Когда надо отдавать ребенка в школу раннего развития

На чтение 11 мин. Просмотров 244 Опубликовано 07.08.2020 Обновлено 07.08.2020

Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Первый раз в первый класс… Это событие волнует и каждого дошкольника, достигшего шестилетнего возраста. Не меньше переживают и родители: не слишком ли мал сынок (или дочь), чтобы постигать школьные науки, справится ли он с нагрузкой, не отразится ли школьный режим на здоровье?

Когда берут ребенка в школу по законодательству

Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Согласно ст. 19 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании», учеником может стать гражданин, достигший шести с половиной лет. Определить ребенка в школу родители обязаны до достижения им восьмилетнего возраста. Дети в возрасте младше шести с половиной лет первоклассниками стать не могут, даже если обладают хорошей базой знаний, достаточной для поступления в школу. Педагоги и медики берут во внимание здоровье малыша, его функциональные возможности. 

Когда нужно родителям начинать оформление в школу

Итак, возраст подошел, нужно записывать маленького любознательного человека, стремящегося к знаниям, в учебное заведение. Традиционно школы записывают в первую очередь детей, которые проживают в районе образовательного учреждения. С марта по июнь нужно подать соответствующее заявление. Если поступление в первый класс не по месту жительства, то запись производится в августе.

Для оформления понадобятся документы:

  • свидетельство о рождении поступающего в первый класс;
  • паспорта родителей;
  • заявление;
  • отметка о гражданстве;
  • полис (копия);
  • документы о сделанных прививках;
  • медкарта.

Оформить ребенка в первый класс можно через портал госуслуг, предоставив электронный пакет документов. Однако визит в школу потом для окончательного решения вопроса не отменяется. 

Во сколько лет можно отдать ребенка в школу

Во сколько лет стоит отдавать ребенка в школу? В шесть или семь лет? А может, в семь с половиной? Папы и мамы принимают решение исходя из физиологических и психических особенностей своего наследника.

На что ориентироваться

Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Родители лучше, чем кто-либо другой, знают своего сына или свою дочь. Однако принимая решение, стоит ли отдавать ребенка в школу раньше достижения им семилетнего возраста, нужно посоветоваться с воспитателями детского сада, а также с психологом.

Критерии готовности:

  1. Знание алфавита, умение складывать буквы в слоги и слова, читать;
  2. Знание счета, выполнение несложных примеров;
  3. Нет речевых дефектов;
  4. Знание элементарной информации о себе, своих родителях (как зовут, где работают);
  5. Знание адреса, по которому проживает;
  6. Правила дорожного движения и поведения пешехода на улице известны;
  7. Умение вести себя в обществе, здоровается при встрече, прощается, когда собирается уходить;
  8. Самостоятельность;
  9. Хорошее здоровье;
  10. Усидчивость, что позволит быть внимательным на уроке;
  11. Умение концентрироваться;
  12. Настроенность на учебу.

Если у ребенка слабое здоровье

Известно, что малыши со слабым иммунитетом часто болеют. Посещение детского сада то и дело перемежается с больничными. Не надо полагать, что в школе ситуация изменится в лучшую сторону. Дети со слабым здоровьем будут пропускать занятия через каждые две недели, в конце концов попадут ряды отстающих, что отразится на успешности, появится комплекс неполноценности, возможно, вины и неудовлетворенности.

Чтобы этого не произошло, следует подготовить будущего первоклассника к школьному режиму. Если слабый и болезненный, ни к чему эксперимент с ранним определением в учебное заведение, пусть побудет еще год дома, укрепит здоровье. Этот год подготовки должен стать периодом грамотного закаливания, плавному вводу в режим, по которому будущий школьник будет жить.

Каким должен быть уровень готовности

Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Иногда родители безапелляционно заявляют: «Моему малышу в садике скучно». Скука – не определение готовности к школьному этапу.

