Занятие методика развития речи ребенка раннего возраста

Тема: «Методы и приемы развития речи детей раннего возраста»

Речь -форма общения (коммуникации) людей посредством языка.

Язык – лексические, фонетические и грамматические средства для общения. Развивая речь, человек овладевает различными видами речевой деятельности, механизмами речи и разнообразными языковыми средствами. К средствам развития речи относятся:

обучение в процессе общения;

культурная языковая среда;

художественная литература;

разнообразные виды искусства. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании развития межличностных отношений.

База для последующего развития красивой, правильной, выразительной речи закладывается ещё у дошкольников. Это объяснятся тем, что в таком возрасте формируются многие психические функции. Если ребёнок пропустил этап становления речи в дошкольном возрасте или у него по какой-то причине отсутствовало речевое общение – этот пробел восстановить не удастся. Поэтому, на главный план выходит – развитие речи. Развитие речи начинается с первых дней жизни ребенка. Формирование навыков правильной связной речи происходит одновременно с развитием физических и умственных способностей и происходит по двум основным направлениям: применение языка в практической деятельности, что способствует расширению речевых возможностей;

во время специально организованного обучения.

Детский сад – время роста возможностей малыша. Речь ребенка под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. В группе раннего возраста инициативность речи ребенка, частота и содержательность возникают в игре со сверстниками и взрослым, и развитие речи такого возраста характеризуется быстрым запоминанием новых слов, подражанием взрослому, достаточным уровнем понимания речи.

Развитие речи. Цель — научить ребенка правильно и понятно излагать свои мысли на родном языке, используя устную речь.

Задачи:

— обогащать и активизировать словарный запас;

— формировать грамматический строй речи;

— воспитывать звуковую культуру;

— знакомить с художественной литературой;

— развивать связную речь.

Осуществляя руководство развитием речи, педагог использует методы и приемы развития речи.

Выделяют три группы методов

— наглядные,

— словесные,

— практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов,

рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для

закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения, хороводные игры.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры. Продуктивные методы в группе раннего возраста практически не используются.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

— словесные,

— наглядные

— игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Ознакомившись с методами и приемами, можно сделать вывод о том, что чем богаче развивающая предметно – пространственная среда, тем интенсивнее будет развиваться речь детей. Дидактические пособия, иллюстрированные картины, дидактический материал помощник номер один в организации качественных занятий. К таким пособиям можно отнести и лэпбук.

Лэпбук это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Более всего это тематическая папка.

Лэпбук является современным средством, которым пользоваться стали совершенно недавно и не все даже слышали о нем. Это интерактивное пособие, переоценить возможности которого, просто невозможно.Каждый лэпбук уникален. Кроме того, что при рассматривании этого средства обучения у ребенка закрепляются знания о теме лэпбука, при игре с лэпбуком у ребенка развивается мелкая моторика рук, так как при изготовлении данного пособия не ограничивается материал для его изготовления. Лэпбук может иметь различные материалы, такие как, бумага бархатная и обычная, пуговки и блестки, ленточки, вата и другой самый разнообразный материал.

Считается, что лэпбук показан детям с 5-ти летнего возраста. Это можно оспорить, потому что выбор развивающих задач может быть разным. Дети раннего возраста очень любопытны, любое новшество захватывает их и от восторга они готовы воспринимать большой объем информации. Отличие детей младшего возраста от детей 5 –ти летнего возраста и детей более старшего возраста заключается в том, что малыши быстро утомляются.

Читайте также:  Центр улыбка ребенка развития в москва

Поэтому игра не должна быть затянувшейся.Так же игра с лэпбуком должна контролироваться воспитателем, в силу возраста ребенка и для успешного обучения теме воспитатель выстраивает игру самостоятельно.

В группе раннего возраста актуальны лэпбуки на тему животные, насекомые. Транспорт, названия предметов мебели, одежды, профессии людей. Лэпбук будет успешно тренировать запоминание геометрических фигур. Формировать умения отличать цвета, находить и отличать времена года.

