Занятия для развития креативности ребенка

Занятия для развития креативности ребенка thumbnail

Какие упражнения для развития креативности используют успешные люди? Я прочитал большое количество статей и книг в поисках нужной информации. Теперь хочу поделиться с вами упражнениями, которые нашёл за время поисков.

Самые лучшие упражнения для развития креативности

№1. Ассоциации

Берёте любое слово и подбираете к нему 5-10 ассоциаций. Например, ассоциации к слову арбуз — зелёный, спелый, сочный, красный, косточки, семечки, вкусный, сладкий.

Чем больше ассоциаций вы придумаете, тем лучше.

№2. Два слова

Откройте словарь на первой попавшейся странице. Возьмите одно слово и запишите его. Откройте другую страницу и выпишите ещё одно слово.

Выявите 3 сходства и 3 различия этих слов. Составьте с ними несколько предложений. Не бойтесь, если придётся поломать голову. Иногда попадаются такие слова, которые, кажется, невозможно связать вместе.

упражнения для развития креативности

№3. Нестандартные способы применения

Возьмите любой предмет и придумайте необычные способы его использования. К примеру, зубной пастой можно очищать изделия из серебра, лечить мозоли и отбеливать ногти.

№4. Противоположное полушарие

Привыкли писать правой рукой? Начните писать левой. Если вы держите ложку в левой руке, научитесь держать её в правой.

Смена руки позволяет развивать оба полушария головного мозга.

№5. Безмолвный час

В течение часа вы должны отвечать на все вопросы: «Да» или «Нет». Нельзя использовать никаких других ответов. Попытайтесь, чтобы никто не заметил перемены в вашем поведении.

№6. Один ответ

Более сложный вариант предыдущего упражнения. Теперь на все вопросы вам нужно отвечать только «Да» или только «Нет».

№7. Два в одном

Возьмите два слова и придумайте способы их совместного применения. Клубника + сумка = сумка в форме клубники.

№8. Фантазёр, реалист и скептик

Это упражнение для развития креативности лучше выполнять с напарником.

Вы должны взять проблему, которую нужно решить. Сначала вы предлагаете самые безумные и фантастические варианты её решения. Потом думаете, как реализовать идеи, предложенные мечтателем. После этого становитесь скептиком и стараетесь указать все ошибки, допущенные реалистом и фантазёром.

№9. Журналист

В  городе Y работает компания X. Она решила в рамках благотворительности построить для местного детдома спортзал.

Официальная городская газета создаст такой заголовок: «Компания X бесплатно строит спортзал для детского дома». Журналисты из «жёлтой прессы» в погоне за читателями составят заголовок так: «Компания X пиарится за счёт сирот».

Ваша цель — стать журналистом обеих газет и придумать как можно больше вариантов заголовков. Только вместо компании X и детского дома вы должны выбрать свою компанию и свой проект. Подумайте, что могут написать о вас СМИ.

№10. Расшифровка египетских иероглифов

Найдите в интернете надписи из египетских иероглифов. Подумайте, что они означают. На основе этих догадок составьте историю. Главное, не подсматривайте, что эти иероглифы на самом деле значат.

№11. Рассказ из 100 слов

Одно из самых интересных упражнений на креативность. Вам нужно составить рассказ из ограниченного количества слов. В данном случае — из 100 слов.

Если хотите можете написать рассказ из 75 или 50 слов. Только помните, что чем жёстче ограничения, тем труднее в них уложиться.

№12. Слова наоборот

Это упражнение для развития креативности можно выполнять везде — на улице, в метро, на работе. Когда вы видите надпись, старайтесь прочитать её задом наперёд. Кассир — «риссак». Вокзал — «лазков». После того, как вы потренируетесь на отдельных словах, переходите к фразам и предложениям.

№13. Зеркальный рисунок

Возьмите по карандашу в каждую руку. Начните рисовать какие-нибудь фигуры одновременно двумя руками, чтобы они были зеркальными отображениями друг друга. Когда вы освоите простые геометрические фигуры, начинайте рисовать более сложные предметы.

№14. Составление биографий

Когда вы будете ехать в автобусе, обратите внимание на первого попавшегося человека, дайте ему характеристику и придумайте биографию.

