Развитая же мелкая моторика — это залог умения правильно и красиво писать в школе.
  4. Развитие творчества и фантазии. Есть ребята, которые боятся «чистого листа», неуверенные в своих возможностях. Необычная же техника раскрепощает их, превращает в маленьких волшебников.
  5. Совершенствование внимания, усидчивости. Занятия с податливой мягкой нитью успокаивают дошкольников, они работают более аккуратно.

Дошкольники выкладывают изображение с помощью нарезанных кусочков ниток

Кропотливая работа замечательно развивает мелую моторику и воспитывает в детях усидчивость

Практиковать рисование нитками в детском саду можно уже со средней группы. Вначале это будут совсем простые образы, например, коллективная композиция «Корзинка с клубочками». Воспитатель выкладывает самый крупный элемент — корзину, а малыши дополняют её разноцветными клубочками (спиральки из ниток).

Корзинка с клубочками

Вначале воспитанники средней группы создают совсем простые образы

Со временем работа усложняется, появляется более сложное контурное изображение и «штриховка».

Необходимые материалы для занятий

Рисование нитями предполагает необычные сочетания материалов и инструментов для работы. Так, для ниткографии понадобятся следующие предметы:

  1. Основа — любая шероховатая поверхность белого или иного цвета: плотная бумага, картон, бархатная бумага, кусочек фланелевой ткани, однотонный ковролин. Размеры заготовки не должен превышать формата А5. Кроме того, можно использовать шаблоны, изображающие какой-либо предмет: дети будут его украшать нитками.

    Шаблоны варежек, украшенные нитками

    Основа может иметь форму какого-то предмета, которые дети будут украшать нитками

  2. Достаточно толстая (не менее 2 мм) шерстяная, акриловая или хлопчатобумажная нить. В средней группе можно даже дать шнурок диаметром 3–4 мм, но не синтетический (он не должен скользить). Нитка может быть заранее нарезана на кусочки, старшие дошкольники делают это самостоятельно на занятии. Длина цельной нити зависит от конкретных объектов рисунка.

    Корзина с клубками разных цветов

    Нить для рисования нужно выбирать толстую и нескользящую

  3. Клей ПВА.
  4. Кисточки для клея, салфетки, клеёнки, ножницы.
  5. Тонкие деревянные палочки или зубочистки — для того чтобы нить ложилась ровнее.
  6. Для дополнения композиции можно предложить ребятам карандаши, фломастеры, акварель.

Для ниткописи же необходим следующий набор материалов:

  1. Альбомный лист формата А5.
  2. Нити аналогичной фактуры и толщины, что и для ниткографии (длиной 40–45 см).
  3. Гуашь.
  4. Баночки для разведения краски с водой.
  5. Кисточки.

Основные приёмы ниткографии

Вначале на основе выполняется рисунок простым карандашом. В средней группе это делает воспитатель, старшие же дошкольники — самостоятельно.

После этого контур изображения промазывается клеем, затем к нему приклеивается нитка. Элементы образа можно полностью заполнить пряжей в соответствии с цветовым замыслом композиции.

В зависимости от возраста дошкольников и степени развития их мелкой моторики можно использовать различные приёмы ниткографии: нити скручиваются в жгутики, завязывается в косички, формируются шарики, пучки, волны (изображение от этого становится ещё объёмнее).

Цветок с жёлтой серединкой и белыми лепестками

Нитки можно выкладывать эффектными волнами — это создаст эффект объёма

Плотность и направление пряжи может быть любой. Например, круглые объекты удобно заполнять по спирали, квадратные и прямоугольные — параллельными линиями. Главное — избегать пространства между нитками.

Бабочка в технике ниткографии

Элементы образа можно заполнять нитями по спирали либо параллельными линиями

Как вариант можно мелко нарезать пряжу и заполнять ею рисунок.