Будущий первоклассник:

  • легко общается со сверстниками и взрослыми;
  • умеет пользоваться синонимами;
  • спокоен, усидчив;
  • имеет хороший словарный запас;
  • читает в минуту не менее семи слов;
  • различает главные и прописные буквы;
  • разбирается в цветах и формах;
  • имеет хорошую память и легко заучивает стихи;
  • выполняет задания по раскрашиванию фигур, не выходя за контуры;
  • умеет внимательно слушать и понимать, что ему говорят;
  • составляет истории по предложенным картинкам;
  • выполняет задания по нахождению звуков в словах;
  • говорит сложными предложениями.

Таким образом, интеллектуальное развитие не должно стать тормозом для его постижения школьных наук. Психологически дошкольник должен быть готов перейти в новый этап его жизни – школьный этап. 

Как поступить если день рождения ребенка в декабре (январе)

Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Сложностей определения в первый класс в положенный срок нет никаких. Возраст укладывается в установленные рамки требований, предъявляемых законодательством к оформлению первоклассников.

В любом случае главными критериями становятся физиологическая и психологическая готовность ребенка к школе. Педагоги настаивают, что будущие «циолковские и энштейны» должны «дозреть», то есть нервная система должна быть сформирована.  

Как измерить мотивацию к учению перед школой

Готовность стать учеником – это наличие мотивации, потребность получить что-либо. Это может быть желание больше узнать, стать более самостоятельным, взрослым, испытывать гордость, потому что он чего-то добился.

Психологи также называют следующие мотивы, подтверждающие готовность пойти учиться:

  • Социальный мотив

«Все дети учатся, я тоже должен».

  • Учебно-познавательный мотив

Интерес к новым знаниям.

  • Оценочный мотив

«Пятерки – это здорово! Я тоже буду получать хорошие оценки!»

  • Позиционный мотив

У школьника – новая одежда, красивый портфель, в школу ходят «большие дети», а малыши ходят в детский сад.

  • Внешний мотив
Читайте также:  Средние показатели развития ребенка до года

Мнение ребенка не важно, он пойдет учиться, потому что велят родители.

  • Игровой мотив

«Там есть перемена! Там много детей!»

Стоит отметить, что если превалируют два последних мотива, то эмоциональной готовности нет. Нет сознательности, ответственности, поэтому успешности в учебе не стоит ждать. Этот малыш должен подрасти в психологическом плане.

Оценить готовность ребенка можно, проследив за его поведением. Так, если дети с интересом занимаются, но только когда есть любопытство и желание что-либо узнать, – это учебно-познавательный мотив. Если на занятии внимателен, усидчив, выполняет все указания педагога, старается быть похожим на взрослого – это мотив социальный. Кому-то очень важна похвала, и только в этом случае выполняется поручение? На лицо оценочный мотив. Занятия интересны, потому что много различных пособий? Позиционный мотив. Занятия воспринимаются только в виде игры – игровой. Взрослый потребовал, а дети выполнили без удовольствия, интереса и желания – внешний мотив.

Внимательное наблюдение за детьми поможет определить, готовы ли дети войти в школьный этап.

Предлагается также пройти детям тест.

Вопросы могут быть такие:

  1. Как ты думаешь, зачем дети ходят в школу?
  2. Чем занимаются дети на уроках?
  3. Что делает учитель?
  4. Учиться интересно?

Ответы на вопросы помогут определить мотивированное желание будущего первоклассника.

Еще одна проверочная работа – на занятии рисования.

Маленькому художнику предлагается нарисовать рисунок на тему: «Мне нравится школа, потому что…» Какие краски использует, по глубине сюжета, по количеству персонажей, атрибутов можно оценить уровень готовности.

Родителей и педагогов должно насторожить, если:

  • сюжета нет;
  • рисунок совершенно на другую тему;
  • школьники не учатся, а играют, как в детском саду;
  • на партах не учебники изображены, а игрушки;
  • краски темные, мрачные, отражающие тревожность и грусть.
  • Если желание пойти в школу осознанное, то на рисунке:
  • изображение класса с партами, доской, учителем;
  • изображение самого учебного здания и двора;
  • персонаж (а может, автор рисунка?) отвечает у доски;
  • дневники с пятерками;
  • яркие сочные краски, свидетельствующие о радостном настроении.