Это очень интересное упражнение на креативность мышления. Оно помогает развивать воображение и придумывать истории.

№15. 250 идей

Представьте, что вам дали годовой отпуск. Целый год вы можете не работать, не учиться, а делать всё, что захотите. Придумайте себе 250 занятий. Запишите на листе или в текстовом редакторе, что вы будете делать весь год.

№16. Друдлы

Друдлы — это картинки, которые могут быть интерпретированы по-разному. Кому-то может показаться, что картинке изображены горы, а кому-то — деревья. Найти друдлы вы можете здесь.

№17. Слова

Правила игры такие же, как и в оригинале. Ваш соперник называет слово, а вы придумываете новое слово на его последнюю букву. Ограничение: можно называть только такие слова, которые поместятся в пятилитровую бутылку.

№18. Цифры и ассоциации

Подберите к каждой цифре ассоциацию: 1 — карандаш, 2 — лебедь, 3 — часть косточки, 4 — флаг и т.д.

№19. Придумайте название книги по описанию

Прочитайте следующие описания книг и придумайте им названия.

№20. Хамелеон

Возьмите какое-нибудь утверждение. К примеру: «инопланетян не существует». Приведите доводы за и против.

№21. Писатель-юморист

Это, скорее, шуточное упражнение. Оно хорошо развивает креативность. Суть его состоит в следующем — сочинить:

  • историю жизни спички во время Великой Отечественной войны;
  • 5 правил покраски волос с помощью бензина;
  • автобиографию Крокодила Гены.

№22. Поэт

Откройте стихотворение любимого поэта. Возьмите его последнюю строчку и начните ей собственное стихотворение.

Это упражнение для развития креативности в особенности пригодится тем, чья профессия связана с придумыванием слоганов и написанием текстов.

№23. Роль

Когда вы будете смотреть телевизор, старайтесь ставить себя на место героев и думать, как бы вы поступили в данной ситуации. Пытайтесь находить креативные способы решения проблем.

№24. Без звука

Снова включите телевизор. Выключите звук и постарайтесь представить, о чём говорят герои.

Теперь попробуйте другой вариант упражнения. Включите звук и закройте глаза. Представляйте картинки происходящего в голове и ни коем случае не открывайте глаза, как бы вам не хотелось.

№25. Метод Леонардо да Винчи

Этим упражнением пользовался Леонардо да Винчи. Он считал, что даже на забрызганной красками стене можно разглядеть сходство с рекой, лесом, долиной, утёсами.

Учитесь видеть в обыденных вещах необычные образы. Наблюдайте за облаками. Что они вам напоминают?

№26. Придумать нереальное

Что было бы, если бы у медведя были копыта? Как выглядел бы пингвин с зубами? Придумайте 10 видов новых животных и порассуждайте, какую пользу они могли бы принести Земле.

№27. Сочинение анекдотов

Все юмористы — творческие люди. Сочините и сами несколько анекдотов. Потренируйтесь в остроумии.

Сочинять смешные шутки не так легко, как кажется на первый взгляд. У вас получится не сразу, но продолжайте тренировать навык сочинительства.

№28. Буриме

Эта игра возникла во Франции. Её суть следующая: вы должны придумать стихотворение на заранее заданные рифмы. Например, «кот — огород», «собака — заплакал», «лёд — мёд».

Выбежала из-за угла собака,

Мальчик испугался и заплакал.

Сначала будут получаться практически бессмысленные сроки, но потом вы научитесь.

№29. Анаграммы

Анаграммы — это слова из одинаковых букв, расположенных в разном порядке. Кот — ток, ломоть — молоть, кулон — клоун — колун и т.п.

Читайте также:  Когда надо отдавать ребенка в школу раннего развития

Слова для практики: города, верность, растение, лепесток, лесопромышленность.

№30. Одна буква

Составьте 5-10 предложений, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву. Пример — рядом росло разительного роста растение.

Буквальный смысл не важен. Важно составить предложения.