Цветик-семицветик из нарезанной пряжи

Изображение из нарезанной пряжи получается более объёмной

После приклеивания нити нужно слегка прижать к основе руками или листом бумаги.

Пошаговое выполнение композиции «Вишенки» в технике ниткографии

  1. На основе рисуются простым карандашом вишни на веточке.

    Карандашный рисунок вишен на основе

    Рисовать вишни нужно простым карандашом

  2. Затем на контур нужно нанести клей.

    На контур нанесён клей

    Клей наносится непосредствено на графический рисунок

  3. На клей прикладывается нитки чёрного цвета. Уложить её ровно поможет зубочистка.

    На контур рисунка приклеена чёрная нить

    Уложить нитку ровно поможет зубочистка

  4. Затем нужно заполнить внутреннее пространство каждого элемента (ягоды, листики, веточка) клеем.

    Покрытая клеем вишенка заполняется красной ниткой по кругу

    Круглую вишню удобно заполнять ниткой по спирали

  5. Черенки заполняются параллельными линиями, а небольшие пространства короткими отрезками светло-зелёной пряжи.

    Черенки заполняются зелёными нитками

    Длинные элементы заполняются такими же длинными параллельными линиями

  6. После этого тёмно-зелёные нити приклеиваются на листочки соответственно их форме, а коричневые — на веточку. Вишенки готовы.

    Готовая работа

    Листики имеют более тёмный оттенок зелёного, чем черенки вишен

Видео: девочка-дошкольница изображает рыбку с помощью ниткографии

Фотогалерея: детские работы в технике ниткографии

Видео: детские работы, выложенные нитками (видеоряд)

Основные приёмы ниткописи

Для рисования методом ниткописи вначале нужно немного распушить шерстяную нитку (её ворс создаст интересный эффект).

Затем нить окунается в разбавленную водой гуашь и выкладывается на листе бумаги в виде произвольной фигуры.

Ребёнок окунает нитку в баночку с гуашью

Нитку нужно смочить в краске, слегка разбавленной водой

Затем основа накрывается другим листом, и изображение слегка растирается. После этого сначала убирается верхний лист, а потом аккуратно снимается нитка. Получается причудливое изображение. Остаётся дополнить его, подключив фантазию.

Собачка

Полученное изображение нужно дополнить деталями до получения желаемого образа

Можно просто сложить лист пополам — получится сочетание ниткописи с монотипией. Результатом творчества станет изящная симметричная композиция.

Бабочка в технике ниткописи и монотипии

Ниткопись часто сочетается с монотипией — получаются изящные симметричные изображения

Пошаговое выполнение композиции «Красивый цветок» в техники ниткописи

  1. Нить нужно окрасить в насыщенный голубой цвет и извилисто разложить на бумаге так, чтобы кончике её свисали.

    Окрашенная в голубой ярко-голубой цвет нитка извилисто лежит на основе

    Нить нужно причудливо сложить и оставить снаружи её кончики

  2. Изображение накрывается вторым листом, сверху нужно придавить его чем-то тяжёлым, например, книгой. Затем нитка резко выдёргивается за кончики. В результате, когда уберётся второй лист, получатся два одинаковых рисунка.

    Два одинаковых рисунка

    После прижатия листа к основе получается два одинаковых изображения

  3. Затем нужно дополнить изображением оттиском нити другого цвета, например, фиолетового (проделываются аналогичные действия).

    Оттиски на листе нитей голубого и фиолетового цвета

    Аналогичные действия проделываются с использованием нити, окрашенной в фиолетовый цвет

  4. Остаётся проявить фантазию и дополнить образ деталями, создав красивый цветок.

    Готовая композиция

    Цветок дополняется деталями и становится похожим на гладиолус

Фотогалерея: детские работы в технике ниткописи

Перспективный план по ниткографии и ниткописи

Творить в технике ниткографии и ниткописи дошкольники могут в процессе различных видов деятельности: непосредственно на занятиях, в свободное время, в рамках кружка.