Мотивацию нужно повышать, настраивая будущего отличника на позитивный лад.          

Причины, чтобы не отдавать ребенка в школу в 7 лет

Так во сколько же лет отдавать ребенка в школу? Несмотря на то, что основной поток детей в первый класс – семилетки, не всегда этот возраст подходит для первоклассника.

Да, педагоги и медики считают, что лучше всего отдавать ребенка в школу в семилетнем возрасте, так как сформированы сознательность, другие психологические качества, позволяющие понять, что учеба – это не игра, а серьезное дело. Мелкая моторика у семилеток развита лучше, что поможет в учебном процессе.

Однако каждый человек развивается в собственном ритме, иногда возраст семь лет не является указанием на то, что появилась эмоциональная и психологическая готовность к смене жизненного режима и дополнительным нагрузкам.

Закон не препятствует решению родителей отдать ребенка в школу до 8 лет.

По каким причинам семилетка не должен идти в первый класс:

  • гиперактивное поведение, подтвержденное врачом;
  • задержка речи;
  • задержка психического развития;
  • не готов эмоционально;
  • слабый иммунитет, последствия тяжелой болезни, травмы.

Если есть хоть одна из причин, целесообразнее отодвинуть поход в первый класс на более поздний срок. При этом стоит заручиться поддержкой специалистов – врача, психолога. 

Читайте также:

  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Игры на развитие мелкой моторики у детей
  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Когда стоит отдать ребенка на учебу в 6 лет, чтобы не перегрузить

О поступлении в первый класс шестилеток психологи высказываются отрицательно. Специалисты считают, что в этом возрасте мотивация слаба, малыш сам не знает, чего хочет, и не будет следовать требованиям педагогов. Плюс физиологические особенности шестилеток таковы, что усидеть на месте больше 20 минут они не могут.

Недаром в детском саду развивающие занятия длятся только четверть часа. Концентрация внимания, необходимая школьникам, осознанно занимающимся, у детей шести лет еще не выработалась. А если нет концентрации, не будет и глубокой вовлеченности в изучаемый предмет. Шестилетками управляет любопытство, но этого мало.

Медицинские работники тоже категорически против раннего поступления детей в школу. Организм только-только развивается, осанка не сформировалась, нужна постоянная двигательная активность, чего ученик лишен во время 40-минутного урока. Сидеть в одной позе, носить на спине тяжелый ранец – все это отрицательно сказывается на здоровье. Неокрепший организм, не справившись с нагрузкой, начнет болеть, что негативно скажется и на учебном процессе, и на психологическом самочувствии ученика. Так стоит ли торопиться? Каждому возрасту – свое предназначение.

Когда можно отдать ребенка в школу: мнение врачей

Психологи и врачи считают, что готовность к первому классу определяется по физиологическим и психическим чертам.

Так, медицинский вердикт будет положительным, если воспитанник детского сада:

  • выполняет просьбу достать пальцами правой руки левое ухо, протянув руку над головой и наоборот;
  • при рукопожатии поднимает большой палец руки;
  • удерживает равновесие, встав на одну ногу;
  • прыгает;
  • бросает мяч, ловит его;
  • имеет координацию движений.

Также медики обращают внимание на сформированность конечностей, физическое и физиологическое развитие. Кроме того, врачи настаивают отложить учебу на год, если дошкольник перенес тяжелую болезнь или операцию, если еще ощутимы последствия травмы, полученной ранее, если у ребенка есть хронические заболевания.

Читайте также:  Как самостоятельно оценить развитие ребенка

Когда лучше отдать ребенка в школу: мнение психологов

Психологи, в свою очередь, указывают на следующие моменты готовности личности:

  • умение общаться, слушать и слышать;
  • навыки самостоятельности: одеваться, есть, следить за своими вещами должен сам;
  • владение собой, не впадая в панику, находясь вне дома;
  • ориентирование в пространстве.