№31. Старые новые понятия

Придумайте новые определения старым словам. Для примера можете взять «Энтимологический словарь» Б.Ю. Нормана. Вот выдержки из этого словаря:

АБОРДАЖ — количество абортов за отчетный период

БАЙКЕР (неол.) — рассказчик баек

БАЛОВАТЬ — посещать балы

БУКАШКА — 1. (уменьш.) маленькая буква; 2. (разг.) букинистический магазин

ВЕЛИКОЛЕПИЕ (архитект.) — обилие лепных украшений

№32. Дорисуй

В эту игру лучше всего играть в компании друзей. Первый человек рисует какую-нибудь фигуру. Второй дорисовывает ещё несколько линий. Третий подрисовывает свои детали

И так по порядку, пока не получится целостная картина.  Это упражнение — хороший способ развить креативное мышление.

№33. Пантомим

Ведущий загадывает одному игроку слово, которое тот должен изобразить. Говорить нельзя, зато можно использовать движения и мимику лица. Остальные игроки должны отгадать слово. Тот, кто отгадал слово первым, становится ведущим. Старый ведущий играет роль пантомима.

№34. Визуализация

Загадайте какой-нибудь предмет. Например, тетрадь. Теперь представьте её в воображении до мельчайших подробностей. Полистайте, посмотрите, что написано на страницах.

Сначала образы будут нечёткими. Когда вы сможете легко представлять простые предметы, переходите к чему-нибудь посложнее.

№35. Новые слова

Придумывайте новые слова, которых до этого никогда не было. Пыхтеблок — двигатель, странномаркет — магазин антиквариата.

№36. Новый маршрут

Вы каждый день ходите на работу, в магазин, парк или просто на прогулку. Старайтесь менять свой маршрут как можно чаще.

№37. Название для блюда

Если вы любите готовить, то поэкспериментируйте с созданием необычных блюд. Придумывайте им названия.

№38. Семь раз отмерь…

Почти каждая проблема имеет несколько способов решения. Когда вы в следующий раз столкнётесь с трудной задачей, перечислите хотя бы 2 варианта решения.

Это упражнение можно выполнять с любыми задачами — со строительством дома, с написанием текста, с походом в магазин.

№39. Логические задачи

Чтобы решить логическую задачу, нужно отказаться от решения, которое видно при поверхностном взгляде, и найти что-то оригинальное и необычное.

Начать тренироваться можете с решения следующих задач.

Упражнения для развития креативности

№40. Классификации

Вы берёте список первых попавшихся слов и придумывайте, как их можно классифицировать по общему признаку.

Упражнение развивает умение искать оригинальные и неочевидные критерии.

Для тренировки даю вам три списка слов.

№41. Иностранец

Вообразите себя в роли иностранца, который плохо понимает русский язык. Когда вы говорите «не вешай нос», он представляет средневековую казнь  — повешение за нос. Когда вы говорите «метать бисер перед свиньями», он воображает такую картину.

Предложите варианты того, что он может подумать, если услышит следующие фразы.

Упражнение учит рассматривать знакомые вещи с необычного ракурса. Это очень важное умение для творческого человека.

№42. Только со мной

Вам нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что может случиться только с маленькими детьми?
  2. Что может произойти только с миллионерами?
  3. Что может случиться исключительно с гражданами России?
  4. Что может произойти с людьми в возрасте старше 40 лет?

Выполняя это упражнение, вы научитесь генерировать идеи и оценивать, подходят ли они для решения проблемы или нет.

№43. Безумный архитектор

Запишите 10 существительных, которые первыми придут на ум. К примеру: клавиатура, тетрадь, ананас, диван, слон, тигр, Африка, лист, колонки, телефон.

Теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте дом, чтобы в нём присутствовали все эти предметы. Слон может быть изображён на обоях, а Африка на карте.

№44. Послание в будущее

Вы должны составить письмо к себе в будущем, примерно через 10 лет. Спросите себя, чем вы занимаетесь, как проводите свой день, с кем общаетесь, как всего достигли.

№45. Любимое место

Достаньте ручку и подробно опишите место, которое вы любите посещать. Напишите, где оно находится, что вы там делаете, что там есть, почему вы любите туда ходить.

№46. Философский рассказ

Напишите рассказ на философскую тему — в чём смысл жизнь, что будет после смерти, почему большинство людей не достигает своей мечты и т.д.

