Занятия для детей с ффнр ребенку 5 лет

Занятия для детей с ффнр ребенку 5 лет thumbnail

Упражнения по ФФНР

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале

осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и

упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые

звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,

вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже

– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков

элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в

слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;

выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

УПРАЖНЕНИЕ №1 (Узнавание неречевых знаков).

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 2(Узнавание неречевых знаков).

Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний.

УПРАЖНЕНИЕ № 3 (Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру).

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).

Лает собака: АВ-АВ (громко), АВ-АВ (тихо).

Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 4 (Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру).

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет, кричит девочка

А – показывают горло врачу

А – поет певица

А – качаем малыша

А – девочка укололась иголкой

УПРАЖНЕНИЕ № 5 (Различение слов, близких по звуковому составу).

Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания. Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

УПРАЖНЕНИЕ № 6 (Различение слов, близких по звуковому составу).

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак – бак – так

ток – тук – так

бык – бак – бок

дам – дом – дым

ком – дом – гном

моток – каток – поток

батон – бутон – бетон

будка – дудка – утка

нитка – ватка – ветка

клетка – плётка – плёнка

тыква – буква – будка

Примечание: Привоспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они похожи по лексическому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 7 (Дифференциация слогов).

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

та – та – та

та – та – та

та – та – та

па – па – па

па – па – па

па – па – па

ка – ка – ка

ка – ка – ка

ка – ка – ка

фа – фа – фа

ва – ва – ва

ма – ма – ма

на – на – на

ба – ба – ба

га – га – га

УПРАЖНЕНИЕ № 9 (Дифференциация фонем).

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук – хлопком, другим, оговоренным движением либо жестовым символом.

М – корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

Н – телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)

Ф – из маленького шарика выходит воздух (округленные, ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)

П – лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

С– качаем насос (сжатые ладони движутся вниз вверх)

Ц – тише, тише, тишина (палец к губам)

Звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ № 10 (Развитие навыков звукового анализа).

Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5-6 слов с первым звуком И.

УПРАЖНЕНИЕ № 11 (Развитие навыков звукового анализа).

Назвать, последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

УПРАЖНЕНИЕ № 12 (Развитие навыков звукового анализа).

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К«.

Рама – рамка, яма – …, репа – …, вата – …, лапа – …

пена – …, панама – …, лопата – …, картина – …

корзина – …, монета – …, солома – …, чаша – …, репа – …

Читайте также:  Ребенку 5 лет много пьет воды

липа – …, нора – …

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК – АК – АК, вот такой гамак.

ОК – ОК – ОК, вот такой каток.

УК – УК – УК, вот такой индюк.

КА – КА – КА, у Кати мука.

КО – КО – КО, в школе нелегко.

КУ – КУ – КУ, я куплю муку.

Назвать слова со звуком К

УПРАЖНЕНИЕ № 13 (Развитие навыков звукового анализа).

«Нажать» в слове на звук Х, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх, хвост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох,смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Школьники ходили в поход. В походе они видели хаты, охотников с ружьями, маленького хомячка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима.

Выбрать слова со звуком X.

Канат – халат – парад, голод – холод – молод, год – ход – пот, сор – хор – вор, муха – мука – рука, хата – вата – мята.

Источник

Конспект  группового занятия   по коррекции  фонетико-фонематического  недоразвития  речи  у детей  дошкольного  возраста (5 — 6 лет)

Тема: «В гости  к  нам пришёл  Мишка»

Цель: формирование  фонематического  слуха  и  восприятия  у детей  на занятии  по  закреплению  звука [ш];

Задачи: Образовательно-коррекционные:

1) закрепить слуховой  и моторный образ звука [ш]; 2)уточнить  позицию  звука [ш]   в слове (начала, середина, конец);  3)автоматизировать [ш] в слогах и словах.

Воспитательные: 1) воспитывать  желание говорить правильно и красиво; 2)воспитывать  умение  слушать речь другого; 3) воспитывать  у детей  активность  на занятии.

Оборудование: посылка, конверт с письмом, игрушки:  мишка  мягкий;  игрушки  на звук [ш]: машинка, петушок,  груша,  ракушка,  мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка;  картинки  для  артикуляционной  гимнастики, волшебный  мешочек.

Ход занятия

        1.Орг.момент.

-Здравствуйте  ребята!

-Ребята  сели  поудобнее,  глазки закрыли, слушаем тишину.

-Открываем  глаза. Что вы  слышали? Скажите.