При игре с лэпбуком просматриваются методы и приемы развития речи. Так как лэпбук пособие наглядное, с малышами педагог обязательно проговаривает отдельные моменты, а значит – словесный метод присутствует, а так как это игра, практический метод тоже есть. Трудно представить другое пособие, функциональность которого будет столь же велико.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно пространственной среде:

* информативен;

* полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

* пригоден к использованию одновременно группой ребят;

* обладает дидактическими свойствами;

* является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

* вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

* его структура и содержание доступны возрасту;

* обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Лэпбук «Эти удивительные профессии» воспитывает в детях умение сопоставлять, находить лишнее и общее. Развивает память, внимание, тренирует усидчивость. Помогает формированию всесторонне развитой личности.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания. Это действительно современное средство для развития речи детей раннего возраста.

Используемая литература.

1. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Москва . Владос 2001. 272 стр.

2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2012.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.

4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Просвещение. 1978. 158 стр.

5. Литвинова М. Ф. физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. Москва. Айрис-пресс.2005. 288 стр.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, . Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва « Мозаика-синтез» 2014, 352 стр.

Интернет ресурсы:

https://lib.sportedu.ru/.

Источник

Конспекты

по развитию  речи с  детьми раннего  возраста

Конспект   по развитию речи с детьми  раннего возраста

на тему: «Одежда для куклы Кати»

Цель: уточнить представление детей об одежде, назначении вещей.

Задачи: побуждать детей  формировать представление о зиме: на улице холодно, идет снег, дети катаются на санках; люди  надели  зимнюю одежду: шубу, валенки, шапку варежки; воспитывать аккуратность и последовательность в процессе одевания зимней одежды.

Предварительная  работа: рассматривание  сюжетных  картин о зиме.

Оборудование: кукла  Катя. Зимняя одежда: куртка, шапка, штаны, варежки, кофта, сапоги, стол, стул, кровать, зеркало.

Методы: словесные (стихотворение), наглядные, практические.

Словарная работа: имена существительные – куртка, шапка, штаны, варежки, кофта, сапоги, одежда; имена прилагательные – желтая, красная, синяя, зеленая, нарядная, аккуратная; глаголы – надеть, снять, наряжать, купить.

Индивидуальная работа: поощрение.

Ход деятельности

    1.Организационный момент: (дети сидят на  стульчиках, выполняют  движения  со  словами)

Мы руки поднимаем,

Мы  руки опускаем,

Качаем  головой,

И дружимся  с тобой.

Молодцы!

Посмотрите, кукла спит в  кроватке,  давайте  разбудим  нашу  куклу,  потому что пора  вставать, умываться, одеваться, завтракать и  идти гулять.  Давайте  скажем  ей  ласковые  слова: « Проснись  куколка», «Проснись Катя» (дети  проговаривают  хором, затем  каждый по  очереди). Кукла  просыпается, затем предлагаю детям  последовательно  одеть куклу, умыть причесать, завязать ей  бантик, посмотреться в  зеркальце. Вот кая наша кукла стала  красивая.

       2. Основная часть:

Ребята сегодня  на  улице очень  холодно,  идет  снег. Дети катаются  на  санках. Люди  одели  теплую  одежду. Наша  кукла  хочет пойти  на  улицу. Давайте  поможем  ей  одеться. Что  мы  одеваем, когда  идем гулять? (ответы  детей) Молодцы  правильно. Ребята  скажите, что  мы  с  вами  одеваем  сначала, а  что  потом?  ( ответы детей) молодцы. Подвожу детей к   самостоятельному подбору  предметов одежды  для  зимней прогулки: шуба, шарф, варежки, шапка и т.д.

В процессе  одевания  отрабатывается навык  аккуратности и последовательности.

Раз, два, три, четыре, пять.

 Собираемся  гулять,

Завязали Катеньки,

Шарфик  полосатенький,

Катя саночки берет.

И на  горочку  идет.

3.Заключительная часть:

Игра с куклой.

Итог  занятия

Конспект   по развитию речи с детьми раннего возраста

на  тему «Маша  растеряша».

Цель: Побуждать выполнять  элементарные  инструкции, обусловленные ситуацией; развивать координацию движений.

