Замедленная речь у ребенка 5 лет

Замедленная речь у ребенка 5 лет thumbnail

Брадилалия – это патология, при которой ребёнок говорит очень медленно. Специалисты квалифицируют её как нарушение темпа и ритма речи, носящее несудорожный характер. Брадилалия проявляется в качестве:

  • самостоятельного расстройства. Такой тип патологии свойственен для медлительных, чрезмерно спокойных и вялых детей;
  • симптома заболевания. Ребёнок может начать страдать от брадилалии из-за приобретённой или врождённой умственной отсталости, при дистрофических или органических поражениях ЦНС, после перенесённых инфекционных заболеваний. В этом случае у ребёнка наблюдается замедление не только речи, но и движений. Малыши плохо говорят, быстро устают, чувствуют слабость и заторможенность.

Специалистами различаются разные степени брадилалии. В некоторых случаях ребёнок говорит слегка медлительно, что практически незаметно для окружающих людей. При более тяжелых степенях патологии могут наблюдаться проблемы с адаптацией в социуме, задержки в развитии. Мозжечковую брадилалию относятся к отдельной категории. Она характеризуется скандированной речью.

Признаки брадилалии

Наличие брадилалии у ребёнка можно установить по присутствию вербальных и невербальных симптомов. В первом случае наблюдается:

  • замедление разговорной речи;
  • возникновение задержек между словами и звуками во время того, как ребёнок говорит (малыш может растягивать гласные);
  • монотонность голоса, произношение звуков «в нос», гнусавость;
  • растягивание слогов и звуков (хотя дети говорят все слова абсолютно правильно);
  • медлительность ребёнка при чтении и письме.

К невербальным признакам относятся:

  • нарушения мимики и моторики;
  • невнимательность, заторможенность и плохая координация;
  • ухудшение внимания, памяти и мыслительных процессов;
  • сложность при переключении с одного занятия на другое (для ребёнка также может быть характерно повторение одного и того же движения);
  • замкнутость, молчаливость и очень сложная адаптация.

Если ваш ребёнок медленно говорит, то это может быть просто проявлением его темперамента. Однако родители не должны игнорировать данную проблему. Обращение к специалистам для коррекции патологии позволит ребёнку избавиться от брадилалии и вести полноценную жизнь.

Причины возникновения

Дети говорят очень медлительно по самым разным причинам. К основному фактору развития брадилалии относят усиление тормозных процессов, которые со временем начинают преобладать над возбудительными. Логопеды разделяют физиологические и психологические причины патологии.

Ребенок может унаследовать брадилалию, приобрести в результате перинатального поражения центральной нервной системы. Также она является симптомом:

  • олигофрении;
  • болезни Паркинсона;
  • травмы головного мозга;
  • менингита;
  • депрессивного расстройства;
  • опухоли головного мозга;
  • энцефалита.

Дети говорят размеренно и очень медленно из-за отсутствия обучения речи или подражая близкому человеку. Патология также может развиться из-за снижения умственных функций и психической заторможенности. Очень часто брадилалия появляется у флегматичных детей. Такой ребёнок от природы заторможен и медлителен.

Диагностика брадилалии

img-vpravi-dlya-viraznogo-chitannya-ta-movlennya.jpg

Родители ребёнка, который говорит медленно, должны обратиться за помощью к специалисту. Комплексное обследование может потребовать участия невролога, психиатра, логопеда и психолога. Для выявления физиологических причин речевой патологии используются инструментальные исследования. Ребёнку могут быть назначены:

  • МРТ головного мозга;
  • ПЭТ;
  • реоэнцефалография;
  • ЭЭГ и т. д.

Помимо того ребёнка осматривает логопед. Он проводит диагностику речи, чтобы установить степень брадилалии и подобрать эффективный метод коррекции.

Коррекция речевой патологии

Если ребёнок медленно говорит из-за физиологических нарушений, то терапия нацелена на ликвидацию основного заболевания. В первую очередь лечение предполагает нормализацию работу ЦНС. Комплексная терапия может включать:

  • приём медикаментозных средств. Для ребёнка подбираются укрепляющие и стимулирующие препараты, а также витаминные комплексы. Активно используются лекарственные средства с глютаминовой кислотой;
  • лечебную физкультуру. Очень эффективны водные занятия, плавание, массаж и физиотерапевтические процедуры;
  • консультации с психотерапевтом. Также возможны занятия с психологом для преодоления эмоциональных проблем. Ребёнок, который медленно говорил в течение долгого времени, мог отдалиться от социума и потерять уверенность в себе;
  • развивающие игры. Ребёнку будут полезны занятия, улучшающие моторику, мимику и эмоциональность речи. Например, детям помогают уроки по актёрскому мастерству и выступления на сцене. Ребёнку также необходимо больше читать, отгадывать загадки, учить и петь ритмичные песни;
  • ручной труд. Собирание конструктора, вышивание и другие занятия помогают развить мелкую моторику. Темп речи ребенка улучшается при разучивании танцевальных движений. Не будут лишними занятия физкультурой и спортом.