-Молодцы. Ваши  ушки  всё  хорошо услышали.

        2.Постановка  цели

Ой, кто-то стучит  в дверь.  Давайте  посмотрим (посылка появляется).

-Посмотрите, нам пришла  посылка, а  что там?

-Ребята, смотрите  вот и письмо. Открываем  письмо, читаем,  что  написано.

-Ребята   в письме  загадка. Слушаем.

        Хозяин лесной

        Просыпается  весной

        А  зимой  под  вьюжный  вой

        Спит в  избушке  снеговой.

-Кто это? (Медведь)

-Правильно угадали, молодцы!

-Ребята  только настоящий  медведь сейчас  спит в берлоге.  Это  его любимая  игрушка:  плюшевый  Мишка (Мишутка).

        -Мишутка  пришёл к нам в гости, хочет послушать, как  вы  хорошо произносите  и слышите  трудный  звук?  Какой?

        -Слушайте:  Мишка, плюшевый, мишутка.

-Какой  звук  я  выделяю голосом?

        Сегодня  мы  будем  стараться  хорошо произносить и слушать звук [ш].

        -А  Мишутка  нам будет помогать.

-Чтобы  правильно говорить, надо потренироваться!

        3.Артикуляционная  гимнастика

-Смотрим  на картинки. Делаем  гимнастику  для  язычка.

Накажем непослушный  язычок

        На губу  язык  клади,

        «Пя-пя-пя»  произнеси,

Мышцы   расслабляются…

        Лопатка  получается…

        Ты  под счёт её  держи

        До пяти…до  десяти

        На  качелях я качаюсь:

        Вверх  и вниз, вверх и вниз,

        Я  до крыши  поднимаюсь,

        А потом  спускаюсь вниз.

        Язык  широкий  положи,

        Его края  приподними,

        Получилась чашечка.

        Подержи  её  немножко.

        4.Артикуляция  звука [ш].

-Молодцы  хорошо  работали.  А  теперь  назовите  звук, который  произносится  вот так:

        -губы  округлены

        -язык  приподнимаем  в  форме   чашечки

        -струя  идёт тёплая

        Это звук [ш].

        Давайте  произнесём  этот  звук.

5.Правильно!  Что вам этот звук  напоминает? (шипение  змеи, гусь шипит, сковорода       жарится…)

        -А  Мишке  что напоминает звук?  В лесу  осенью  под ногами  что у нас?  (шуршание  листвы).

6. Игра  «поймай  звук»

-Ребята  поиграем  с Мишкой  в игру, слушаем звук [ш].

-Когда  услышим  звук [ш] хлопнем  в ладоши и повторим  слог в котором  есть звук [ш].

ШУ, МА, ША,  РО,  ВО,  ШИ,  ЗА,  ЛУ, ШЕ, ТО

        -Молодцы, хорошо работаем. А теперь  будьте   внимательны. Слушаем  в словах. Мишка  будет проверять кто самый  внимательный.

Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги

-Мишке очень понравилось  с вами играть. Он тоже  хлопал  в ладоши и не ошибся. Верно?

        7.Мишка  приглашает  на физминутку

        -Встаём  все, делаем физминутку  и повторяем за мной.

        По ровненькой  дорожке,

        По ровненькой  дорожке

        Шагают  наши ножки, (шагают)

        Раз, два, раз, раз, два.

        По камешкам, по камешкам, (прыгают)

        По камешкам, по камешкам

        В ямку  бух! (сели)

        Вышли из ямки (встали)

        По ровненькой  дорожке,

        По ровненькой  дорожке шагают наши ножки.

8.Молодцы. Хорошо  отдохнули!  Миша  тоже  наш отдохнул.

Миша  хочет поиграть  в игру  «Волшебный  мешочек».

-Смотрите  Мишка  принёс  волшебный  мешочек. Он хочет  поиграть  с  нами.

-Подходим  ко мне, кладём руку  в мешочек и достаём игрушку. Называем   её  правильно,   выговариваем  наш  звук [ш].

(машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка).

-Называем игрушки и  берём их с собой  за стол.

        9.На доске  появляется  поезд.

        -Ребята  посмотрите, что это?  Поезд. Правильно

        -Сейчас мы  поиграем в игру  «Весёлый  поезд». Ваши игрушки  мы  будем  усаживать в поезд. В  голове  поезда  поедут  те пассажиры, в названиях которых  звук [ш] будет  в начале  слова; в  конце  — будут те пассажиры  у которых наш звук  будет в конце слова;   а в середине   поезда – где наш звук будет в середине.