№47. Описание картин

Опишите, что вы видите на картине. Можете использовать картины Пабло Пикассо

№48. Хокку

Хокку — это японские стихотворения-трёхстишья. Обычно они описывают природные явления и жизнь человека. На русском языке у них нет рифмы.

Например, хокку Мацуо Басё:

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеет свежий срез.

Придумайте своё хокку. Я вот придумал такое:

С неба каплют капельки дождя,

Словно кем-то гонимый:

Я иду тропинкою домой.

№49. Дайте новую жизнь старым вещам

Сделайте что-нибудь новое из старых вещей. Кресла из автомобильных шин. Поделки из бутылок. Зеркала из теннисных ракеток.

Новая жизнь стаканам из-под сметаны

Как использовать эти упражнения?

Нужно ежедневно уделять 10-15 минут для выполнения упражнений на развитие креативности.  Не зацикливайтесь на чём-то одном. Периодически меняйте упражнения.

Однако если вам сильно понравилось какое-то из них, то можете практиковать только его. Прогресс будет заметен через 2-3 недели.

Дополнительные советы

Одними упражнениями не обойтись. Следующие занятия также повышают креативность мышления:

  1. Чтение.
  2. Просмотр фильмов.
  3. Путешествия.
  4. Посещение художественных выставок.
  5. Рисование.
  6. Знакомство с новыми людьми.
  7. Физическая активность.
  8. Сочинение стихов.
  9. Писательство.
  10. Общение.

Чтение книг

Как повышали креативность известные люди?

Ёсиро Накамацу, величайший изобретатель Японии, использовал кислородное голодание. Он опускался под воду, задерживал дыхание и всплывал за несколько секунд до того, как утонуть и задохнуться.

Томас Эдисон спал 3 часа в сутки, чтобы у него оставалось время для изобретений. Иногда он не спал по 72 часа подряд. Именно в такие «дни бодрствования» он изобрёл батарейки, лампочку, фонограф и ещё более 1000 изобретений.

Чарльз Диккенс упражнялся в отгадывании причин смерти людей в морге. Чем-то это напоминает упражнение «Составление биографий»

Напишите в комментариях, какие упражнения для развитие креативности используете вы!

До скорого!

Ваш Шаполов Алексей

Источник

Мария Сергеева
Упражнения на креативность для дошкольников и младших школьников

Упражнение «Кто это?»

Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову – человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно – только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.

Упражнение «Правила хорошего тона»

С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.

Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных метах,например: под кроватью, в холодильнике, в избушке Бабы-Яги

Читайте также:  Развитие ребенка после инфекции

Можно предложить по написанным правилам угадать место.

Упражнение «Конец и начало»

Выбирается судья, который даёт задание и оценивает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом.Например:

Снег пошёл хлопьями. На кровати лежал молоток.

Костёр разгорался сильнее. Паук поймал муху.

Дятел выглянул из дупла. Балкон покрасили в синий цвет.

Упражнение «Скороговорки»

Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать трудно произносимую фразу. Есть много скороговорок с именем Саша «Шишкой Саша шапку сшиб», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Маляр Шурик мешал сурик». Участникам игры предлагается составить смешные скороговорки со своими или другими именами. Побеждает тот, кто составит самое труднопроизносимое предложение, или кто составит больше скороговорок и т. д.

Игра «Инструкция»

В игре предлагается составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания,например:

как вынуть изюм из кекса;

сделать маникюр кошке;

выиграть в лотерею.

Упражнение «Анонимка»

Это неподписанное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.

Упражнение «Ягодные сказки»

Цель упражнения состоит в придумывании сказок, которые объясняли бы явления из какой-либо области.

Пример:

Почему вишни растут парами?

Почему ежевика колючая?

Откуда у земляники крапинки?

Упражнение «Завяжи шнурок»

Цель: развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение,развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку. и т. д.

Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.

Упражнение «Придумай»

Ребятам предлагают придумать новое применение предметам:

пустой консервной банке,

дырявому носку,

лопнувшему воздушному шарику,

перегоревшей лампочке,

пустому стержню от ручки.