Задачи:  развитие дифференциации слухового и зрительного восприятия; развитие общей моторики, координации речи с движением, развитие звукоподражаний; продолжать обучать пониманию предложений, содержащих глаголы повелительного наклонения; формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание ; воспитывать  терпение и наблюдательность
Предварительная  работа: рассматривание  сюжетных  картин о зиме.

Индивидуальная работа: поощрение.

Методы: словесные (стихотворение), наглядные, практические

Оборудование: сюжетная картинка «Катя в нарядном платье»; одежда; бубен.

Ход деятельности

     1.Организационный  момент:  (дети сидят на  стульчиках) предлагаю  детям  послушать  сказку. «Сказка про красное платье в белый горошек». Рассказываю детям сказку, и демонстрирует иллюстрацию.
«Мама купила Кате нарядное платье в белый горошек. На платье был воротничок и большие белые кармашки. Катя пришла в детский сад, как раз к завтраку. За столом она вертелась, болтала с Аришей и поэтому сначала уронила на платье ложку каши, потом булку с маслом. Платье сразу стало не таким нарядным. А когда во время обеда Катя пролила на него ложку борща и уронила котлету, платье стало просто не узнать. Оно стало жирным и разноцветным от пятен.
Перед тихим часом Катя повесила платье на стульчик. Заснув, она увидела сон:
— Фу! Какое ты грязное! — сказало Аришкино платье, которое было не очень нарядное, но зато чистое и аккуратное.
— Бр! Какое ты жирное! — сказала Кирюшина клетчатая рубашка.
— Что же мне теперь делать? — спросило Катино платье.
— А ты стань черным, и тогда на тебе не видно будет грязи, — сказали Илюшины штаны.
— И пусть эта неряха всегда ходит в черном,- сказало Аришино платье.
Когда Катя проснулась, она подбежала к стульчику и облегченно вздохнула, увидев свое грязное красное платьице. С этого дня Катя стала аккуратной девочкой и больше никогда не пачкала свою одежду».

Читайте также:  Развитие личности ребенка в процессе воспитания в школе

      2. Основная  часть:
Затем  задаю вопросы: «Где Катя? Покажи. Где платье? Покажи. Где воротник? Покажи. Где кармашки? Покажи».
      Подвижная игра «Платье»
Воспитатель произносит текст и выполняет движения, а дети подражают ему, договаривая слова и словосочетания.

  Это платье для Наташки,
(Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе).
Красные горошки.
(Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах).
А на платье два кармашка,
(«Рисуют» на животике два кармашка).
Спрячем в них ладошки.
(Прикладывают обе ладошки к животику).
Упражнение «Поручение»
Воспитатель предлагает ребенку показать одежду: «Где платье? Покажи колготки. Где штанишки? Покажи кофту». И т.д.
После этого дает поручение: «Возьми платье и положи его на стул. Возьми штанишки и одень на куклу. Возьми кофту и повесь ее на стул». И т.д..
          3. Заключительная часть:

     Упражнение «Солнце или дождик»
Говорю детям, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. В это время воспитатель звенит бубном. Затем он говорит, что погода испортилась, пошел дождь. Теперь педагог стучит в бубен и говорит, чтобы дети подбежали к нему — спрятались от дождя.  

    Итог  занятия

Конспект   по развитию речи с детьми раннего возраста

на  тему «Помоги Танечке».

Цель:  Отрабатывать навык  последовательности одевания на прогулку.

Задачи:  различать предметы  одежды  по названию, развивать наблюдательность, внимательность, воспитывать аккуратность. Формировать  представление о времени года- зима; идет снег; дует ветер; холодно, развивать тактильную память; воспитывать наблюдательность, дружеские  взаимоотношения.

Предварительная  работа: рассматривание  сюжетных  картин о зиме, рассматривание одежды  на картинках, наблюдение за прохожими.

Методы: Художественное слово, игровой прием, повторение, показ,

Индивидуальная работа: поощрение.

Оборудование: кукла, одежда: колготки, штаны, шуба, варежки, шарф, сапоги; предметные  картинки — сарафан, футболка, босоножки, кепка, краски, одежда — юбка, платье, брюки, варежка.