        -Ребята  подходит называем игрушку и усаживаем  в вагон. А Мишка  будет наблюдать  за  вами!

        10.Развитие  мелкой  моторики.

        -За то  что, вы  хорошо играли Миша  вам  принёс  раскраски.

        -Ребята, давайте  назовём  что  нарисовано  на картинках,  правильно  произносим  наш звук.

        -Давайте  раскрасим   наши картинки!

11.Итог занятия!

 Молодцы!  Хорошо  работали  на занятии!   Наш Мишутка   что-то хочет сказать. Он говорит, что  в  посылке  что-то ещё  есть. Смотрите!  За  то что  вы хорошо работали, Мишка  угощает вас витаминами.

Читайте также:  Ребенку 5 лет аденоиды в носу

Источник

Бакулина Анастасия
Конспект индивидуального коррекционного-логопедического занятия с ребенка ФФНР 5 лет

«Звук [Ш]».

Цель: формирование фонематического слуха и восприятия у детей на занятии по закреплению звука [ш];

Задачи:

1. Упражнять в правильном произнесении звука [Ш] в словах и предложениях.

2. закрепление навыка правильного выполнения артикуляционных упражнений;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие фонематического восприятия;

5. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Оборудование: конверт с письмом, предметные картинки, карточки- схемы для определения позиции звуков, предметные и сюжетные картинки, вата, разрезанное на части изображение улыбки, схема слова (полоска белого картона, буква «Ш» из разрезной азбуки, настенное зеркало.

Ход занятия.

. Организационная часть.

Логопед: Здравствуй! Педагог предлагает ребенку открыть конверт, в котором разрезная картинка «Улыбка». Что бы нас не покидало хорошее настроение.

Л:Ой, кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим. К нам в гости пришёл Змееныш и зовут его Шуня, хочет послушать, как ты хорошо произносишь и слышишь трудный звук?

Слушайте: Мишка, кошка, кукушка. Какой звук я выделяю голосом? Сегодня мы будем стараться хорошо произносить и слушать звук [ш].

. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Л: Выполнение упражнений, «инсценируя» органами речевого аппарата сюжет сказки «Теремок».Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Лопата», «Мост», «Парус», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер».

2. Упражнение на развитие воздушной струи.

Л: .Уточнение правильной артикуляции звука в изолированной позиции.

— И вот однажды, в ясную погоду, когда дул теплый ветер, к животным в теремок приполз маленький добрый змееныш, чтобы подружиться с ними (педагог выставляет картинку доброго змееныша). Первым делом он поздоровался. Вспомним, как он это делает.

Ребенок длительно воспроизводит звук [ш]. По необходимости, педагог корректирует звучание.

2. Уточнение правильной артикуляции звука в слогах.

— А потом начал напевать добрые песенки. Ребенок воспроизводит произношение звука в отработанных прямых, обратных и со стечением согласных, слогах.

3. Развитие фонематических процессов. Игра «поймай звук»

-Ребята поиграем с Мишкой в игру, слушаем звук [ш].-Когда услышим звук [ш] хлопнем в ладоши и повторим слог или слово в котором есть звук [ш].

ШУ, МА, ША, РО, ВО, ШИ, ЗА, ЛУ, ШЕ, ТО

Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги

Он тоже хлопал в ладоши и не ошибся. Верно?

4. Лексико-грамматические игры.

Л:Змееныш Шуня принес с собой много картинок. Только запутался и не может выбрать те, в которых есть звук [Ш]. Поможем ему. выкладывает перед ребенком картинки просит ребенка брать из нее картинку, называть и класть под букву «ш», если в ней есть данный звук (в названиях картинок со звуком [ш] он находится в начале слова).

— А теперь с помощью схемы слова определим, где стоит [ш]в этих словах: в начале, середине или в конце (ребенок произносит слово, проводя указательным пальцем по схеме-полоске, определяет место звука в слове, ставит туда букву «ш», проверяет еще раз вместе с педагогом).

4. Физкультминутка.

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, (шагают) Раз, два, раз, раз, два. По камешкам, по камешкам, (прыгают) По камешкам, по камешкам В ямку бух! (сели) Вышли из ямки (встали) По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

5. Формирование умения изменять слова и образовывать грамматические формы.

«Один – много» (кошка – кошки и т. п.). Отработка словоизменения в игре с мячом (педагог бросает мяч ребенку, называя животное в единственном числе, ребенок, возвращая мяч педагогу, воспроизводит слово во множественном числе).