Безусловно, ребёнок, который очень медленно говорит, нуждается в помощи квалифицированных педагогов и логопедов. Это одна из наиболее важных частей лечения.

Как проходят занятия с педагогом?

Для ребёнка, страдающего замедлением речи, наиболее эффективным методом коррекции является логоритмика. На занятиях малыши бегают, маршируют или выполняют другие физические упражнения под ритмичную музыку. Также проводятся игры, сопровождающиеся произнесением различных предложений и слов.

Речь ребёнка на занятиях с педагогом стимулируется постепенно. Занятия по коррекции включают четыре основных этапа.

  1. Педагог проговаривает очень простое предложение, например «са-са-са по лесу идёт лиса». При этом он задаёт темп при помощи хлопков, постукиваний по столу или движений руками. Ребёнку необходимо повторить предложение несколько раз. Темп, который задаёт педагог, постепенно увеличивается. Поэтому ребёнку приходится говорить фразу всё быстрее и быстрее.
  2. Ребёнку предлагается выучить несколько простых стихотворений. Затем он должен быстро проговаривать строчки из них. Если ребёнок уже знает стихи, то можно использовать его любимые.
  3. На третьем этапе ребёнку необходимо научиться не только быстрому темпу речи, но и её выразительности. Поэтому на занятиях дети говорят по ролям, разыгрывая отрывки из сказок.
  4. На последней стадии дети учат скороговорки. Это позволяет ребёнку закрепить приобретённые в ходе коррекции навыки.
Читайте также:  Выкройка варежки для ребенка 5 лет

Своевременное выявление брадилалии у ребёнка даёт возможность приступить к коррекции. Комплексный подход к устранению патологии позволяет добиться хороших результатов. Однако помимо занятий ребёнку требуется помощь родителей. Они должны внимательно следить за тем, чтобы малыш снова не начал говорить медленно. Рекомендуется повторять стихи и скороговорки дома.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев прогноз при брадилалии благоприятный. Особенно, если родители своевременно заметили, что ребёнок медленно говорит, и обратились за помощью к специалистам. Однако после успешной коррекции не стоит ослаблять бдительность. В качестве профилактики рекомендуется:

  • вести здоровый образ жизни и следовать рекомендациям врачей во время беременности;
  • оберегать ребёнка от черепно-мозговых травм и инфекционных заболеваний;
  • поддерживать режим дня и питания;
  • следить за тем, чтобы ребёнок развивал речь, и заниматься с ним;
  • разговаривать с малышом, учить стихи и песни.

Далеко не всегда медлительная речь является симптомом заболевания. В большинстве случаев достаточно занятий с педагогом. Поэтому не стоит очень переживать при появлении признаков брадилалии. Но если вы волнуетесь за своего малыша, то обратитесь в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные педагоги помогут скорректировать речевое нарушение.

Источник

речевое развитиеТемп речи является одним из выразительных средств устной речи, он
зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых
звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и
предложениями.  Нормально говорящий человек произносит за одну секунду
от 9 до 14 звуков, при убыстрении темпа речи возможно произнесение 15-20
звуков в секунду, но произношение не теряет своей ясности и
разборчивости.

Нарушение темпа речи — это чрезмерное замедление речи и
такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят
быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные
процессы и контроль за своей речью. Если в семье преобладает быстрая,
торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном
возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый
темп речи приводит к возникновению заикания.

В процессе развития речи
быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может
привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей
неряшливости в речи.

Тахилалия
— патологически ускоренный темп речи, при котором вместо 10-12 звуков в
секунду произносится 20-30. Речь отличается неудержимой
стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства
речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки
слогов, слов, неясность произношения фраз… Однако при привлечении
внимания к речи запинки исчезают.

В
зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности
симптоматики. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых
ситуациях, общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в
моменты возбуждения, спора.