Ход деятельности

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Посмотрите в окно, как там красиво. Падает снег, люди спешат на работу. На улице стало холодно и все надели шапки, валенки, шубы. Все на улице покрыто снегом.

Дети наблюдают за происходящим на улице.

    2.Основная часть

Педагог: Ой, ребята, к нам кто-то стучится, пойду я посмотрю. (вношу куклу.) Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Таня. Но она почему-то сильно дрожит. Она замерзла!  Ребята, как вы думаете, почему она замерзла? (Потому что она пришла к нам в одном тонком платьице) А можно ли гулять в тонком платье сейчас? Какое сейчас время года? Зима. Ребята, Таня не умеет одеваться, и поэтому она замерзла. Давайте мы её научим.

Дети: Давайте.

Педагог: Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Он где-то спрятан, давайте его найдем.

(Дети с воспитателем ищут сундучок, находят и ставят на стол.) Открываю сундучок, внутри одежда.

Педагог: Ребята, что это?

Дети: Одежда.

Педагог: выкладываю одежду, и показывает её детям. Дети называют, что это за вещь. (Колготки, штаны, кофта, шапка, шарф, варежки, шуба.)

     Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Посмотрите на картинку. Что перепутал художник? Какую одежду носят летом в теплую погоду? Какую одежду носят зимой, когда холодно?

Педагог: Ребята, давайте покажем кукле Тане, как мы одеваемся.

Дети: Давайте.

     Физкультминутка «Зимушка-зима»

Наденем на ножки

Теплые сапожки.

(наклоняются, указывают на ноги)

Этот – с правой ножки,

(«надевают сапожок» на правую ногу)

Этот – с левой ножки.

(«надевают сапожок» на левую ногу)

На руки – рукавички,

(поднимают руки вверх)

Теплые сестрички.

(крутят ладошками)

В эту – правый кулачок,

(показывают правую руку)

В эту – левый кулачок.

(показывают левую руку)

Пальтишки меховые,

(надевают пальто)

Сапожки меховые.

(указывают на сапоги, наклоняются)

Педагог: А теперь давайте поможем кукле Тане одеться на прогулку.

Дети: Давайте.

Педагог: Что мы оденем кукле первым? (Колготки.) Правильно, молодцы!

– Что наденем потом? (Штаны.)

– А что мы надеваем после штанов? (Кофту.) Хорошо.

– А после кофты наденем шапку? (Да.)

– А после шапки наденем варежки? (Нет, надо надеть шубу.) Молодцы.

– Егор, что ты оденешь кукле после шубы? (Валенки.) Правильно!

– А что мы наденем после валенок? (Шарф и варежки.) Молодцы.

(Дети вместе с педагогом одевают куклу по названной последовательности.)

Воспитатель: Вот мы и одели куклу Таню на прогулку. Молодцы, ребята!

Пальчиковое рисование «Раскрась одежду»

А теперь раскрасим теплую одежду для куклы Тани и ее подружек. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе модель одежды и раскрасить ее с помощью пальчиковых красок.

Молодцы, красивая, теплая одежда получилась. Ребята мы учили куклу Катю одеваться, а теперь она посмотрит, как вы сами умеете одеваться.

3.Заключительная  часть: Таня одета, говорит нам :» Спасибо! «и пойдет гулять с нами на прогулку. Пойдемте дети одеваться на прогулку.

 Конспект   по развитию речи с детьми раннего возраста

на  тему «Устроим кукле комнату».

Цель: уточнить представление детей о мебели, ее назначении.

Задачи: уточнить знания детей о мебели; закрепить знания о частях тела человека; активизировать словарь: стол, стул, кровать, комната, спать, устала. Стимулировать использование в речи простых предложений; воспитывать заботливое отношение к кукле. 

Предварительная  работа: рассматривание  сюжетных  картин.

Методы: Художественное слово, игровой прием, повторение, показ,

Индивидуальная работа: поощрение.

Оборудование:  кукольная мебель: стол, стул, кровать (кровать застлана), кукла Катя.

Ход деятельности

1.Организационный  момент

Дети сидят на  стульчиках в  центре  детский  стол.