6. «Пальчики здороваются»

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

7. Игра в кубик

Л: На гранях кубика разное количество точек. Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на кубике. Придумай слово,где есть звук «Ш».

8.«Волшебный куб»

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

9. «Сосчитай до 5»:

плюшевый мишка –

плюшевый капюшон –

плюшевая шапка –

3. Заключительный этап

10. Итог занятия

Л: — Слова, с каким звуком принес нам змееныш? Назови, какие запомнил?

Источник

Упражнения по ФФНР

Работа  по  формированию  фонематического  восприятия  в  самом  начале

осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных  игр  и

упражнений у детей развивают  способность  узнавать  и  различать  неречевые

звуки.

    Дети должны в играх научиться различать высоту, силу  и  тембр  голоса,

вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

    Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.  Позже

– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего  этапа  работы  является  формирование  у  детей  навыков

элементарного звукового  анализа:  умения  определять  количество  слогов  в

слове; отхлопывать  и  отстукивать  ритм  слов  разной  слоговой  структуры;

выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

УПРАЖНЕНИЕ №1 (Узнавание неречевых знаков).

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить зву чание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 2 (Узнавание неречевых знаков).

Перед ребенком  выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу  ножницами,  рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможнос тей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражне ние проводится до стойкой дифференциации звучаний.

Читайте также:  У ребенка 5 лет моча мутная с осадком

УПРАЖНЕНИЕ № 3 (Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру).

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети:  АУ (громко),  АУ (тихо).  

Лает собака: АВ-АВ (громко), АВ-АВ (тихо).

Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 4 (Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру).

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспро извести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет, кричит девочка

А – показывают горло врачу

А – поет певица

А – качаем малыша

А – девочка укололась иголкой

УПРАЖНЕНИЕ № 5 (Различение слов, близких по звуковому составу).

Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеле ный – и предлагает игру: если ребенок услышит правиль ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про износит звукосочетания. Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

УПРАЖНЕНИЕ № 6 (Различение слов, близких по звуковому составу).

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак – бак – так

ток – тук – так

бык – бак – бок

дам – дом – дым

ком – дом – гном

моток – каток – поток

батон – бутон – бетон

будка – дудка – утка

нитка – ватка – ветка

клетка – плётка – плёнка

тыква – буква – будка

Примечание: При воспроизведении слов необязательно зна ние понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они похожи по лексическому составу, не содержат труд нопроизносимых звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 7 (Дифференциация слогов).

Воспроизведение  слогового  ряда  со  сменой  ударного слога:

та – та – та

та – та – та

та – та – та

па – па – па

па – па – па

па – па – па

ка – ка – ка

ка – ка – ка

ка – ка – ка

фа – фа – фа

ва – ва – ва

ма – ма – ма

на – на – на

ба – ба – ба

га – га – га

УПРАЖНЕНИЕ № 9 (Дифференциация фонем).

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук – хлопком, другим, оговоренным движением либо жестовым символом.

      М – корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

Н – телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)

Ф – из маленького шарика выходит воздух (округленные, ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)              

П – лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

С – качаем насос (сжатые ладони движутся вниз – вверх)

Ц – тише, тише, тишина (палец к губам)

Звуковой ряд:    А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ № 10 (Развитие навыков звукового анализа).

Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, иг рушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5-6 слов с первым звуком И.

УПРАЖНЕНИЕ № 11 (Развитие навыков звукового анализа).

Назвать, последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, бу кеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, кака ду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

УПРАЖНЕНИЕ № 12 (Развитие навыков звукового анализа).

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук  К».

Рама – рамка, яма – …, репа – …, вата – …, лапа – …

пена – …, панама – …, лопата – …, картина – …

корзина – …, монета – …, солома – …, чаша – …, репа – …

липа – …,  нора – …

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК – АК – АК, вот такой гамак.

ОК – ОК – ОК, вот такой каток.

УК – УК – УК, вот такой индюк.

КА – КА – КА, у Кати мука.

КО – КО – КО, в школе нелегко.

КУ – КУ – КУ, я куплю муку.

Назвать слова со звуком К

УПРАЖНЕНИЕ № 13 (Развитие навыков звукового анализа).

«Нажать» в слове на звук Х, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх,  хвост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Школьники ходили  в поход. В походе они видели хаты, охотников с ружьями, маленького хомячка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима.

Выбрать слова со звуком X.

Канат – халат – парад, голод – холод – молод, год – ход – пот, сор – хор – вор, муха – мука – рука, хата – вата – мята.

Источник