Тахилалия
часто сопровождается нарушениями общей моторики, психических процессов,
эмоционально-волевой сферы, вегетативной нервной системой. Поэтому
преодоление тахилалии следует начинать с нормализации общих движений:
замедления их темпа, тренировки координации, формирования ритмичности,
плавности.

Причины и механизмы тахилалии тщательно исследовались, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания.
D. Weiss считает ускоренную речь органически обусловленным нарушением
центрального речевого механизма. Значительную роль в этом он отводит
наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи
с заиканием. М. Зееман в 1950 г. высказал мнение о том, что ускоренная
речь возникает при неправильной функции экстрапирамидной системы.

М.
Е. Хватцев основной причиной тахилалии считал врожденную
речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую,
неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного
исправления быстрой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки
моторного и акустического восприятия, лежащие в основе тахилалии. Г.
Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие нарушения
восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие
того, что мысли мчатся чрезвычайно быстро и одно понятие вытесняется
следующим раньше, чем первое может быть произнесено. М. Недолечны считал
причиной ускоренной речи недостаточность артикуляции, поскольку больные
испытывают трудности при произношении необычных и длинных слов.

Речевая
симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками:
ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится
20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается
неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться
расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания,
перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения
фраз и т. д. При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией
происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней
речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих,
запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике тахилалии
интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в
многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное
слово или словосочетание, название из нескольких слов и т. д.
произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения
выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых
артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить
тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние
коры головного мозга на течение речи.

Читайте также:  Чем удивить ребенка на день рождения 5 лет дома

Наряду
с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней
речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое
слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На
письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов.
Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по
написанию.

У
человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и
стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка,
гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отмечается даже во время
сна (дети мечутся в постели). Внимание неустойчивое, переключаемость с
объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной, слуховой и
моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее
артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко
возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции:
покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость
рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными.
Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что
отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности.

Брадилалия
— неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность
голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков
речи.

Брадилалия
может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в
клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в
неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при
дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы,
травмах, опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается с
брадикинезией (замедленностью всех движений) астенизацией, общей
заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.

Как
самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц
флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с брадилалией особенности
речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной
формой речи.

Речевая
характеристика (симптоматика) брадилалии многообразна: замедленность
темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов
чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное
замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое
произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

Звуки
и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях,
хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими
паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться
артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов или
слов.

При
брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну
и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок. Музыкальный акцент
меняется и при произношении отдельных слогов, высота голоса колеблется
кверху или книзу.

Дети с брадилалией
произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных
звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с
окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания,
неприятные ощущения и утомление.

Указанные
выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в
диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста,
рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не
способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова
правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более
фразы.

Неречевая
симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики,
тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения
замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему,
наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и
психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия,
внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с
трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не
сразу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к
стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

При
слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы
самими детьми не замечаются. В более тяжелых случаях появляется
осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания.

Заикание (логоневроз),
т. е. нарушение ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного
сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи
(экспрессивная речь) является одним из самых распространенных
расстройств в детском и подростковом возрасте (у 70-90% пациентов оно
начинается в 2-4-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи).

Нужна консультация невролога? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник

Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…

Нормы речевого развития

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.

задержка речевого развития у детей 5 лет

Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:

  1. Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
  2. Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
  3. Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  4. Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
  5. Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
  6. Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
  7. С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.
Читайте также:  Сколько раз можно отжиматься ребенку 5 лет

Причины

Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:

  1. Нарушение звукопроизношения.
  2. Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
  3. Темп и ритм речи нарушены.
  4. Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.

ребенок 5 5 лет плохо разговаривает рекомендации логопедов

Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.

  1. Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
  2. Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.

Что должно беспокоить

Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.

игры развивающие для детей 5 6 лет

Что должно беспокоить родителей:

  1. У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
  2. Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
  3. Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
  4. В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.

Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.

Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.

Способы коррекции

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.

задержка речевого развития у детей 5 лет

Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.

Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:

  1. Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
  2. Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
  3. Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
  4. Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
  5. Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
  6. Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
  7. Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
  8. Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
  9. Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
  10. Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.

Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:

  1. Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
  2. Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
  3. Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
  4. Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
  5. Учите стихи с ребенком.
  6. Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х — 3-х лет.
  7. Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.

Когда обращаться к логопеду

  • Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
  • Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
  • Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
  • В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
  • Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».

ребенок 5 5 лет плохо разговаривает

  • Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
  • Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.

Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.

Источник