2.Основная часть

Здравствуйте, дети! Посмотрите, кто к нам пришел. Это кукла. Давайте спросим у куколки, как ее зовут. (Дети спрашивают). Куколку зовут Катя. Здравствуй, Катя! (Дети повторяют.) Скажите, Катя большая или маленькая? (маленькая). А дети большие или маленькие? (большие). Покажите, какие вы большие. А какая Катя маленькая? (Дети показывают.) Посмотрите, что это у Кати? (ручки). А у вас есть ручки? Где они? А это что у Кати? (ножки). А где ваши ножки? Давайте научим Катю топать ножками.

Физминутка

Катя, Катя, маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой. (Имитация движений куклы.)

Ходила, ходила Катя — устала. Где же ей отдохнуть? Где у Кати домик? (нет). Давайте сделаем Кате комнату у нас в группе. Вот здесь. (Ставлю ширму.) Заходи сюда, Катя, вот твоя комната. Позови ее, Таня. Только на чем наша куколка будет сидеть? Что ей нужно? Верно, стульчик. Дай, Федя, стульчик. Скажи, Леша: «Садись, Катя».

Читайте также:  Значение пения для развития ребенка

А как же Катя будет кушать, на что она тарелочку поставит? Правильно, нужен столик. Принеси, Юля, стол. Скажи: «Вот тебе, Катя, стол». Как хорошо, теперь у Кати есть что? (стол, стул). А где же наша куколка будет спать? Да, нужна кроватка. Даня, дай Кате кроватку. Скажи: «Вот тебе, Катя, кровать». Устала куколка, нужно ее спать уложить. Лена, уложи Катю спать. Вот так, на подушечку головой, одеялом укрой. А мы скажем: «Баю-бай, баю-бай, спи, Катюша, засыпай». Пока наша куколка спит, мы пойдем погуляем.

3.Заключительная часть

Игра «По ровненькой дорожке». Давайте посмотрим, спит наша Катенька или нет. (Дети смотрят.) Скоро она проснется и захочет кушать. Нужно приготовить для Кати обед. (Перевожу детей в кукольный уголок, начинаем готовить обед — занятие закончено.)

 Программное содержание.

1. Уточнять знания детей о некоторых предметах мебели и их назначении, учить правильно называть разные предметы мебели и их детали, понимать обобщающее слово мебель.

2. Формировать грамматический строй речи: совершенствовать умение употреблять простые предлоги.

3. Развивать зрительное внимание, зрительную память, формировать предпосылки для развития логического мышления.

4. Развивать ручную моторику, точность движений.

Материал.

Фланелеграф, игрушки для фланелеграфа: зайка, лиса, домики, пенек, кубики, мелкие игрушки для обыгрывания постройки, картина «Девочка играет в кукольном уголке», игрушечная мебель, картинки: стол, стул, кресло, шкаф, кукла, для аппликации: картинка «Комната», наклейки: кот, собака, клетка с птичкой, мишка.

Ход занятия

I. Показ начала сказки «Заюшкина избушка» на фланелеграфе.

Педагог. Давайте поможем зайке, построим для него домик. А что должно быть в доме, чтобы там было удобно жить?

Дети. Нужны стул, стол, кровать — мебель.

Педагог. Давайте построим зайке мебель из кубиков.

II. Постройка мебели из кубиков и обыгрывание построек.

Педагог. Какую мебель мы построили для зайки? (Дети называют предметы мебели, сажают на стул зайку, ставят на стол игрушечную посуду и т. п.)

III. Физминутка под музыку «Зайка».

Педагог. Зайка говорит вам «спасибо» и хочет с вами потанцевать. (Дети произвольно двигаются под музыку.)

IV. Рассматривание картины.

Педагог (демонстрирует картину, задает вопросы, при необходимости помогает с ответами). Посмотрите на картинку, у девочки тоже есть кукольная мебель. Что делает девочка? Куда она положила куклу? А где она будет кормить куклу? Куда посадит куклу? Куда поставит кукольную тарелку? Что это? Зачем нужен шкаф? А что стоит в этом шкафу? Как называется шкаф для посуды? Кукла может сидеть на стуле, а может и на…

Дети. Кресле, диване.