Ниткография или никтопись вполне может стать темой для самообразования воспитателя: это масса идей для творчества и профессионального развития.

Если педагог ведёт кружок по технике ниткографии, то он заранее составляет перспективный план своей работы на год. В качестве примера можно рассмотреть планирование воспитателей С. В. Шевчук, Т. А. Ефремова (г. Бердск, 2016 г.) в рамках кружка «Волшебная ниточка» для средней группы.

Таблица: фрагмент перспективного плана кружка «Волшебная ниточка» для средней группы (техника ниткография)

С полной версией перспективного плана можно ознакомиться здесь.

Что касается конкретной техники ниткописи, то обычно она не выносится в отдельное направление работы. Занятия проводятся в рамках кружка по ниткографии либо кружка по нетрадиционным изобразительным техникам (они чередуются в течение года).

Техника рисования нитками интересна и доступна дошкольникам. Работы всегда получаются яркими и необычными, тем более ели воспитатель предлагает интересные темы для занятий. Многие ребята настолько вдохновляются творчеством, что продолжают и дома создавать оригинальные образы.

Читайте также:  Школа развития ребенка пермь кировский район

Источник

Ниткография – техника рисования для детей, где для воплощения художественного образа используются шерстяные нитки. Рисунок может быть выполнен несколькими способами: путем пропитывания ниток краской и скольжения по бумаге, выкладыванием аппликации по схеме, а также штампами. В детском саду занятия по нетрадиционным техникам рисования проводятся в средней и старшей группе, то есть с детьми 4–6 лет.

Польза изучения разных техник рисования

Рисование для детей – это первая творческая деятельность. Художественные занятия способствуют формированию разносторонней, гармоничной личности. Они тренируют мелкую моторику и готовят руки к письму, учат внимательности к деталям и концентрации.

Существует множество техник рисования, но особенно полезным для детей считаются нетрадиционные. Создавать рисунки ладошками, мыльными пузырями, штампами, нитками и другими оригинальными способами в детском возрасте гораздо проще и веселее, чем карандашом или кисточкой. Освоив разные техники, ребенок начинает мыслить шире и может точнее изобразить на бумаге задуманный образ.

Описание техники ниткография

Рисование ниткой с краской примечательно простотой и необычностью. Получаемые образы –абстрактные. В них можно рассмотреть Жар-птицу, цветок, морские волны, вихрь. Дети подключают фантазию и тем самым развивают творческое воображение.

Интересно и доступно технику описывает следующая сказка-история:

«Жила-была ниточка. Она была совсем одинешенька. В один прекрасный день решила ниточка погулять. Погода стояла чудесная – пригревало желтое солнышко, зеленела травка, а на синем небе резвились пушистые белые облачка. И так ей понравилась картина вокруг, что захотелось все перенести на лист бумаги. Да вот беда, не было у ниточки друга-карандаша и подруги-кисточки. Тогда она решилась и окунулась в яркую краску сама. Прыгнула ниточка на бумагу, и тут же на ней показались солнышко, травка и задорные тучки!»

Существуют разные техники получения рисунков с помощью ниток. Рассмотрим каждую отдельно.

Рисование нитками

Техника рисования «волшебная ниточка» полностью оправдывает свое название. Всего одним нехитрым движением руки на бумаге появляется картинка. Чем не волшебство?

Суть метода заключается в использовании нити вместо кисточки. Она пропитывается краской, но рисунок не выводится, а получается несколько иным путем:

  1. Шерстяную нитку окунают в емкость с краской.
  2. Когда нить наберет цвет, ее помещают меж двух листов бумаги. Картинки будут интереснее, если уложить веревку зигзагом.
  3. Дальше, слегка придавив бумагу, нить вытягивают наружу. Она оставляет замысловатый след, который можно дополнить или вырезать и использовать в качестве аппликации.