Последний момент особенно важен, ведь маленькому исследователю нужно научиться не теряться в большом учебном здании, находить кабинет, где проводятся занятия, и туалетную комнату, правильно вести себя в гардеробе, столовой, коридоре. Этот «квест» не должен быть для первоклассника устрашающим. Конечно, переход из дошкольного периода в школьный – стресс, поэтому малыша нужно подготовить к испытаниям заранее, научить ориентироваться, не тушеваться в сложной, на его взгляд, ситуации.

Психологи, кроме того, заявляют, что дошкольнику следует еще год побыть дома, если он испытывает психологические проблемы, связанные с семейным окружением. Дети – тонко чувствующие и ранимые натуры, любой разлад между родными людьми они воспринимают как самую большую трагедию.

Если родители ругаются каждый день, психика малыша не выдерживает, он находится в таком напряжении, что дополнительная нагрузка плачевно скажется на его здоровье. Папам и мамам стоит задуматься над своим поведением и не устраивать сцены на глазах сына или дочери, если они заботятся о его душевном и физическом благополучии.

Читайте также статью: Как подготовить ребенка к школе

Подготовка к первому классу – сложное и в то же время волнующе-радостное событие. Чтобы старт был успешным, чтобы первоклассник не испытывал психологических и физических страданий от перемен в жизни, чтобы минимизировать стресс, папа и мама обязаны соблюсти все требования, предъявляемые врачами, психологами и педагогами.

Наталья Белокопытова, педагог-психолог.

Источник

Не только школьники в сентябре приступают к учебе — начинают работать и многочисленные курсы подготовки к школе. Развивающие занятия набирают дошкольников, обещая «гармоничное развитие» или «развитие интеллекта». Способны ли они по-настоящему подготовить ребенка к школе? Или готовность к школе надо приобретать не за партой?

«Сейчас столько кружков раннего развития, подготовка к школе начинается чуть ли не с трех лет. Все стремятся как можно раньше напичкать детей знаниями — считают, что это им поможет в дальнейшем. Но не вредят ли эти занятия эмоциональному, душевному развитию ребенка?»

Когда родители чем-то занимаются с ребенком, чем угодно — игрой, рукоделием или рассматриванием карточек со слогами, — они сопровождают это эмоциями. Малыша берут на руки, носят, улыбаются ему, берут его пальчики в свои руки, разговаривают, поглаживают, хвалят. И ребенок получает от родителей то, что ему действительно нужно: они проводят это время в общении с ним.

Однако сейчас, к сожалению, чаще получается так, что после трех лет мамы и папы передоверяют эти занятия посторонним людям. И вот это уже совсем неполезно. Трех-пятилетний ребенок к обучению не готов, потому его и не ведут в школу. Ведущая деятельность дошкольников — игровая, и основное развитие до семи лет по-настоящему возможно только в игре. Дошкольники не готовы учиться ни в «урочной», ни даже в игровой форме: они не могут сидеть подолгу, рука не готова писать, ум не готов признавать чужое «надо».

Поначалу дети идут на подготовку к школе с энтузиазмом. Но скоро они понимают: эта новая «игра» — скучная и обременительная. Однако ни родители, ни детские образовательные учреждения не предлагают им ничего другого. Занятия для развития интеллекта, по сути, ничего не развивают: это только впрыскивание ребенку несистемных, бессвязных знаний, не складывающихся в общую картину мира.

Ребенок может выучить все марки машин, потому что восхищается ими. Этот интерес основан на чувственном, эмоциональном восприятии: «Мне нравится!». А может вызубрить названия столиц всех стран мира или химических элементов, благо пособия вроде «Периодической таблицы для грудничков» легко купить, — но это будет не знание, а иллюзия: за ним нет никакого смысла. Ребенок заучивает новые слова как попугай — ему приятно, что его за это хвалят, что можно лишний час побыть вместе с папой и мамой, что он оказывается в центре внимания.