Педагог. Давайте посмотрим, что есть у стула?

Дети. Ножки, сиденье, спинка.

Педагог. А что есть у стола?

Дети. Ножки, столешница.

Педагог. Мы с вами делали мебель из кубиков, но можно сделать стол и стул из наших ладошек..

V. Пальчиковая игра.

Педагог.

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул, на удивление.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

(Дети ставят четыре пальчика (кроме большого) на стол, словно ножки стульчика, ладошка параллельна поверхности стола)

VI. Игра «Четвертый лишний».

Педагог. Посмотрите на картинки, что здесь лишнее? Стол, стул, диван — это мебель, а кукла — игрушка.

VII. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Педагог. Вот этот лист бумаги будет комнатой (выставляет на лист игрушечную мебель). Какую мебель я поставила в комнате? Закройте глазки, а теперь откройте и скажите, чего не стало.

VIII. Дидактическая игра «Где спрятался мишка». (Дети по указаниям педагога должны найти плюшевого

Шишку под стулом, на столе, за диваном.)

IX. Аппликация «Рассадим зверей».

Педагог. Посмотрите, на картине нарисована комната. Какая мебель стоит в этой комнате? Давайте посадим кота на кресло, а собачку — под стол. Клетка с птичкой будет стоять на столе, а рядом со стулом поставим мишку. (Дети наклеивают изображения.)

Цветные дорожки к домикам кукол

Занятие по формированию сенсорных эталонов

Программные задачи: продолжать учить детей различать и называть два цвета: красный и синий. Развивать артикуляционный аппарат детей; активизировать словарь: синий, красный. Учить отвечать на вопросы полным простым предложением; воспитывать интерес к совместной игре со сверстниками.

Материалы и пособия: две куклы — Катя в красном платье, с красным бантом и в красных туфельках, Таня во всем синем (куклы могут быть нарисованы). Таня — большая, Катя — маленькая. Наборы кирпичиков красного и синего цветов, два домика: красный поменьше и синий побольше для фланелеграфа.

Ход занятия

Стоит домок-теремок. Он не низок, не высок. Посмотрите, какой нарядный домик. Это у домика крыша. Какого она цвета? Да, синяя. А это что? Правильно, окно. Какого цвета? Тоже синее. А что это вокруг домика растет? Верно, цветы. Какого они цвета? Правильно, тоже синие.

А на другой полянке еще один домок-теремок стоит. Посмотрите, какой красивый. Что это у домика? Крыша. Какого она цвета? Да, красная. А это что? Окно. Какого цвета? Красного. А что растет вокруг этого домика? Верно, цветы. Какого цвета? Красные. Красный домик большой, а синий какой? Точно, маленький.

Давайте спросим: «Кто, кто в этих домиках живет? Кто, кто с нами песенки поет?» Какие песенки? Давайте споем. (Дети поют: а-а-а, о-о-о, у-у-у.) Услышали нас куколки-подружки, подружки-веселушки и вышли из своего домика. Здравствуйте, куколки! (Дети здороваются.) Спроси, Катя, у куколки, как ее зовут. (Дети спрашивают.) Эту куколку зовут Катя. Посмотрите; какая она нарядная. Какого цвета платье у Кати? А туфельки? А бантик ?

А как эту куколку зовут? Спроси, Артем. Эту куколку зовут Таня. Она тоже очень красивая. Какого цвета платье у Тани? А туфельки? А бантик? Посмотрите: Катя — маленькая, а Таня? (Верно, большая.)

Пошли куколки гулять и заблудились. Не могут пройти к своим домикам. Давайте построим для них дорожки. Для Кати построим дорожку из этих кубиков. Какого они цвета? Правильно, красные. К какому домику пойдет; красная дорожка? Да, к красному. Помоги, Алиса, Кате дойти до красного’ домика. А из этих кирпичиков для кого будем дорожку строить? Верно, для Тани. Какого цвета кирпичики? (Таня тоже приходит к своему домику.) Пришли куколки домой и стали у своих пальчиков спрашивать, где они были.

Игра с пальчиками «Пальчик-мальчик».

Источник