Упражнение «Иллюстрация»

Пусть ребята попробуют изобразить рисунком загадку, пословицу,поговорку: «Каждому мальчику по темному чуланчику» (перчатка, «Стоит Антошка на одной ножке, всяк пройдет и его сорвет» (гриб, «Один с сошкой, семеро с ложкой«, «Куда иголка, туда и нитка», «Смех без причины – признак дурачины», «Надулся, как мышь на крупу». Впрочем, темой рисунков могут быть и иные образные выражения.

Упражнение «Спрячь ноты»

Судья оглашает задание и засекает время. Нужно составить как можно больше слов, в которых были бы «спрятаны» загаданные судьёй ноты: ля, ре, фа, си, соль, до, ми.

Упражнение «Большой фломастер»

Привяжите к длинной палке фломастер, на другой конец палки повесьте кед или ботинок. Теперь таким длинным фломастером, не кладя его на плечо, пусть юные художники нарисуют быстро веселого человечка или Чебурашку, или что угодно.

Упражнение «В природе этого нет»

Можно нарисовать и необычно раскрасить не существующие в природе животных, птиц, насекомых, рыб, цветы, деревья и т. д., а затем придумать им остроумные названия.

Упражнение «Придумывалка»

Детям дается задание придумать новые названия: утюгу, кошке, ложке, велосипеду, карандашу, кроссовкам, телевизору, собака, сороке, стулу, мячу, ушам, глазам, книге, кастрюле, молотоку, зеркалу, ключу от дверного замка, сережке, магнитофону, компьютеру, лопате, граблям и т. п.

Упражнение «Двумя руками»

Двумя руками надо одновременно изобразить на двух листочках бумаги кошку и собаку. Левой рукой – кошку, правой – собаку.

Упражнение-активатор «Апельсин»

Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.

Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

Игра «Покажи понятие»

Детям предлагается показать,а другим отгадать: часы, фонтан, чайник, футбол, динозавр, комар, принцесса, солдат, шарик воздушный, мяч и т. п.

Упражнение «Кто кем будет?»

Ребенок отвечает на вопросы: «Кем будет (чем будет).?

яйцо; цыпленок; мальчик; желудь; семечко; икринка; гусеница; мука; железо; кирпич; ткань; ученик; больной; слабый;

Необходимо учитывать возможность нескольких вариантов: яйцо – птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

Упражнение «Сочинитель»

Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности.

Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: тарелка и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т. д.

За 10 минут ребенок должен найти как можно больше общих признаков для этих предметов.

При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из детей, кто назвал больше общих признаков. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т. е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Упражнение «Крупяные поделки» для малышей

Цель: развитие творческих способностей.

Материалы: бумага, трафарет (очень простой). Например, кораблик, рыбка.

Ребенку дают клей. Пусть он намажет клеем внутри трафарета, затем возьмите манку или песок и насыпьте на намазанную поверхность, придавите. Уберите трафарет – получился «закрашенный» рисунок.

Если ребенку не нравится делать в трафарете – пусть он просто намажет клеем листик. Потом засыпьте листок манкой, придавите и стряхните лишнюю крупу. Посмотрите, что получилось.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами.Например: «Что общего между слоном и бананом?».Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т. д. На каждую пару отводится по три минуты.

1. Что общего между шнурками для обуви и поездами?

2. Что общего между горой и шоколадом?

3. Что общего между ходьбой и говорением?

Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

Игра «Зоопарк»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек,каждый выбирает себе любое животное: лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил и т. д. Затем обсуждается, что особенно хорошо удалось передать, как бы по другому можно это сделать.

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя,которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

Меня зовут Никита, меня любят москиты!

Меня зовут Нина, я пришла из магазина!

Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!

Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!

Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Меня зовут Богдан –я — Богом дан

Меня зовут Ириша — у меня поехала крыша

Меня зовут Нина — красивая картина

Меня зовут Алёна — у меня все дома

Меня зовут Тамара, я царицина пава

Меня зовут Диана я прекрасная дама

Меня зовут Марина у меня красивая машина

Меня зовут Надежда, я люблю красивую одежду

Таких упражнений много. Их можно использовать на знакомство. Вот одно из них.

Мы идем на пикник, что возьмешь с собой.Начинается со слов:

Меня зовут Лена, я возьму с собой полено.