Примеры картинок, нарисованных с помощью ниток и красок:

Для получения разноцветного отпечатка краска выливается в емкость (плоскую и длинную, например мыльницу) полосами разных цветов. Нитка пропитывается красным, синим, желтым, зеленым одновременно.

Рисование штампами

Применение ниток в нетрадиционных техниках рисования достаточно обширное. Еще один способ получить изображение – окунуть штампик из ниток в краску и приложить к листу бумаги.

Для занятия понадобится:

  • основа для штампа – деревянный или пенопластовый брусок, квадрат из пластилина, плотный картон;
  • шерстяные нитки (толстая пряжа);
  • клей ПВА;
  • кисточка и краски.

На основу наносится ПВА клей согласно задуманному узору (звезда, спираль, фигурка животного). По намеченной линии аккуратно выкладывается нить. Как только штампик просохнет, нить пропитывается краской.

Можно обойтись и без клея, просто намотав веревки на брус, или делать отпечатки сразу пропитанным в краске клубком. Чтоб получить оттиск, печать прикладывается к листу бумаги.

Наглядные примеры:

Аппликации из ниток

Еще один вид ниткографии – ниточная аппликация. Чтобы получилась картинка, нитки разных цветов приклеиваются на плотную бумагу. Техника:

  1. Распечатать схему или нарисовать контур рисунка простым карандашом.
  2. Нанести кисточкой клей ПВА по линиям.
  3. Приклеить нитку нужного цвета. Излишек аккуратно обрезать ножницами.
  4. Когда контур готов, следует заполнить цветными нитками сердцевину. Для этого на бумагу снова наносится клей. В серединке нитка выкладывается по периметру от краев к центру.

Вместо выкладывания узора из нитей можно разрезать ее на мелкие кусочки и высыпать сверху на клей.

Примеры детских работ:

Схемы ниткографии для творческих занятий для детей 4–6 лет:

Детские нетрадиционные техники рисования развивают воображение, творческое мышление и многие другие положительные качества. Занятия приносят массу позитивных эмоций и напоминают увлекательную игру. В будущем, даже если ребенок не стремится стать художником, приобретенные навыки обязательно пригодятся. Ниткография помогает мыслить нестандартно,результат работ всегда непредсказуемый и оригинальный!

Читайте также:  Развитие у ребенка непроизвольного внимания

Источник

Надежда Лаврентьева
Техника «Ниткография»

Цель: способствовать развитию и обогащению творческих способностей детей через необычные и новые для ребёнка формы работы.

Задачи программы:

— познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностями, разными методами (нитка графия) и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки») использования в работе;

-учить детей рисовать, подбирать цвета и создавать рисунки с помощью разнообразных по составу нитей (мулине, шерстяных, капроновых, гладких, ворсистых и т. д.);

— развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию, логическое, образное и пространственное мышление, способности к творчеству и познанию;

-способствовать развитию внимания;

— формировать плавность, ритмичность и точность движений;

— подготавливать руку ребёнка к письму;

— воспитывать трудолюбие, терпение.

3. Содержание программы.

Метод «нитка графия» позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелые пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве. Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести. Как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладает именно визуальный и кинестетический типы восприятия.

Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.

Принципы содержания программы.

— Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

— Личностно –ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера.

— Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

— 0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.

— Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию, рисованию нитью (нитка графия); открытие новых знаний.

Педагогические условия: игровые методы и приемы, формы организации художественно — творческой деятельностью, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены,как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки,так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

В работе кружка принимают участие и родители воспитанников. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.

Условия для занятий в творческой мастерской.

1.3анятия проходят в отдельном помещении (кабинете, которое имеет свою предметно – развивающую среду и вызывает у детей чувство новизны, интереса, творчества.

2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.

3.Систематизация литературного материала: стихи, загадки, пословицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.

4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

5. Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз.

Формы проведения итогов реализации программы:

— выставки работ детей, родителей и педагогов в детском саду;

— дни презентации детских работ родит