Родители напрасно думают, что эта механически заученная информация потом поможет ребенку в учебе. Вспомните, как мы сами в детстве любили песни на иностранном языке, совершенно не понимая их смысла, и как не задумываясь повторяли за мушкетерами: «Красавице Икуку, счастливому клинку», полагая, что красавицу так и зовут — Икуку… Осознание, понимание смыслов приходит намного позже.

— Наташ, я увидела объявление на автобусной остановке. В центре детского творчества происходит набор на подготовку к школе. Я записала телефон.
— Мама, Мите еще рано! Ему сейчас играть надо, а не цифры учить.
— Наташ, все нормальные дети в его возрасте давно чему-то учатся. Ну посмотри, вон Женя у Васильевых уже все буквы знает и считает до пятнадцати. И на английский ходит.
— А бизнес-образование он еще не получает?
— Ты зря иронизируешь, между прочим.
— Мама, я серьезно говорю! Давно уже пишут, что детей не надо слишком рано сажать за парту, что им это вредно, они от этого вырастают эмоционально недоразвитыми.
— А ты растишь умственно недоразвитого! Это лучше?

Лучшие учителя в этом возрасте — родители. Если хотите развивать ребенка — ходите с ним в походы и на прогулки, собирайте и разглядывайте травки, записывайте и зарисовывайте. Когда путешествуете — ищите страны и города на карте, отмечайте маршруты. Хотите научить считать — отправляйтесь в магазин и вместе с сыном или дочерью подсчитайте, например, сколько каких конфет можно купить на сто рублей? Все это должно происходить в непрерывном эмоциональном контакте, причем положительном, — так эмоциональное воспитание не будет проходить в отрыве от интеллектуального развития.

Кто-то из моих друзей верно подметил: если ребенок больше обычного скандалит и куксится, значит, ему необходимы новые впечатления — какая-то поездка, поход в зоопарк, в театр или кино. Новые впечатления стимулируют развитие мозга. А «развивалки», на которые ребенка водят, потому что «все хорошие папы и мамы так делают», — нет. Это лишь удовлетворение родительского самолюбия, примитивная дрессировка.

Занятия и игры с родителями должны доставлять радость. А вот если приходится заниматься чем-то неприятным или неинтересным — скажем, ребенок терпеть не может обязательную логопедическую гимнастику, — так это как раз тот самый случай, когда лучше передоверить дело профессионалу. И ребенок будет при нем меньше капризничать, и маме останется то, что приносит и ей, и ребенку радость.

Читайте также:  Показатели развития ребенка детей первого года жизни

Учительствовать родителю не стоит, а вот стать партнером по интеллектуальным играм необходимо. Ведь даже самая нетерпеливая мать не будет обзывать ребенка балбесом, если он не сразу научится играть в лото или шахматы. Любые игры: парочки, домино, бродилки с кубиком, шашки — чрезвычайно важны для эмоционального и интеллектуального развития. Ребенок учится выигрывать, не оскорбляя других, и проигрывать, не теряя достоинства, учится сдерживать эмоции, соблюдать очередь, сравнивать, считать, продумывать ходы — и родители не будут раздражаться, если ребенок им проиграет. Игр сотни, зачем же всегда выбирать самую скучную из них — «подними руку и ответь на вопрос»?

Именно в игре созревает самое главное для школы качество — произвольность, умение делать то, что задали, а не то, что хочется. Если этого нет — нет и готовности к школьному обучению. Готовности к школе научить нельзя, она созревает вместе с ребенком. А родители могут помочь сформировать комплекс знаний об окружающем мире и поддержать ребенка при переходе от дошкольного детства к непростым учебным будням.

Словом, проблема не в том, что интеллектуальное развитие подменяет собой эмоциональное. Проблема в том, что родители сдают ребенка на занятия и умывают руки, считая, что дело сделано, и фактически лишают его жизненно необходимого — общения с самыми важными для него людьми.