Читайте также:  Таблица развития ребенка головы

Меня зовут Маша, я возьму с собой кашу.

Меня зовут Ян, я возьму с собой баян.

Меня зовут Евгения — Я возьму с собой варенье;

А меня зовут Иван — я возьму с собой диван;

Меня зовут Екатерина — люблю ягоду-малину

Упражнение «Заглавная буква»

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж

Упражнение «Круги»

Правила проведения: Детям предлагают дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились законченные изображения (солнце, цветок, мяч и т. д.).

Работа выполняется в течение 7-10 минут в зависимости от возраста.

Обработка результатов: подсчитывается общее число рисунков, определяется количество тем рисунков. Их предполагается 9.Это вселенная: солнце, луна, планета.Природа: цветы, деревья, животные.Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса и т. д. Человек,изображение частей его тела: головы, ушей, глаз.Быт: еда, одежда, предметы домашнего обихода. Народное творчество, сказочные образы (колобок, снежная баба, Чебурашка и т. д.). Спорт,спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски и т. д.Экономика: монеты… Искусство,любые украшения: бусы, игрушки, медали и др.

Гибкость мышления определяется количеством рисунков, общей суммой баллов.

Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки.Система баллов: 1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще; 2 балла – рисунок встречается у меньшей половины группы; 3 балла – рисунок встречается в единственном числе.

Упражнение «НЛО»

Оборудование: бумага и цветные карандаши.

Ход игры: – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.

Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.

Упражненние «Разговор с руками»

Цель: научить контролировать свои действия, развитие воображения.

Возраст: дошкольный.

Форма проведения: индивидуальная.

Правила проведения: Психологу обвести на листе силуэт ладоней ребенка дошкольника. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками,спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам, «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что, но иногда не слушаются своего хозяина.

Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала» будут живыми.Одно будет молчащим: оно сможет объяснить тебе, кто находится за спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее. Оно будет объяснять, что за человек, конечно не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам»более подробную инструкцию:

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека стоящего за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенное условие – не акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Можно обсудить такие вопросы:

Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находиться за его спиной?

В чем секрет такой прозорливости?

Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему в этом помогло?

Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?

Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

Игра «Развиваем наблюдательность»

Условия игры: в течение 10 минут ребята называют как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т. д.

Необходимо составить следующие списки предметов:

1. красного цвета,

2. черного цвета,

3. зеленого цвета,

4. синего цвета,

5. овальных,

6. квадратных,

7. деревянных,

8. металлических,

9. каменных,

10. начинающихся с буквы «к»,

11. относящихся к мебели,

12. относящихся к посуде и т. д.

Упражнение «Завершение рассказа»

Детям предлагается начало какого-либо рассказа.Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись.».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

Время работы — 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:

законченность рассказа;

яркость и оригинальность образов;

необычность поворота и сюжета;

неожиданность концовки.

Магнитный театр «Зимовье зверей»

Задачи: развитие креативного мышления, социального прогнозирования, связной речи, познавательного интереса, а также коррекция и развитие психомоторной сферы, коммуникативных навыков.

Материалы: магнитная доска, плоскостные изображения героев сказки на магнитах.

Краткое описание содержания игры:

Игра основана на сказке М. Пришвина «Зимовье зверей». Детям предлагается рассказать сказку по ролям, проигрывая события с плоскостными изображениями героев на магнитной доске. По окончании игры ведущий организует обсуждение.

Варианты организации игры:

1. Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее;

2. Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку; роли распределяет ведущий с учетом особенностей личностных качеств участника, ассоциируемых с характером сказочного персонажа, или с учетом психологической проблемы ребенка;

3. Роли распределяются по желанию детей.

Количество участников игры – от 1 до 7 детей.

Игра особенно рекомендуется детям, имеющим нарушение моторной координации.

Упражнение «Разговор по телефону»

Цели: игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности.

Материалы:игровое поле: на верхней части листа ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части – Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.

Краткое описание содержания игры:

«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома – кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»

Перед игрой рекомендуется прочесть детям стихотворение К. И. Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением и/или провести короткую беседу о правилах этикета разговора по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев.

Количество участников игры – от 1 до 4 детей.

Источник