Не стоит противопоставлять понятия «учиться» и «играть». Это не противоположности! Даже у взрослых есть такое понятие, как «Деловая игра». Игра — это одна из самых эффективных форм обучения для любого возраста.Автор излишне драматизирует «бесполезность» групповых развивающих занятий. Это тем более не правильно, что они постепенно становятся обязательными даже в России! Во Франции ребёнок обязан ходить в подготовительную группу. Это не зависит от желания родителей.
Другой вопрос — качество такого «обучения». А оно напрямую зависит от профессионализма персонала. Но не секрет, что на такую низкую зарплату идут далеко не самые высокопрофессиональные люди. От сюда и низкий результат.
Учить ребёнка нужно с рождения! Это не обсуждается, это уже давно доказано учёными. Поэтому вопрос не стоит в гамлетовской форме: «Учить — или не учить. Пусть погуляет, пусть будет детство». Вопрос в выборе адекватной и интересной для ребёнка форме обучения. Поэтому, я бы другие акценты расставила в этой статье!
Хорошо, когда ребёнком занимаются родители. Кто же спорит? А деньги для семьи кто будет зарабатывать? То жалкое пособие, которое выделяет государство, не хватит, чтобы котёнка содержать. Родители вынуждены работать. Они молоды, время делать карьеру и у них, по существу, нет выбора — сидеть с ребёнком за свой счёт или пытаться сделать карьеру, заработать денег, и часть денег отдать специалистам, чтобы они готовили к школе.
Остаются ещё дедушки и бабушки. Но это тема совсем другого разговора. Сможет ли бабушка, учившаяся 50 лет назад, понять, к примеру, учебник Репкина по русскому языку?

2014-09-14, BabyCo

Поддерживаю BabyCo! Хорошо когда мама может себе позволить себе сидеть дома и заниматься с ребенком, но за частую это не так, более того, даже если мама сидит дома, то не все мамы горят желанием заниматься с ребенком, проще все свалить на домашние дела и сидеть уткнувшись в ящик, пока чадо занимается самостоятельно (как правило, тоже уткнувшись в ящик!). Это не развитие, и таких семей все больше, если у мамы у самой развитие как у цыпленка, то чему она научит детей? В этих случаях развивалки, курсы подготовки к школе — это выход, и хорошо, если им воспользуются! А так же понятие «произвольность», ну явно не соответствует действительности, произвольность — это из разряда «творю чего хочу», а не то, что сказано) Выбирайте мамы курсы, если вы заняты, если у вас нет педагогического таланта или нет желания, это единственный вариант. Благо — это теперь не проблема, и таких центров в Москве множество, и выбор есть) Я сама не гений педагогики, и четко понимала, что даже если буду целыми днями учить сына читать, то вряд ли привью любовь к этому занятию, поэтому мы пошли в «президентскую школу», они учили, а я следовала их рекомендациям, и как результатам, сын готов к школе, ему нравиться узнавать новое, и нервная система мамы тоже в порядке)

2014-10-21, Ксения Рыжова

Я считаю что нет. В хорошем саду дают достаточно.

Старшего отдавала на подготовку в школу только с целью чтоб он к ней привык, с детьми познакомился, потому что из его сада туда никто не шел
Среднюю не отдавала потому что у них и так половина садиковской группы шло в ту же школу
В первом классе оба были отличники

2015-07-13, Лена Таганрог

Я занималась подготовкой к школе с 4,5 лет. К первому классу дети уже читали, писали, и решали задачи. Конечно я не бросила из и в школе. Автора статьи полностью поддерживаю))) Спасибо

2015-07-12, Polya21

Конечно развивающие игры нужны! это в первую очередь будет давать не развитие, а то, что ребенок будет чувствовать заботу, внимание, что он кому-то нужет

2015-07-15, Hannya

Спасибо за статью! Здравый подход!

2014-08-27, Свет-ОК

Всего 6 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник